ЭКОНОМИКА И ПРАВО
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
125
2017. Т. 27, вып. 1
УДК 343.1
А.А. Перевощикова
ОСНОВЫ ПСИХОТЕХНИКИ ДОПРОСА СВИДЕТЕЛЯ КАК УЧАСТНИКА УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА
В статье раскрывается содержание основных психологических и тактических приемов, способствующих достижению следователем цели установления по расследуемому им уголовному делу истины и виновных в совершении конкретного преступления лиц посредством такого следственного действия, как допрос свидетеля - участника уголовного судопроизводства. Указывается, что процессуальный порядок допроса участников уголовного судопроизводства и оформления его результатов обстоятельно урегулирован соответствующими статьями УПК РФ и в основе своей он единый. Различия проявляются лишь в том, что представляет собой участник уголовного процесса с позиции его процессуального статуса (свидетель, обвиняемый и т.д.) и с позиции возрастной и психологофизиологической составляющих, а также в содержании показаний допрашиваемых лиц. Отмечается влияние на результативность допроса многих объективных и субъективных факторов.
Ключевые слова: уголовное дело, свидетель, психотехника допроса как следственного действия.
Нет ни одного уголовного дела, по которому не проводилось бы такого следственного и судебного действия, как допрос. Его субъектами практически могут быть любые участники уголовного процесса как со стороны обвинения (потерпевший, гражданский истец и др.), так и со стороны защиты (подозреваемый, обвиняемый, гражданский ответчик и др.), а также лица, не имеющие и не преследующие каких-либо процессуальных интересов при производстве по уголовным делам, но в силу субъективных, а чаще объективных обстоятельств ставшие обладателями определенной доказательственной информации по тому или иному расследуемому или разрешаемому в суде уголовному делу (свидетели, специалисты, эксперты, понятые, переводчики и др.). В ситуации, когда должностные лица органов правосудия и правоохранительной деятельности становятся обладателями доказательственной информации по уголовному делу, они становятся обладателями процессуального статуса свидетеля и в качестве такового могут быть подвергнуты допросу.
Процессуальный порядок допроса участников уголовного судопроизводства и оформления его результатов обстоятельно урегулирован соответствующими статьями УПК РФ (см.: ст. 173-174, 189-191, 275-282) и в основе своей он единый. Различия проявляются лишь в том, кем является участник уголовного процесса с позиции его процессуального статуса (свидетель, обвиняемый и т. д.) и с позиции возрастной и психологофизиологической составляющих и, конечно, в содержании показаний допрашиваемых лиц. Что касается лиц (дознавателей, следователей, судей и т. д.), расследующих или рассматривающих в судебном заседании уголовное дело, то перед ними всегда стоит одна задача - получить от допрашиваемого правдивые показания о ставших ему известными обстоятельствах данного уголовного дела. «Сортировка» и оценка сообщаемой допрашиваемым информации о её отношении к подлежащим доказыванию по уголовному делу обстоятельствам (ст. 73 УПК РФ) - это прерогатива допрашивающего (следователя, судьи и т. д.).
На результативность допроса оказывают влияние многие объективные и субъективные факторы. К первым относятся практически все явления окружающего нас мира: время допроса как с позиции его приближенности ко времени воспринимаемого события (согласно ч. 3 ст. 164 УПК РФ «производство следственного действия в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательств»); обстановка допроса (производится ли допрос в рабочем кабинете следователя в условиях отсутствия так называемых посторонних людей или в присутствии таковых); используются ли во время допроса технические средства и т. д.
Что касается субъективных факторов, то их возможный «набор», значительно шире и разнообразнее. При этом большинство из них связано с тем, что психологи называют психотехнологией или психотехникой, под которой понимаются «научно обоснованные психологические средства, приемы и операции при выполнении действий и деятельности»1. Человек создан для совершения определенных, целенаправленных действий. Допрос и есть одно из таких действий, заключающихся в получении и фиксации в установленном уголовно-процессуальном порядке и форме от соответствующих из
1 Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста. М.: Юрайт, 2000. С. 6.
2017. Т. 27, вып. 1
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
числа указанных выше участников уголовного процесса показаний о фактах и обстоятельствах, имеющих или могущих иметь значение для установления истины по расследуемому или рассматриваемому судом уголовному делу.
При производстве допроса определенное значение имеет каждая из составляющих психотехники: используемые допрашивающим психологические средства, способы и приемы, включая психологию общения с допрашиваемым; психотехника разговора (речи) и поведения. Причем каждая из составляющих психотехники должны быть отличаться высоким профессионализмом и глубокой нравственностью, человеколюбием.
Все это предъявляет определенные требования к допрашивающему. Прежде всего отметим необходимость самым тщательным образом готовиться к каждому допросу. Речь не только о том, что допрашивающий должен хорошо знать материалы уголовного дела: что уже достигнуто и посредством каких доказательств, насколько они приблизили дело к цели расследования или судебному рассмотрению; какие, когда и каким образом предстоит совершить еще процессуальные действия для получения приближающих к цели доказывания доказательств, составить необходимый для достижения этого план предполагаемых действий. Все изложенное является составными частями производства допроса и получили должное освещение в юридической литературе. Но как совершенно правильно заметил профессор О.Я. Баев, «допрос - сложнейшее психологическое взаимодействие, а иногда, скажем прямо, психологический поединок в борьбе за искомую следователем информацию, а в поединке "дуэлянт" должен в совершенстве владеть своим оружием, в нашем случае его оружием является имеющаяся, относящаяся к личности допрашиваемого и предмету допроса информация»2. Изучение личности допрашиваемого предполагает знание о том, каков его образ жизни и темперамент (холерик или меланхолик, сангвиник или флегматик), какие у него психические и(или) физические заболевания, каково состояние его здоровья на данный момент, каков уровень общей культуры, насколько он привязан к семье и детям, его отношение к жизни вообще и т. д. Нетрудно заметить, что все это и многое другое характеризующее жизнь человека нужно учитывать при производстве по уголовному делу в целом, при допросе любого человека в частности. На наш взгляд, тактика допроса любого участника уголовного процесса органично включает и то, что составляет психотехнику допроса. В дальнейшем сосредоточим основное внимание именно на наиболее значимых, как нам представляется, положениях психотехники допроса свидетеля.
Допрос свидетеля производится, как правило, в служебном кабинете следователя. Закон не препятствует производству допроса свидетеля по месту его нахождения (например, в больнице). Несовершеннолетнего свидетеля вообще желательно допрашивать в привычном для него месте (дома, в школе). При этом если допросу подвергается свидетель в возрасте до шестнадцати лет, участие педагога или психолога при допросе является обязательным. Вопрос об участии в допросе законного представителя несовершеннолетнего свидетеля решает следователь. Для этого ему необходимо изучить, что какова так называемая семейная обстановка. Если дома, например, отец часто наказывает семилетнего сына ремнем, то образ ремня постоянно будет перед глазами ребенка, и в присутствии отца он просто может замкнуться либо сказать неправду.
При допросе взрослого свидетеля в служебном кабинете следователь должен подготовить помещение так, чтобы оно располагало к свободному общению между участниками допроса.
Плохо, когда отдельные следователи даже не отвечают на приветствие допрашиваемого, а сразу показывают свою «власть» приказанием садиться на отведенный для свидетеля стул, а сами вальяжно разваливаются в своем служебном кресле. Отторжение между участниками допроса уже произошло и на доверительное общение рассчитывать не приходиться. Все должно происходить доброжелательно, в рамках требований закона.
Назвав причину вызова на допрос, следователю надлежит в тактичной форме разъяснить требования закона об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний по ст. 307 и 308 УК РФ; дать свидетелю расписаться в подтверждение того, что его предупредили о данной уголовной ответственности, и предложить рассказать все известное об обстоятельствах уголовного дела, по которому он вызван на допрос в качестве свидетеля.
Не следует перебивать свидетеля во время его рассказа. И не надо смотреть на свидетеля недоверчивым взглядом. Свидетель может почувствовать недоверие со стороны следователя к его словам, что может привести к нежеланию свидетеля говорить правду, рассказать все так, как ему запомни-
2 Баев О.Я. Тактика следственных действий. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2012. С. 242.
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
Основы психотехники допроса свидетеля.
127
2017. Т. 27, вып. 1
лись те или иные обстоятельства в момент, когда, к примеру, он стал очевидцем преступлением. Свидетель в лице следователя должен видеть доброжелательного человека, стремящегося к установлению всего, что имело место во время совершения преступления.
Следователю нет необходимости останавливать или перебивать свидетеля во время рассказа об известных ему по делу обстоятельствах, чтобы что-то уточнить. Законодатель разрешает применять технические средства для записи показаний свидетеля (ст. 166,190 УПК РФ).
Сказанное, вместе с тем, не исключает применения следователем такого психотактического средства (приема), как наблюдение за поведением допрашиваемого: как свидетель входит в служебный кабинет, во что он одет, какова его походка, как он садится на предложенный стул, как отвечает на вопрос о том, по какому поводу он пришел к следователю, как отвечает на вопросы биографического характера, как он берет бумагу и излагает свои показания, внимательно или небрежно прочитывает все записанное в протоколе допроса и т. д. Все эти особенности поведения допрашиваемого позволяют опытному следователю определить степень желания или нежелания свидетеля давать показания, сообщать правду обо всем, что ему известно по уголовному делу либо что-то утаить, исказить. Причину настороженного поведения свидетеля следователю бывает установить нетрудно, взглянув, к примеру, в глаза допрашиваемого, являющиеся своеобразными «индикаторами» мыслей свидетеля, поскольку, как считают не только психиатры, но и большинство людей - «глаза есть зеркало души».
При получении и оценке показаний допрашиваемого надлежит учитывать множество и других юридически значимых субъективных факторов: зависимость качества сообщаемой информации от объекта и условий его восприятия, физического и (или) психического состояния воспринимающего, органов чувств и памяти самого свидетеля и многих других субъективных факторов, например, приходилось ли свидетелю ранее входить в помещение полицейского участка и то, как встретил его следователь. Неприветливое, безразличное отношение следователя к свидетелю способно вызвать у последнего нежелание давать развернутые показания (до встречи со следователем свидетель намеревался изложить все известное ему по делу подробно, обстоятельно). На содержание показаний свидетеля негативное влияние оказывает и контроль следователя за тем, что и как излагает в протоколе допроса свидетель, это может привести к искажению его показаний.
Нежелательны и повторные вопросы к свидетелю, особенно если они необоснованны необходимостью установления новых, ранее не известных фактов об обстоятельствах дела. Снова может повториться своеобразный «подстрой» к тому, что желательно для следователя, избранному им направлению расследования уголовного дела.
Положительное влияние оказывают действия следователя по так называемому оживлению памяти свидетеля, направленные на вспоминание забытого. Успех такого приема зависит, как правило, от того, относится ли допрашиваемый к категории добросовестных свидетелей, особенно тех, кто искренне желает помочь следствию, либо, напротив, когда перед следователем оказывается недобросовестный свидетель.
Положительно влияет результаты допроса свидетелей, когда следователь делает кратковременные перерывы в допросе, но продолжает наблюдать за поведением свидетеля. Польза от них в том, что, во-первых, это может способствовать уменьшению у допрашиваемого психологической напряженности, в которой он находился во время допроса; во-вторых, даст возможность свидетелю вспомнить имеющие отношение к предмету допроса факты и обстоятельства.
Психотехнология (психотехника) допроса свидетеля, как и любого следственного действия, включает множество других, кроме указанных нами выше приемов, связанных с использованием речевых и неречевых средств, с особенностями культурно-образовательного уровня участников, поведения в социуме, характер общения, обусловленный особенностями темперамента, состояние здоровья и многими другими факторами. Люди обладают индивидуальными физическими и психологическими свойствами, учесть все бывает просто невозможно. Можно вести речь лишь об основных, наиболее ярких параметрах. Многие из них получили свое освещение в процессуальной, психологической, нравственно-этической, криминалистической литературе3 и достаточно успешно используются
3 См.: Уголовно-процессуальное право Российской Федерации / под ред. И. Л. Петрухина и И.Б. Михайловской. М., 2010. С. 392-398; Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 2001; Мицуч П. Как проводить деловые беседы. М., 1987; Столяренко А.М. Указ. соч. М., 2000; Баев О.Я. Тактика следственных действий. Воронеж, 2012. С. 32-71, 218-319; Галиахметов М.Р., Зинатуллин З.З. Профессиональная этика и служебный этикет. Ижевск: Изд-во ИжГТУ им. М.Т. Калашникова, 2016.
2017. Т. 27, вып. 1
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
в практической деятельности. Работа следователя над познанием содержания и возможностей психотехнологии (психотехники) допроса свидетеля, как и любого следственного действия, должна продолжаться каждодневно.
Поступила в редакцию 02.11.16
A.A. Perevoshchikova
FUNDAMENTALS OF THE PSYCHOTECHNICS OF INTERROGATION OF WITNESSES AS PARTICIPANTS IN CRIMINAL PROCEEDINGS
The article reveals the contents of the main psychological and tactical methods helping the investigator to achieve the goal of establishing the truth and the perpetrators of the crime under investigation by an investigative action such as the questioning of a witness - a party to the criminal proceedings. It is stated that the procedural order of questioning participants in criminal proceedings and of registering its results is thoroughly regulated in the relevant articles of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation, and is basically uniform. The only differences are what the party to the criminal proceedings is from the perspective of its procedural status (witness, defendant, etc.) and from the perspective of age and psychophysiological components, and what the content of the testimony of persons under interrogation is. The impact on the effectiveness of the interrogation of many objective and subjective factors is pointed out.
Keywords: criminal, witness, psychotechnics of interrogation as an investigative action.
Перевощикова Александра Алексеевна, аспирант
Perevoshchikovа A.A., postgraduate student
ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) Universitetskaya st., 1/4, Izhevsk, Russia, 426034