Научная статья на тему 'Основы психопрофилактики и психокоррекции стресса у сотрудников (военнослужащих)'

Основы психопрофилактики и психокоррекции стресса у сотрудников (военнослужащих) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2163
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мельников В. И., Столяров А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы психопрофилактики и психокоррекции стресса у сотрудников (военнослужащих)»

Пспхопого-педагогическая коррекция состояний

ОСНОВЫ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ И ПСИХОКОРРЕКЦИИ СТРЕССА У СОТРУДНИКОВ (ВОЕННОСЛУЖАЩИХ)

Канд. психол. наук В.И.Мельников

Начальник института А.А.Столяров

Новосибирский военный институт

Проблема адаптации человека к критическим факторам среды постоянно привлекает людей. Интерес современной психологической науки к этой проблеме постоянно возрастает в связи с ростом так называемых болезней стресса, особенно у лиц, профессиональная деятельность которых осуществляется в опасных условиях, сопровождаемых возникновением и развитием негативных эмоций, сильных переживаний, а также перенапряжением физических и психических функций.

В большинстве случаев эти воздействия приводят к ухудшению функционального состояния, изменению личностного статуса, нарушению профессиональной эффективности и безопасности труда, развитию психосоматических заболеваний. Характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием экстремальных условий жизнедеятельности, является стресс. Этот термин широко используется в ряде областей знаний, именно поэтому в него вкладывается разное содержание, в зависимости от причин возникновения такого состояния, механизмов его развития, особенностей проявления и последствий.

В Советском энциклопедическом словаре стресс определяется как “состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий, а адаптационный синдром (общий адаптационный синдром) — как совокупность защитных реакций человека или животного (преимущественно эндокринной системы) при стрессе. В адаптационном синдроме различают стадии тревоги (мобилизующие защитные силы), резистентности (приспособление к трудной ситуации), и истощения (при сильном и длительном стрессе может закончиться смертью). Концепции адаптационного синдрома и стресса выдвинуты Г. Се лье”. Канадский ученый Г.Селье, который ввел понятие стресса в физиологию, называл вредные стимулирующие условия стрессорами, а состояния, вызванные у животных

стрессорами, т.е. реакции на воздействие извне, — стрессом.

В современной научной литературе термин “стресс” применяется, по крайней мере, в трех значениях. Во-первых, понятие стресс может определяться как напряжение или возбуждение под влиянием любых внешних стимулов или событий. В настоящее время эти стимулы и события чаще стали называть “стрессорами”, “стресс-факторами”. Во-вторых, стресс может относиться к субъективной реакции, и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояния напряжения и возбуждения. Это состояние интерпретируется как эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления, происходящие в самом человеке. Такие процессы могут содействовать развитию и совершенствованию функциональных систем, а также вызывать психическое напряжение. Наконец, в-третьих, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие. Функцией этих физических реакций, вероятно, является поддержка поведенческих действий и психических процессов по преодолению этого состояния.

Наиболее существенным для психологического стресса является наличие в стрессовой реакции эмоции или включение в нее мотивации, вызывающей эмоцию. Главное, что обусловливает стресс “психического порядка”, это эмоциональный настрой личности по отношению к стрессору: стресс может возникнуть и под влиянием сильных положительных эмоций. Одна и та же ситуация может вызывать различные психические состояния у разных людей.

Параллелизм между психологическим и физиологическим стрессом заключается в том, что, как тот, так и другой порождают очень сходные физиологические реакции. Важным различием является то, что психологический стресс не всегда приводит к ожидаемым реакциям, ответ на угрозу может быть самым разнообразным: страх, гнев, ступор, депрессия, различные висцеральные изменения, ухудшение показателей деятельности. В этом и заключается особенность проявления психологического стресса.

Дать общее (универсальное) определение стресса затруднительно. Во-первых, это понятие все более приобретает характер междисциплинарного, возрастает степень его обобщенности. Во-вторых, понятие “стресс” очень емкое, по уровню обобщенности оно стоит в одном ряду с такими понятиями, как адаптация, болезнь, здоровье.

В то же время, изучив имеющуюся научную литературу, мы даем определение: стресс — это эмоциональное психическое напряжение, влияющее на адаптацию и продуктивность выполняемой деятельности, на активность, отношения личности к себе, окружающим и социальной среде.

У сотрудника ОВД (военнослужащего) очень часто могут быть состояния, сигнализирующие о наличии в организме внутреннего напряжения. Такое состояние, как правило, тяготит, и человек начинает искать причину. Лишь сознательная оценка способна перевести эти сигналы из сферы эмоциональной (чувства) в сферу рациональную (разум), что дает возможность достичь психосоматического равновесия и тем самым ликвидировать нежелательное состояние.

Шеффер перечислил признаки стрессового напряжения:

1. Невозможность сосредоточиться на чем-то.

2. Слишком частые ошибки в работе.

3. Ухудшается память.

4. Слишком часто возникает чувство усталости.

5. Очень быстрая речь.

6. Мысли часто улетучиваются.

7. Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).

8. Повышенная возбудимость.

9. Работа не доставляет прежней радости.

10. Потеря чувства юмора.

11. Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.

12. Пристрастие к алкогольным напиткам.

13. Постоянное ощущение недоедания.

14. Пропадает аппетит — вообще потерян вкус к еде.

15. Невозможность вовремя закончить работу.

Используя данный тест, военнослужащий

(сотрудник ОВД) может сам оценить свое состояние, внести коррективы в свою деятельность, спланировать посещение психолога.

Стрессогенных ситуаций очень много, но люди либо не распознают симптомов стресса, либо не знают каким образом можно избавиться от него. Напряжение, таким образом, “встраивается” в систему нашей личности и никак о себе не напоминает, пока с системой не происходит что-то и мы не заболеваем.

Имеется множество методик определения уровня стресса, но в данном случае мы приводим методику, которую разработали Хомис и Рейх. Они установили, что заболевание часто возникает под воздействием стресса. Результатом исследований стала приведенная ниже шкала, связывающая силу стресса с тем или иным событием в жизни человека:

Смерть мужа или жены — 100.

Развод — 73.

Проблемы, связанные с разделом имущества бывшими супругами — 65.

Смерть близкого члена семьи — 63.

Судебный приговор — 63.

Болезнь или травма — 53.

Женитьба (замужество) — 50.

Потеря работы — 47.

Выход на пенсию (отставка) — 45.

Проблемы со здоровьем в семье — 44.

Беременность — 40.

Сексуальные проблемы — 39.

Серьезные перемены на работе — 39.

Финансовые проблемы — 38.

Смерть близкого друга — 37.

Проблемы, связанные с налогами на недвижимость — 31.

Натянутые отношения с родственниками мужа или жены — 29.

Эмоциональное напряжение, вызванное теми или иными личными достижениями — 28.

Возвращение жены на работу (уход жены с работы) — 26.

Начало (или прекращение) учебы — 25.

Изменение уровня жизни — 25.

Трудности в отношениях с работодателями — 23.

Перемена места жительства — 20.

Изменение в режиме отдыха — 19.

Понижение банковских ссуд — 17.

Изменение в режиме сна — 16.

Менее тесное общение со своей семьей — 15.

Изменение режима питания — 15.

Рождественские хлопоты — 12.

Волнения, связанные с бюрократической волокитой — 1.

В результате ими был сделан вывод, что обследуемые, у которых сумма выборов превышает 160 баллов, имеют высокий шанс заболеть в течение последующих шести месяцев.

Традиционным способом борьбы со стрессами во врачебной практике являются транквилизаторы и антидепрессанты. Однако ни один из этих препаратов не является специфическим средством против симптомов. Все они имеют побочные действия и производят то или иное разрушительное воздействие на здоровье пациентов.

Учитывая такое действие лекарств, можно рекомендовать сотрудникам (военнослужащим) другой способ снятия стресса, а именно — проведение психокоррекции и выведения личности на новый уровень адаптации.

Существует множество методик психокоррекции стресса, использующих то, что было накоплено человечеством в процессе развития общественной практики, культуры, межличностных отношений.

Под коррекцией стрессовых состояний личности мы понимаем:

1. Системную интеграцию личности как способ борьбы со стрессом.

2. Формирование психологической готовности к стрессу, условий формирования готовности саморегуляции.

3. Определение задач эмоциональной саморегуляции.

4. Выделение принципов организации и проведения коррекции стресса.

Каждый сотрудник должен знать, что стресс снимается посредством воздействия психологических механизмов снятия стресса:

когнитивных: отвлечения; принятия стресса как чего-то неизбежного (философия стоизма); диссиму-ляция стресса; придания стрессу значения и смысла

(отношение как к вызову судьбы, проверке стойкости духа); самоуважения;

эмоциональных: переживания протеста; противостояния стрессу; эмоциональной разрядкой (отреа-гирование плачем); изоляцией; пассивным сотрудничеством — передачей ответственности психологу; покорностью, фатализмом; самообвинением; злостью, раздражением; сохранением самообладания, самоконтролем;

поведенческих (саморегулятивных): отвлечением (обращением к деятельности); альтруизм (забота о других); активным избеганием в коррекцию; компенсацией (покупкой для себя...); конструктивной активностью — удовлетворением давней потребности; уединением; активным сотрудничеством.

Природные механизмы стресса, как установлено, обладают гибкостью. Их можно усовершенствовать, развить, усилить.

В научной литературе предлагается большое количество методик коррекции стресса, но мы рассмотрим, на наш взгляд, наиболее приемлемые и эффективные.

Например, можно превращать стресс в шутку.

Сегодня, конечно, каждому известно, что расслабление считается наиболее эффективным средством против хронических стрессовых симптомов. Между тем непросто бывает “отключиться”, когда стресс оказывается слишком сильным: в этом случае он не исчезает и в драгоценные минуты отдыха. Отсюда представляется логичным проводить “обработку” стресса непосредственно в момент возникновения. Тогда переключение на расслабление происходит значительно легче.

От чрезмерных напряжений сотрудник может избавиться, выполняя следующие условия:

— работать не более восьми часов ежедневно;

— иметь, по меньшей мере, полтора выходных дня каждую неделю;

— время, отведенное для обеда, должно быть не меньше часа — желательно есть не спеша и тщательно пережевывать пищу;

— культивировать привычку слушать медитативную расслабляющую музыку;

— научиться входить в измененное состояние сознания (ИСС). Делать это каждые два-три часа по две минуты, если вы чувствуете некоторое перенапряжение. Находясь в ИСС, попытаться “перенестись” в приятное для вас место и на какое-то время задержаться в нем;

— развивать у себя привычку к медленной ходьбе и неторопливым разговорам;

— улыбаться и проявлять как можно больше бодрости при встречах с людьми;

— отводить себе время для ежегодных каникул или отпуска, когда вы можете выбросить из головы все, что вас беспокоит;

— регулярно упражняться на воздухе, при этом ваше дыхание должно быть достаточно глубоким;

— попробовать придерживаться более ритмичного режима питания;

— обратиться за консультацией к психотерапевту, если у вас существуют проблемы в сфере сексуальных отношений;

— если работа не приносит удовлетворения, подумать о возможных альтернативах и, найдя приемлемый вариант, смело менять работу;

— заполнить свой досуг каким-либо творческим занятием;

— делать регулярный массаж, заниматься йогой или присоединиться к “группам здоровья”;

— сосредоточиться на настоящем и не “зацикливаться” на прошлом или будущем, тем более, если оно уменьшает ценность настоящего;

— работать систематически, не начинать очередную работу, не завершив предыдущего;

— ставить перед собой разрешимые задачи и, достигнув цели, отметить свой успех и поздравить себя с ним;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— проявлять свои чувства открыто, а когда это невозможно, пытаться избавиться от напряжения, связанного с этим ограничением;

— не прибегать к наркотикам или к постоянной поддержке других людей, чтобы справиться с собственными проблемами. Брать ответственность за свои действия на самого себя;

— не играть в игру “поиск виновного”.

Являются также действенными психогигиеническими и психопрофилактическими средствами стресса такие методы:

1. Релаксационные техники:

— визуализация пространственно-временных событий, когда вы чувствовали себя совершенно расслабленными и спокойными;

— медитация, ориентированная на достижение определенного состояния с использованием собственного “измерителя” стрессов;

— отделение себя от стрессового состояния (техника “экранного расщепления”);

— техника усиления собственного “Я”.

2. Нейролингвистическое программирование с использованием гипноза.

Если наше поведение в какой-то ситуации усиливает напряжение внутри нас, можно предположить, что это поведение не является оптимальным в данной ситуации. И тогда необходимо изменить способ, которым мы реагируем на эту ситуацию. Изменение осуществляется методом, который известен под наименованием рефрейминга. Рефрейминг — это вхождение в контакт с той частью сознания, которая вызывает в вас напряжение, мобилизуя ваши возможности в той или иной ситуации.

3. Техники, не использующие измененное состояние сознания.

Сюда относятся методы, которые учат достигать хорошего самочувствия, вызывая позитивные состояния. Занятия йогой и медитацией тоже можно отнести к этому разряду.

4. Анализ.

Анализируя то, что происходит с вами, вы можете обнаружить динамические факторы, которые ответственны за определенные стереотипы поведения. Для продуктивного анализа вы можете перейти в ИСС. Осознание этих факторов может помочь вам преобразовать эти стереотипы, используя рефрейминг.

5. Гештальттерапия.

Может оказаться полезной в приобретении новых поведенческих навыков.

6. Первичная терапия.

Сюда входит техника переживания заново тех или иных событий, что может оказаться весьма полезным для вас.

Необходимо выделить, что в коррекции целесообразно использовать эклектическое направление (синтез из всех моделей всего хорошего), применяя его индивидуально в отношении сотрудников.

Так, для того, чтобы сформулировать принципы психокоррекционных мероприятий, нами проведено экспериментальное исследование обучаемых в военном институте.

Исследование имело цель определить среди курсантов уровень знаний по стрессу. Для этого была разработана анкета: “Изучение стресса”, по которой проводилось обследование военнослужащих первого и третьего курсов обучения.

Из анализа ответов на данную анкету по первому вопросу: “Что Вы понимаете под стрессом, напряжением” курсанты третьего курса ответили: “Такое напряжение, после которого наступает ощущение сильной усталости без каких-либо на то причин физического характера”, “Неспособность контролировать свои эмоции”, “Испытываешь психический дискомфорт”, “Ощущаешь себя не на своем месте”, “Неприязнь к чему-либо, страх”, “Упадок сил, снижение настроения, психологическое расстройство”, “Переутомление”, “Нет желания что-либо делать”, “Не можешь спокойно оценивать ситуацию и управлять своими действиями”, “Состояние, когда человек в силу каких-то неблагоприятных факторов находится во взвинченном состоянии или в состоянии апатии”, “Общефизическое состояние на пределе, апатия и безразличие ко всему происходящему”, “Резкий спад деятельности и настроения в целом”, “Повышенная напряженность, разбитость организма, когда человек перестает бороться со своей проблемой и все пускает на самотек и замыкается в себе”

Курсанты первого курса ответили на данный вопрос следующим образом: “Работа мозга, вызывающего усталость”, “ Я не уверен в себе, волнуюсь, что у меня ничего не получится, все валится из рук”, “Находишься под сильным психологическим напряжением, постоянно думаешь о чем-то страшном”, “Стресс — состояние полной апатии, когда у меня получается не так, как хочется”, “Состояние психики у человека: когда он возбуждается, повышается количество адреналина в крови”, “Не вижу выхода из проблем”, “Тяжело на душе, скованность”, “Это когда у меня учащенное сердцебиение и пульс, я нервничаю”, “Усталость организма, напряжение нервной системы”. На данный вопрос 17% курсантов затруднились с ответом, они ответили: “Не знаю”.

Из данных ответов следует, что курсанты каждый по-своему понимают стрессовое состояние.

На второй вопрос анкеты: “Какие ситуации вызывают у Вас психологическое напряжение? ” испытуемые ответили (%):

1 курс 3 курс

— экзамены 78 56

— учеба 28 17

— наряды 28 11

— диалог со старшим начальником 28 0

— учебные стрельбы 11 6

— выезд в “горячие точки” 6 12

— особенности несения службы 11 0

— все перечисленное выше 1 0

Анализ данных ответов показывает, что психологическое напряжение курсанты испытывают и от учебного процесса (экзамены, учебные занятия, стрельбы) и от особенностей профессиональной деятельности (несения воинской службы, выезда в “горячие точки”, бесед со старшим начальником). В то же время на третьем курсе курсанты уже не волнуются от бесед со старшим начальником, несения службы, меньше думают об учебных занятиях и экзаменах, но они больше начинают думать о выездах в “горячие точки”, т.е. налицо адаптация к учебной деятельности.

На следующий вопрос анкеты: “Как Вы ведете себя в таких ситуациях?” обучаемые ответили:

1 курс 3 курс

— думаю о хорошем 50 0

— успокаиваю себя, стараюсь все взять

под контроль, сконцентрироваться 0 70

— полагаюсь на судьбу 6 6

— стараюсь расслабиться 6 6

— нервничаю 33 18

— не ответил 6 0

Из данных ответов следует, что подавляющее большинство испытуемых в стрессовых ситуациях не падают духом, они стараются успокоиться, думают о хорошем, стараются расслабиться, хотя и нервничают (33% на первом курсе, 18% на третьем курсе), стараются контролировать свои действия. Основной особенностью ответов на данный вопрос является то, что курсанты старшего курса не только успокаивают себя, но и стараются сконцентрироваться, взять все под контроль (70% на третьем курсе, 50% на первом курсе), меньше нервничают, чем курсанты первого курса (33% на первом, 18% на третьем курсе), т.е. они обладают большей адаптационной способностью.

На очередной, четвертый вопрос анкеты: “Какие методы борьбы со стрессом Вы знаете”, курсанты разных курсов выделили:

1 курс 3 курс

— покурить 56 50

— покушать 11 6

— спиртные напитки 17 6

— послушать музыку 72 50

— покричать 11 0

— поговорить с другом 50 50

— побыть одному 39 22

— физические упражнения 22 33

— выполнение специальных методик коррекции стресса 0 0

В данных ответах по знанию методов борьбы со стрессом испытуемые указали различные приемы, но курсанты старшего курса набрали меньше баллов почти по всем показателям, кроме одного: “Физические упражнения” как метод противодействия стрессу занимает у них 33%, тогда как на младших курсах только 22%. Особенностью данных ответов

явилось то, что никто из 120 опрошенных не знают о специальных методах коррекции стресса, его профилактике.

На последний вопрос анкеты: “Нарисуйте напряжение” почти 90% всех испытуемых нарисовали напряжение в виде электрических сил поля, продемонстрировав конкретное мышление.

Проведя такой эксперимент, мы можем сделать выводы:

1. Испытуемые знают о существовании стресса, его действии на человека, но понимают данное влияние каждый по-своему.

2. Каждый из них выбирает свои, ему известные, методы борьбы со стрессом.

3. Никто из испытуемых не знает пути предотвращения (профилактики) и коррекции стресса.

Основываясь на полученных результатах, мы стали информировать военнослужащих о причинах, проявлениях и пагубном влиянии стресса на организм, проводить знакомство наших курсантов с психотехниками самокоррекции стрессового состояния человека и их действием на личность, вырабатывать у них мотивацию на использование данных психологических методов, разработали и внедрили методику по измерению стресса (Задание № 1).

ЛИТЕРАТУРА

1. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. — М.: Политиздат, 1987.

2. Короленко Ц.П. Психология человека в экстремальных условиях. — Л.: Наука, 1978.

3. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. — М.: Изд-во МГУ, 1993.

4. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1979.

Задание №1

да пожалуй, пожалуй, нет да нет

1. Мое сердце бьется учащенно, неравномерно.......................... .... ... ...

2. Моя поза напряжена, руки сжаты в кулаки........................... .... ... ...

3. Я чувствую усталость, переутомление............................... .... ... ...

4. Я сосредоточен и внимателен ...................................... .... ... ...

5. Я ощущаю сильное мышечное напряжение.............................. .... ... ...

6. Мне хочется вступить в противоборство с кем-нибудь

(у меня “чешутся” руки)............................................... .... ... ...

7. Мне хочется остаться одному....................................... .... ... ...

8. Я контролирую всю ситуацию в целом................................ .... ... ...

9. Мое дыхание поверхностно, не хватает воздуха...................... .... ... ...

10. Я становлюсь очень вспыльчивым и агрессивным...................... .... ... ...

11. Мне не хочется активных действий, движений........................ .... ... ...

12. Мне кажется — любые задачи мне по плечу........................... .... ... ...

13. Я испытываю сухость в горле....................................... .... ... ...

14. Я бы с удовольствием посетил тренажерный зал,

сделал пробежку....................................................... .... ... ...

15. Когда я напряжен, я длительное время нахожусь в одной позе..._____ ____ ___ ___

16. Я готов к активной умственной и физической деятельности........... .... ... ...

17. У меня повышенное потоотделение................................... .... ... ...

18. Я рассержен и раздражен и не иду ни на какие компромиссы.......... .... ... ...

19. У меня опущены голова и плечи, немного сгорблена спина............ .... ... ...

20. Цели своей деятельности выбираю без колебаний .................... .... ... ...

21. Когда я напряжен, мое дыхание становится учащенным................ .... ... ...

22. В состоянии сильного возбуждения,

не обдумывая, вступаю в драку ........................................ .... ... ...

23 Мне хочется, чтобы меня оставили в покое........................... .... ... ...

24. Я полностью уверен в достижении своих целей....................... .... ... ...

25. Я чувствую неприятное ощущение в области желудка.................. .... ... ...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Многие люди вызывают у меня неприязнь, раздражение................ .... ... ...

27. Все вокруг мне кажется серым, однообразным ....................... .... ... ...

28. В ситуациях напряжения я становлюсь энергичным

и целеустремленным.................................................... .... ... ...

29. При возбуждении мои мысли и внимание прикованы к тому,

что вызвало стресс.................................................... .... ... ...

30. Я не могу сдержать брань и реакцию угрозы.........................

31. В особых состояниях напряжения у меня возникает

оцепенение и все становиться безразличным ............................ .... ... ...

32. К решению своих задач я приступаю без промедления................. .... ... ...

33. Я не могу сдерживать свои движения (рук и ног).................... .... ... ...

34. Когда я напряжен, мой взгляд прикован к одной точке .............. .... ... ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.