Научная статья на тему 'Основы психологической и педагогической техники в правоохранительной деятельности'

Основы психологической и педагогической техники в правоохранительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
793
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психология / педагогика / коммуникация / речь / общение сотрудников / профессиограмма / выразительность речи. / psychology / pedagogy / communication / speech / communication of em- ployees / job analysis / expressive ntss of speech.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — С. Р. Асянова

На современном этапе развития правоохранительной деятельности изучение коммуникативной составляющей служебных будней сотрудников органов внутренних дел – это уже далеко не эмпирический продукт. Огромный вклад в поддержку развития коммуникативных компетенций вносят такие науки, как педагогика и психология. Автор рассматривает психологическую и педагогическую технику в качестве основных методов формирования навыков вербального и невербального общения сотрудников полиции при решении оперативно-служебных задач. Приведенные в статье виды техник могут использоваться также при обучении курсантов образовательных организаций системы МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — С. Р. Асянова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTALS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TECHNIQUES IN LAW ENFORCEMENT ACTIVITY

At the present stage of law enforcement development, the study of the communicative component of everyday life of employees of internal Affairs bodies is not an empirical product. Such Sciences as pedagogy and psychology make a huge contribution to the development of communicative competences. The author considers psychological and pedagogical techniques as the main methods of forming skills of verbal and non-verbal communication of police officers in solving operational tasks. The types of techniques given in the article can also be used in teaching cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «Основы психологической и педагогической техники в правоохранительной деятельности»

2. Калинин Р. Э., Баринов Е. Х. Судебно-медицинская оценка безопасности медицинской помощи: новые требования и новые вызовы // Медицинское право: теория и практика. 2018. № 1.

3. Кирова Т. А., Куранов В. Г. К вопросу о конкретизации мер уголовной ответственности медицинских работников // Медицинское право: теория и практика. 2018. № 2.

4. Ковалев А. В. Порядок проведения судебно-медицинской экспертизы и установления причинно-следственных связей по факту неоказания или ненадлежащего оказания медицинской помощи: методические рекомендации (утв. Минздравом России 21.06.2017). М.: ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Минздрава России, 2017.

5. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. Десятый пересмотр (МКБ-10, 1СЭ-10) // СПС «Гарант».

6. Налётова Д. М., Борисов А. В. О применении «Стандарта экспертной диагностики» в рутинной судебно-медицинской практике // Медицинское право: теория и практика. 2018. № 1.

7. Пиндюрин К. Е. Необходимость уголовной ответственности медицинских работников: сравнительный анализ ситуации в России и Великобритании // Медицинское право: теория и практика. 2018. № 2.

8. Расследование преступлений, совершенных медицинскими работниками по неосторожности (ятрогенных преступлений): учебно-методическое пособие / под ред. А. М. Багмета. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018.

© Васильченко А. В.

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК [316.77+37.01]:351.74.078(470)

С. Р. АСЯНОВА, преподаватель кафедры педагогики и психологии в деятельности сотрудников органов внутренних дел Уфимского юридического института МВД России, кандидат педагогических наук (г. Уфа)

S. R. ASYANOVA, teacher of the Chair of Pedagogic and Psychology in the Activity of Employees of the Internal Affairs bodies of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia, Candidate of Pedagogical sciences (Ufa)

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

FUNDAMENTALS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TECHNIQUES IN LAW ENFORCEMENT ACTIVITY

Аннотация. На современном этапе развития правоохранительной деятельности изучение коммуникативной составляющей служебных будней сотрудников органов внутренних дел - это уже далеко не эмпирический продукт. Огромный вклад в поддержку развития коммуникативных компетенций вносят такие науки, как педагогика и психология. Автор рассматривает психологическую и педагогическую технику в качестве основных методов формирования навыков вербального и невербального общения сотрудников полиции при решении оперативно-служебных задач. Приведенные в статье виды техник могут использоваться также при обучении курсантов образовательных организаций системы МВД России.

Ключевые слова и словосочетания: психология, педагогика, коммуникация, речь, общение сотрудников, профессиограмма, выразительность речи.

Annotation. At the present stage of law enforcement development, the study of the communicative component of everyday life of employees of internal Affairs bodies is not an empirical product. Such Sciences as pedagogy and psychology make a huge contribution to the development of communicative competences. The author considers psychological and pedagogical techniques as the main methods of forming skills of verbal and non-verbal communication of police officers in solving operational tasks. The types of techniques given in the article can also be used in teaching cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia.

Keywords and phrases: psychology, pedagogy, communication, speech, communication of employees, job analysis, expressive ntss of speech.

Слово «техника» в своем звучании имеет древнегреческое <йеЛпе» - искусственный, искусство, мастерство. Совокупность операций, частота и приемов выполнения определенных действий, образующих его внешнюю и внутреннюю стороны, называется техникой выполнения. Грамотно выстроенная, эффективная и действенная техника - непременное условие результативности любого вида деятельности [1, с. 52].

Психологическая и педагогическая техника в деятельности сотрудников органов внутренних дел (как и в других видах деятельности) предусматривает в своей основе владение тем, что присуще каждому человеку - коммуникативными навыками, голосом, мимикой, жестами, походкой, позой, осанкой, формой одежды, привычками, поведением и т. д. Когда эти качества проявляются в психологических и педагогических целях, то они выступают в роли основных психологических и педагогических средств. При выполнении психологических и педагогических действий, к примеру, в рамках правоохранительной деятельности, они играют значительную роль, так как направлены на решение определенных задач и достижение конкретных целей. Результат в решении служебных задач может быть достигнут в случаях, когда сотрудник правоохранительных органов ясно понимает, грамотно и целенаправленно использует в своей коммуникации основные психологические и педагогические действия (см. рис. 1). Если сами действия отвечают на вопрос «Что делать?», то техника их выполнения - на вопрос «Как?». Соответственно, техника выполнения этих действий отличается, так как изначально преследует свои уникальные цели, т. е. у каждой из них должен быть психологический либо педаго-

гический результат. Вместе с тем допускается комплексирование психологических и педагогических действий, что выражается в психолого-педагогическом сопровождении, анализе, наблюдении, поддержке и т. д.

Важно отметить, что в правоохранительной деятельности указанные психологические и педагогические техники проявляются в подавляющем своем большинстве исключительно через коммуникативные компетенции сотрудников и играют основную роль, обеспечивая достижение высоких результатов при решении оперативно-служебных задач [2, с. 5]. При этом техника рассматриваемых действий, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, должна выполняться с соблюдением правил, регламентирующих правоохранительную деятельность. Таким образом, психологическая и педагогическая техника в правоохранительной деятельности - это совокупность психологических и педагогических действий, средств, приемов и правил, используемых сотрудниками органов внутренних дел в интересах решения оперативно-служебных задач [3, с. 16]. Исследователи на основе практики совершенствуют апробированные психологией и педагогикой эффективные методы, позволяющие отличить профессионального сотрудника правоохранительных органов от дилетанта и формалиста.

Итак, психологическая и педагогическая техника в решении коммуникативных задач начинается с элементарных навыков и умений сотрудника органов внутренних дел пользоваться словом и речью [4, с. 79]. В профессии юриста слово обладает решающей силой. Именно поэтому сотруднику очень важно знать цену слова, уметь подбирать соответствующий тон при произношении речи.

Психологически е действия

■ психологические приемы профессионального наблюдения;

■ психологическое наблюдение;

■ психологический анализ;

■ психологическая диагности (психодиагнос тика);

■ с оставление психологического портрета;

■ психологическое решение;

■ психология общения;

■ психология разрешения конфикгов;

■ установление психологчиеского контакта;

■ психологическое воздействие;

■ разработка психологического сценария предстоящих действий в рамках решения оперативно-служебных задач;

■ психологическое сопровождение;

■ психологическая поддержка;

■ психологическое консультирование;

■ ДР-

Педагогии ески е действия

■ педагогическое наблюдение;

• педагогический анализ;

• педагогическое изучение человека и группы;

• педагогическое решение;

■ педагогическое общение;

■ пед агогич еское в озд ейс гвие;

■ педагогическое консультирование;

■ педагогическая помощь;

• педагогическое оценивание;

■ разработка пед агогич еского сценария предстоящего действия или проводимого мероприятия;

• пед агогич е ское пов ед ение;

■ ДР-

Рис. 1. Психологические и педагогические действия, используемые сотрудниками ОВД при решении оперативно-служебных задач

Коммуникативные возможности, помимо владения юридическими терминами, связаны с богатством словарного запаса, точным словоупотреблением, т. е. использованием слова или словосочетаний в соответствии с прямым их значением. Это предоставляет возможность демонстрировать речь в самом ярком, точ-ном и доказательном ее проявлении. Для

этого ии необходимо проявлять любознательность, интересоваться неологизмами, понимать семантику и запоминать фонетику незнакомых слов и словосочетаний.

Возможности коммуникативных компетенций сотрудников полиции связаны с культурой словесной подачи мыслеобразов и оборотов речи. Коммуникативная компетен-

ция сотрудника оценивается высоко в случаях умелого использования образов исторических событий и литературных героев. Особую окраску речи придают отрывки стихотворных произведений, крылатые выражения, афоризмы, народные пословицы, поговорки, притчи, поучительные истории и т. д. Удачно выбранный эпитет или простое слово могут украсить речь настолько, что все сказанное ранее потеряет смысл. Культура речи и коммуникативные компетенции проявляются также в умении излагать мысли логично, ясно и точно.

Отсутствие слов-паразитов («значит», «получается», «короче», «ну», «как говорится», «так сказать» и др.) и неуместных посторонних звуков («э-э-э-э», «ага», «угу», «м-м-м-м» и др.) - одно из обязательных условий, демонстрирующих чистоту речи и, как следствие, коммуникативные компетенции. Многословие и непонятность речи сотрудников полиции, их жадность на пояснение трудно воспринимаемых слов, произношение ими специализированных терминов, их нежелание пояснить значение узкопрофессиональных выражений - все это порождает негатив граждан по отношению к правоохранительной системе. Сотрудник органов внутренних дел может идеально знать нормативные акты, помнить статьи законов и умело цитировать специальную литературу и пр. Но этот талант, демонстрирующий хорошую память сотрудника полиции, при условии, что его речь скудна, бесцветна и изобилует затасканными малозначащими выражениями, сводит на нет его профессиональными знания, умения и навыки.

Психологическая и педагогическая техника при формировании коммуникативных компетенций должны опираться на умения сотрудника полиции пользоваться выразительными возможностями речи.

Педагогически совершенная речь сотрудника полиции должна отличаться ясностью проговариваемой мысли, выразительностью каждого слова и словосочетания, демонстрацией интонации, четкостью произношения, уместной громкостью, включением в речь различных словесных оборотов, ярких выражений, уменьшительных и ласкательных слов, дидактических повторений и подытоживаний.

Как показывает практика, речь сотрудника органов внутренних дел имеет боль-

шую эффективность в случаях, если сопровождается комплексом неречевых средств, такими как мимика, жесты, стойка, поза, осанка и походка говорящего. В проявлениях этих средств порой больше искренности, доброжелательности, сомнений, красноречия, лживости или равнодушия. Иногда эти средства вносят более весомый вклад в действенность речи сотрудника полиции, чем его слова. Соответственно, гражданами такая монологическая речь может восприниматься совершенно иначе. Учитывая, что мимика, пантомимика, осанка, походка, стойка, поза влияют на восприятие речи, сотрудник полиции может усиливать свои коммуникативные компетенции, придавая им особый смысл при помощи неречевых средств.

Профессия сотрудника полиции относится к числу видов деятельности, где неприемлемы раздвоения между смысловой частью (содержанием) речи и неречевыми средствами. Иначе слова сотрудника могут приобрести противоположный смысл, а собеседник (очень часто по роду деятельности ими выступают криминальные элементы - подозреваемые, обвиняемые и т. д.) может «считать» неуверенность, сомнения, страх сотрудника полиции. В этой связи психологическая и педагогическая техника призваны сработать на формирование положительного имиджа сотрудника органов внутренних дел. В данном контексте важно учитывать, что впечатление создается на основе продуманного и умелого использования сотрудником всех речевых и неречевых средств формирования коммуникативных компетенций [5, с. 34].

Психология и педагогика юридической профессии исследуют психологическую и педагогическую закономерность в органах внутренних дел и изучают особенности службы сотрудников с позиции профессио-граммы. Каждая из сторон профессиограммы юридических профессий отражает: во-первых, определенный цикл профессиональной деятельности; во-вторых, в ней реализуются личностные качества, навыки, умения, а также знания, которые обеспечивают профессиональный успех на этом уровне деятельности [6, с. 46; 7, с. 277]. Профессиограмма сотрудника полиции представляет собой многоуровневую иерархическую структуру, которая, охватывая все стороны служебной деятельности, не оставляет без внимания

личностные качества. Профессиональные навыки и умения сотрудника в данной про-фессиограмме предстают в тесной взаимосвязи и зависимости. При этом ни одна из подструктур не может быть представлена без сопровождения коммуникативных компетенций сотрудника полиции (см. рис. 2).

Подробнее разберем коммуникативную составляющую профессиограммы сотрудника полиции, охватывающую все виды деятельности органов внутренних дел.

Основа профессиограммы представлена поисковой стороной деятельности, которая призвана к раскрытию преступления (право-

Социальная деятельность

* общие качества: патриотизм, гуманность, честность, принципальностъ; специальные качества: стремление к истине, стремление к торжеству справедливости, профессиональная гордость, соблюдение норм профессиональной этики;

Реконструктивная деятельность

* память, воображение, мышление;

* общий и специальный интеллект;

* интуиция;

Организационная деятельность

* организованность;

• воля, собранность;

* настойчивость:

• организаорские способности в общении;

Уд о стов ернтел ь ная деятельность

* аккуратность;

* пунктуальность;

* развитая письменная речь;

Коммуникативная деятельность

* общительность, эмоциональная устойчивость;

* чуткость, уиение слушать человека:

* умение говорить с человеком;

По иско в ая деятельно сть

* наблюдательность, любознательность;

* объем внимания, устойчивость внимания, концентрация внимания, хорошая ориентация.

Рис. 2. Структура профессиограммы сотрудника ОВД

нарушения) и заключается в собирании исходного материала и всевозможной информации для достижения конечного результата. Связь данной деятельности с коммуникативными компетенциями сотрудников органов внутренних дел очевидна: своевременно собранный материал позволяет с достоверностью реконструировать хронику событий на месте преступления (происшествия), строго следуя требованиям закона. Наряду с профессиональными навыками и юридическими знаниями, важное место занимают личностные факторы сотрудника (навыки речи, письма, грамотности и т. д.). Эффективность работы по сбору доказательств в большей степени зависит от качества коммуникативного взаимодействия, которое сотруднику приходится проявлять с первого дня службы. Специальные научные знания в разных областях (криминалистика, юриспруденция, логика и др.) блекнут на фоне неумело организованного общения сотрудника с собеседниками. Победить в словесной атаке ему могут помочь только специальные научные знания в области психологии и педагогики и постоянная коммуникативная практика [8, с. 287]. Такие действия, как умение вести допрос, в ходе общения организовать свое психическое состояние, грамотно управлять волевой сферой, контролировать эмоции (в рамках закона и эмоции оппонента), являются одними из самых важных в становлении его как профессионала.

Вся информация, добытая в ходе коммуникационного взаимодействия в рамках удостоверительной деятельности, находит отражение в специальных формах, предусмотренных законом (постановления, протоколы, акты, другие бланки и формы). Для грамотного завершения данного этапа сотруднику необходимо владеть письменной речью и иметь навыки оперативного перевода устной речи в кодированную письменную.

Коммуникативные компетенции сопровождают сотрудника полиции и в рамках организационной деятельности. Организовать расследование, принимать ответственные решения, достигать реализации исполнителями обозначенных установок и поручений - это повседневная деятельность любого сотрудника полиции, с утра до позднего вечера сопровождаемая общением различных форм [9, с. 123].

Следующий уровень - реконструктивная деятельность. Ни одна из задач этого блока не решается без речевой коммуникации: переработать имеющуюся информацию, принять решение по существу рассматриваемого дела - эти и многие другие действия по восстановлению хроники событий на месте происшествия невозможны без вербальных и невербальных средств общения. На данном уровне профессиограммы коммуникативные компетенции сотрудника органов внутренних дел проявляются во всем своем многообразии, т. к. реконструктивная подструктура предусматривает переработку исходной информации, составление плана расследования (либо проводимого мероприятия), выдвижение гипотез и версий.

Завершающим блоком профессиограм-мы является социальная деятельность сотрудника полиции, которая, как и все предыдущие, немыслима без коммуникативных компетенций. На данном уровне сотрудник полиции выступает как организатор, наблюдатель, анализатор и т. д. При этом основным условием является быть избирательным в собранной информации и из имеющегося материала отобрать необходимое и важное для расследования.

Таким образом, коммуникативная компетентность как вид делового общения характеризуется регламентированностью, наличием содержательности и различных средств общения и выдвигает на первый план социальную роль, которую играет представитель той или иной службы [10, с. 133].

Деятельность сотрудников органов внутренних дел основана на творческом подходе, одна из характерных ее особенностей - коммуникации с гражданами. Важнейшее направление правоохранительной деятельности - коммуникативное - в своей основе предполагает сбор, обработку и анализ разнообразной информации. Данная работа не может организовываться без психологической и педагогической техники, так как задача сотрудников правоохранительных органов изначально предусматривает работу с информацией, получаемой от граждан и для граждан. Любой такой контакт с людьми подразумевает речевое общение и должен выстраиваться на основе научных знаний, которые предлагают психологические и педагогические науки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаязов А. С. Образование и образованность гражданина в современном мире. М., 2003.

2. Пенионжек Е. В. Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России. 2016.

3. Асянова С. Р. Педагогические аспекты повышения эффективности коммуникаций участников дорожного движения: монография. Уфа: Уфимский ЮИ МВД России, 2018.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Кораблев С. Е. Тренинг развития коммуникативной компетенции сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: ЦОКР МВД России, 2009.

5. Браженская Н. Е. Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел: учебное пособие. Хабаровск: Дальневосточный юридический институт МВД России, 2017.

6. Мансурова З. Р. Особенности профессиограммы сотрудников правоохранительных органов как государственных служащих // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. 2018. № 10-4.

7.Васильев В. Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2001.

8. Гареева Э. В., Асянова С. Р. Особенности планирования расследования дорожно-транспортных преступлений, совершенных водителями в состоянии опьянения // Вопросы российского и международного права. 2018. Т. 8. № 3А.

9. Асянова С. Р. Содержание принципов планирования расследования преступлений // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы II Международной научной конференции (г. Пермь, январь 2014 г.). Пермь: Меркурий, 2014.

10. Мерманн Э. Коммуникация и коммуникабельность. Практические рекомендации для открытой коммуникации. 2-е изд., испр. Х.: Гуманитарный Центр, 2015.

© Асянова С. Р.

УДК 378.6.351.74.015.3(470)

Л. Г. БИКЧИНТАЕВА, доцент кафедры педагогики и психологии в деятельности сотрудников органов внутренних дел Уфимского юридического института МВД России, кандидат психологических наук, доцент (г. Уфа)

L. G. BIKCHINTAYEVA, associate professor of the Chair of Pedagogic and Psychology in the Activity of Employers of the Internal Affairs bodies of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia, Candidate of Psychology, associate professor (Ufa)

АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

PRIORITY TASKS OF FORMING PROFESSIONAL AND PSYCHOLOGICAL PREPAREDNESS OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE INTERIOR MINISTRY OF RUSSIA

Аннотация. Целью настоящей статьи является анализ актуальных задач формирования профессионально-психологической подготовленности обучающихся образовательных организаций системы МВД России при реализации компетентностного подхода. В статье описывается соотношение понятий специально-юридической обученности и профессионально-психологи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.