Научная статья на тему 'Основы прогнозирования объемов ремонтов грузовых судов речного флота в стоимостном выражении'

Основы прогнозирования объемов ремонтов грузовых судов речного флота в стоимостном выражении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
401
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕМОНТ / СУДНО / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ / ФЛОТ / REPAIR / VESSEL / FORECASTING / REPLACEMENT COST / FLEET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лазарев А.Н., Марченко С.С.

В статье обоснована актуальность прогнозирования объемов ремонтов грузовых судов в управлении затратами судоходными компаниями, перед которыми стоит проблема обновления устаревшего флота, которая безусловно сказывается на рентабельности их деятельности. Рассмотрены виды плановых ремонтов речных судов: текущий, средний, капитальный и доковый. При текущем ремонте устраняют неисправности, накопленные за время эксплуатации судна: разбирают, чистят и регулируют механизмы, заменяют до 3 процентов обшивки корпуса, выполняют окрасочные работы. Средний ремонт должен обеспечивать работоспособность судна до следующего среднего или капитального ремонта при условии, что в промежутки между ними будут выполнены плановые текущие ремонты. При капитальном заменяют главные двигатели, механизмы, до 20 процентов металлических конструкций. При ремонте, как правило, выполняют модернизацию отдельных узлов, улучшающую технико-экономические характеристики. При доковом ремонте в доке проводятся осмотр грузового речного судна, покраска подводной части и ремонтно-профилактические работы. Указанные виды ремонтов образуют систему плановых ремонтов по судну в течение нормативного срока службы. Рассмотрены периодичность проведения плановых ремонтов речных судов в течение нормативного срока их службы, проанализированы и сопоставлены способы определения стоимости работ по ремонту грузовых судов. Впервые прогнозируются затраты на ремонт речного судна в целом, а не на ремонт отдельных его конструктивных элементов. Предложен метод расчета среднегодовых затрат на ремонт речных грузовых судов. Получены диапазоны прогнозных объемов ремонтов речных судов в зависимости от их восстановительной стоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASES OF FORECASTING OF VOLUMES OF REPAIRS OF CARGO VESSELS OF THE RIVER FLEET IN VALUE TERMS

In article relevance of forecasting of volumes of repairs of cargo courts in management of expenses of shipping companies which the problem of updating of the outdated fleet which certainly affects profitability of their activity faces is proved. Types of planned repairs of river vessels are considered: current, average, capital and dock. At the current repair eliminate the malfunctions which are saved up during operation of the vessel: sort, clean and adjust mechanisms, replace up to 3 percent of a covering of the hull, perform painting works. Average repair has to provide operability of the vessel before the following average or capital repairs provided that in intervals between them planned current will be executed. At capital replace the main engines, mechanisms, to 20 percent of metal designs. At repair, as a rule, carry out the modernization of separate knots improving technical and economic characteristics. At dock repair in dock survey of the cargo river vessel, painting of an underwater part and maintenance and repair works are carried out. The specified types of repairs form system of planned repairs on the vessel during standard service life. Are considered frequency of carrying out planned repairs of river vessels during the standard term of their service, ways of determination of cost of works on repair of cargo courts are analysed and compared. Costs of repair of the river vessel in general, but not on repair of his separate structural elements are for the first time predicted. The method of calculation of average annual costs of repair of river cargo vessels is offered. Ranges of expected volumes of repairs of river vessels depending on their replacement cost are received.

Текст научной работы на тему «Основы прогнозирования объемов ремонтов грузовых судов речного флота в стоимостном выражении»

УДК 629.12

ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОБЪЕМОВ РЕМОНТОВ ГРУЗОВЫХ СУДОВ РЕЧНОГО ФЛОТА В СТОИМОСТНОМ ВЫРАЖЕНИИ

Лазарев А. Н., д.т.н., к.э.н., профессор, ФГБОУВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова», e-mail: lasalexnic@mail.ru, kaf_upp@

gumrf.ru

Марченко С. С., к.э.н., доцент, ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова», e-mail: march-ser@mail.ru.

В статье обоснована актуальность прогнозирования объемов ремонтов грузовых судов в управлении затратами судоходными компаниями, перед которыми стоит проблема обновления устаревшего флота, которая безусловно сказывается на рентабельности их деятельности.

Рассмотрены виды плановых ремонтов речных судов: текущий, средний, капитальный и доковый. При текущем ремонте устраняют неисправности, накопленные за время эксплуатации судна: разбирают, чистят и регулируют механизмы, заменяют до 3 процентов обшивки корпуса, выполняют окрасочные работы. Средний ремонт должен обеспечивать работоспособность судна до следующего среднего или капитального ремонта при условии, что в промежутки между ними будут выполнены плановые текущие ремонты. При капитальном заменяют главные двигатели, механизмы, до 20 процентов металлических конструкций. При ремонте, как правило, выполняют модернизацию отдельных узлов, улучшающую технико-экономические характеристики. При доковом ремонте в доке проводятся осмотр грузового речного судна, покраска подводной части и ремонтно-профилактические работы. Указанные виды ремонтов образуют систему плановых ремонтов по судну в течение нормативного срока службы.

Рассмотрены периодичность проведения плановых ремонтов речных судов в течение нормативного срока их службы, проанализированы и сопоставлены способы определения стоимости работ по ремонту грузовых судов.

Впервые прогнозируются затраты на ремонт речного судна в целом, а не на ремонт отдельных его конструктивных элементов. Предложен метод расчета среднегодовых затрат на ремонт речных грузовых судов. Получены диапазоны прогнозных объемов ремонтов речных судов в зависимости от их восстановительной стоимости.

Ключевые слова: ремонт, судно , прогнозирование, восстановительная стоимость, флот.

BASES OF FORECASTING OF VOLUMES OF REPAIRS OF CARGO VESSELS OF

THE RIVER FLEET IN VALUE TERMS

Lazarev A., Doctor of Technical science, Ph.D., professor, FSEI HE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping»,

e-mail: lasalexnic@mail.ru, kaf_upp@gumrf.ru Marchenko S., Ph.D., associate professor, FSEI HE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», e-mail: march-ser@

mail.ru

In article relevance offorecasting of volumes of repairs of cargo courts in management of expenses of shipping companies which the problem of updating of the outdated fleet which certainly affects profitability of their activity faces is proved.

Types of planned repairs of river vessels are considered: current, average, capital and dock. At the current repair eliminate the malfunctions which are saved up during operation of the vessel: sort, clean and adjust mechanisms, replace up to 3 percent of a covering of the hull, perform painting works. Average repair has to provide operability of the vessel before the following average or capital repairs provided that in intervals between them planned current will be executed. At capital replace the main engines, mechanisms, to 20 percent of metal designs. At repair, as a rule, carry out the modernization of separate knots improving technical and economic characteristics. At dock repair in dock survey of the cargo river vessel, painting of an underwater part and maintenance and repair works are carried out. The specified types of repairs form system of planned repairs on the vessel during standard service life.

Are considered frequency of carrying out planned repairs of river vessels during the standard term of their service, ways of determination of cost of works on repair of cargo courts are analysed and compared.

Costs of repair of the river vessel in general, but not on repair of his separate structural elements are for the first time predicted. The method of calculation of average annual costs of repair of river cargo vessels is offered. Ranges of expected volumes of repairs of river vessels depending on their replacement cost are received.

Keywords: repair, vessel, forecasting, replacement cost, fleet.

Введение видов ремонта судов, сопоставление полученных результатов с

В настоящее время средний возраст судов отечественного флота нормативными и расчет среднегодовых затрат за срок службы. превысил 25 лет. Физический износ транспортных судов оказывает Не подлежит сомнению, что в общем случае объем ремонта

негативное влияние на конкурентоспособность отечественных судна в стоимостном выражении является функцией многих фак-

судоходных компаний [1,2]. По данным департамента судострои- торов:

тельной промышленности и морской техники Министерства про- С = f Í Oíi ... \

мышленности и торговли РФ российский речной флот нуждается в масштабном обновлении [3].

«С увеличением возраста судов объёмы судоремонта, а, следовательно, и нагрузка на судоремонтные предприятия существенно ' ... ** * *

' ционала (1) от различных технико-эксплуатационных характеристик

возрастают. Получившая в настоящее время наибольшее распространение практика определения объёмов ремонта по результатам завод

(1)

К сожалению до настоящего времени отсутствует обоснованный подход к формированию этих факторов. На наш взгляд попытки установления корреляционно-регрессионных зависимостей функ-

ской дефектации уже не удовлетворяет изменившимся требованиям, так как исключает возможность предварительной и качественной

судна обречены на неудачу, т.к. абсолютное большинство из них являются, во-первых, взаимосвязанными, во-вторых, могут зависеть от условий эксплуатации, и, в - третьих, не всегда могут быть оценены количественно.

подготовки производства и планирования затрат на судоремонт. .. ,

_ _ г * ■> * Учитывая, что восстановительная стоимость (далее ВС) является Это обусловливает изменение общих подходов к планированию и

организации судоремонта и его стратегии в целом» [4, с.З]. функцией тех же факторов ..."я ) достаточно, на наш взгляд,

Практически любая судоходная компания в своей деятельности прогнозировать затраты на все виды ремонта в зависимости от ВС

сталкивается с необходимостью прогнозирования объемов предстоя- с возможной их последующей корректировкой на возраст судна (год

щих ремонтов своих судов в стоимостном выражении. Основой ре- проведения ремонта судна от начала его эксплуатации).

шения этой задачи может послужить анализ отчетно-статистических На настоящий момент времени в Российской Федерации дей-

данных речных пароходств по фактическим объемам различных ствует единственный документ, регламентирующий виды ремонтов

Таблица 1. Периодичность проведения средних ремонтов грузовых судов речного флота

Группы и виды судов Год проведения ремонта Нормативный срок службы Средняя восстановительная стоимость одного судна в ценах 1990 г., тыс.руб.

1. Буксирные и служебно - вспомогательные суда мощностью, кВт:

1.1. до 220 4,8,12,16 20 130

1.2. 220-515 6,10,16,20 24 260

1.3. более 515 6,12,17,22,26 30 670

1.4. Ледоколы линейные 5,10,14,18,22,26,30 34 530

2. Сухогрузные теплоходы внутреннего плавания:

2.1. универсального назначения г/п до 700 т. 6,11,16,20 24 120

2.2. универсального назначения г/п более 700 т. 7,13,18,22,26,30 34 1060

2.3. специализированного назначения 7,13,18,22,26,30,34 38 2100

3. Наливные теплоходы грузоподъемностью, т.:

3.1. до 500 6,11,16 20 550

3.2. 500-3000 6,11,16,20 24 850

3.3. более 3000 6,11,16,20,24 28 1280

4. Грузовые теплоходы смешанного плавания 6,11,16,20 24 2000

5. Пассажирские суда:

5.1. водоизмещающие, мощностью до 221 кВт 5,9,13,17,21 24 90

5.2. водоизмещающие, мощностью 221-442 кВт 6,11,16,20,24,27 30 270

5.3. водоизмещающие, мощностью более 442 кВт 7,13,19,24,28,32,36 40 1800

5.4. водоизмещающие повышенной комфортабельности 7,13,19,24,28,32,36,39,42 45 9700

5.5. на подводных крыльях 3,6,9,12,15,18 21 300

5.6. на воздушной подушке и глиссирующие 3,6,9,12,15 18 100

6. Сухогрузные баржи грузоподъемностью, т.:

6.1. до 300 5,9,13 16 50

6.2. 300-1000 5,9,13,17 20 80

6.3. более 1000 6,11,16,21 25 250

7. Наливные баржи грузоподъемностью, т.:

7.1. до 1000 5,9,13,17 20 230

7.2. более 1000 6,11,16,20 24 380

судов речного флота: «Правила ремонта судов Министерства речного флота РСФСР», утвержденные приказом министерства Багровым Л. В. №61 от 12.05.89 года и введенным в действие с 01.01.90 года [5]. («Правила были разработаны сотрудниками Ленинградского института водного транспорта под руководством профессора Лазарева А. Н.»).

Согласно «Правилам» виды ремонтов подразделяются на плановые и неплановые. Объемы плановых ремонтов устанавливались судовладельцем на основе соответствующей нормативной сметной документации.

Плановые ремонты классифицированы согласно [5] и ГОСТ 24166-80 [6] на следующие виды: текущий, средний, капитальный и доковый (слиповый). Указанные виды ремонтов образуют систему плановых ремонтов по судну в течение нормативного срока службы. Периодичность средних (капитальных) ремонтов грузовых судов речного флота, установленная «Правилами», приведена в таблице 1. В этой же таблице приведена средняя восстановительная стоимость одного судна данной группы в ценах на 1990 год.

Периодичность текущего ремонта определяется состоянием судна, а сами ремонты проводятся между средними (средним и капитальным) ремонтами ежегодно или один раз в два года. Его объем регламентируется требованиями «Правил» [5] и контролирующих организаций, основными из которых являются Российский Речной Регистр (далее РРР) и Российский Морской Регистр судоходства (далее РС).

Стоимость работ, как при текущем, так и при среднем ремонте определялась либо ремонтной ведомостью, либо оптовыми ценами (в настоящее время не действующими).

«Капитальный ремонт судов, возможность проведения которого определялась нормативным сроком службы судов (более 30 лет), требовал предварительного технико-экономического обоснования целесообразности его выполнения по стоимости и не должен был превышать 40% восстановительной стоимости судна» [5, стр.10].

Однако как показала практика, фактические затраты на капитальный ремонт судов осуществляемый в 60-90-х годах двадцатого века достигали 80% их восстановительной стоимости, а в отдельных

случаях и превышали ее. Финансирование этого ремонта производилось из централизованного фонда амортизационных отчислений на капитальный ремонт основных фондов, ликвидированного с 1991 года.

Объем неплановых ремонтов может прогнозироваться на основе данных по среднегодовым затратам на их проведение, составляющим в среднем от 2% до 4% от объемов плановых затрат на текущие и средние ремонты.

Таким образом в абсолютном большинстве случаев прогнозированию подлежат стоимости предстоящих текущих (С ) и средних (С ) ремонтов, а также их среднегодовая сумма за срок службы или общие затраты на ремонт судов [7,8,9].

До начала перехода на условия рыночной экономики нормативная стоимость текущего и среднего ремонтов серийных судов устанавливалась централизованно, «Едиными Ремонтными Ведомостями» (далее ЕРВ).

В октябре 1978 года были утверждены «Методические указания по применению единых ремонтных ведомостей в судоремонте» [10].

В соответствии с п.1.2 методических указаний «ЕРВ обязателен для всех предприятий и организаций Минречфлота (владельцев флота и исполнителей ремонта) и является основным сметным, технологическим и организационным документом в системе Мин-речфлота для среднего и текущего ремонтов серийных судов».

Следует отметить, что ЕРВ разрабатывались исходя из положения независимости объемов текущих ремонтов от срока их проведения с момента постройки судна (т.е. от возраста судна) и длительности межремонтного периода. Однако практика показывает наличие достаточно существенной такой зависимости, установление которой является задачей самостоятельного исследования.

Постановка задачи

Сопоставить фактические и нормативные затраты на текущие и средние ремонты грузовых речных судов. Разработать алгоритм прогнозирования стоимости ремонтов транспортных судов в зависимости от ВС. Определить фактические, нормативные и прогнозные среднегодовые затраты на ремонт речных судов в процентах от их ВС.

Описание результатов

Для возможности сопоставления фактических и нормативных затрат на текущие и средние ремонты транспортных судов произведем расчет средних значений фактических объемов ремонта с использованием следующих выражений:

" Л -_

((с^)." "Иг+(с* ) к>:+ 0,4В С Спк

Юг

^ = СС(фПАВ

,ФЧ _

"К Хм

£¿4 ад

«ГРСЮЖ

(2)

(3)

(4)

(5)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(6)

(7)

(8) (9)

(4) (4)

рассчитанные по числу ремонтов в выборке 'и !втыс.

руб. и в % от ВС соответственно;

(С"")1*76 (С11^

- т ' [ ; - с ' I ; - Л с - нормативные затраты

по ЕРВ на один текущий и средний ремонты в тыс. руб. и в % от ВС соответственно;

среднегодовые фактические и нормативные объемы по ¡-ому проекту судна соответственно;

«И с^х

Где 4 '1 ; 4 ' 1 ; 4 '1 ; ^ ' 1 - средние фактические затраты (стоимость) одного текущего и среднего ремонта,

среднегодовые фактические и нормативные объемы по группе судов соответственно;

Т

1 н - нормативный срок службы, годы (табл.1);

■v] -и

т и с - количество текущих и средних ремонтов за срок службы (табл.1);

■ :■ - количество капитальных ремонтов .

ВС - восстановительная стоимость судов без учета износа. В качестве ВС принимается балансовая стоимость судов на даты проведения ремонтов.

0,4 - доля ВС предусматривающая максимально допустимый объем капитального ремонта

к - коэффициент, учитывающий ежегодные неплановые ремонта (Кн=1,02-1,04).

В таблице 2 на примере трех групп буксирных судов (1.1, 1.2., 1.3) Волжского объединенного речного пароходства (ВОРП) показан принцип расчета одного текущего, одного среднего и среднегодового объема ремонта как на основе отчетно-статистических данных, так и на основе нормативных данных (ЕРВ) [11-17].

По рассматриваемым группам судов капитальные ремонты не предусмотрены.

Как видно из формул (2) ч (5) стоимости ремонтов в абсолютном выражении (тыс. руб.) были пересчитаны в относительные измерители, а именно, в процентное отношение к восстановительной стоимости без учета износа, в качестве которой принималась их балансовая стоимость на дату проведения ремонтов. По этому же алгоритму были произведены расчеты по всем группам грузовых судов.

В таблице 3 представлены результаты расчетов средней стоимости одного текущего ремонта Ст (графа 4) и одного среднего ре-

Таблица 2. Пример расчета среднегодовых затрат на ремонт буксирных судов Волжского Объединенного речного пароходства на базе фактических и нормативных данных (ЕРВ)

Шифр группы Номер проекта судна, 1 Число судов в ВОРПе,№ /Стоимость ВС1, тыс. руб. Число ремонтов в выборке Количество ремонтов за срок службы Средние затраты на один ремонт тыс. руб./% от ВС Среднегодовые затраты в % от ВС, Сср

Текущих, пт ф Средних, пс ф Текущих, пт н Средних, пс н Текущий, Ст Средний, Сс

Фактич. По ЕРВ Фактич. По ЕРВ Фактич. По ЕРВ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

1.1. Р376У 24/30 53 12 15 4 1,0/3,3 1,1/3,6 4,3/14,3 7,8/26,0 5,5 8,2

376У 20/32 82 30 1,3/3,1 1,1/3,4 4,7/14,7 7,8/24,3 5,7 7,7

861А 16/26 46 13 1,4/7,0 1,5/7,5 5,7/20,5 8,7/38,5 9,3 13,7

Т63 5/12 17 2 1,0/10,0 1,0/10,0 4,3/43,0 7,7/64,1 16,6 20,9

433 10/15 33 7 1,2/8,0 1,3/8,7 3,6/27,0 8,2/54,7 11,2 17,8

354 31/172 106 33 4,1/2,4 4,5/2,6 14,6/8,5 36,7/19,0 3,8 6,0

911В 34/194 165 46 3,7/1,9 6,0/3,0 12,4/6,4 39,7/20,0 2,9 6,5

В целом по группе 145/96 502 143 15 4 -/3,6 -/4,7 -/13,1 -/28,8 5,5 8,7

1.2. 887А 31/254 177 47 19 4 4,0/1,6 5,5/2,1 18,4/7,2 32,6/12,7 2,7 4,1

Р45Б 20/326 80 12 5,1/1,6 6,6/2,0 19,3/5,9 56,0/17,0 2,4 4,6

Р33Б 14/322 55 17 4,8/2,5 8,4/2,6 18,8/5,8 30,9/9,6 3,0 3,7

908 7/200 25 8 4,0/1,9 5,2/2,4 14,6/6,9 39,4/18,7 2,7 5,2

Р14 7/240 36 8 4,4/2,6 6,0/2,5 17,5/10,3 45,0/20,6 3,9 7,5

В целом по группе 79/279 373 92 19 4 -/1,9 -/2,3 -/16,9 -/15,0 2,6 2,6

1.3. 4800 27/382 172 29 24 5 7,6/1,9 7,2/1,8 55,8/14,1 56,1/14,4 4,2 4,3

758 22/403 87 21 7,3/1,8 9,9/2,4 46,7/11,3 60,3/16,2 3,0 4,8

112 51/559 228 47 8,0/1,5 3,0/2,3 75,9/13,7 84,2/15,2 3,3 4,6

428,1 8/981 51 9 9,5/1,0 14,6/1,5 78,7/7,2 95,0/9,6 2,1 2,9

В целом по группе 108/512 538 106 -/1,6 -/2,1 -/12,8 -/15,6 3,2 4,4

Таблица 3. Сопоставление фактических и нормативных (по ЕРВ) объемов текущих и средних ремонтов судов ВОРП, СЗРП И «Волго-

танкер»

Группа судов Общее количество ремонтов попавших в выборку Средняя стоимость одного ремонта, % от ВС Соотношение фактических объемов ремонта, Вф= Сс/ С Стоимость одного ремонта по ЕРВ % от ВС Соотношение нормативных объемов ремонта, Вн= С "/ с"- с Прогнозный объем ремонта % от ВС Соотношение прогнозных объемов ремонта, Вн= с -р / С-пр с

Текущих, пт Средних, пс Текущий, Ст Средний, Сс Текущий, Стн Средний, Ссн Текущий, Ст -р Средний, с-

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

1.1 1094 265 2,8 7,3 2,6 3,6 12,0 3,3 3,0 9,0 3,0

1.2 617 142 2,2 8,1 3,7 3,2 9,3 2,9 2,6 8,6 3,3

1.3 854 174 1,4 7,0 5,0 2,1 10,4 4,0 1,8 8,0 4,4

1.4 24 6 2,0 8,4 4,2 1,8 8,3 4,6 1,8 8,3 4,6

2.1 221 49 3,9 12,7 3,3 3,8 16,2 4,3 3,9 13,8 3,5

2.2 1329 363 1,2 6,0 5,0 3,0 9,5 3,2 1,7 7,0 4,1

2.3 23 4 1,0 5,0 5,0 1,2 6,0 5,0 1,2 5,3 4,4

3.1 107 21 1,7 8,1 4,8 1,9 9,2 4,8 1,8 8,3 4,6

3.2 402 90 2,4 10,5 4,4 2,8 13,0 4,6 2,6 11,3 4,3

3.3 510 113 2,2 9,0 4,1 3,1 12,0 3,9 2,7 10,5 3,9

4. 2803 547 1,2 6,0 5,0 2,0 7,7 3,9 1,8 6,2 3,4

5.1 520 118 3,4 10,8 3,2 2,9 13,0 4,5 3,1 11,9 3,8

5.2 213 49 2,9 7,2 2,5 2,9 9,1 3,1 2,9 9,0 3,1

5.3 273 59 2,3 8,0 3,5 3,0 12,0 4,0 2,7 10,4 3,8

5.4 47 8 1,0 3,4 3,4 1,1 4,8 4,4 1,1 4,5 4,1

5.5 683 273 2,1 5,8 2,8 3,0 9,0 3,0 2,5 7,5 3,0

5.6 120 51 3,0 10,5 3,5 4,0 15,0 3,8 3,5 13,0 3,7

6.1 167 136 1,6 7,5 4,7 2,1 10,0 4,8 1,9 8,9 4,6

6.2 445 102 2,1 9,4 4,5 2,8 13,0 4,6 2,5 11,2 4,5

6.3 1503 248 1,0 3,8 3,8 1,2 6,0 5,0 1,1 5,0 4,5

7.1 50 10 1,3 6,1 4,7 1,1 5,0 4,6 1,1 5,2 4,7

7.2 576 115 2,1 10,0 4,8 3,0 13,0 4,3 2,6 11,5 4,4

Всего 12581 2943 - - - - - - - - -

монта С (графа 5) в % от восстановительной стоимости судов ВС, указанной в графе 4 табл.1. Расчеты произведены на основе отчетных данных по фактическим затратам на текущие (объем выборки 12581 судоремонтов) и средние (объем выборки 2943 судоремонтов) ремонты судов этих пароходств за период 1985-1990 г.г.

Диапазон фактических объемов текущих ремонтов находится в пределах (1,0^ 3,9) % от ВС, а средних ремонтов в пределах (3,9^ 12,7)% от ВС. Наименьшие затраты на ремонты относятся к группам

судов с относительно невысоким средним возрастом (группы 2.3. -суда специализированного назначения, группа 5.4. - пассажирские суда повышенной комфортабельности и др.), а наибольшие затраты на ремонт наблюдаются в группах судов, включающих суда постройки 60-70-х годов (группы 2.1 и 5.1), что подтверждает необходимость учитывать возраст судов при прогнозировании объемов ремонтов.

Рассчитанное в графе 6 соотношение стоимостей среднего и текущего ремонтов, находящееся в диапазоне 5,0^ 2,1 позволит

Группа судов Число плановых ремонтов за срок службы Всего затрат на ремонты за срок службы, % от ВС Среднегодовые затраты, % от ВС

текущих Средних (+ка-питальных) Фактич. По ЕРВ Фактич. По ЕРВ прогнозные

1 2 3 4 5 6 7 8

1.1 15 4 78,3 112,9 3,9 5,6 4,5

1.2 19 4 81,6 107,8 3,4 4,5 4,0

1.3 24 5 82,7 112,6 2,5 3,4 3,0

1.4 26 6 (+1) 152,6 168,7 4,5 5,0 4,7

2.1 19 4 137,4 150,7 5,7 6,3 5,8

2.2 27 5 (+1) 141,6 181,4 4,2 5,3 4,7

2.3 30 6 (+1) 106,0 119,2 2,8 3,1 3,0

3.1 16 3 56,7 63,8 2,8 3,2 3,0

3.2 19 4 96,4 115,7 4,0 4,8 4,4

3.3 22 5 102,7 141,0 3,7 5,0 4,0

4 19 4 51,5 75,7 2,0 3,1 2,8

5.1 18 5 126,7 128,9 5,3 5,4 5,4

5.2 23 6 120,1 133,4 4,0 4,5 4,1

5.3 32 6 (+1) 191,4 224,8 4,8 5,6 5,1

5.4 35 8 (+1) 108,4 124,6 2,4 2,8 2,6

5.5 14 6 70,6 105,6 3,4 5,0 4,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5.6 12 5 97,4 111,1 5,4 6,1 5,6

6.1 12 3 45,9 73,6 2,9 3,5 3,1

6.2 15 4 76,0 103,4 3,8 5,2 4,2

6.3 20 4 38,7 52,8 1,6 2,1 1,9

7.1 15 4 48,3 40,2 2,4 2,0 2,2

7.2 19 4 87,9 119,9 3,7 5,0 4,2

Таблица 4. Расчет среднегодовых фактических и нормативных затрат на ремонт речных судов

прогнозировать стоимость одного из видов ремонтов при наличии данных о стоимостях другого вида ремонтов судна входящего в ту или иную группу.

В этой же таблице приведены результаты расчетов стоимостей текущих и средних ремонтов групповых судов на основе нормативных данных (ЕРВ), которые позволяют сопоставить их с фактическими объемами ремонтов.

Диапазон нормативных объемов текущих ремонтов находится в пределах (1,1^ 4,0)% от ВС, что в принципе совпадает с диапазоном фактических объемов (1,0^ 3,9)%. Диапазон нормативных объемов средних объемов (5,0^ 16,2)% значительно превышает соответствующий диапазон фактических объемов (3,4^ 12,7)%. Соотношение нормативных объемов среднего и текущего ремонтов находится несколько в меньшем диапазоне по сравнению с фактическими от 5,0 до 2,9.

В графах 10 и 11 приведены прогнозные объемы текущего и среднего ремонтов рассчитанные с учетом экспертно устанавливаемой значимости фактических и нормативных параметров:

А

С :

с

«X +

: ffjcf + Я "С"

(10) (11)

Где ат ' ^с - значимость фактических и нормативных показателей объемов ремонта, при условии аф+ан=1,0.

Значимость аф устанавливалась исходя из репрезентативности выборки статистических данных по объемам ремонта, представленной в графах 2 и 3 таблицы 3.

Диапазон прогнозных объемов ремонтов (текущий - (1,1^ 3,9)% от ВС, средний - (5,0^ 13,8)% от ВС) незначительно отличается от диапазонов фактических и нормативных, но значительно сократился диапазон соотношения среднего и текущего ремонта от 4,4 до 3,0.

В таблице 4 по формулам (8) и (9) даны результаты расчетов среднегодовых фактических и нормативных затрат на ремонт грузовых судов, а также предложены прогнозные значения этих затрат для их прогнозирования на перспективу.

Выводы

1. Стоимости плановых ремонтов грузовых судов находятся в пределах:

A. Текущих: - фактические - (1,0ч3,4)% от ВС

- нормативные - (1,1^ 4,0)% от ВС

- прогнозные - (1,1^ 3,9)% от ВС

Б. Средних: - фактические - (3,4^ 12,7)% от ВС

- нормативные - (4,8^ 16,2)% от ВС

- прогнозные - (4,5^ 13,8)% от ВС

B. Соотношение объемов средних и текущих ремонтов:

- фактические - (2,5^ 5,0)% от ВС

- нормативные - (2,9^ 5,0)% от ВС

- прогнозные - (3,0^ 4,7)% от ВС

2. Среднегодовые затраты на ремонт речных грузовых судов находятся в пределах:

- фактические - (1,6^ 5,7)% от ВС;

- нормативные - (2,0^ 6,3)% от ВС;

- прогнозные - (2,0^ 5,8)% от ВС.

3. Выполненное исследование позволяет прогнозировать затраты как на текущий и средний ремонты, а также среднегодовые затраты на ремонт любого грузового судна, входящего в ту или иную группу без учета влияния на их размер возраста судна.

Литература:

1. Марченко С. С. Возможности повышения конкурентоспособности сухогрузных судов смешанного плавания за счет модернизации флота / С. С. Марченко // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2013. — № 3 (22). — С. 136-143.

2. Каёшйоу1ж Z. River-sea shipping - competitiveness of various transport technologies / Z. Radmiloviж, R. Zobenica, V. Магаш // Journal ofTransport Geography. — 2011. — Vol. 19. — Is. 6. — Pp. 1509-1516. D01:10.1016/j.jtrangeo.2011.03.002

3. Независимая газета. [Электронный ресурс]: официальный сайт. — Режим доступа: http://www.ng.ru/news/512739.html (дата обращения: 18.04.2017).

4. Огнева В. В.. Прогнозирование объемов судоремонта и организация технического документооборота на основе электронного паспорта флота/судна: автореф. ... канд. техн. наук / В. В. Огнева; ГУМРФ им адм. С. О. Макарова. — СПб.: ГУМРФ им адм. С. О. Макарова, 2015. — 24 с.

5. Лазарев А. Н. Правила ремонта судов Министерства речного флота РСФСР/МРФ РСФСР / А. Н. Лазарев, В. Г. Никифоров, Б. Д. Худяков, В. Л. Черкасов. — М.: Транспорт, 1990. — 72 с.

6. ГОСТ 24166-80 Система технического обслуживания и ремонта судов. Ремонт судов. Термины и определения. Дата введения: 01.07.1981.

7. Лазарев А. Н. Основы нормирования затрат на ремонт флота с учетом потребностей в судоремонте. Сб. научных трудов ЛИВТа: Ремонт речных судов. Л., 1989

8. Лазарев А. Н. О методике расчета нормативов затрат на ремонт основных фондов. Труды ЛИВТ. Л., 1990

9. Лазарев А. Н. Аналитические методы перспективного планирования объема судоремонта // Технология судостроения и судоремонта. Л.: Транспорт. - Выпуск 1, 4 ч. с.22-30

10. Методические указания по применению единых ремонтных ведомостей в судостроении (утв. Минречфлотом РСФСР 09.10.1978)

11. Ремонтная ведомость среднего ремонта сухогрузного теплохода грузоподъемностью 1400-1650 т. (проект №289). Издательство «Транспорт» Москва 1979

12. Справочник стоимости среднего и текущего ремонта серийных судов минречфлота по действующим единым ремонтным ведомостям. Часть2. Транспорт 1978

13. Единая ведомость текущего ремонта сухогрузного теплохода грузоподъемностью 2700 т. (проект №791) издательство транспорт Москва 1971

14. Справочник стоимости среднего и текущего ремонта серийных судов МРФ по действующим ЕРВ. Часть1. Транспорт 1978

15. Справочник стоимости среднего и текущего ремонта серийных судов минречфлота по действующим единым ремонтным ведомостям. Часть3. Транспорт 1979

16. Единая ведомость текущего ремонта грузового теплохода грузоподъемностью 5000 т. (проект №507 и 507А) Москва - транспорт 1973

17. Единая ведомость среднего ремонта сухогрузного теплохода грузоподъемностью 2700, 2000 т. (проекты №791, 781, 781Э) Москва транспорт 1984

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.