Научная статья на тему 'Основы проектирования подсистемы управления продажами предприятия по производству и колеровке водно-дисперсионных лакокрасочных материалов'

Основы проектирования подсистемы управления продажами предприятия по производству и колеровке водно-дисперсионных лакокрасочных материалов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
198
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы проектирования подсистемы управления продажами предприятия по производству и колеровке водно-дисперсионных лакокрасочных материалов»

Информатизация

Бондарева Е.А., Кравец О.Я.

ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПОДСИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОДАЖАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И КОЛЕРОВКЕ ВОДНО-ДИСПЕРСИОННЫХ ЛАКОКРАСОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Воронежский экономико-правовой институт

Введение

Объект исследования - программный комплекс управления продажами предприятия по производству и колеровке воднодисперсионных лакокрасочных материалов. Цель работы - разработать и реализовать программный комплекс, осуществляющий регистрацию товарно-денежного движения предприятия по производству и колеровке воднодисперсионных лакокрасочных материалов (ЛКМ).

Рекомендации по внедрению результатов - результаты работы могут применяться как инструмент управления продажами предприятия по производству и колеровке воднодисперсионных лакокрасочных материалов.

Экономическая эффективность - использование данной разработки позволяет увеличить объём продаж, торговую надбавку, снизить затраты предприятия путём анализа документов, формируемых программным комплексом.

Актуальность проблемы

В настоящее время существует большое количество программных средств, позволяющих автоматизировать процесс продаж и учета различных товаров (так называемые «складские» программы). К таким программам относятся различные модификации «1 С-Предприятие», «BEST», «Бизнес Пак». Эти программы имеют ряд неоспоримых преимуществ в учете и быстром оформлении документов на отпуск товаров потребителю, а именно:

1. Возможность быстро в присутствии заказчика оформить необходимые документы на оплату и отпуск товаров (накладные, счета, счета-фактуры, товарные чеки и так далее).

2. Возможность получения актуальных данных о финансовом состоянии предприятия сразу в момент формирования запроса.

3. Постоянное знание текущего наличия товарных и финансовых остатков.

Но такого рода программы не позволяют осуществлять продажи товаров с одновременным оказанием услуг по доведению товара до потребительских запросов. При таких продажах отпускная цена товара становится переменной в зависимости от количества и качества услуги.

К такому виду продаж относится, например, продажа лакокрасочных материалов (ЛКМ) с колеровкой (приданием цвета) по заказу покупателя. Современные колеровочные системы содержат до 10 000 рецептур колеровки, осуществляемой при помощи 16-ти различных по цвету пигментных паст.

Это повышает конкурентоспособность продавца краски, но очень сильно затрудняет расчет продажной цены колерованной краски. При условии, что потребитель краски не хочет долго ждать оформления и исполнения заказа, существует необходимость в специализированном программном обеспечении, позволяющем быстро вычислить стоимость и рецептуру колеровки, оформить и исполнить заказ и выдать покупателю все необходимые документы.

Характеристика специфики деятельности предприятия по производству воднодисперсионных ЛКМ

На рынке воднодисперсионных лакокрасочных материалов присутствует очень большое количество всевозможных красок. Цены варьируются от 8 до 400 рублей за килограмм. Соответственно и качество. Самым массовым потребителем такой краски являются строительные организации и бригады отделочников. Практически все краски, присутствующие в продаже - белого цвета. Для основных потребителей краски важна колеровка - придание краске цвета, в точности соответствующего заказанному. Колеровку осуществляют при помощи пигментных паст. Ведущие фирмы, производители пигментных паст, разрабатывают и передают потребителям (производителям краски) системы колеровки.

Система колеровки - это таблица рецептур получения точного цвета, основанная на конкретном количестве пигментных паст (как правило - 16). Системы сведены в наглядную таблицу - колеровочный веер, представленный на рис. 1. Каждый цвет имеет уникальное обозначение - имя. Наиболее известными (и ставшими фактически стандартом) системами колеровки являются: Monicolor Nova (2024 цвета), NCS (1990 цветов), RAL (470 цветов), Dawn (450 цветов). Все эти системы разработаны крупнейшим в мире производителем пигментных паст (80% мирового рынка) - финской фирмой CPScolor. Эта же фирма продает и колеровочные веры, соответствующие каждой из этих систем. В каждой рецептуре колеровки участвуют от одной до пяти пигментных паст из шестнадцати.

Рис. 1. Колеровочный веер

Кроме того, насыщенные яркие цвета невозможно получить из белой

краски. Для реализации всей цветовой гаммы используются, как правило, 3 базы краски:

- база А - белая базовая краска (используется для получения пастельной ненасыщенной гаммы);

- база В - полупрозрачная базовая краска (используется для получения средненасыщенной гаммы цветов);

- база С - прозрачная базовая краска (используется для получения насыщенных ярких цветов).

Колеровочная таблица, используемая в производстве для получения рецептуры колеровки, состоит из следующих полей:

1. Имя цвета - уникальное имя цвета.

2. База краски - база, на которой возможно реализовать колеровку в цвет с указанным именем.

3. Наименование пигментной пасты (одна из Іб-ти наименований) - название пасты, которую используют для получения цвета (в каждом цвете участвуют от І-й до 5-ти паст).

4. Количество пасты в миллилитрах - количество пигментной пасты на единицу (литр или килограмм) краски.

Сбыт продукции предприятия, производящего собственную продукцию, прежде всего, направлен на крупный и мелкий ОПТ. Такой рынок сбыта продукции четко делится на три основных сектора:

- коммерческий сектор - оптовые базы и розничные магазины, специализирующиеся на торговле отделочными материалами, в том числе и ЛКМ;

- строительный сектор - строительные фирмы и бригады отделочников, использующие современные ЛКМ в строительстве и отделке жилых, общественных и производственных зданий и помещений;

- производственный сектор - предприятия, производящие продукцию, для окраски которой используются воднодисперсионные ЛКМ (производители окон, дверей, мебели).

Для удобства осуществления заказов (по телефону или факсу) пред-приятием-изготовителем ЛКМ раздаются заказчикам фирменные колеровоч-ные веры.

Технология продаж осуществляется следующим образом:

1. Заказчик, используя предоставленный ему колеровочный веер и руководствуясь расходом краски на І м2, определяется с необходимым ему наименованием краски (фасадная, интерьерная, для дерева и так далее), цветом и количеством.

2. Заказчик передает заказ в пункт реализации (устно по телефону или непосредственно менеджеру, письменно по факсу или другим способом).

3. Менеджер рассчитывает стоимость заказа (стоимость базовой краски плюс стоимость колеровки) и сообщает заказчику.

4. Заказчик подтверждает заказ.

5. Менеджер выясняет у заказчика форму необходимых ему докумен-

тов (накладные, счета, счета-фактуры), оформляет их и передает заказ в производство.

6. На производстве заказ вносится в специальный журнал, колеровщик по колеровочной таблице определяет базу краски и колерует ее в строгом соответствии с рецептурой колеровки.

7. Заказ доставляется заказчику.

8. Израсходованные краска, тара и пигменты списываются с остатков в специальных учетных карточках.

Предварительная проработка экономических, финансовых, организационно-плановых и управленческих вопросов работы предприятия показывает, что основой разрабатываемого программного комплекса должна стать система регистрации фактов товарно-денежного движения. Необходимо также наделить каждый факт такого движения определенными свойствами и признаками. Конкретные признаки и свойства будут продиктованы постановкой задачи в части конкретных информационных отчетов и аналитических возможностей системы. К таким признакам и свойствам могут относиться, например:

- разделение товаров на товарные группы;

- признак колеруемости товара или отсутствие такового;

- отношение произведенных затрат к той или иной группе или категории;

- наличие или отсутствие факта оплаты товара;

- наличие или отсутствие факта передачи товара потребителю;

- наличие и размер скидки для того или иного потребителя.

Такой подход в постановке задачи и реализации программного комплекса позволит в дальнейшем получать всевозможные выборки, составлять ранжированные списки, строить диаграммы.

Принципы создания программного комплекса и его структура

При создании программного комплекса было обращено особое внимание на ряд базовых принципов.

Во-первых, вся необходимая информация должна размещаться в единой базе данных, в одном и том же каталоге на жёстком диске. База данных будет использоваться локальная. Предварительный анализ деятельности предприятия показал, что количество товарно-денежных операций подлежащих регистрации таков, что даже одного рабочего места оператора достаточно для осуществления этих действий даже с чётом больших перспектив развития предприятия.

Во-вторых, должна быть возможность установки пароля для ограничения доступа персонала к редактированию и просмотру данных.

В-третьих, должен быть реализован механизм архивации данных, как в автоматическом режиме (при первой загрузке программы за новую дату использования), так и в принудительном (например, для переноса на другой компьютер или для передачи в бухгалтерию для составления периодической отчетности).

В-четвёртых, должен быть разработан уникальный интерфейс, который позволял бы производить регистрацию товарно-денежного движения предприятия минимальным количеством манипуляций.

Схема программного комплекса приведена на рис. 2.

Программный комплекс включает в себя восемь основных подсистем:

- подсистема регистрации товарного движения;

- подсистема регистрации денежного движения;

- подсистема информационных каталогов;

- подсистема проведения инвентаризаций;

- подсистема генерации отчётов;

- подсистема архивирования;

- подсистема настроек;

- подсистема определения цвета рецептур в ЯОБ представлении.

Каждая подсистема несет ответственность за выполнение определенных операций, обеспечивая целостность работы программного комплекса.

Структура форм программного комплекса

В состав программного комплекса входит более шестидесяти модулей, большинство из которых имеют формы, которые по функциональному назначению можно разделить на несколько групп:

1. Формы каталогов. Для того чтобы регистрация товарно-денежного движения предприятия производилась максимально быстрым и удобным способом, с минимальным количеством манипуляций был разработан уникальный двухоконный интерфейс, где левое окно - источник данных (как правило - один из каталогов), а правое - приемник данных и накопитель зарегистрированных фактов. Каждая форма каталога имеет таблицу (иногда две) для отображения информации, хранящейся в базе данных, поле ввода для поиска записи по таблице, а также клавиши для добавления, удаления и изменения данных, доступа к отчётам или фильтрации данных.

2. Формы редактирования информации. Ввод и редактирование информации осуществляется в отдельных формах. Формы редактирования информации представляют собой карточки, которые содержат записи таблиц. Подобный интерфейс позволяет избежать ошибок, возникающих при вводе информации, а так же существенно снижает риск разрушения базы данных при сохранении или обновлении записи (например, при внезапном выключении питания компьютера). Подобный интерфейс упрощает программное обеспечение так, что освоить его может даже не искушенный в знании компьютера пользователь.

3. Формы настроек. Настройки программного комплекса сохраняются в базе данных, и их редактирование осуществляется через формы настроек.

4. Другие формы.

Рис. 2. Схема программного комплекса

Ввод информации

:: Подсистема-: ■ арк икир ован ня:

I

4—Ф

Архив

: :П:6дсиЕТёма гене : храци» отчетов;.

4 Стандартные формы отчётов Внутренние формы отчётов

::: Подсистема ...:::НасТрадк.:.:::.

Оформление

Защита

Параметры Параметры

колеровки цен

- Под с исте м а о :пр еде л е !: ния: цвета. р ед е птур в ЕОВ представлений

Ч е истё ма. ин:ф:ор м ац и т

: Подсистема регистрации Подсистема регистрации::

:: товарного движения:: :::: денежного движения ::::

Территория науки, 2007, №3(4) 329

Ввод и редактирование информации осуществляется в отдельных формах, за исключением создания заказов и заполнения их товаром. Так как эти манипуляции являются основными в работе пользователя, то использование отдельных форм редактирования информации не совсем удобно. С другой стороны непосредственный ввод данных заказа в таблицу существенно повысит риск потери информации или разрушения базы данных, например, при внезапном выключении питания компьютера или возникновения какой-либо исключительной ситуации.

Во избежание этого риска, а также для упрощения ввода данных заказа была использована технология помещения отдельных компонентов в таблицу (ТБЬОпё). Таким образом, ввод информации осуществляется в этих компонентах и при потере ими фокуса данные записываются в таблицу. Компонент в данном контексте может означать любой видимый элемент управления - от простого ТСошЬоБох до сложного диалогового окна. Основная технология работы заключается в переносе (интеграции) внешних компонентов в ТБЬОпё. Практически ТБЬОпё состоит из набора компонентов ТБЬЕёй. Вводя данные в ячейку, работа происходит непосредственно с ТБЬЕёй. Остальные ячейки в данный момент являются статической картинкой. Таким образом, для того чтобы предотвратить ввод информации непосредственно в ТБЬОпё необходимо переместить компонент поверх ячейки и передать ему фокус.

Данная технология используется в программном комплексе почти с каждой таблицей, а компонентами, которые интегрируются в таблицу, являются рисунки, поля ввода и раскрывающиеся списки.

Структура отчётов

Формы отчетов могут со временем меняться по причине изменения нормативных документов или изменения специфики деятельности внутри самого предприятия. В связи с этим диктуется необходимость использования встроенного в программный комплекс редактора отчетов, то есть пользователь должен иметь возможность самостоятельно вносить изменения в стандартные формы отчётов. Стандартная библиотека QuickReport такой возможностью не обладает. Поэтому при разработке программного комплекса была использована нестандартная библиотека компонентов FastReport.

Основным достоинством библиотеки FastReport является то, что она снабжена встроенным дизайнером отчётов, которым есть возможность воспользоваться не только на этапе разработки, но и в уже скомпилированной программе. Дизайнер предоставляет пользователю удобные средства для разработки внешнего вида отчёта, редактировать уже готовый отчёт и позволяет сразу выполнить предварительный просмотр.

Внешний вид дизайнера представлен на рис. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такой дизайнер позволяет пользователю отредактировать уже сформированный отчёт или создать новый перед построением.

Структура модуля определения цвета рецептур в ИСБ-представлении

Современные колеровочные системы содержат до 10 000 рецептур колеровки, осуществляемой при помощи 16-ти различных по цвету пигментных паст. Каждая рецептура - это определённый цвет. Система колеровки - это таблица рецептур получения точного цвета. Системы сведены в наглядную таблицу - колеровочный веер. В связи с тем, что рецептур (цветов) очень большое количество, покупателю трудно определиться с тем цветом, который ему необходим. Поэтому возникла необходимость более чётко отобразить ту или иную рецептуру для покупателя (например, во весь экран дисплея).

Липлймср ТоуліСЬоск f«I

Файл Просто Ссроис 7

D & В Q *■ э=г

~3\ J Ж Л- ч л

і _ і а а Г“Э

I

ш

а

a

£

Стр. 1 |

Мате тг.-гії

Left eo

Тор

Wldlh тео

Had'.! 5Ё

Viable 1

Memo (Wemo|

Report tile

~l

Мп'ісі he «let

•Vaksdr

Г-------4----- * T

pataModuleForm.T ableZakaz.

Заказчик: [DataModuleForm.TableZakaz.

Товарный чек № fDataModule Дата: [DataModuleF

Na Наименование товара Код Ед. Кол- Цена Сумма

цвета Hjh. во

ICUflfDataModuleForm TableZakazRecords tDataModul^DataMcllDjtaMfoataModubatiiModul»

Итого:

fcUM([DaUMl

ИТОГО::

АЯО0С ДОСТаВКИ' IfDataModuleFarm TableZakaz "IDentifik*|

г Продавец:’ г ’

Пшсепы 1;;іяій8 iriea-56 хіггігі Pduei

І 1 ]ч_|СК У Ы ® •С*} 106. Ennque Ідіеїзиї (aa | .VJ Теїнтеам часть - Me j 7oW ConmanJet 6 50 - S | |fj.’ AaAafieadai -|Рч*сиад | m ■О &ЙЭ 20W

A -3 | DSoll-ІСраскн — вторік

Рис. 3. Дизайнер отчётов

Модуль определения цвета рецептур в RGB представлении предназначен для соотношения каждой рецептуре его цвета. Происходит это следующим образом: слева на форме находится каталог рецептур, каждой из которых соответствует свой цвет. Для определения цвета в правой части загружается рисунок (отсканированный колеровочный веер) в формате .jpg. Нажатием мыши на ту или иную точку на рисунке происходит определение цвета по одному из двух алгоритмов, выбор которых осуществляется в настройках:

- поиск среднего значения;

- поиск максимального значения.

Согласно первому алгоритму создаётся двумерный массив точек, раз-

мерность которого определяется в настройках. Этот массив заполняется значениями цветов точек рисунка в выбранном диапазоне, начиная с выбранной точки. Результирующим цветом будет тот цвет, который максимально часто встречается в заполненном массиве.

Согласно второму алгоритму создаётся такой же массив цветов и результатом будет среднеарифметическое среди всех этих цветов по каждой составляющей (красный, зелёный и синий).

Основные результаты

Внедрение программного комплекса позволило:

- существенно повысить возможности предприятия по колеровке красок и предложить потребителям практически неограниченную гамму цветов и оттенков;

- наладить и четко регламентировать процесс учета товарноденежного движения на предприятии;

- упорядочить взаиморасчеты предприятия с потребителями его продукции;

- прогнозировать сбыт и планировать производство и его снабжение сырьем;

- оптимизировать текущие расходы предприятия;

- направить рекламную политику предприятия в наиболее эффективное с точки зрения сбыта русло;

- существенно снизить затраты предприятия на осуществление управленческого учета;

- настраивать ассортиментную политику предприятия на потребности потребителей;

- повысить конкурентоспособность предприятия на рынке производителей ЛКМ.

Структура базы данных программного комплекса позволяет в дальнейшем существенно расширить его возможности путем добавления графических и информационных сервисных подсистем.

Перечисленные выше преимущества программного комплекса, а также успешные результаты его предварительной эксплуатации на действующем предприятии позволяют сделать вывод о том, что его можно успешно внедрять на аналогичных предприятиях отрасли.

Список использованных источников

1. Карпова Т. Базы данных: модели, разработка, реализация. - СПб.: Питер, 2002. -

304 с.

2. Тейксейра С., Пачеко К. Бе1рЫ 5. Руководство разработчика, том 1. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. - 980 с.

3. Тейксейра С., Пачеко К. Бе1рЫ 5. Руководство разработчика, том 2. Разработка компонентов и программирование баз данных. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. -992 с.

4. Озеров В. Бе1рЫ. Советы программистов. - СПб.: Символ-Плюс, 2002. - 912 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.