УДК 332.3:502.131.1
ОСНОВЫ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Н.М. Мищенко, Л.Г. Долматова Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт им. А.К. Кортунова, ДГАУ
В статье рассмотрены основные аспекты природоохранной деятельности урбанизированных территорий с учётом экономической составляющей. Представлен анализ экологического состояния окружающей среды города Новочеркасска и предложены экономические регуляторы улучшения экологической обстановки.
Ключевые слова: природопользование, экологические факторы, урбанизированные территории, использование, экономика, анализ, механизмы, инструментарий.
The article discusses the main aspects of environmental management in urban areas, taking into account the economic component. The analysis of the ecological environment of the city of Novocherkassk and offered economic regulators to improve the environmental situation.
Key words: natural resources, environmental factors, urban areas, use, economy, analysis, mechanisms, tools.
В современном мире реализация экономических интересов хозяйствующих субъектов всё чаще происходит с учётом экологического фактора. Это означает новое понимание общественного прогресса как необходимости обеспечения запаса устойчивости экологических систем по отношению к антропогенному воздействию. Как отмечал академик Н. Н. Моисеев, человечество, нарушив принцип sustainability, только начинает осознавать необходимость выработки нового, экологически ориентированного мышления, направленного на создание экологически безопасных производств, товаров и услуг [1].
Деятельность многих промышленных и сельскохозяйственных предприятий в современной экономической ситуации должна полностью зависеть от экологических требований, и если предприятие хочет быть конкурентоспособным, то приоритеты в его деятельности должны перейти к экологически чистым производствам и продуктам.
В этой связи государственное и муниципальное регулирование должно быть направлено на то, чтобы соблюдение природоохранных требований было выгодно для всех товаропроизводителей.
Поскольку экономические интересы являются элементом функционирования экономических законов, то с учётом отношений природопользования экологическая составляющая в практике их реализации также присутствует. Например, в соответствии с законом спроса цены на экологически чистую продукцию выше цен на обычную продукцию, цены на жильё в экологически неблагоприятных зонах ниже, чем в чистых районах и т.д.
Таким образом, современное понимание экономических интересов с учётом экологических потребностей в общественном производстве и отношений по поводу природопользования, как и окружающей среды вообще, отражает современный этап условий существования общества и его развития.
Вся система деятельности предприятий должна быть направлена на соблюдение трёх составляющих: экологической - отношение к природной среде, экономической -отношение к материальному производству и социальной - повышению благосостояния общества в целом.
В сфере природопользования противоречивость экономических интересов обусловлена тем обстоятельством, что, с одной стороны, хозяйствующие субъекты должны выполнять своё экономическое предназначение, но, с другой стороны, эта экономическая деятельность приводит к загрязнению окружающей природной среды, что должно компенсироваться посредством охраны природы.
В этой связи, одни факторы должны компенсироваться другими. Например, успешное развитие экономики предприятий должно сопровождаться экологическими ограничениями в их деятельности и затратами на охрану природы; увеличение антропогенной нагрузки должно сочетаться с экологической ёмкостью регионов; ухудшение качества окружающей среды должно быть прямо пропорционально росту издержек производства на охрану природы и воспроизводство природных ресурсов; необходимость учёта последствий воздействия производства на состояние всего комплекса природных ресурсов необходимо сопровождать предоставлением достоверной информации об их использовании и т.д.
В г. Новочеркасске основными стационарными источниками загрязнения территории являются промышленные предприятия теплоэнергетики, цветной металлургии, нефтехимии, машиностроения, производства стройматериалов, пищевых продуктов. Это филиал ОАО «ОГК-6» НчГРЭС, ОАО «Новочеркасский электродный завод», ОАО «Новочеркасский завод синтетических продуктов», ОАО «Новочеркасский электровозостроительный завод», МУП тепловых сетей. Высокий уровень определяется концентрациями пыли, формальдегида, диоксида азота, оксида углерода и фторида водорода. Общая площадь города составляет 127,9 км , с численностью населения по состоянию на 01.01.2015 172,8 тыс. чел. Количество загрязняющих веществ, отходящих от всех стационарных источников выделения, в 2013 году составило 1091,97 тыс. т, в 2014 году - 1240,04 тыс. т, в 2015 году - 951,23 тыс. т, т.е. по сравнению с 2014 годом количество загрязняющих веществ уменьшилось на 288,81 тыс. т. Из них уловлено и обезврежено в 2013 году 977,9 тыс. т, в 2014 году - 1131,38 тыс. т., в 2015 году -872,6 тыс. т, что составляет почти 92% от общего объёма выбросов.
Правовым подспорьем в сфере улучшения экологической обстановки в г. Новочеркасске явилась муниципальная программа в области охраны окружающей среды. Программа «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование на территории города Новочеркасска» утверждена постановлением администрации города от 30.09.2013 № 1800. Общий объем финансирования программы на 2015 год составил 365394,7 тыс. рублей, в том числе за счет средств местного бюджета - 5,0 тыс. руб., за счет внебюджетных источников - 365389,7 тыс. руб. Затраты на охрану окружающей среды в 2015 году составили 86750,5 тыс. рублей, в том числе из средств местного бюджета - 5,0 тыс. рублей, из средств предприятий города - 86745,5 тыс. рублей.
В 2015 году контроль за качеством атмосферного воздуха на территории города Новочеркасска проводился в двух мониторинговых точках. В 2015 году проб атмосферного воздуха, не отвечающих гигиеническим нормативам, зарегистрировано 0,30 %; в 2014 году - 0,6 %, в 2013 году - 0,3 %. Маршрутные исследования в зоне влияния промышленных предприятий составили 857 проб, из которых в пяти зарегистрированы превышения ПДК, что составило 0,58 % (2014 год - 1,13 %). Но предприятиями города Новочеркасска были проведены некоторые мероприятия, включающие испытания золоулавливающих установок НчГРЭС (затраты -1215,540 тыс. руб.), реконструкцию газопроводов и мазутопроводов НчГРЭС (затраты -67269,400 тыс. руб.) [2].
Выходом из создавшейся ситуации в условиях рыночной трансформации механизма природопользования на урбанизированных территориях должно стать не увеличение штрафных санкций для предприятий, выпускающих общественно необходимую продукцию, а создание экономического, финансового и правового режима для последовательной экологической переориентации и модернизации производства,
выработка соответствующих приоритетов хозяйствования. При переходе к экономическим методам защиты природы нередко преимущественное внимание уделяется чисто рыночным инструментам, таким как платежи за природопользование, свободное ценообразование, формирование рынка природных ресурсов и др.
Эффективность хозяйственного механизма управления природопользованием (и это подтверждает опыт всех зарубежных стран с развитым рынком) в существенной мере определяется комплексным использованием всех образующих этот механизм инструментов и звеньев. В отдельности ни один механизм не в состоянии оказывать глобальное воздействие на экологизацию природопользования. Поэтому наряду с экономико-экологическими нормативами, платежами, фондами в рыночный механизм регулирования природопользования должны входить система льготного налогообложения, кредитования, режим ускоренной амортизации очистного и природоохранного оборудования, развитая система экологических стандартов и др.
По мнению ряда ведущих учёных аграриев и экспертов России, основными инструментами экономического механизма природопользования, соответствующего условиям рыночных отношений, являются:
- планирование и прогнозирование природоохранной деятельности предприятий;
- установление лимитов использования природных ресурсов, размещение отходов предприятий, выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую природную среду;
- определение нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы вредных веществ в окружающую природную среду и другие негативные воздействия;
- предоставление природопользователям налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий, осуществлении других эффективных мер по охране природной среды и использовании природных ресурсов;
- возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.
Научно обоснованное регулирование экономических методов природопользования на урбанизированных территориях на государственном и муниципальном уровнях приведёт к осознанной необходимости внедрения предприятиями экологических инструментов в сфере природопользования, что будет способствовать прямому или косвенному улучшению экологической обстановки загрязнённых регионов. Предоставление хозяйствующим субъектам свободы в выборе средств охраны природы и привлечение государственных органов различных уровней в процесс осуществления эколого-экономической политики тоже положительно повлияет на экологию региона.
Также существенную роль в системе рационального природопользования играют наряду с экономическими и административные меры. Административные методы, как правило, ограничивают свободу экономического выбора, опираются на правовую базу и силу власти. Конкретизируя их, следует указать, что это могут быть различного рода ограничения и принуждения, касающиеся использования природных ресурсов, например, лимиты на природопользование, нормы и нормативы охраны природы. Следует заметить, что в сфере природопользования, как и в экономике в целом, необходимо находить оптимальную структуру сочетания этих методов с учётом особенностей эколого-экономических систем.
В настоящее время на Северном Кавказе, и в Ростовской области в частности, практически все государственные регуляторы управления природоохранной деятельностью урбанизированных территорий используются недостаточно как со стороны федеральных, так и со стороны муниципальных властей. Центральное место принадлежит системе платежей за природопользование. В неё в свою очередь входят:
- платежи за право пользования природными ресурсами;
- платежи за воспроизводство и охрану природных ресурсов, осуществляемые хозрасчётными специализированными предприятиями;
- компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из использования в соответствии с их целевым назначением, а также за выброс загрязняющих природную среду промышленных и других отходов (например, загрязнение водоёмов, атмосферы, почвы гербицидами, пестицидами и т. п.).
Главное значение платежей за природопользование заключается в стимулировании природоохранной деятельности отдельных предприятий, а также концентрации необходимых средств в фондах охраны природы. Последние выступают важнейшим звеном новой системы финансирования и стимулирования природоохранных затрат.
Построение экономического механизма рационального природопользования должно базироваться на следующих основных принципах:
- сочетание централизованного руководства природоохранной деятельностью, государственного регулирования развития и размещения производственных объектов с предоставлением хозяйственной самостоятельности в решении практических вопросов по сохранению и улучшению природной среды;
- осуществление постоянного экологического мониторинга за состоянием экосистемы, создающего основу информационной базы для анализа и последующего принятия экономических решений по регулированию природопользования урбанизированных территорий;
- долговременное закрепление природных объектов (земель, лесов, водоёмов и пр.) за постоянными владельцами и пользователями;
- создание условий для экономической выгодности рационального использования природных ресурсов и стимулирования выполнения мероприятий по восстановлению и улучшению окружающей среды [3,4].
Однако экономические регуляторы не принесут ожидаемого эффекта, если они не будут доведены не только до предприятий, организаций или объединений, но, прежде всего, до отдельных работников. Внутреннее стремление к рациональному использованию всех природных богатств необходимо воспитывать и прививать в человеке постепенно и с ранних лет. В первичных трудовых коллективах необходимо стимулировать выполнение работ по улучшению природных объектов, приводящих к реальному положительному изменению их качества. В России правовая база природопользования постоянно совершенствуется, дополняется новыми правовыми документами, указами, постановлениями и распоряжениями. Она проходит стадию постоянного реформирования, внесения изменений в статьи федеральных законов, законов субъектов РФ, подзаконных нормативных актов.
Таким образом, экономическим методам в настоящее время отводится ведущая роль. Среди них можно выделить наиболее перспективные - налоговые, кредитные формы и систему субсидий. Отдельные элементы экономической системы могут сформироваться только по мере возникновения соответствующих предпосылок для изменения экономических, социальных и экологических условий. Для эффективной реализации всех природоохранных мер, учитывая опыт зарубежных стран, необходимо развитие экологического предпринимательства и экологического менеджмента на предприятиях.
Литература
1. Моисеев, Н.Н. Современность сквозь призму экологии // Зелёный мир. - 1996. -№7. - С.4.
2. Экологический вестник Дона «О состоянии окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области в 2015 году». - Ростов н/Д, 2016. - С. 370.
3. Долматова, Л. Г. Социо-эколого-экономические аспекты территориального планирования использования и охраны земель: монография / Л. Г. Долматова. - Ростов-на-Дону : СКНЦ ВШ ЮФУ, 2012. - 260 с.
4. Долматова, Л. Г., Петрова, И.А. Взаимосвязь экономических и экологических
основ рационального природопользования: инструментарий и механизмы реализации // Вестник ЮРГТУ (НПИ). Социально-экономические науки. - 2015. - № 3. - С. 98-104.
Literature
1. Moiseyev N. The present through an ecology prism//the Green world. 1996. No. 7. -
Page 4.
2. The ecological bulletin of Don "About state of environment and natural resources of the Rostov region in 2015". - Rostov N / Д, 2016. - Page 370.
3. Dolmatovа L. G. Sotsio-ekologo-ekonomicheskiye aspects of territorial planning of use and protection of lands: [monograph] / l. G. Dolmatov; Novocherk. state. melior. the academician - Rostov N / D.: SKNTs VSh SFU, 2012.-260 pages.
4. Dolmatovа L. G., Petrov I. A. Vzaimosvyaz of economic and ecological bases of rational environmental management: tools and mechanisms of implementation//"YuRGTU (NPI) Bulletin". Social and economic sciences - 2015. - No. 3, - Page 98-104.
Наталья Максимовна Мищенко - магистрант кафедры землепользования и землеустройства Новочеркасского инженерно-мелиоративного института имени А. К. Кортунова, ДГАУ.
Natalya Maksimovna Mishchenko - the undergraduate of department «Land use and land management» the Novocherkassk engineering and meliorative institute of A. K. Kortunov, DGAU.
Людмила Георгиевна Долматова - кандидат экономических наук, доцент кафедры землепользования и землеустройства Новочеркасского инженерно-мелиоративного института имени А. К. Кортунова, ДГАУ.
Lyudmila Georgiyevna Dolmatova is Candidate of Economic Sciences, the associate professor of «Land use and land management» of the Novocherkassk engineering and meliorative institute of A. K. Kortunov, DGAU.
346428, г. Новочеркасск, ул. Пушкинская, 111 346428, Novocherkassk, PushkinskayaSt., 111 e-mail: [email protected]