Научная статья на тему 'Основы построения региональных инновационных систем в России'

Основы построения региональных инновационных систем в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
274
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЕГИОН / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / NATIONAL INNOVATIVE SYSTEM / REGIONAL INNOVATIVE SYSTEM / COMPETITIVENESS / REGION / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE POTENTIAL / SCIENTIFIC AND RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клековкина Анна Алексеевна, Самигулова Розалия Зуфаровна, Абдулкадыров Арсен Саидович

Переход экономики России в новое качественное состояние предопределяет значимость активизации инновационной деятельности. Особую актуальность приобретает формирование научнотеоретических и методических основ построения и функционирования национальной инновационной системы России в целях реализации концепции устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности экономики страны. Формирование национальной инновационной системы целесообразно осуществлять, начиная с регионов страны, учитывая ресурсную и факторную обеспеченность тех или иных территорий. Создаваемые региональные инновационные системы (РИС), как подсистемы единой экономики страны, будут интегрироваться в единую национальную инновационную систему (НИС), способную обеспечить стабильное и безопасное развитие России в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Клековкина Анна Алексеевна, Самигулова Розалия Зуфаровна, Абдулкадыров Арсен Саидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FOUNDATIONS OF BUILDING REGIONAL INNOVATIVE SYSTEMS IN RUSSIA

The transformation of the economy of Russia into a new qualitative state predetermines the importance of activation of the innovative activity. It is especially relevant to form the scientific-theoretical and methodical foundations of building and functioning of the national system of Russia in order to implement the concept of stable economic growth and improving the competitiveness of the economy of the country. Forming the national innovative system should be performed starting from the regions of the country, taking into account the resource and factor supply of different territories. The regional innovative systems (RIS) created, being subsystems of the overall economy of the country, will be integrated in one national innovative system (NIS) able to provide stable and secure development of Russia in the future.

Текст научной работы на тему «Основы построения региональных инновационных систем в России»

Управление инновациями

КЛЕКОВКИНА А.А.,САМИГУЛОВА Р.З.,АБДУЛКАДЫРОВ А.С.

ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ В РОССИИ

Аннотация. Переход экономики России в новое качественное состояние предопределяет значимость активизации инновационной деятельности. Особую актуальность приобретает формирование научно-теоретических и методических основ построения и функционирования национальной инновационной системы России в целях реализации концепции устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности экономики страны. Формирование национальной инновационной системы целесообразно осуществлять, начиная с регионов страны, учитывая ресурсную и факторную обеспеченность тех или иных территорий. Создаваемые региональные инновационные системы (РИС), как подсистемы единой экономики страны, будут интегрироваться в единую национальную инновационную систему (НИС), способную обеспечить стабильное и безопасное развитие России в будущем.

Ключевые слова: Национальная инновационная система, региональная инновационная система, конкурентоспособность, регион, инновационная деятельность, инновационный потенциал, научно-техническая деятельность.

К1ЕКОУКтА А.А. ,SAMIGULOVA Я^.,ABDULKADYROV A.S.

THE FOUNDATIONS OF BUILDING REGIONAL INNOVATIVE SYSTEMS IN RUSSIA

Abstract. The transformation of the economy of Russia into a new qualitative state predetermines the importance of activation of the innovative activity. It is especially relevant to form the scientific-theoretical and methodical foundations of building and functioning of the national system of Russia in order to implement the concept of stable economic growth and improving the competitiveness of the economy of the country. Forming the national innovative system should be performed starting from the regions of the country, taking into account the resource and factor supply of different territories. The regional innovative systems (RIS) created, being subsystems of the overall economy of the country, will be integrated in one national innovative system (NIS) able to provide stable and secure development of Russia in the future.

Keywords: a national innovative system, a regional innovative system, competitiveness, a region, innovative activity, innovative potential, scientific and research activity.

Существующие тенденции развития мировой экономики и глобальная интеграция убеждают, что у России не может быть иного пути развития, чем формирование экономики, основанной на знаниях, т. е. экономики инновационного типа. Данные обстоятельства нельзя недооценивать в связи с тем, что Россия сегодня не является лидером на рынке высокотехнологичной и наукоемкой продукции, и подобное отставание в конечном итоге не даст возможности подъема до современных стандартов уровня жизни населения и обеспечения национальной безопасности страны в целом. Следует отметить, что инновационная деятельность России сегодня не является основным фактором экономического роста.

В последние годы руководство страны стало обращать пристальное внимание на вопросы состояния научно-технической сферы и формирования эффективной инновационной политики страны. Отмечена необходимость активизации инновационных процессов в различных отраслях промышленности России. В настоящее время назрела необходимость в пересмотре существующих научно-методических и организационно-экономических подходов к активизации инновационной деятельности в России. На наш взгляд, значимое место в этих процессах должны занимать мероприятия, направленные на формирование эффективных региональных инновационных систем (РИС), как основных звеньев национальной инновационной системы (НИС), что особенно актуально в условиях федеративного устройства России.

В условиях глобализации для любого государства важным условием устойчивости и эконо-

мической независимости становится его внутренняя организация, включая способность, как отдельных регионов, так и страны в целом, быстро и чутко реагировать на изменение внешней и внутренней конъюнктуры, мгновенно адаптироваться за счет огромного арсенала средств инновационной политики. Другими словами, соотношение между глобальным (global) и локальным (local) в национальной политике принимает важное значение и многократно усиливает требование к высокой организации локальных систем [1]. Это не столько касается их способности создавать новые технологические решения, сколько эффективно управлять экономической системой, гибко изменяя ее основные параметры в направлении поддержания инновационной среды. Основной целью создания национальных инновационных систем, звеньями которых являются региональные инновационные системы, является обеспечение поэтапного устойчивого социально-экономического развития и повышение качества жизни населения путем создания дополнительных рабочих мест, как в сфере науки, так и в сфере производства товаров и услуг, повышение образовательного и квалификационного уровня населения, увеличение уровня доходов населения и решение экологических проблем за счет использования новейших технологий [2].

Региональная среда во многом определяет конкурентоспособность всего национального бизнеса на современном мировом рынке. Важность «регионализации» инновационной политики связана с характером инновационного развития мировой экономики. Становится очевидным необходимость внедрения нестандартизированного наукоемкого производства, в котором основную роль играют не масштабы производства и сбыта, а способность к постоянному обновлению продукции за счет внедрения «продуктовых технологий» — product technologies (создание и продвижение на рынок принципиально новых товаров). Основной упор делается на малый и средний бизнес, которые начинают играть доминирующую роль как наиболее приспособленные к быстрой смене технологии продуктов и создающие конкурентоспособную продукцию при многократно более низких капиталовложениях.

Мы полагаем, что «регионализация» инновационной политики связана с особенностями самих «инновационно-технологических ресурсов», их создания и использования. Создание принципиально новых технологий становится все более затратным (как правило, общественным) на осуществление научных исследований и подготовку высококвалифицированных кадров. В то же время существует огромный риск того, что новые идеи и технологии могут быть быстро усвоены государствами и компаниями, не имевшими к их финансированию никакого отношения.

Как представляется, «утечка» вложенных в создание интеллектуальных ресурсов общественного капитала также происходит по причине высокой миграции специалистов между этими странами. Поэтому важным условием устранения такого негативного эффекта становится максимально быстрая коммерциализация новых технологических достижений, т. е. их внедрение в бизнес-среду, которая создает стимулы для национальных компаний по их вводу в производство и продвижение результатов на рынки. Считаем, что только это может позволить инноваторам опередить имитаторов и присвоить тот эффект от разработки новой технологии, который принадлежит им по праву. Тесное и эффективное взаимодействие между учеными и предпринимателями в данном процессе имеет чрезвычайно важное значение.

Рассматривая высокую актуальность и относительную новизну тематики региональной инновационной политики, следует отметить, что модель взаимодействия локального и национального уже находится на стадии формирования в рамках планов Европейского Союза по созданию европейской инновационной экономики. Признавая высокую внутреннюю диверси-фицированность экономического пространства, а значит, многообразие вариантов региональной инновационной политики, Европейский Союз большие усилия направляет на данном этапе на создание сети между регионами для обмена информацией, опытом, для взаимодействия и координации усилий. В Европе создается яркая и колоритная мозаика региональных инновационных композиций, которая является ядром общего успеха в политике, направленной на создание, внедрение и продвижение на рынок материализованных в товарах и услугах новых технологических идей.

А что же происходит в России? Российская инновационная система могла бы быть более насыщенной и красочной с учетов особенностей территориальной протяженности от близости

к быстрорастущему Азиатскому региону на востоке до европейских границ на западе и богатого потенциала Северокавказского региона на юге. Мы считает, что стратегия развития национальной экономической системы должна заключаться в создании и продвижении мощной инновационной экономики, базисом которой должно быть максимальное раскрытие инновационного потенциала территорий и районов в целом с учетом индивидуальных особенностей каждого.

Поэтому региональная инновационная политика представляется первым важным шагом на пути создания национальной инновационной системы в России. Рассмотрим сущность и содержание национальной инновационной системы, для чего необходимо отметить следующие основные положения:

1. Сутью региональной инновационной деятельности является максимизация получения социально-экономического эффекта за счет повышения эффективности использования регионального интеллектуального потенциала. При этом в обобщенном виде собственно региональный инновационный процесс представляет собой замкнутый двухконтурный (продуктовый и ресурсный) цикл. В ходе реализации инновационного процесса при соответствующем ресурсном обеспечении на основе результатов фундаментальных и прикладных исследований осуществляется создание высоких технологий, организация производства и реализация наукоемкой продукции [3].

2. Формирование региональных инновационных систем является первичной стадией построения постиндустриального общества, основу экономики которого составляет получение и использование новых знаний [4].

Вместе с тем мы констатируем, что в настоящее время лишь незначительная часть субъектов Российской Федерации обладает серьезным инновационным потенциалом. Благосостояние, а во многих случаях возможность выживания остальных территорий во многом зависит от дотаций из федерального бюджета.

Таким образом, в каждом регионе, а там, где это возможно по политической и экономической ситуации, в группе регионов, должны быть созданы региональные инновационные системы макроуровня, учитывающие экономические, организационные, исторические и культурные традиции, обеспечивающие необходимые темпы экономического развития. Одновременно с этим на федеральном уровне должна быть создана своя инновационная система, базирующаяся на проводимой макроэкономической политике и нормах федерального законодательства. Повсеместная интеграция федеральной и региональной составляющей позволит сформировать единую российскую инновационную систему.

Мы согласны с мнением многих специалистов, что под региональной инновационной системой следует понимать комплекс активно взаимодействующих учреждений и организаций различных форм собственности, находящихся на территории региона и осуществляющих процессы создания и распространения новых технологий и направлений, а также организационно-правовые условия его функционирования, определенные совокупным влиянием государственной политики в области науки и техники, проводимой на различных государственных уровнях, и стратегией социально-экономического развития территории (региона) [5,6].

В научной работе Задумкина К.А. и Кондакова И.А. авторы представляют свой подход: «Региональная инновационная система — это инновационная система конкретного региона страны, учитывающая особенности его научно-технического, интеллектуального, экономического потенциала, являющаяся составной частью национальной инновационной системы страны» [7]. На наш взгляд, данное определение нуждается в конкретизации и уточнении.

Достаточно рационально выглядит подход к определению понятия РИС в работе Гончаровой Е.Б.: региональная инновационная система — это часть многоуровневой пространственно -экономической системы национального и мирового хозяйства, имеющая различные связи с компонентами других инновационных систем на национальном и международном уровнях [8].

В диссертации Абаева А.Л. ее автор отмечает, что региональные инновационные системы призваны быть организационно-экономической формой осуществления инновационной деятельности на уровне региона [9].

Анализ данных формулировок позволяет нам предложить свою: региональная инновационная система — это специфическая экономическая система, объединяющая территориальные

органы государственной власти, хозяйствующих субъектов и инновационную инфраструктуру, предназначенная для институционализации инновационного процесса в регионе в соответствии со стратегией инновационного развития и основными направлениями инновационной политики государства.

Таким образом, главной целью создания региональной инновационной системы является обеспечение условий для устойчивого развития экономической системы региона на основе эффективного использования его интеллектуального потенциала, генерации, распространения и реализации новых знаний. Считаем, что для достижения этой цели должна быть разработана и законодательно утверждена региональная инновационная политика, предусматривающая приоритетное развитие научно-технологического комплекса региона и высокотехнологичной промышленности, а также повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции. При этом основными принципами формирования подобной системы должны быть: системный подход к формированию РИС, самостоятельность при формировании РИС, единство и согласованность федеральных и региональных приоритетов, поэтапное, эффективное развитие высшего образования, фундаментальной науки и высокотехнологичной продукции, а также концентрация региональных ресурсов на стратегических направлениях инновационного развития.

Необходимо отметить, что сложившаяся ситуация в инновационной сфере России является следствием воздействия ряда объективных и субъективных негативных факторов, препятствующих развитию инновационных процессов в регионах. Одним из основных, на наш взгляд, является отсутствие научно-методологической базы формирования региональной инновационной системы. Причем до настоящего времени даже не создан единый понятийный и категориальный аппарат, характеризующий инновационную сферу, в т. ч. и региона. При этом государственными структурами, отвечающими за развитие инновационной деятельности в стране, не используются в полной мере возможности российских ученых и специалистов для проведения необходимых исследований. Так, например, задачи научного обеспечения инновационной деятельности до последнего времени не ставились перед Российской академией наук. Тем самым оставался невостребованным огромный научный потенциал.

В то же время многочисленные работы по оценке научно-технического потенциала России и отдельных российских регионов проводятся зарубежными экспертами, которые дают свои заключения и рекомендации правительству РФ, исходя из своего понимания места России в системе мировой экономики.

В целом отсутствие научного обеспечения инновационной деятельности не позволило сформировать целостную государственную инновационную политику, даже на концептуальном уровне. Результатом всего этого является неадекватная государственная поддержка научно-технологического и образовательного комплекса, что, в конечном итоге, не позволяет решать задачи перехода экономики на инновационный путь развития.

Следующей проблемой является недостаточная эффективность в управлении инновационными процессами. В целом система управления была сформирована к началу 2000 г. Однако после упразднения Миннауки России и последующих реорганизаций управление инновационной деятельностью осуществляется из трех фактически независимых центров — Минпромнауки России, Минобразования России и РАН. Несмотря на очень большие возможности и высокий потенциал, имеющийся в каждой из перечисленных структур, отсутствие реальной координации не позволяет выработать единую государственную инновационную политику и начать ее реализацию.

Как представляется, на данном этапе эта проблема может быть решена посредством создания межведомственного координационного (наблюдательного) совета по проблемам инновационной деятельности, в состав которого могли бы войти представители федеральных и региональных органов государственной власти, а также различные ученые и специалисты. Одновременно с решением организационно-методических проблем Совет мог бы обеспечить централизованное координированное распределение государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности.

Следует также подчеркнуть, что вопросы равноправия Российской Федерации и субъектов РФ в рамках собственных предметов ведения полномочий закреплены Конституцией Российской Федерации. При этом установлено, что вопросы разграничения предметов ведения и пол-

номочий между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации решаются путем принятия соответствующих законов. Однако до 2002 г. такое разграничение было проведено лишь в Федеральном законе о науке и государственной научно-технической политике.

К настоящему времени в стране практически сложились многоуровневые отношения между регионами и Российской Федерацией в области взаимодействия в научно-технической и инновационной сферах. При этом на каждом уровне решаются вполне определенные конкретные задачи:

— федеральный уровень — определение приоритетов страны в целом, подготовка и реализация программы проектов, имеющих важное народно-хозяйственное значение и направленных на решение конституционных задач;

— федерально-региональный уровень — формирование единой нормативно-правовой базы инновационной деятельности, определение и согласование взаимных интересов государства и регионов, а также определение степени участия федеральных властей в решении региональных проблем и регионов в решении проблем федерального уровня;

— региональный уровень — определение приоритетов развития субъекта Российской Федерации, формирование и реализация программ социально-экономического развития региона;

— межрегиональный уровень — решение вопросов взаимодействия регионов при реализации задач, представляющих интерес для нескольких регионов, например в рамках федеральных округов;

— муниципальный уровень — проведение конкретных мероприятий по обеспечению жизнедеятельности и эффективному развитию территорий.

Мы согласны, с мнением ученых и специалистов, что существующие подходы к обеспечению жизнедеятельности регионов, основанные на получении дотаций федерального бюджета, использование природных ресурсов и имеющегося промышленного потенциала, уже не могут обеспечить комплексного развития регионов и территорий и повышение качества жизни населения [10]. Эти проблемы могут быть решены путем использования инновационных механизмов развития территорий, что полностью отвечает современным тенденциям развития.

Существует ряд вполне объективных причин, определяющих усиление роли региональных органов управления в осуществлении научно-технической деятельности, так как, во-первых, инновационная деятельность по природе своей тяготеет к децентрализованному осуществлению и, во-вторых, ее успех во многом определяется динамизмом, гибкостью, способностью к быстрым переменам, адаптацией к меняющимся условиям [11].

Данные качества не были (да и не могут быть) сильными сторонами централизованных структур управления, предназначенных для решения стратегических задач. Региональные же звенья управления гораздо лучше приспособлены к деятельности в подобных условиях, поскольку:

— физическая приближенность источников и получателей новых технологий существенно активизирует восприимчивость к этим технологиям, технологическая диффузия и в целом инновационный процесс до сих пор остается явлением, сильно обусловленным географически;

— на региональном уровне, на основе существующих там сетей неформальных контактов и общих интересов, объединяющих различные организации и местные власти, как правило, удается достичь существенно более близкого и гармоничного взаимодействия между образованием, наукой и высокотехнологичной промышленностью, необходимого сопряжения образовательного, научного и промышленного потенциала, что является ключевым условием успешного продвижения новшеств по инновационной цепочке. Глубокие знания характерных для данной территории особенностей, возможность непосредственного прямого контакта и влияния на деятельность основных субъектов и институтов региона позволяют администрации находить решения, учитывающие местную специфику.

Любой регион всегда в первую очередь заинтересован в подъеме своей экономики и уровня благосостояния всего населения, а поскольку на данном этапе добиться этого практически невозможно без эффективного научно-технического обеспечения, то раньше или позже возникает необходимость использования существующего научно-технического потенциала в интересах региона, сопряжения научно-технической деятельности с проблемами социально-экономического развития территории, а также целенаправленного формирования и развития

научно-технического потенциала с учетом особенностей региональной социально-экономической политики.

Иначе говоря, научно-техническая деятельность востребуется регионом в той мере, в которой она способна внести вклад в решение задач его социально-экономического развития. В связи с этим отправной точкой для сопряжения научно-технической деятельности с социально -экономической политикой региона является выработка и формулирование самой социально-экономической политики региона, составной частью которой является региональная инновационная политика, обеспечивающая формирование и эффективное функционирование региональной инновационной системы [12, 13]. Между тем задача основных участников инновационной системы достаточно разнообразна и определяет ключевые взаимосвязи между различными институтами системы, что наглядно отражено в табл.

Таблица

Основные задачи институтов инновационной системы в инновационном развитии государства

Субъекты Региональный уровень Федеральный уровень

Органы власти Стимулирование региональной инновационной деятельности. Обеспечение коммуникаций между элементами региональной инновационной системы. Создание условий для развития региональной инновационной инфраструктуры. Разработка стратегии инновационного развития. Формулировка целей и задач инновационной политики. Регулирование и стимулирование инновационной деятельности. Формирование благоприятной инновационной среды.

Научно-исследовательские институты Обеспечение современными разработками и технологиями инновационного процесса в регионе. Развитие регионального интеллектуального капитала через систему подготовки и переподготовки кадров. Проведение исследований на стратегических направлениях инновационного и технологического развития; Сохранение и приумножение научно-технологического потенциала страны. Эффективное использование инновационного потенциала в интересах инновационного развития.

Инновационные предприятия Превращение научно-технологических разработок в инновационный продукт. Внедрение инноваций в производственной среде. Создание и продвижение конкурентоспособного инновационного продукта.

Технопарки Интеграция научного и технологического потенциала региона. Апробация инноваций в производственной и бизнес-среде. Развитие национального экономического и инновационного потенциала.

Особо хотелось бы упомянуть об инфраструктуре управления интеллектуальным потенциалом региона. Именно управляющая инфраструктура должна определять, какие проектные инициативы будут признаваться значимыми, кем и как будет осуществляться их экспертиза, каковы будут возможные способы капитализации проектных инициатив, пути и инструменты инвестирования. При создании эффективной системы управления интеллектуальным потенциалом становится возможным увеличивать капитализацию региона, что повышает его конкурентоспособность на мировых рынках, появляется возможность привлекать новых резидентов и необходимые ресурсы для дальнейшего развития высокотехнологичного производства. Вполне очевидно, что создание подобной эффективной инфраструктуры находится во взаимосвязи с вопросами создания региональной инновационной системы (РИС).

Региональную инновационную систему можно рассматривать как многоуровневую формацию, где каждый уровень представляет собой проект определенной сложности. Формирование региональной инновационной системы, по нашему мнению, должно осуществляться на следующих уровнях:

1. Формирование организационной инфраструктуры по созданию региональной инновационной системы. В первую очередь — это выявление заинтересованных институтов и организаций в формировании управляющего органа.

2. Формирование стратегии промышленности региона, формирование кластеров, промышленных групп, отраслей. Предполагает всесторонний анализ научно-технического, образова-

тельного, организационного потенциала региона, для выделения научно-технологических направлений развития региона (протокластеры).

3. Реализация инвестиционных программ, инициированных на предыдущем уровне, по созданию новых и модернизации существующих элементов кластера. Условно эти проекты можно назвать модернизационными. Говоря о них, важно отметить, что выходом из кризисной технологической ситуации может стать создание центров коллективного доступа к новым технологиям. Такие коллективные инжиниринговые центры смогут предоставлять новые технологии сразу нескольким предприятиям. Такой механизм модернизации является наиболее рациональным и экономически оправданным.

Как мы видим, на каждом из этих уровней формируются проекты. Каждый проект решает системные проблемы, которые присутствуют в регионе. По сути, проектирование региональной системы и представляет собой выявление функций, которые сейчас не выполняются или плохо выполняются, и делегирование этих функций существующим организациям, а если таковых нет, то создание новых. Эти преобразования должны иметь системный характер.

Как представляется, при реализации указанных проектов на каждом уровне следует активно использовать потенциал Института региональных инновационных систем (ИРИС), который функционирует в направлениях:

— развития национальной инновационной системы посредством формирования национальных инновационных систем в субъектах РФ;

— содействия адаптации и внедрению на российской территории лучших мировых практик по развитию инновационных систем;

— развития межрегионального и международного сотрудничества в сфере инноваций. Важно подчеркнуть, что деятельность ИРИС лежит не только в области технологических

инноваций, она касается всего спектра проблем развития, включающего в себя экономические, инвестиционные аспекты, вопросы социальных и организационных инноваций.

Таким образом, устойчивое развитие таких сложных открытых социально-экономических систем, как регион, в современных условиях невозможно без масштабного системного использования результатов научно-технической деятельности, опоры на инновации. Чтобы эти результаты нашли применение, необходима адекватная организация инновационных процессов. А это, в свою очередь, требует построения соответствующей системы управления — региональной инновационной системы, способной взять на себя выполнение обозначенных функций, повысить эффективность инновационного процесса в конкретных российский регионах.

Литература

1. Бекетов, Н. В. Региональные проблемы формирования инновационной системы // Регион : экономика и социология. 2005. № 1. С. 10-14.

2. Абдулкадыров, А. С., Плотников, С. В. Зарубежный опыт формирования национальных инновационных систем //Экономика и предпринимательство. 2013. № 10(39). С. 68-71.

3. Егоршин, А. П. Управление инновационным развитие региона : монография. — М. : Нимб, 2008. С.132.

4. Климанов, В. В. Региональные системы и региональное развитие в России. — М. : УРСС, 2003. С. 79.

5. Бекетов, Н. В. Научно-инновационная система развития региона : теория, методология и практика организаций. — М. : Институт научной информации по общественным наукам РАН. 2001.

6. Абдулкадыров, А. С. Формирование инновационной системы в регионах на основе кластерных инициатив //Аспирант и соискатель. 2013. № 4. С. 14-17.

7. Задумкин, К. А. Кондаков, И. А. Региональная инновационная система : теория и практика формирования. — Вологда : Вологодский научно-координационный центр СЭМИРАН, 2008. С. 27.

8. Гончарова, Е. Б. Технология формирования региональной инновационной системы // Успехи современного естествознания. 2007. № 2.

9. Абаев, А. Л. Организационно-экономический механизм формирования научно-инновационной политики на региональном уровне : автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. — М., 2008. С. 5.

10. Садков, В. Г., Машегов, П. Н. Национальная инновационная система и ее региональные компоненты //Региональная экономика : теория и практика. 2008. № 23(80).

11. Габитов, А. Ф. Инновационный процесс в современной России : региональный аспект. — СПб. : Береста, 2003. С. 41.

12. Абдулкадыров, А. С., Самигулова, Р. З. Институциональные основы инновационной деятельности на региональном уровне //Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-1(41). С. 369-371.

13. Самигулова, Р. З., Абдулкадыров, А. С., Дрогалина, С. Г. Государственное стимулирование инновационной деятельности в России на региональном уровне // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-2(41-2). С. 281-284.

References:

1. Beketov, NV Regional problems of formation of innovation system // Region: Economics and Sociology. 2005. № 1. pp 10-14.

2. Abdulkadyrov, A. Plotnikov, SV Foreign experience of national innovation systems // Economics and Entre-preneurship. 2013. № 10 (39). S. 68-71.

3. Egorshin, AP Management of innovative development of the region: a monograph. - M.: Nimbus, 2008. p.132.

4. Klimanov, VV regional system and regional development in Russia. - Moscow: URSS, 2003. P. 79.

5. Beketov, NV Research and innovation system development in the region: the theory, methodology and practice of organizations. - Moscow: Institute of Scientific Information on Social Sciences. 2001.

6. Abdulkadyrov, A. Formation of the innovation system in the regions on the basis of cluster initiatives // graduate students and applicants. 2013. № 4. S. 14-17.

7. Zadumkin, KA Kondakov, IA Regional Innovation System: Theory and practice of formation. - Vologda: Vologda Research Coordination Center Samy RAS, 2008. P. 27.

8. Goncharova, EB Technology offormation of regional innovation system // Successes contemporary science. 2007. № 2.

9. Abaev, AL Organizational-economic mechanism offormation of science and innovation policy at the regional level: Author. dis. ... Dr. ehkon. Sciences: 08.00.05. - M., 2008, p 5.

10. Cages, VG, Mashegov, PN National Innovation System and its regional components // Regional economy: theory and practice. 2008. № 23 (80).

11. Gabitov, AF innovation process in modern Russia: regional aspect. - SPb. : Birch, 2003, p 41.

12. Abdulkadyrov, A., Samigulova, RZ Institutional Foundations of innovation at regional level // Economics andEntrepreneurship. 2013. № 12-1 (41). S. 369-371.

13. Samigulova, RZ, Abdulkadyrov, A., Drogalina, SG State Incentives for innovation in Russia at the regional level //Economics and Entrepreneurship. 2013. № 12-2 (41-2). S. 281-284.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.