Научная статья на тему 'Основы построения информационных систем коммерческих банков с развитой инфраструктурой'

Основы построения информационных систем коммерческих банков с развитой инфраструктурой Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
126
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Степанов Михаил Андреевич, Осипов Виталий Гаврилович, Меньшов Владимир Алексеевич

Рассматриваются вопросы принципиального построения информационно-вычислительных систем коммерческого банка по видам обеспечения. Дана классификация программного обеспечения и намечены пути развития функциональных возможностей прикладного программного обеспечения коммерческих банков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Степанов Михаил Андреевич, Осипов Виталий Гаврилович, Меньшов Владимир Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTION BASES OF THE INFORMATIONAL SYSTEMS IN CJMMERCIAL BANKS WITH DEVELOPED INFRASTRUCTURES

The questions under consideration are problems of commercial bank informational calculating systems construction by ware types. A software classification and functional capabilities are developing ways of commercial banks applied software are worked out.

Текст научной работы на тему «Основы построения информационных систем коммерческих банков с развитой инфраструктурой»

100

ШКОЛЯ МОЛОДОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

кающих резонансных явлений в суппортной группе и перехода в нерезонансную область за счет изменения режимов резанья, масс и т.д.

Методику повышения точности токарной обработки возможно реализовать в любой токарной опе-

рации в цеховых условиях. Целесообразно создание банка данных цеха, участка, где могут храниться готовые математические модели узлов и их статические и динамические параметры. Это позволит резко снизить время на проведение эксперимента.

УДК 669.018.25

П.В.Орлов

МОДИФИКАЦИЯ СТРУКТУРЫ И СВОЙСТВ ТВЕРДОСПЛАВНЫХ МАТЕРИАЛОВ ИМПУЛЬСНО-ПУЧКОВЫМИ МЕТОДАМИ

Повышение износостойкости инструментальных твердых сплавов (ИТС) в условиях высоких термомеханических нагрузок при обработке жаропрочных, тугоплавких и иных труднообрабатываемых материалов является одной из наиболее актуальных задач современного материаловедения. Развитие современных методов модификации свойств твердых сплавов, в том числе с использованием сильноточных электронных и мощных ионных пучков, открывает новые технологические возможности для этого.

Цель работы - выявление закономерностей структурно-фазовых превращений и изменения износостойкости инструментальных твердых сплавов при модификации высокоинтенсивными импульсными пучками заряженных частиц, особенностей процесса структурной приспосабливаемо-сти модифицированных инструментальных твердых сплавов в условиях резания и разработка нового способа и высокоэнергетической технологии поверхностного модифицирования ИТС. Автором установлено, что основным результатом воздействия сильноточных электронных пучков на материал является существенное изменение структуры кобальтовой фазы, выражающейся в ее диспергировании с формированием субзеренной

структуры, а также выделении большего количества вторичных фаз на границах карбид-связка. Разработана физическая модель структурной при-спосабливаемости в условиях фрикционного взаимодействия, отражающая увеличение плотности микродефектов, дислокаций, образование и разо-риентацию блоков субструктуры, их измельчение и образование сетчатой дислокационной структуры кобальтовой связки при одновременном образовании вторичных фаз, микропор и микротрещин в карбидной фазе. Установлены два канала диссипации энергии в условиях фрикционного взаимодействия: первый - в кобальтовой связке - формирование микрообластей с дискретной разориен-тацией, приводящий к диспергированию зеренной структуры; второй - в карбидной фазе - образование микропор и микротрещин. Разработан новый способ и технология поверхностного модифицирования сильноточными пучками заряженных частиц твердосплавного режущего инструмента, производственные испытания которого подтвердили повышение износостойкости в 3-5 раз.

Результаты работы могут быть использованы при разработке эффективных технологических процессов модификации твердосплавного инструмента.

УДК 658.514.3

М.А.Сгепанов, В.Г.Осипов, В.А.Меньшов

ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ С РАЗВИТОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ

Рассматриваются вопросы принципиального построения информационно-вычислительных систем коммерческого банка по видам обеспечения. Дана классификация программного обеспечения и намечены пути развития функциональных возможностей прикладного программного обеспечения коммерческих банков.

Коммерческие банки с развитой инфраструктурой, имеющие большое количество отделений и филиалов должны ориентироваться на получение максимальной прибыли при широком привлечении клиентов и обеспечении их унифицированными и современными услугами. Территориальная разобщенность филиалов и отделений вносит существенные ограничения и трудности в работе с клиентами банка (как с физическими, так и юридичес-

кими лицами): необходимость обслуживания клиентов одного подразделения в любом другом; сложности создания закрытых каналов связи; увеличение затрат по дополнительному кодированию финансовой информации; организация электронной подписи. Кроме того, приходится организовывать постоянный мониторинг за системными ресурсами и попытками несанкционированного доступа к информационно - вычислительной системе (ИВС),

как по центральному серверу, так и по серверам филиалов и отделений.

ИВС обеспечивает оперативную и достоверную информацию о финансовом положении банка и при наличии достаточно агрессивной внешней конъюнктуры становится стратегически важнейшим ресурсом коммерческого банка. Опыт, накопленный банками за последние пять лет, выявил огромный потенциал повышения доходности функционирования коммерческого банка в сфере информационной поддержки бизнеса, в том числе и новых сферах деятельности. В связи с этим вопрос о рациональной структуре и составе ИВС принимает принципиальное значение для эффективного функционирования и дальнейшего устойчивого развития банка в условиях жесточайщей конкуренции.

Изменение финансовой ситуации не должно влиять на принципиальную структуру и состав программно - вычислительных средств, а поэтому вопрос основы построения ИВС банка является ключевым не только для получения максимальной прибыли, но и для привлечения дополнительных клиентов с их денежными средствами при минимальных инвестициях.

Построение ИВС представляет комплексную проблему, состоящую из технического (компьютеры, коммуникационное оборудование, средства оргтехники), программного обеспечения (операционные системы, офисные программы, программы анализа и прогнозирования финансовой ситуации, программы взаимодействия с клиентами коммерческого банка) и организационного (изменение функциональной структуры банка, технология делопроизводства, обучение сотрудников) обеспечения.

Техническое обеспечение может быть построено на основе централизованного или децентрализованного подхода. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, следовательно, их конкретная реализация зависит от объема инвестиций, которые может выделить банк, территориального расположения его филиалов и отделений, принятой технологии обработки информации и ее программного обеспечения, а также набора банковских услуг.

Программное обеспечение можно разделить на четыре группы. Первая группа связана с реализацией "операционного дня банка" и автоматизированных рабочих мест операционистов и кассиров. Основой данной группы программного обеспечения должно быть проблемно-ориентированное ядро, проводящее обработку информации по таким базовым объектам деятельности, как клиент, счет, документ и т.д., а главной задачей - объединение всех форм банковской деятельности на основе единой технологии обработки финансовой и административной информации для оперативного учета и контроля функционирования банка. Име-

ется достаточно много программ этого типа с различными эксплуатационными характеристиками. Основным недостатком этих программных продуктов является то, что они работают на основании данных, находящихся в балансе банка, то есть "операционный день" формируется не от фактически проведенных операций, а только от изменений в балансе банка. Как следствие этого, аналитические программы не могут в полном объеме проанализировать фактическое финансовое состояние коммерческого банка.

Вторая группа программного обеспечения связана с анализом финансового состояния и оценки (расчета) рисков при работе с различными клиентами и на рынке ценных бумаг. Это направление деятельности тесно связано с финансовой политикой руководства банка, и оно должно быть достаточно специфичным или иметь возможность настраиваться на различные аспекты расчетов, учитывающие подход руководства банка к данному виду деятельности. Универсальных программ достаточно высокого уровня практически нет, если не считать разработку пермских программистов "Прогноз", в которой реализованы функции анализа, моделирования и прогноза финансовой ситуации в Российской Федерации.

Третью группу составляют программы индивидуальной работы банка со своими клиентами в интерактивном режиме, в том числе обслуживание электронных банковских карточек и банкоматов различной сложности. Это направление является наиболее перспективным и позволяет существенно повысить оперативность прохождения финансовых взаиморасчетов клиентов при минимальном участии сотрудников банка в технологической цепочке обработки информации. Кроме того, это необходимо для организации открытой (прозрачной) стороны деятельности коммерческого банка для клиента по его операциям при сохранении конфиденциальности по другим клиентам. Для этой группы программ важна также организация работ по выполнению операций самими клиентами из своего офиса или других мест, в том числе для физических лиц осуществление операций из дома (учитывая малую степень защищенности таких машин). Конечным итогом развития этой группы программного обеспечения будет перенос тран-закционных операций в сферу самообслуживания, в том числе и торговую. Это позволит перераспределить затраты и эксплуатационные расходы по данному виду банковских услуг меноду коммерческим банком и сервисной сферой. Физическое лицо получит банковское обслуживание при минимальных затратах времени клиента в месте, где возникает необходимость в совершении финансовых операций. На данный момент в широкую прак-

102

ИНФОРМНЦИОННЫЕ ТЕКНОПОГИИ

тику электронные банковские карточки внедряются тяжело и экономическая эффективность от них весьма низка (иногда даже отрицательна) из-за сложной экономической ситуации, инертности мышления людей и низкого уровня жизни большинства населения Российской Федерации.

Четвертая группа состоит в интегрировании перечисленных выше групп программного обеспечения в единую систему. Такая система должна удовлетворять большому количеству противоречивых требований и тесно связана с техническим обеспечением ИВС коммерческого банка. В первую очередь - это операционная (операционные) система. Она не должна отвлекать значительную часть ресурсов процессоров и быть достаточно гибкой для различных вариантов технического обеспечения. Важно, чтобы операционная система в автоматическом режиме отсекала все попытки несанкционированных операций, связанных как с ошибками обслуживающего персонала, так и с целенаправленной деятельностью по "взлому" системы или получению любой информации. Несмотря на довольно значительное число эксплуатирующихся в России операционных систем на платформе Intel, в настоящее время из широко распространенных только системы UNIX и Windows NT имеют наивысший уровень защиты С2 (по классификации, принятой правительством США), которые могут быть рекомендованы также и для коммерческого банка.

В эту же группу программного обеспечения необходимо отнести программное обеспечение по аутенфикации клиентов и систем дополнительного кодирования финансовой и другой банковской информации, в том числе и систему электронной подписи. Необходимо отметить усиливающуюся тенденцию использования возможности сети Internet для выполнения финансовых операций. При этом могут выполняться межбанковские расчеты и предоставление дополнительных банковских услуг клиентам (например, аналитические или прогнозные обзоры по различным видам бизнеса, операций с акциями или другими ценными бумагами) и в этом случае четвертая группа программного обеспечения информационно - вычислительной системы коммерческих банков должна обеспечить безопасность и конфиденциальность передачи и обработки финансовой и банковской информации.

Особо необходимо отметить трудности по развитию информационно-вычислительной системы коммерческого банка из-за наличия большого парка устаревшей вычислительной техники, которая не выработала свой ресурс, но функционировать с новым программным обеспечением уже не может, и необходимы дополнительные меры по замене устаревшей техники или ее модернизации.

Эти вопросы необходимо решать в каждом конкретном случае индивидуально, с учетом как необходимости перехода на новые информационные технологии обработки банковской информации, так и выделенных инвестиций для проведения этих работ.

Организационное обеспечение информационно-вычислительной системы коммерческих банков выполняет стратегические и тактические задачи. К тактическим задачам относятся проблемы освоения новых или модернизированных программных продуктов, переподготовка функциональных работников для работы с новой информационной технологией, проблемы эксплуатации технического и программного обеспечения и т. д. К стратегическим задачам необходимо отнести изменение функциональной структуры коммерческого банка, совершенствование документооборота, а также порядок разработки и внедрения информационно-вычислительной системы. Функциональная структура является достаточно консервативной, она определяется технологией банковских операций, конкретными задачами, стоящими перед руководством коммерческого банка по повышению прибыли и увеличению числа клиентов. Изменение документооборота более связано с внедрением конкретного наполнения информационно-вычислительных систем и требованием внешней среды (перечень и виды банковской отчетности, формы документов для клиентов банка и т. д.).

Коммерческие банки могут использовать различные возможности для разработки информационно-вычислительных систем. Принципиально возможны три стратегии: разработка программного обеспечения собственными силами, приобретение готовых пакетов прикладных программ и комбинация в различной степени первых двух подходов. Программное обеспечение постоянно усложняется и их разработка собственными силами требует постоянного наращивания потенциала разработчиков как в качественном, так и в-количественном виде. Кроме того, работы по созданию программного обеспечения требуют объединения усилий как программистов, так и специалистов по техническому обеспечению и банковским операциям. Работа по постановке задач для программирования достаточно сложна и требует высокой квалификации от банковских специалистов, формального описания как основных процедур, так и всех дополнений. Эта работа возлагается на банковских специалистов сверх их основных обязанностей, поэтому получить качественную постановку задач для программирования в сжатые сроки достаточно сложно.

Приобретение готовых пакетов прикладных программ также является сложнейшим вопросом, так как предлагаемые продукты могут не покрывать

потребности коммерческого банка в функциональных приложениях, требовать от технического обеспечения характеристик, которыми не обладает имеющийся парк ЭВМ и телекоммуникационное оборудование. Кроме того, необходимо выбрать пакет прикладных программ, который удовлетворял бы потребности коммерческого банка не менее 5 - 7 лет, что явно нереально для изменяющейся ситуации.

Следовательно, более рациональным является третий путь - приобретение базового ядра программного обеспечения и основных пакетов прикладных программ, которые удовлетворяют требованиям коммерческого банка, а дополнение и развитие осуществлять силами работников службы автоматизации банковских операций. Конкрет-

УДК 658.003.13

ное наполнение программным обеспечением по составу базового ядра и дополнительными пакетами прикладных программ должно быть результатом специальной разработки, затраты на которую окупятся как снижением инвестиций, так и повышением эффективности работы информационно-вычислительной системы и, следовательно, всего коммерческого банка.

13.08.98 г.

Степанов Михаил Андреевич - начальник управления информатизации и автоматизации Омского Сбербанка;

Осипов Виталий Гаврилович - доцент кафедры АСОИУ ОмГТУ, канд. технич. наук, доцент;

Меньшов Владимир Алексеевич - начальник отдела автоматизации банковских работ Омского Сбербанка.

В.А.Меньшов, В.Г.Осипов, М.А.Степанов

ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ ПОДХОД ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО -ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ СЕТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

Рассматриваются вопросы структуры затрат при построении информационно-вычислительной сети коммерческого банка при децентрализованном подходе технологического процесса обработки информации.

Коммерческие банки имеют, как правило, достаточно разветвленную сеть рабочих мест, где возникает оперативная информация, и эти пункты могут быть размещены как в пределах одного здания, так и расположены в различных населенных пунктах или регионах. Обработка информации в банках имеет отличительные особенности, которые необходимо учитывать при структурном проектировании информационно - вычислительной сети (ИВС). Это связано в первую очередь с решением вопросов безопасности, длительного сохранения оперативной и нормативно - справочной информации, а также ее архивации в условиях большой загруженности операционных работников функциональными обязанностями и их недостаточной квалификацией по специальным вопросам компьютерной обработки информации.

Банкам, имеющим широкую сеть филиалов, при отсутствии надежных коммуникаций рассчитывать на наличие выделенных линий не приходится; стоимость аренды систем связи достаточно велика, а филиалы не всегда в состоянии окупить ее в разумные сроки. Поэтому лучше использовать вариант построения системы по децентрализованному принципу.

В связи с этим возникает необходимость анализа возможностей и структуры ИВС при распределении внутренних функций для повышения эффективности обработки информации при выполнении других ограничений, которые накладывает

специфика функционирования коммерческого банка при децентрализованном подходе к созданию ИВС.

Децентрализованный подход позволяет иметь систему, работающую в режиме реального времени и выполняющую операции из любого рабочего места только для одного филиала. Работа филиала банка, расположенного в других населенных пунктах или регионах, будет относительно свободна от работы в центральном офисе. Обработка информации выполняется либо по технологии "Файл - сервер" либо "Клиент - сервер", что позволит ускорить обработку информации и сократить время обслуживания клиента. Можно выполнять большее количество транзакций, поэтому при увеличении объемов информации не нужно увеличивать мощность всех серверов, достаточно только определить слабый сервер и увеличить его мощность. Совокупная мощность персональных компьютеров для децентрализованной структуры ИВС банка намного превосходит мощность одной центральной машины. С увеличением количества филиалов банк устанавливает сеть в каждом филиале и выбирает сервер необходимой мощности, исходя из объемов обрабатываемой информации. Наличие мелких серверов, в качестве которых, как правило, выступает хороший персональный компьютер, позволяет решить проблему обработки информации в филиалах при минимальных инвестициях.

ИВС в этом случае строится на основе специализированного сервера приложений, который дол-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.