Научная статья на тему 'Основы построения функциональной модели управления городской транспортной системы'

Основы построения функциональной модели управления городской транспортной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
665
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ / ГОРОДСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / КОНТРОЛЛИНГ ЛОГИСТИЧЕСКИХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / УРОВЕНЬ ДИВЕРСИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савин Глеб Владимирович

В статье приводятся ключевые понятия при исследовании городских транспортных систем, описывается функциональная модель городской транспортной системы и предлагается методика построения системы оценки эффективности логистических операций для городской транспортной системы. Методика состоит из двух модулей: операции/бизнес-процессы, система контроллинга логистических бизнес-процессов. Также для оценки городской транспортной системы предлагается внедрение показателя ее оценки уровень диверсификации, который покажет равномерность развития основных элементов городской транспортной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Савин Глеб Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы построения функциональной модели управления городской транспортной системы»

Основы построения функциональной модели управления городской

транспортной системы Bases of creation of functional model of management of city transport system

Савин Глеб Владимирович Savin Gleb Vladimirovich

к.э.н, доцент

Уральский государственный экономический университет, кафедра

коммерции, логистики и экономики торговли, 620144, Екатеринбург, ул.8 Марта, 62, тел.: (343) 257-91-40, glebsavin@ya.ru

Аннотация В статье приводятся ключевые понятия при исследовании городских транспортных систем, описывается функциональная модель городской транспортной системы и предлагается методика построения системы оценки эффективности логистических операций для городской транспортной системы. Методика состоит из двух модулей: операции/бизнес-процессы, система контроллинга логистических бизнес-процессов. Также для оценки городской транспортной системы предлагается внедрение показателя ее оценки - уровень диверсификации, который покажет равномерность развития основных элементов городской транспортной системы.

Abstract Key concepts in case of a research of city transport systems are given in article, the functional model of city transport system is described and the technique of creation of system of an efficiency evaluation of logistic transactions for city transport system is offered. The technique consists of two modules: transactions/business processes, system of controlling of logistic business processes. Also for assessment of city transport system implementation of an indicator of its assessment - the diversification level which will show uniformity of development of basic elements of city transport system is offered.

Ключевые слова методика оценки, городская транспортная система, контроллинг логистических бизнес-процессов, уровень диверсификации

Keywords Assessment technique, city transport system, controlling of logistic business processes, diversification level

Введение

Городская транспортная система рассматривается как объект управления и является уникальным примером системы с коллективным поведением ее субъектов, которое, в вою очередь, определяет закономерности функционирования городской транспортной системы.

Городская транспортная система входит в общую систему жизнеобеспечения территорий и имеет инфраструктурное значение. Чем совершеннее система, тем дороже, более эффективна сама, но и выше производительность и благосостояние общества в целом.

Она имеет не только экономическое значение, но и социальное значение, т.к. влияет на окружающую среду и жизнедеятельность общества.

Городская транспортная система городов имеет сложную структуру, она включает несколько подсистем: железнодорожную, автомобильную и пр.), каждая из которых состоит из основных элементов: инфраструктуры, транспортных средств, людских ресурсов и управления. К городской транспортной системе относятся транспортные узлы и коридоры, а также транспорт.

Приведем ключевые определения при исследовании городских транспортных систем (Таблица 1).

Одной из ее особенностей является цикличность работы городской транспортной системы.

Городская транспортная система - это сложная система, которая функционирует в пределах городских административных границ.

Таблица 1 - Ключевые определения при исследовании городских

транспортных систем

Определение Характеристика

Городская инфраструктура Физические компоненты городской транспортной системы, которые занимают фиксированное положение в пространстве

Городская транспортная сеть Сеть магистральных улиц и дорог, оснащенных линиями общественного транспорта, а также подземные, надземные или наземные транспортные линии, которые могут быть не связаны с улично-дорожной сетью

Улично-дорожная сеть Совокупность всех улиц и дорог населенного пункта

Городской транспортный узел Географическая координата, в которой сходятся разные виды транспорта и происходит взаимная передача пассажиров и грузов с одного вида транспорта на другой

Городской транспортный коридор Часть городской транспортной системы, которая обеспечивает значительные перевозки между отдельными географическими районами, который может выходить за административные границы города, и включает в себя подвижные транспортные средства и стационарные устройства всех видов транспорта, работающих на данном направлении, а также совокупность правовых условий осуществления этих перевозок

Городской транспортно-коммуникационный коридор Разновидность городского транспортного коридора, направленного от «центрального ядра» города до границы городской агломерации

Транспортно-пересадочный узел Пассажирский комплекс, выполняющий функции по перераспределению пассажиропотоков между видами транспорта и направлениями движения

Основной раздел

Под анализом сложных систем должно предполагаться выявление процессов, потакающих в городской транспортно-логистической системе города, а также определение взаимосвязи между ними. Ключевой процесс -это транспортировка, протекающий в городской транспортной системе, который может выходить за границы системы.

Важными теориями о системах послужили общесистемные исследования, математические теории систем и кибернетика (Таблица 2).

Если говорить о кибернетике, как о передовой науке в исследовании сложных логистических систем, то она затрагивает не только теорию управления, но и математическую теорию связи и информации, общую теорию систем, оптимизацию, исследование операций, анализ данных и принятие решений и т.д.

Ее развитие привело к некоторым особенностям управления городскими транспортными системами как сложными системами. Предложено определение кибернетики пятого порядка, которое предполагает саморазвитие городской транспортной системы, учитывающее рефлексию и ценности исследователя. Рефлексия предполагает оценку поведенческих шаблонов, оценку принятия решений, восприятие информации и пр.

Таблица 2 - Основные теории исследования транспортных систем

Теории Пояснение

Общесистемные исследования Научная и методологическая концепция исследования объектов, представляющих собой системы

Математические теории систем Науки о математическом представлении любой системы из множества взаимозависимых элементов

Кибернетика Наука об общих закономерностях управления и обработки информации в животном, машине и обществе [2, с. 9]

Методология является базовым определением в исследовании систем в логистике, которое представляет учение об организации деятельности.

В литературе выделяют два схожих, но равнозначных определений: «сложная система» и «большая система». Сложная система - это объект, который выполняет заданные функции и который состоит из множества элементов, которые могут и не взаимодействовать между собой, но объединены средой функционирования.

Важным моментом является при исследовании сложных систем

выявить цели и функции и вывести из этого структуру городской транспортной системы, также определить взаимосвязь с другими системами и оценить последствия не только на городскую транспортную систему, но на взаимозависимые системы. Также очень важно оценить необходимое и возможное, желаемое и достижимое, эффект и имеющиеся для этого ресурсы.

При решении проблем, связанных с системами, различают два подхода: улучшение или проектирование системы. При улучшении системы решаются проблемы внутри системы без учета других систем. Такой подход неэффективен для изучения городских транспортных систем в виду краткосрочного эффекта для сложной системы.

Другой подход - это проектирование, которое может получить долгосрочные результаты для оптимизации городской транспортной системы. В этой ситуации есть возможность планировать развитие системы на отдаленный цикл в пятом и шестом технологическом укладе.

Проектирование основано на системном подходе, которое предусматривает учет различных интересов и привлечение других систем к выработке решения, что позволяет получить наилучшее решение для большой системы и одновременно наилучшие возможные решения для составляющих систем.

Системный подход рассматривает любой объект в качестве относительно самостоятельной системы со своими особенностями функционирования и развития. А системный анализ - это методология общей теории систем, которая включает следующие процедуры и методы: анализ, синтез, индукцию и дедукцию, реинжиниринг, моделирование, эксперимент и пр.

К системному анализу сложных систем как городские транспортные системы можно отнести:

- декомпозицию системы, которая предполагает выделение системы из среды и факторов на нее воздействующих, оценку функциональной

(компонентной, структурной) декомпозиции;

- анализ системы (оценка тенденций и эффективности, прогнозирование, определение взаимосвязей);

- синтез (разработка модели и ее оценка).

При проектировании городских поселений следует предусматривать единую систему транспорта и улично-дорожной сети в увязке с планировочной структурой поселения и прилегающей к нему территории, обеспечивающую удобные, быстрые и безопасные транспортные связи со всеми функциональными зонами, с другими поселениями системы расселения, объектами, расположенными в пригородной зоне, объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами общей сети.

Функциональная структура транспортной системы может быть представлена в виде рисунка 1.

СИСТЕМ

Управления

Производственная

ПОДСИСТЕМЫ

Технологическая

Обеспечивающая

Восстанавливающая

ПРОЦЕССЫ

Управ ления

Транспортировани

Коммерческие

Контроля

Рисунок 1 - Функциональная структура городской транспортной системы [1,

с. 40]

Отметим, что транспортирование сейчас является ключевой логистической функцией, которая представляет собой совокупность

организационно и технологически взаимосвязанных действий и операций, выполняемых предприятиями или самостоятельно при подготовке, осуществлении и завершении перевозок грузов и людей.

Рациональное развитие городской транспортной системы строится в области прогнозирования спроса на транспортные услуги и оптимизации транспортной системы с учетом задела на стратегический плановый период, который учитывает увеличение территории города, населения, развитие агломераций на базе городов и роста благосостояния общества.

Логистический подход к управлению пассажирскими потоками требует объединения отдельных участков перевозочного процесса в единую систему, способную обеспечить качественные транспортные услуги населению при минимальных затратах [3, с. 137].

Развитие постиндустриальной экономики городов является основополагающим стержнем развития общества будущего и городской транспортной системы. Совершенствование технологий и процессов, автоматизация процессов потребует от людей больше знаний и опыта, а также высвободит часть людей на новые разработки и открытия.

При построении долгосрочной цели необходимо определить ожидаемые результаты в области развития городских транспортных систем:

- совершенствование транспортного обслуживания населения;

- развитие городской транспортной инфраструктуры;

- повышение мобильности передвижения в городе.

Отметим, что научный подход для разработки стратегических планов занимает не первостепенное место, а развитие постиндустриальной экономики не возможно без научных изысканий и разработок.

Разработанная методика построения системы оценки эффективности логистических операций городской транспортной системы состоит из двух модулей:

1) операции/бизнес-процессы;

2) система контроллинга логистических бизнес-процессов.

Цель первого модуля «Операции/бизнес-процессы»: в соответствии с имеющимися данными по управлению городской транспортной системой (ГТС).

Для определения, классификации и идентификации логистических операций и бизнес-процессов необходимо (рисунок 2) определить виды транспорта и пассажирооборот, условия пересадки, транспортировки и прочие условия.

Данные о людности ареалов города, оценка дорожной ситуации, состояния УДС, транспортных средств

Изучить данные

Определить параметры логистистической инфраструктуры, потребности в передвижении населения

Определить оптимальный график работы транспорта Усовершенстовать систему учета пассажиропотока и грузопотока

Описать процессы и подготовить документы

Рисунок 2 - Первый модуль «Операции/бизнес-процессы» двухмодульной методики [5, с. 64]

Кроме того, необходимо установить, какие виды транспорта и какой персонал позволит осуществлять требуемые логистические операции.

Второй модуль «Система контроллинга бизнес-процессов» двухмодульной методики построения в городе системы оценки эффективности логистических операций включает три шага:

1) определение (детальную разработку) основных показателей эффективности операций и бизнес-процессов;

2) каскадирование показателей операций и бизнес-процессов;

3) контроль показателей операций и бизнес-процессов.

Напомним, что на этапе подготовки к внедрению двухмодульной методики необходимо разработать стратегию, определить перспективы и принять решение, для каких логистических подсистем ГТС нужно внедрить методику.

Заключение

Учитывая особенности функционирования городской транспортной системы, необходимым является обеспечивать наглядность происходящих внутри системы процессов.

В литературе встречаются разные показатели оценки ГТС. К таким показателям относятся: оптимальная плотность УДС и прямолинейность связей, которая отражает зоны расселения и места приложения труда и экономическая эффективность.

Под экономической эффективностью понимается отношение прибыли к затратам. Применительно ко всей городской логистической системе можно оценить по дисбалансу развития системы.

Прилагается для оценки городской транспортной системы рассчитать уровень диверсификации, который покажет равномерность развития основных элементов городской транспортной системы:

к - Ем

100 ,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

--а

(1)

где п - количество исследуемых элементов, удельный вес каждого элемента.

ё - доля каждого элемента в системе.

п

Он позволяет оценить уровень дисбаланса в развитии городской транспортной системы.

При оценке пассажиропотока в разрезе индивидуального и

общественного транспорта это не взывает сложностей.

Кроме общих показателей логистических бизнес-процессов, для каждого логистической операции и бизнес-процесса выделяют дополнительные показатели.

К примеру, основными критериями оценки транспортной инфраструктуры являются скорость перемещения, затраты времени на передвижения [4, с. 135].

Если, например, перед ГТС стоит задача в сжатые сроки максимально повысить скорость продвижения потока, то следует измерять скорость и не учитывать производительность; если поставлена задача - минимизировать затраты, то необходимо использовать различные показатели затрат и в меньшей степени брать во внимание загруженность ГТС. Использование показателей по иному принципу (использование показателей, которые легче получить или удобней использовать) может привести к некачественному обслуживанию потребителей, их потере; к авариям и повреждению инфраструктуры.

Библиографический список:

1) Горев, А. Э. Основы теории транспортных систем: учеб. пособие / А. Э. Горев; СПбГАСУ. - СПб., 2010. - 214 с.

2) Новиков Д.А. Кибернетика: Навигатор. История кибернетики, современное состояние, перспективы развития. - М.: ЛЕНАНД, 2016. - 160 с. (Серия «Умное управление»)

3) Карх Д.А., Савин Г.В., Шмидт А.В. Проблемы и пути решения управления пассажиропотоками в условиях городской логистики // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент, - 2014. - Т. 8. - № 3. - С. 136-141.

4) Савин Г.В. Кризис административной модели в управлении городской логистикой // М: Изд-во «Инновации и инвестиции», - 2015. - №1. - С.134-137.

5) Савин Г.В., Карх Д.А. Проектирование логистических систем / М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. -Екатеринбург : [Изд-во Урал. гос. экон. ун-та], - 2015. - 77 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.