162_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_
2015. Т. 25, вып. 6 (ч. 2) ЭКОНОМИКА И ПРАВО
УДК 378.147 Н.А. Алексеева
ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КАДРОВ В ВУЗАХ
Рассмотрены основные положения теории, касающиеся формирования новой экономической системы общества, базирующейся на ценностно-целевых установках, экономических и политических институтах, общей методологии научных исследований. Полемично изложены основные положения нового мультикультурно ориентированного взгляда на развитие экономической и управленческой науки, которые могут применяться в разработке новых образовательных технологий подготовки экономических кадров в вузах. Предложено считать культуру единой методологической платформой для подготовки менеджеров-методологов. В данном случае под культурой мыслится воспроизводимая знаниевая внутренняя и внешняя среда человека, изменяемая в том числе средствами образовательных технологий. Важнейшее место в формировании компетенции экономиста и управляющего отводится бухгалтерскому учету как дисциплине, формулирующей базовый категориально-понятийный аппарат, экспертно-рефлексивную систему мышления. Сформулировано авторское представление о границах распространения мультикультурной среды обучения, об основных мерах государственной кадровой политики, об оценочных средствах компетенций магистров и аспирантов. Предложены критерии для оценки компетенций магистров и аспирантов в виде составляющих управленческой культуры. Приведен пример оценочного средства в преподавании дисциплины «Стратегический анализ» на уровне магистратуры экономического факультета, основанный на учетно-аналитической терминологии.
Ключевые слова: компетенции, магистры, аспиранты, метод, методика, экспертное знание, знание, культура, бухгалтерский учет, экономический анализ, стратегия, концепция, методология, структурный анализ, стратегический анализ.
Одно из последних значимых изданий на тему реформирования экономической и управленческой науки средствами общей методологии и структурного анализа [1] может быть полезно в формировании научно-образовательного подхода к подготовке экономических кадров в высшей школе.
То, что предмет, названный как формирование нового парадигматического экономического мышления, относится к предмету деятельности высшей школы, нет сомнения. Научно-педагогические кадры в вузах только и работают, что с молодыми исследователями в фундаментальных и прикладных направлениях науки, должны создавать при этом не только концепции о необходимости, но и логические и организационно-технические средства становления нового знания в сфере экономики.
Следует согласиться, что в настоящее время:
- отсутствуют единые методологические основания для изучения экономических объектов, явлений, процессов, проектов (в вузах изучают дисциплины, дифференцированные по объекту, предмету, методам, понятийному аппарату);
- готовят специалистов среднего звена, не обладающих целостным восприятием и оценкой объекта управления;
- знания являются и объектом, и средством управления;
- управленцы, имеющие методологическую подготовку, имеют приоритет перед профессиональными сообществами в задачах проектирования новых систем управления предприятиями, не ограниченных узкопрофессиональными платформами. Но нужно, чтобы эти особые профессиональные менеджерские группы были востребованы по назначению на предприятии. Это требует высокой управленческой культуры от руководителей. В действительности порой доходит до абсурда, когда высшие управленческие чины апеллируют к компетенции специалиста для ликвидации пробелов в базовых понятиях (другими словами, ликбез для высших управленческих кадров), чтобы потом суметь поставить для него с помощью его же профессиональной терминологии управленческую задачу, кое-как оценить результат работы специалиста с разработанными предложениями и, заикаясь, зачитать по бумажке доклад, но уже от своего имени. Или другой известный пример, когда в администрацию Президента США высшие управленческие кадры назначались не по профессиональному признаку, а по личной приверженности;
- единой концептуальной платформой для подготовки менеджеров-методологов является культура, а такое преподавание должно быть культуроориентированным. Под культурой в данном кон-
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
Основы подготовки экономических кадров в вузах
163
2015. Т. 25, вып. 6 (ч. 2)
тексте понимается воспроизводимая знаниевая внутренняя (в основе ментальная) и внешняя (информационная) среда человека, изменяемая в том числе средствами образовательных технологий;
- в процессе обучения будущий управленец должен на всех уровнях обучения (бакалавриат (специалитет) - магистратура - аспирантура) пройти ступени экспертной, рефлексивной и методологической управленческой культуры;
- перед преподавателем ставится сложная задача быть одновременно методологом, обозначая цель, смысл, концептуальную основу занятия, методистом, предлагая тактические, нормативно обусловленные способы решения проблем экспертом, оценивающим принятые управленческие решения, например, в виде решенных задач;
- бухгалтерский учет является основой становления всех компетенций управленцев, так как устанавливает учетно-аналитическую (экспертно-рефлексивную) систему мышления и формирует базовый понятийный аппарат.
Каковы границы распространения мультикультурной среды обучения? Много управленцев-методологов быть не может по природе. По более чем 20-ти летному опыту работы в студенческих группах - не более 2-4 человек с интуитивным, профессионально не развитым, но рефлексирующим сознанием. Из них один человек быть может захочет заниматься наукой - создавать средства и методы изучения и обучения. Иметь много управленцев-методологов и не целесообразно, так как, во-первых, во множестве воспроизводимых ими рефлексий размельчается наполнение; во-вторых, для ориентирования во множестве рефлексий и для систематического их воспроизведения неизбежно возникнут общие основания для их классификаций и принадлежность рефлексий к тому или иному направлению, от чего пытается уйти концепция мультикультурного сознания. Распространение мультикультурной экономической парадигмы возможно только при целенаправленной политике отбора наиболее подготовленных управленческих кадров и становления их на высшие управленческие должности.
Каковы логические, организационно-методические и технические средства воспитания управленцев высшей методологической культуры в вузе? На наш взгляд, это должны быть комплексные (многотематические, мультидисциплинарные, расчетные) задачи, решаемые в рамках предметов на уровне магистратуры.
Каковы оценочные средства выявления культурообусловленных профессиональных качеств управленцев? Легче всего показать на примере преподаваемой у магистров-менеджеров и магистров-экономистов дисциплины «Стратегический анализ» [2].
Преподаватель формулирует исходные условия функционирования предприятия в виде начального бухгалтерского баланса, факторы внешней среды, влияющие на предприятие, количественно измеренные. Например, к факторам внешней среды могут относиться: повышение ставок налога на прибыль организаций, увеличение импортных (ввозных) таможенных пошлин на материалы, оборудование, изменение конъюнктуры товарного рынка покупателя, изменение политики государства в отношении вывозных таможенных пошлин (рост пошлин).
Тогда в компетенцию магистров входит формулирование ответной реакции предприятия на изменение принятой базовой стратегии, доведенной до уровня счетов бухгалтерского учета, отражающих состояние собственного капитала предприятия. Например, должно быть отражено следующей корреспонденцией счетов:
- увеличение налоговых обязательств:
- начислен налог на прибыль по повышенной ставке в результате изменения налоговой политики государства - Дебет 99 Кредит 68;
- учтено уменьшение нераспределенной прибыли в балансе - Дебет 84 Кредит 99;
- увеличение затрат на производство:
- отражены увеличенные обязательства по оплате ввозной таможенной пошлины - Дебет 10 Кредит 68;
- списаны в производство повышенные расходы на материалы, которые возникли в результате увеличения импортных (ввозных) таможенных пошлин на продукцию поставщика - Дебет 20 Кредит 10;
- оприходована готовая продукция на склад - Дебет 43 Кредит 20;
- продана партия продукции по повышенной себестоимости (отражена себестоимость) - Дебет 90.2 Кредит 43;
- на расчетный счет поступила выручка от реализации партии продукции по прежней цене, указанной в договоре, - Дебет 51 Кредит 62;
164 Н.А. Алексеева
2015. Т. 25, вып. 6 (ч. 2) ЭКОНОМИКА И ПРАВО
- отгружена партия продукции - Дебет 62 Кредит 90.1;
- учтен убыток от повышенных производственных затрат - Дебет 99 Кредит 90.9;
- отражен убыток от повышенных производственных затрат в балансе - Дебет 84 Кредит 99;
- изменение расчетов с покупателями и заказчиками:
- списана безнадежная к взысканию дебиторская задолженность, так как снизился спрос на продукцию, выпускаемую покупателем (изменилась конъюнктура на рынке покупателя), - Дебет 91.2 Кредит 62;
- учтен убыток от списания безнадежной дебиторской задолженности при подсчете прибыли (убытка) - Дебет 99 Кредит 91.2;
- отражен убыток от списания безнадежной дебиторской задолженности в балансе - Дебет 84 Кредит 99 и так далее.
Если магистр способен провести таким образом факты хозяйственной деятельности предприятия (неважно, реальные или гипотетические), сформировать новый производный баланс, то он обладает экспертной управленческой культурой.
Если магистр может диагностировать новое качество финансового состояния предприятия в результате стратегических изменений средствами хотя бы того же традиционного детерминированного экономического анализа, исследовать причинно-следственные связи, то он обладает рефлексивной управленческой культурой.
Если магистр сможет сформулировать ответную стратегию, в проводках отразить реакцию предприятия на изменения внешней среды средствами организационно-управленческих изменений (отражающихся в изменении структуры внеоборотных, оборотных средств, капитала и резервов, обязательств) так, чтобы финансово-экономическое состояние предприятия улучшилось, то он обладает методологической управленческой культурой.
Критерием истинности знания магистра является динамика движения по восходящей от экспертного мышления до методического и методологического и наоборот.
В отношении аспирантуры необходимо отметить, что на данном уровне подготовки требуется свободное владение всеми тремя видами управленческой культуры, что отражается в свободном переходе от формулирования теоретико-методологических подходов к решению проблемы, к изложению результатов модернизации методов и методик решения проблемы, к организационно-управленческим изменениям. Все эти разработки должны обладать элементами научной новизны, подчеркивающими отличия от ранее принятых подходов [3]. Если у соискателя научной степени отсутствуют данные признаки в работе, то, как следует из методологических рекомендаций ВАК РФ, можно делать вывод либо о профессиональной некомпетентности научных руководителей, либо о преступной халатности.
* * *
1. Савельев М.Ю. Мультикультурный институционализм: Общая экономическая теория цивилизаций. Политическая экономия традиционализма. Проект сетевого общества. Ижевск: Митра, 2015. 488 с.
2. Алексеева Н.А. Информационное обеспечение стратегического анализа // Развитие бухгалтерского учета, контроля и управления в организациях АПК: Материалы Всерос. научн- практ. конф., посвященной 60-летию д-ра экон. наук, проф. Р.А. Алборова. 6 сентября 2013 г. Ижевск: ФГБОУ ВПО ИжГСХА, 2014. 224 с.
3. Алексеева Н.А., Ибрагимова А.В. Методологический подход к стратегическому анализу эффективности утилизации попутного нефтяного газа методом реальных опционов // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2015. Вып. 2. С. 7-17.
Поступила в редакцию 26.10.15
N.A. Alekseeva
BASES OF PREPARATION OF ECONOMIC SHOTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
The basic provisions of the theory concerning formation of the new economic system of society which is based on valuable purposes, economic and political institutes, the general methodology of scientific researches are considered. Basic provisions of the focused view of development of economic and administrative science new multikulturno which can be applied in development of new educational technologies of preparation of economic shots in higher education institutions are polemically stated. It is offered to consider culture a uniform methodological platform for training of manag-ers-methodologists. In this case under culture it is thought reproduced znaniyevy internal and environment of the per-
Основы подготовки экономических кадров в вузах 165
ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2015. Т. 25, вып. 6 (ч. 2)
son, changeable including means of educational technologies. The major place in formation of competence of the economist and managing director is allocated for accounting as the discipline formulating a basic categorial conceptual framework, expert and reflexive system of thinking. Author's idea of borders of distribution of the multicultural environment of training, of the main measures of the state personnel policy, of estimated means of competences of masters and graduate students is formulated. Criteria for an assessment of competences of masters and graduate students in the form of components of administrative culture are offered. The example of estimated means in teaching discipline the "Strategic analysis" at the level of a magistracy of economics department based on registration and analytical terminology is given.
Keywords: competences, masters, graduate students, method, technique, expert knowledge, knowledge, culture, accounting, economic analysis, strategy, concept, methodology, structural analysis, strategic analysis.
Алексеева Наталья Анатольевна,
доктор экономических наук, профессор, заведующая
кафедрой экономического анализа и статистики
ФГБОУ ВО «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия» 426000, Россия, г. Ижевск, ул. Свердлова, 30 E-mail: [email protected]
Alekseeva N.A.,
Doctor of Economics, Professor, Head of Department of economic analysis and statistics
Izhevsk State Agricultural Academy Sverdlova st., 30, Izhevsk, Russia, 426000 E-mail: [email protected]