Научная статья ■УДК 343.1
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-4-88-92 EDN: https://elibrary.ru/uyjydc NIION: 2015-0066-4/23-763 MOSURED: 77/27-011-2023-04-962
Основы организации противодействия преступлениям, совершаемым с использованием криптовалют
Виктор Викторович Пушкарев1, Александр Владимирович Токолов2
1,2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
1 wp77r@rambler.ru
2 altok40@mail.ru
Аннотация. Противодействие преступлениям, совершенным с использованием криптовалют - это сложный процесс, требующий сочетания традиционных криминалистических методов, специализированного программного обеспечения и международного сотрудничества с другими ведомствами в разных странах для сбора информации и координации своих усилий, поскольку транзакции могут проходить в разных юрисдикциях. Сказанное подчеркивает сложность новой сферы, обладающей терминологической спецификой и неразработанностью методов и правовых средств, используемых для противодействия преступлениям, совершаемым с использованием криптовалют. Статья посвящена анализу методов разрешения это сложной научно-практической задачи.
Ключевые слова: противодействие преступлениям, раскрытие преступлений, расследование преступлений, информационно-телекоммуникационные технологии, криптовалюта, цифровые права, цифровые активы, правоохранительные органы, уголовное преследование
Для цитирования: Пушкарев В. В., Токолов А. В. Основы организации противодействия преступлениям, совершаемым с использованием криптовалют II Вестник экономической безопасности. 2023. № 4. С. 88-92. https://doi. org/10.24412/2414-3995-2023-4-88-92. EDN: UYJYDC.
Original article
Fundamentals ofthe organization ofcountering crimes committed using cryptocurrencies
Viktor V. Pushkarev1, Alexander V. Tokolov2
12 Moscow University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia
1 wp77r@rambler.ru
2 altok40@mail.ru
Abstract. Countering crimes committed using cryptocurrencies is a complex process that requires a combination of traditional forensic methods, specialized software and international cooperation with other agencies in different countries to collect information and coordinate their efforts, since transactions can take place in different jurisdictions. The above highlights the complexity of the new sphere, which has terminological specifics and the lack of development of methods and legal means used to counter crimes committed using cryptocurrencies. The article is devoted to the analysis of methods for solving this complex scientific and practical problem.
Keywords: crime prevention, crime detection, crime investigation, information and telecommunication technologies, cryptocurrency, digital rights, digital assets, law enforcement agencies, criminal prosecution
For citation: Pushkarev V V., Tokolov A. V. Fundamentals of the organization of countering crimes committed using cryptocurrencies. Bulletin of economic security. 2023;(4):88-92. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-4-88-92. EDN: UYJYDC.
Надежность цифровой экономики и ее отдельных институтов должна быть приоритетной и эмпирически продемонстрирована на рынке. Укрепление доверия предполагает ознакомление всех участников с фунда-
ментальной ценностью доверия в цифровой экономике и обеспечение того, чтобы цифровые системы отражали индивидуальные и общественные интересы. Для того чтобы пользоваться преимуществами цифровой эконо-
© Пушкарев В. В., Токолов А. В., 2023
JURISPRUDENCE
мики, требуется высокий уровень доверия среди пользователей. Поэтому необходимо работать над повышением прозрачности и подотчетности цифровых систем для повышения надежности.
Немаловажное место в области укрепления состояния законности и правопорядка отводится правоохранительным органам. Однако приходится констатировать неудовлетворительное состояние в области борьбы с преступлениями, посягающими на институты цифровой экономики, особенно. Такое состояние обусловлено объективными и субъективными факторами.
Как показывает анализ современной правоприменительной практики, сотрудники правоохранительных органов должны иметь знания и надлежащий инструментарий к проверке обезличенной информации о подозрительной деятельности, связанной с криптовалютами, а это представляет наибольшую сложность, потому ее методы будут рассмотрены в рамках настоящего исследования.
Одним из основных инструментов, используемых в сфере противодействия преступлениям, совершаемым с использованием криптовалют, является аудит блокчей-
Аудит блокчейна - это процесс анализа данных в блокчейне для выявления закономерностей, отслеживания транзакций и определения потенциальной преступной деятельности.
Поскольку блокчейн представляет собой публичную децентрализованную бухгалтерскую книг аналитического учета, в которую записываются все транзакции в сети и эта книга прозрачна, что означает, что любой может просмотреть данные, но личности участвующих сторон остаются анонимными. Правоохранительные органы часто используют специализированное программное обеспечение для анализа блокчейна и выявления подозрительных транзакций. Этот процесс включает в себя сбор и анализ данных о транзакциях, идентификацию адресов кошельков и отслеживание движения средств. После анализа данных блокчейна правоохранительные органы могут определить вовлеченные стороны и отследить движение средств. Программное обеспечение предназначено для выявления закономерностей и тенденций в данных, например, крупных транзакций или нескольких транзакций между одними и теми же сторонами. Программное обеспечение также может быть использовано для отслеживания движения средств через блокчейн, идентификации адресов кошельков и отслеживания движения средств.
Аудит блокчейна часто используется в расследованиях, связанных с криптовалютными преступлениями, такими как отмывание денег, финансирование терроризма и мошенничество. Правоохранительные органы используют анализ блокчейна для идентификации вовлеченных сторон, отслеживания движения средств и формирования доказательственной базы против подозреваемых.
Одна из проблем аудита блокчейна заключается в том, что он требует специализированного программного
обеспечения и технических знаний. Программное обеспечение, используемое для анализа блокчейна, часто является дорогостоящим и требует значительных вычислительных мощностей. Кроме того, процесс анализа данных блокчейна может занимать много времени и быть сложным.
Экономические реалии таковы, что широкое распространение в мире получает направление коммерческой криминалистики блокчейна, когда фирмы специализируются на исследовании и анализе криптовалют-ных транзакций.
Одним из ключевых инструментов, используемых в криминалистике блокчейна, является программное обеспечение для анализа блокчейна. Это программное обеспечение предназначено для анализа данных блокчейна, таких как записи транзакций и адреса блокчейна, для выявления закономерностей и отслеживания движения средств. Программное обеспечение для анализа блокчейна также может использоваться для выявления потенциального отмывания денег и другой незаконной деятельности, например, транзакций на рынке даркнета и платежей за выкупы.
Самыми продвинутыми отечественными решениями, направленными на аудит блокчейна являются «Прозрачный блокчейн 2.0» и програмный продукт АО «Шард». Принципиальное отличие в том, что второй является коммерческим продуктом.
Оба решения позволяют всесторонне исследовать транзакции и запрашивать конечную информацию, например у криптовалютной биржи. То есть существующая методология деанонимизации транзакций крип-товалюты предполагает необходимость отслеживания всей цепочки их совершения от момента проведения криминального платежа и до предполагаемого обналичивания (обмена) криптовалюты на «фиатные деньги», номинированные в национальной валюте.
Анализ блокчейна максимально эффективен при реализации процедур «Знай своего клиента» (КУС), используемых криптовалютными биржами и провайдерами кошельков для проверки личности своих клиентов. Эти процедуры разработаны для предотвращения отмывания денег, финансирования терроризма и других незаконных действий путем обеспечения уверенности в том, что клиенты являются теми, за кого себя выдают, и что их операции являются законными. Процесс реализации КУС обычно включает в себя сбор документов, удостоверяющих личность, таких как паспорта и водительские права, и их проверку по государственным базам данных. Многие криптовалютные биржи и провайдеры кошельков внедрили процедуры КУС, чтобы соответствовать нормам по борьбе с отмыванием денег и предотвратить использование криптовалют для незаконной деятельности. Биржа или провайдер кошелька могут также проводить дополнительные проверки биографии или процедуры верификации, чтобы убедиться, что клиент не является известным преступником или не вовлечен в незаконную деятельность.
Одним из преимуществ процедур KYC является то, что они помогают удержать преступников от использования криптовалютных бирж и провайдеров кошельков для незаконной деятельности. Требуя от клиентов предоставления личной информации и прохождения проверки, биржи и провайдеры кошельков могут снизить риск того, что преступники используют их платформы для отмывания денег или другой незаконной деятельности.
Еще одно преимущество процедур KYC заключается в том, что они позволяют правоохранительным органам отслеживать движение средств в криптовалютных транзакциях. Проверяя личность клиентов, биржи и провайдеры кошельков могут предоставить правоохранительным органам информацию о сторонах, участвующих в транзакции, и движении средств между ними. Эта информация может быть использована для расследования деяний, совершаемых с использованием криптова-лют и установления причастных сторон.
Однако процедуры KYC сопряжены и с некоторыми трудностями. Одна из проблем заключается в том, что их внедрение может отнимать много времени и средств у бирж и провайдеров кошельков. Клиенты также могут неохотно предоставлять личную информацию, особенно в странах, где высоко ценится конфиденциальность.
Другая проблема заключается в том, что процедуры KYC не являются надежными и могут быть обойдены решительными преступниками. Преступники могут использовать поддельную идентификацию или другие методы, чтобы обойти процедуры KYC и использовать биржи и провайдеров кошельков для незаконной деятельности.
Как показывает анализ практики противодействия преступлениям, совершаемым с использованием крип-товалют, соответствующая информация в стадии возбуждения уголовного дела поступает от сотрудников оперативных подразделений, потенциальных подозреваемых или потерпевших. Достаточно часто она отражается в процессуальных документах, являющихся поводом для возбуждения уголовного дела в порядке ст. 140 УПК РФ, отражается в объяснениях и иных материалах. Сообщения финансовых учреждений и криптовалютных бирж в качестве повода для возбуждения уголовных дел не фигурируют, однако имеются в предоставленных следователю или дознавателю материалах и могут содержать данные о личности владельца криптокошелька и совершенных транзакциях.
Так, на стадии предварительной проверки сообщения о преступлении Т., сотрудником органа дознания была получена информация о деянии и сопутствующих транзакциях в криптовалюте и вовлеченных сторонах. На основании проведенной проверки на криптобиржу Binance был направлен запрос о криптокошельке и сделках лица, причастность которого к совершению преступления проверялась. От CEO AML Binance1 по запросу
1 Генеральный директор управления по противодействию
отмыванию денег криптовалютной биржи «Бинанс».
сотрудника территориального подразделения органа дознания были предоставлены документы о регистрации владельца криптокошелька на бирже, в том числе его фотографии с паспортом в руках, которые были получены при регистрации на криптобирже и данные о транзакциях по счету данного клиента. Данная информация послужила основанием для возбуждения уголовного дела следователем и принятием соответствующего процессуального решения2.
Отсутствие правового регулирования криптовалют позволяет территориальным органам принимать оперативные решения и выходить на контакт с руководством отделов AML криптовалютных бирж, получая запрашиваемые данные, минуя этапы согласования с вышестоящими, компетентными и надзирающими органами.
В такой ситуации преимуществом, помимо явных технических, обладает коммерческий продукт, что подтверждается практикой эффективного взаимодействия со Следственным департаментом МВД России при расследовании по уголовному делу о криптовалютной пирамиде «Финико».
В любом случае необходимо развивать решения на основе совокупности методов (Data Mining), составляющих технологию поиска, извлечения и интеллектуального анализа новой информации и закономерностей из больших массивов данных. В контексте расследования преступлений, совершаемых с использованием криптовалют, поиск данных используется для анализа огромных объемов данных в блокчейне с целью отслеживания движения средств и выявления подозрительных транзакций, которые могут указывать на незаконную деятельность.
Методы добычи данных используются для анализа данных в блокчейне, выявления закономерностей и тенденций и построения комплексного понимания транзакций, происходящих в сети. Этот процесс включает в себя сбор и анализ данных из различных источников, таких как адреса кошельков, записи транзакций и другие данные.
Одним из ключевых преимуществ интеллектуального анализа данных является то, что он позволяет правоохранительным органам выявлять модели п оведения, которые могут указывать на преступную деятельность.
Например, с помощью анализа данных можно выявить повторяющиеся транзакции между одними и теми же сторонами, крупные транзакции или необычные схемы транзакций. Такие модели могут указывать на отмывание денег, финансирование терроризма или другую незаконную деятельность.
Анализ данных часто используется в сочетании с другими методами, такими как анализ блокчейна и традиционные методы выявления, раскрытия и расследования преступлений. Совмещая эти методы, правоохранительные органы могут составить полное представление
2 Из личного архива авторов.
JURISPRUDENCE
о транзакциях, происходящих в блокчейне, и определить вовлеченные в них стороны.
Одна из проблем, связанных с анализом данных, заключается в том, что он требует значительных вычислительных мощностей и технических знаний. Наборы данных в блокчейне могут быть большими и сложными, а процесс анализа этих данных может занимать много времени и ресурсов. Правоохранительные органы должны инвестировать в ресурсы и опыт, необходимые для проведения эффективного анализа данных в своих расследованиях.
Помимо анализа блокчейна и поиска данных, правоохранительные органы также используют традиционные методы расследования преступлений, совершаемых с использованием криптовалют. Эти методы используются для сбора информации и доказательств из традиционных источников, таких как свидетели, вещественные доказательства и финансовые записи.
Кроме того, правоохранительные органы могут использовать методы судебной экспертизы для изучения вещественных доказательств, связанных с преступлением. Это может включать анализ компьютеров, смартфонов и других устройств, использованных при совершении преступления. Методы криминалистического анализа используются для восстановления данных и выявления потенциальных улик, в сфере преступлений, для получения информации, связанной с транзакциями в блокчейне и закрытой ключами и паролями.
Наконец, финансовые расследования являются важнейшим традиционным методом расследования преступлений, связанных с использованием криптовалют, поскольку наибольшая уязвимость преступников прослеживается в точках входа и выхода в фиат, для чего необходимо использовать аналитический потенциал банковской системы. Правоохранительные органы могут использовать финансовые записи для идентификации сторон, участвующих в транзакции, и отслеживания движения средств. Это может включать анализ банковских документов, выписок по кредитным картам и других финансовых данных, чтобы составить полное представление о финансовых аспектах преступления.
Противодействие преступлениям описываемой категории всегда предполагает международное сотрудничество, поскольку транзакции могут проходить в разных юрисдикциях. Правоохранительные органы могут сотрудничать с другими ведомствами в разных странах для сбора информации и координации своих усилий.
В заключение следует отметить, что совокупность предлагаемых методов и решений позволяют правоохранительным органам собрать информацию и доказательства из традиционных источников и составить полное представление о преступлении посредством выявления закономерностей и тенденций в данных, отслеживания движения средств и определения сторон, участвующих в транзакциях. Сочетая традиционные методы рас-
следования с анализом блокчейна и добычей данных, правоохранительные органы могут составить полное представление о преступлении и привлечь виновных к ответственности. Одна из важных правоохранительных функций, реализуемая органами уголовного преследования, касается раскрытия потенциальной преступной деятельности снижения уровня преступлений в крипто-валютной индустрии.
В условиях, когда цифровые активы и цифровые права продолжают набирать популярность, использование аудита блокчейна в уголовных расследованиях, вероятно, будет расти. Однако процесс аудита блокчейна требует специализированного программного обеспечения и технических знаний, а так же правоохранительным органам придется инвестировать в эти ресурсы, чтобы эффективно использовать аудит блокчейна в своей оперативно - служебной деятельности.
Библиографический список
1. О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 июля 2020 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 22 июня 2011 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. №31, ч. I, ст. 5078.
2. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
3. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма : федер. закон Рос. Федерации от 07 авг. 2001 г. № 115-ФЗ (ред. от 16.04.2022) : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 13 июля 2001 г. : одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 20 июля 2001 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 33, ч. I, ст. 3418; 2022. № 16, ст. 2613.
4. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7) // Режим доступа: https://digital.gov.ru.
5. Доклад Центрального Банка России для общественных консультаций «Криптовалюты: тренды, риски, меры». М. : Центральный банк Российской Федерации, 2022. 38 с.
6. Аюпов А. А. Гибридный токен как перспективный финансовый инструмент на рынке ICO / А. А. Аюпов, А. Р. Бадыкова // Инновации и инвестиции. 2021. № 1. С. 93-97.
7. Кучеров И. И. Криптовалюта (идеи правовой идентификации и легитимации альтернативных платежных средств) : монография / И. И. Кучеров. М. : АО «Центр ЮрИнфоР», 2018. 204 с.
8. Васильева С. Законодательное регулирование криптовалюты: каким оно может быть? // ГАРАНТ.РУ : Информационно-правовой портал. URL: https://www. garant.ru/article/1144313/?ysclid=15ty69xlbv82330189 (датаобращения: 17.05.2022).
9. Степанова Д. И., Николаева Т. Е., ИволгинаН. В. Особенности организации и направления развития криптовалютных платежных систем // Финансы и кредит. 2016. № 10 (682). С. 33-45.
10. Федотова В. В., Емельянов Б. Г., Типнер Л. М. Понятие блокчейн и возможности его использования // European science. 2018. №1 (33). С. 40-48.
Bibliographic list
1. On Digital Financial Assets, Digital currency and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation : feder. the law grew. Federal Law No. 259-FZ of July 31, 2020 : adopted by the State Duma of the Feder. Sobr. Grew. Federation 22 July 2020 : approved. Federation Council Feder. Sobr. Grew. Federation on June 22, 2011 // Sobr. zakonodatelstvaRos. Federation. 2020. No. 31, part I, article 5078.
2. Federal Law No. 149-FZ of July 27, 2006 «On Information, Information Technologies and Information Protection» [Electronic resource] // Access from the legal reference system «Consultant Plus».
3. On countering the legalization (laundering) of proceeds from crime and the financing of terrorism: feder. the law grew. Federation dated 07 Aug. 2001 No. 115-FZ (ed. dated 04/16/2022) : adopted by the State Duma Feder. Sobr. Grew. July 13, 2001 : Approved by the Federation Council Feder. Sobr. Grew. Of the Russian Federation on
July 20,2001 // Sobr. zakonodatelstvaRos. Federation. 2001. No. 33, part I, article 3418; 2022. No. 16, Art. 2613.
4. National program «Digital Economy of the Russian Federation», (approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects, Protocol No. 7 dated 04.06.2019) // Access mode: https:// digital.gov.ru.
5. Report of the Central Bank of Russia for public consultations «Cryptocurrencies: trends, risks, measures». M.: Central Bank of the Russian Federation, 2022. 38 p.
6. Ayupov A. A. Hybrid token as a promising financial instrument in the ICO market / A. A. Ayupov, A. R. Badykova // Innovation and investment. 2021. No. 1. P. 93-97.
7. Kucherov I. I. Cryptocurrency (ideas of legal identification and legitimation of alternative means of payment): monograph / I. I. Kucherov. M. : JSC «Center Yurinfor», 2018. 204 p.
8. Vasilyeva S. Legislative regulation of cryptocurrencies:whatcanitbe?//THEGUARANTOR.<url>: Information and legal portal. URL: https://www.garant.ru/ article/1144313/?ysclid=15ty69xlbv82330189 (accessed: 17.05.2022).
9. Stepanova D. I., Nikolaeva T. E., Ivolgina N. V Features of the organization and directions of development of cryptocurrency payment systems // Finance and credit. 2016. No. 10 (682). P. 33-45.
10. Stepanova D. I., Nikolaeva T. E., Ivolgina N. V Features of the organization and directions of development of cryptocurrency payment systems // Finance and credit. 2016. No. 10 (682). P. 33-45.
Информация об авторах
В. В. Пушкарев - начальник кафедры противодействия преступлениям в сфере информационно-телекоммуникационных технологий Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент;
А. В. Токолов - старший преподаватель кафедры противодействия преступлениям в сфере информационно-телекоммуникационных технологий Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук.
Information about the authors
V. V. Pushkarev - Head of the Department of Combating Crimes in the Field of Information and Telecommunication Technologies of the Moscow University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia named after VYa. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor;
A. V. Tokolov - Senior Lecturer ofthe Department ofCombating Crimes in the Field oflnformation and Telecommunication Technologies of the Moscow University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia named after VYa. Kikot', Candidate of Legal Sciences.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 29.06.2023; одобрена после рецензирования 23.08.2023; принята к публикации 05.10.2023.
The article was submitted 29.06.2023; approved after reviewing 23.08.2023; accepted for publication 05.10.2023.