Научная статья на тему 'Основы охраны здоровья граждан в РФ - закон и практика'

Основы охраны здоровья граждан в РФ - закон и практика Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
1260
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ЛЕЧЕНИЕ / СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / СКОРАЯ ПОМОЩЬ / ПАЛЛИАТИВНАЯ ПОМОЩЬ / МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Буянова Анастасия Владимировна

Статья посвящена практическим вопросам применения ФЗ №323 « Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Рассматриваются виды медицинской помощи и их уровни. Выявляются проблемы применения норм закона. Делается вывод о том, что, к сожалению, сегодня государство постепенно перекладывает с себя обязанности по обеспечению населения качественной медицинской помощью, на самих граждан, противореча положениям Конституции РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Буянова Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FUNDAMENTALS OF HEALTH PROTECTION IN THE RUSSIAN FEDERATION - THE LAW AND THE PRACTICE

The article is devoted to the practical application of the Federal law №323 "On the fundamentals of health protection in the Russian Federation". Discusses the types of medical care and their levels. Reveals the problems of application of norms of the law. It is concluded that, unfortunately, today, the state gradually shifts with responsibility for the provision of quality medical care to the citizens themselves, contrary to the provisions of the Constitution.

Текст научной работы на тему «Основы охраны здоровья граждан в РФ - закон и практика»

12.2. ОСНОВЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РФ -ЗАКОН И ПРАКТИКА

Буянова Анастасия Владимировна, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Финансовый университет при Правительстве РФ. E-mail: [email protected]

Аннотация: Статья посвящена практическим вопросам применения ФЗ №323 « Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Рассматриваются виды медицинской помощи и их уровни. Выявляются проблемы применения норм закона. Делается вывод о том, что, к сожалению, сегодня государство постепенно перекладывает с себя обязанности по обеспечению населения качественной медицинской помощью, на самих граждан, противореча положениям Конституции РФ.

Ключевые слова: охрана здоровья граждан, медицинская помощь, лечение, система здравоохранения, медицинские услуги, скорая помощь, паллиативная помощь, медицинские организации

THE FUNDAMENTALS OF HEALTH PROTECTION IN THE

RUSSIAN FEDERATION - THE LAW AND THE PRACTICE

Buyanova Anastasia Vladimirovan, PhD at law. Position: associate professor. Place of employment: Financial university under the Government of Russian Federation. E-mail: [email protected]

Annotation: The article is devoted to the practical application of the Federal law №323 "On the fundamentals of health protection in the Russian Federation". Discusses the types of medical care and their levels. Reveals the problems of application of norms of the law. It is concluded that, unfortunately, today, the state gradually shifts with responsibility for the provision of quality medical care to the citizens themselves, contrary to the provisions of the Constitution.

Keywords: health care, medical aid, medical treatment, healthcare, medical services, ambulance, palliative assistance, healthcare organizations

Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который является основополагающим законом в области здравоохранения и защиты прав граждан, определяет основные направления организации охраны здоровья, в числе которых - оказание первой медицинской помощи. Что примечательно, данный законодательный акт был принят за пару месяцев до начала реализации реформирования здравоохранения в Российской Федерации. Реформирование в области обеспечения охраны здоровья граждан являлся приоритетным направлением, что было обусловлено принятием ряда нормативных правовых актов. В частности, принятие распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 №1662-р, которое утверждало новую Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года («Стратегия-2020»). Данная концепция определяла одну из основных целей государственной политики - усовершенствование системы здравоохранения путем модернизации системы медицинского обслуживания, обеспечения её доступности, повышения эффективности оказываемых услуг, удовлетворения уровню потребностей населе-

ния в объемах, видах, качестве услуг и уровню заболеваемости.

Согласно ст.19 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» «.. каждый (застрахованный в системе ОМС) имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования».

В соответствии с вышеуказанным ФЗ бесплатно предоставляются:

1) первичная медико-санитарная помощь;

2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;

3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;

4) паллиативная медицинская помощь.

Подобная классификация медицинской помощи имеет конкретную цель - разбивки ее на уровни допуска к ней. Другими словами, что при первичном обращении за медицинской помощью пациенту оказывается первичная медико-санитарной и скорая медицинская помощь (в центральных районных больницах, городских, районных, участковых больницах, городских поликлиниках, станциях скорой медицинской помощи). При невозможности решения вопроса при первичном обращении в оказании необходимой медицинской помощи, пациенту оказывается преимущественно специализированная (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи в медицинских организациях, имеющих в своей структуре специализированные межмуниципальные (межрайонные) отделения и (или) центры, а также в диспансерах, многопрофильных больницах. Крайним и самым высококвалифицированным этапом оказания медицинской помощи является оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в медицинских организациях.

По отношению к каждому из видов определен порядок допуска. Так, специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

С появлением ФЗ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья в Российской Федерации» впервые в российском здравоохранительном законодательстве появилась специальная норма, посвященная паллиативной медицинской помощи - это комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан. Данный вид медицинской помощи может оказываться как амбулаторно, так и стационарно. Объектом паллиативной помощи выступает исключительно неизлечимо больной гражданин. Паллиативная помощь - это подход, позволяющий улучшить качество жизни пациентов и членов их семей, столкнувшихся с проблемой смертельного заболевания, путем предотвращения и облегчения страданий благодаря раннему выявлению и точной оценке возникающих проблем и проведению адекватных лечебных вмешательств (при

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РФ

Буянова А.В.

болевом синдроме и других расстройствах жизнедеятельности), а также оказанию психосоциальной и моральной поддержки. Паллиативная помощь направлена на ослабление боли и других мучительных симптомов, утверждает ценность жизни, но относится к смерти как к естественному событию, не стремясь ни к ускорению, ни к отсрочке ее наступления.

Источниками финансового обеспечения оказания бесплатной медицинской помощи являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а они, как известно, не в избытке. И если каждый гражданин будет проходить высокозатратное обследование "на всякий случай", то это потребует громадных финансовых ресурсов. При этом денежные средства, которые могли быть направлены на оказание помощи именно тем, кто в ней нуждается, были бы распределены на тех, кому такая помощь менее всего необходима.

Для экономии бюджетных средств предполагается реализация трех уровней организации медицинской помощи (письмо Минздрава России от 21.12.2015 № 11-9/10/2-7796 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год»):

- первый уровень - оказание преимущественно первичной медико-санитарной, в том числе первичной специализированной, медицинской помощи, а также специализированной медицинской помощи и скорой медицинской помощи;

- второй уровень - оказание преимущественно специализированной (за исключением высокотехнологичной), медицинской помощи в медицинских организациях, имеющих в своей структуре специализированные межмуниципальные (межрайонные) отделения и (или) центры, а также в диспансерах, многопрофильных больницах;

- третий уровень - оказание преимущественно специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в медицинских организациях.

В идеале все звенья должны быть скоординированными, чтобы система моментально откликалась на потребности в том или ином виде медицинской помощи. Время оказания помощи от уровня к уровню должно быть при этом минимальным. Таким образом достигается всеобщий охват медицинскими услугами в зависимости от реальной востребованности в них.

Важно подчеркнуть, что на основании п.1 ч.4 ст.32 ФЗ №323-Ф3, все люди, находящиеся на территории России, вправе получить неотложную медицинскую помощь. Так, в случае, когда человеку внезапно стало плохо, он может вызвать скорую медицинскую помощь, и врачи обязана помочь независимо от того, есть ли у обращающегося полис обязательного медицинского страхования.

Значит, даже при отсутствии полиса гражданину не могут отказать в оказании медицинской помощи, «особенно, если она оказывается в экстренной форме»1, то есть при внезапных острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний, которые представляют угрозу жизни (п.1 ч.4.ст.32 ФЗ №323-Ф3). Помимо всего прочего, в соответствии с п.6 Приказа Минздрав-соцразвития России от 01. 02.2011 г. №73-н, медицинские работники не имеют права отказать в оказании

1 Шишкалов С.В., Кичалюк О.Н Конституционное право на бесплатную медицинскую помощь: проблемы реализации. /Электронный ресурс/ 2015. URL: http:|\\sibac.info\16336 (дата обращения 08.08.2016).

медицинской помощи ребенку первого года жизни, а также беременным женщинам. Также следует указать, что в п.9 Письма Минздрава России от 25.12.2012г. говорится о том, что не застрахованные и не идентифицированные в системе ОМС граждане вправе получить скорую, в том числе скорую специализированную помощь за счет бюджетных средств регионов. Если медработник отказывается исполнять свои прямые обязанности, а именно, отказывается оказать помощь нуждающемуся в лечении, то в отношении него может быть возбуждено уголовное дело на основании ст.ст. 124 и 125 УК РФ («Неоказание помощи больному» и «Оставление в опасности»).

Однако на практике исполнение вышеуказанных норм не всегда обязательно для работников медицинских учреждений. При обращении за помощью нередко можно услышать отрицательный ответ по причине отсутствия у гражданина прописки по фактическому месту проживания, или он «приписан к другому лечебному заведению на территории города» . Между тем, Конституция РФ гласит, что нарушение этих норм и требование денежных средств за то, что положено по праву, незаконно. Несмотря на это, большинство Россиян продолжают платить за бесплатные процедуры. Налицо проблема несоответствия норм различных НПА положениям Основного закона страны.

Добавим, что в п.3 ст.16 ФЗ « О защите прав потребителей» указан запрет замены бесплатной помощи платными услугами. Тем не менее, данная норма нарушается повсеместно. Следовательно, практика, когда пациенты вынуждены «платить за вполне рядовое лечение, закрепляется в России все больше»3.

Проблемой является неоднозначное толкование положений законов, в которых упоминается об оказании бесплатной медицинской помощи. Так, на основании п.1 ст.84 ФЗ №323-Ф3, граждане вправе получить платные медицинские услуги, предоставляющиеся по их желанию при оказании им медицинской помощи. Однако право - это не обязанность. Значит, захотел -оплатил медицинскую услугу, захотел - не оплатил. Между тем, согласно ч.1 ст.779 ГК РФ, заплатить - это не право, а обязанность. Таким образом, в приведенном выше ФЗ присутствует подмена «обязанности» -«правом». Далее, в ФЗ №326-ФЗ, есть норма о приоритетности бесплатных услуг. Другими словами, есть очередь из граждан, которым медицинская услуга полагается бесплатно в рамках системы ОМС. И нельзя вне этой очереди пропустить платного пациента. Тем не менее, нарушения этой нормы встречаются практически повсеместно.

Таким образом, полагаем, что в настоящее время государство постепенно перекладывает с себя обязанности по обеспечению населения качественной медицинской помощью, на самих граждан, противореча положениям Конституции РФ.

Представляется, что Федеральный Закон №323-ФЗ, заменивший собой Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года, был принят довольно поспешно. При таких обстоятельствах невозможно было решить все правовые проблемы, которые возникли с принятием Основ законодательства и долгое время оставались нерешенными. Несмотря на то, что в нем установлено больше принципов охраны здоровья, введены некото-

2 Там же. (см.5).

3 Никитчук И.И. Бесплатная медицина в РФ: миф и реальность. /электронный ресурс/ 2014. URL.: http:\\kprf.ru\activity\healthcare\ 136416.html (дата обращения 08.08.2016).

рые новые положения в надежде систематизировать стандарты медицинской помощи и порядки ее оказания, а также закреплены нормы, отвечающие современным требованиям в области трансплантологии, законодательство, регулирующее оказание медицинской помощи и лечения, все еще далеко от совершенства и оставляет многие проблемы нерешенными. Так, законодательство, действовавшее еще до принятия этого закона, не было приведено в соответствие с новыми нормами и после его принятия, что породило определенные правовые коллизии. То есть характер бессистемности правового регулирования медицинской помощи и лечения не исчез.

Список литературы:

1. Гусев С.А., Дубикайтис О.В., Колосков А.В.Проблемы правового характера внутри модели взаимоотношений врача и пациента в аспекте Закона РФ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" (на примере выявления дефектов при оформлении информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство) // "Медицинское право", 2014, N 5//

2. Ерохина Т.В.: Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья как предмет государственного контроля //'Медицинское право", 2015, N 3//

3. Маркиянов С.В., Танимов О.В.: Некоторые примеры применения юридических фикций в правовом регулировании отношений в сфере охраны здоровья граждан //"Юридический мир", 2014, N 2//

4. Закурдаева А.Ю.: Организационно-правовая дифференциация первой помощи и медицинской помощи как элементов охраны здоровья граждан // "Медицинское право", 2014, N 1//

5. Соколова Н.А.: Члены семьи как субъекты правоотношений в сфере охраны здоровья граждан //"Социальное и пенсионное право", 2013, N 4//

Рецензия

на статью Буяновой А.В. «Основы охраны здоровья граждан в РФ - закон и практика»

Статья написана на весьма актуальную тему. Известно, что принятый в 2011г. ФЗ №323 был нацелен на дальнейшее совершенствование медицинской помощи населению. Однако, к сожалению, он не смог решить множество проблем. Автор обращает внимание на проблемы реализации Закона, на многочисленные нарушения его норм, предлагает пути выхода из создавшейся ситуации.

Все вышеизложенное дает основания рекомендовать статью к публикации в научном журнале.

Рецензент - к.ю.н., доц. НИУ ВШЭ Карпенко О.И.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.