Научная статья на тему 'Основы морфологии андроновского орнамента'

Основы морфологии андроновского орнамента Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
423
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНДРОНОВСКАЯ КУЛЬТУРА / ОРНАМЕНТ / ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ / ANDRONOVO CULTURE / ORNAMENT / TYPOLOGICAL CLASSIFICATIO

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Ковтун Игорь Вячеславович

Работа посвящена анализу орнаментации сосудов андроновского населения Северо-Западной Азии. Объединяя частные разработки предшественников, автор предлагает собственный метод типологической классификации андроновского орнаментального комплекса. Суть подхода сводится к выделению семи базовых элементов, зональная комбинаторика которых обусловила стилистическое единство и разнообразие андроновской орнаментации. На основании выявленных закономерностей композиционного построения андроновского декора выделяются устойчивые орнаментальные сюжеты, бытовавшие на разных этапах развития культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of Morphology of Andronovo Ornament

The paper is devoted to ornamentation design of vessels of Andronovo population in the Northwest Asia. Combining particular results of predecessors the author suggests his own method of typological classification of Andronovo ornamental complex. The method consists in picking out seven basic elements which zonal combination conditioned the stylistic unity and diversity of Andronovo ornamentation. Basing on regularities of compositional structure of Andronovo ornament the author determines stable ornamental topics of different Andronovo culture stages evolution.

Текст научной работы на тему «Основы морфологии андроновского орнамента»

ББК 63.442.6(253.3)

И.В. Ковтун

Основы морфологии андроновского орнамента

Ключевые слова: андроновская культура, орнамент, типологическая классификация.

Key words: andronovo culture, ornament, typological classification.

Андроновский орнамент морфологически неоднороден. Самым очевидным доказательством этого являются отличия семи базовых орнаментальных блоков, лежащих в основании всего разнообразия андроновской орнаментальной графики:

I. Меандр (рис. 1, 2).

II. Треугольник (рис. 3).

III. Горизонтальный зигзаг (рис. 4-7).

IV «Елочка» (вертикальный зигзаг) (рис. 4-2).

V Каннелюры (рис. 4-3)

VI. Насечки и «штрихполосы» (рис. 4-4)

VII. Вдавления различной конфигурации (рис. 5).

Каждый из перечисленных блоков представлен

ограниченным набором изобразительных вариаций своего исходного символа - конструктивного элемента для образования орнаментальных мотивов. Совокупности этих вариаций - орнаментальных мотивов и составляют содержание каждого из орнаментальных блоков, с присущими им правилами композиционной и структурно-иерархической организации элементов. При этом все орнаментальные сюжеты на андроновских сосудах являются результатом различных сочетаний данных изобразительных вариаций - мотивов, входящих в тот или иной орнаментальный блок. Количество орнаментальных мотивов в каждом из блоков неодинаково. В этом смысле наибольшее разнообразие обнаруживают меандры и треугольники.

Изображения, составляющие меандровый орнаментальный блок, подразделяются на две группы: линейных (рис. 1-1-3) и «ковровых» (рис. 2-1-3) меандров. В группе линейных меандров выделяются три типа изображений, отличаемых по способу их соединения в раппорт либо отсутствию такого соединения вовсе. Ранее типология данной группы меандров предлагалась применительно к андронов-ским материалам Обь-Чулымского междуречья [1, с. 64, рис. 56]. Принципиально она приемлема и для памятников всего ареала, с необходимой корректировкой в наименовании типов линейного меандра: разомкнутые (рис. 1-1); замкнутые (рис. 1-2); сомкнутые (рис. 1-3).

Особенности второй группы меандров также привлекали внимание исследователей [2,

с. 177-180]. Принцип, положенный С.В. Зотовой в основу типологии данной группы меандров, названных ею «ковровыми», сохранил свою актуальность: форма исходной меандровой фигуры - «крючка», в сочетании с местом его соприкосновения с зигзагом: вершиной либо серединой одной из сторон последнего.

У «ковровых» меандров А-типа, исходный Г-образный «крючок» спускался из вершины зигзага. Данная фигура могла симметрично удваиваться, т.е. удваивалось и количество исходных «крючков». По мере усложнения и прибавления новых «крючков» окончательная меандровая фигура могла приобретать и асимметричный вид (рис. 2-7).

«Ковровые» меандры Б-типа также характеризуются присоединением исходной фигуры, напоминающей букву П, к вершине зигзага либо гораздо реже к исходящей из нее прямой линии. Усложнение окончательной фигуры достигалось посредством присоединения дополнительных, чаще Г-образных, «крючков» (рис. 2-2).

При построении «ковровых» меандров В-типа исходная фигура - коленчатый «крючок» - присоединялась к середине одной либо сразу двух сторон зигзага. Последующие усложнения достигались тем же способом, что и в предыдущих случаях (рис. 2-3) [2, с. 177-180].

Критериями типологической классификации изображений треугольного орнаментального блока являются: пространственная ориентация оси «основание-вершина»; отличия в способах соединения треугольных фигур между собой и в раппорт; а также особенности компоновки фигур в пределах орнаментальной зоны и окончательная конфигурация производного мотива.

Таким образом, были обособлены треугольники «вертикального» (рис. 3-1), «горизонтального» (рис. 3-2) и «пирамидального» (рис. 3-3) типов. У первых направление оси «основание - вершина» вертикальное (или вертикально-диагональное), а у вторых, соответственно, горизонтальное (или горизонтальнодиагональное). Треугольники «вертикального» типа образуют три вида производных орнаментальных мотивов:

1) бордюр из косо- или прямоугольных треугольников вершинами к верху с редким, но возможным удвоением мотива (рис. 3-1-I);

Рис. 1. Меандровый орнаментальный блок. Группа линейных меандров: 1 - разомкнутый тип линейных меандров; 2 - замкнутый тип линейных меандров; 3 - сомкнутый тип линейных меандров

2) бордюр из косо- или прямоугольных треугольников вершинами книзу (рис. 3-1-11);

3) бордюр из двух цепочек косо- или прямоугольных треугольников с противопоставленными или «взаимопроникающими» вершинами (рис. 3-1-Ш).

Треугольники «горизонтального» типа образуют четыре вида производных орнаментальных мотивов:

1) с горизонтально-сомкнутым способом соединения элементов (рис. 3-2-1);

2) с диагонально-сомкнутым способом соединения элементов (рис. 3-2-ІІ);

3) с вертикально-сомкнутым способом соединения элементов (рис. 3-2-Ш);

4) с комбинированным способом соединения эле-

Рис. 2. Меандровый орнаментальный блок. Группа «ковровых» меандров: 1 - «ковровые» меандры А-типа;

2 - «ковровые» меандры Б-типа; 3 - «ковровые» меандры В-типа

ментов, который в различных сочетаниях объединяет «пирамиды», а также направлению вершин образую-

все вышеперечисленные конструктивные приемы щих ее треугольников. Соответственно, речь может

(рис. 3-2-1У). идти о трех основных видах этой орнаментальной

Разновидности орнаментальных конструкций фигуры - мотива (рис. 3-3-1-Ш).

«пирамидального» типа (а также способ построения Для прочих орнаментальных блоков: горизон-

и производный мотив) сводятся к особенностям кон- тального зигзага «елочки», каннелюр, насечек,

фигурации и количественной вариабельности ярусов «штрихполос» и вдавлений, подобная типологи-

Рис. 3. Треугольный орнаментальный блок: 1 - треугольники «вертикального» типа; 2 - треугольники «горизонтального» типа; 3 - треугольники «пирамидального» типа

Рис. 4. Орнаментальные блоки: 1 - горизонтальный зигзаг; 2 - «елочка» (вертикальный зизаг); 3 - каннелюры; 4 - насечки и «штрихполосы»; 5 - вдавления

Рис. 5. Композиционные вариации андроновского орнамента:

1 - моносюжет-эталон; 2 - моносюжет-дубликат; 3 - моносюжет-доминант; 4 - моносюжет-псевдодоминант

ческая классификация не целесообразна ввиду отсутствия объективно значимых критериев. Тем не менее для орнаментального блока «елочки» характерно бытование двух видов производных мотивов этого элемента: сплошной «елочки» (рис. 4-2-1,11) и «шевронной» (рис. 4-2-Ш-У). Изображения каннелюр объективно подразделяются на собственно каннелюровую орнаментацию (рис. 4-3-1,11) и раз-

личные способы ее имитации - псевдоканнелюры (рис. 4-3-ГДГУ). Наконец, различие между насечками (рис. 4-4-1,11) и «штрихполосами» (рис. 4-4-ГГГ-УГ) отражено уже в их наименовании. Причем в этих случаях возможно выделить сплошные (рис. 4-4-1,11), ромбовидные (рис. 4-4-УГ) и фризовые (рис. 4-4-У) виды мотивов производных от данных орнаментальных элементов.

Рис. 6. Композиционные вариации андроновского орнамента:

1 - классический моносюжет; 2 - ложноклассический моносюжет; 3 - классический полисюжет

Рис. 7. Композиционные вариации андроновского орнамента:

1 - редуцированный полисюжет; 2 - неоклассический полисюжет

Прочие изобразительные вариации, представленные в этих орнаментальных блоках, сводятся либо к степени заполнения орнаментального поля доминирующим мотивом, либо к количественной вариабельности исходного конструктивного элемента.

Структурообразующая функция в андроновском орнаментальном комплексе принадлежала композиции. Небезуспешные попытки выявления принципов композиционного построения и структуры андро-новской орнаментальной схемы предпринимались исследователями неоднократно. В данном случае речь идет о выделенном Ю.И. Михайловым «композиционном каноне», «...в соответствии с которым осуществлялось орнаментальное заполнение федоровских горшков» [3, с. 7]. Суть идеи Ю.И. Михайлова заключается в статистическом обосновании композиционной зависимости между орнаментацией зоны венчика цепочкой треугольников и трехзональной разбивкой орнаментального поля сосуда: «Нарушение этой зависимости в большинстве случаев связано с отказом от традиционного трехзонального членения орнаментального поля» [3, с. 7]. В монографии, посвященной андроновским древностям Обь-Чулымского междуречья, данный тезис приводится применительно к рассматриваемым материалам [1, с. 67-70]. Помимо этого, опираясь на анализ 309 сосудов из 34 андроновских могильников юга Западной Сибири и Казахстана, авторы монографии выделяют три варианта построения андроновской орнаментальной композиции: «Первый - наличие на венчике сосуда цепочки треугольников в сочетании с трехзональной разбивкой орнаментального поля. Второй - появление на венчике какого-либо другого мотива и нарушение трехзонального членения орнаментального поля. Третий - наличие на венчике цепочки треугольников и отсутствие трехзонального членения» [1, с. 68-69]. Статистическое преобладание первого варианта (61%) дало В.В. Боброву и Ю.И. Михайлову основание полагать, что «первый вариант построения композиции был традиционным и выступал в качестве композиционного канона» [1, с. 69].

При всей значимости сделанных наблюдений их оформление в качестве концепции «андроновского композиционного канона» представляется не совсем корректным. Во-первых, верификация композиционного канона должна опираться на весь комплекс структурообразующих связей исследуемого объекта. В данном же случае выбрана только одна из них, а именно: достоверно установленное отношение детерминации между наличием (или отсутствием) треугольных элементов на венчике сосуда и количеством орнаментальных зон последнего. Хотя и здесь не был учтен четвертый вариант структурирования орнаментального поля: появление на венчике не доминантного мотива (т.е. не треугольника) при сохранении трехзональной разбивки орнаментальной композиции.

Во-вторых, из схемы и статистической колонки Ю.И. Михайлова и В.В. Боброва [1, с. 67-73; 3, с. 7-8, 36-39] неоправданно исключены сосуды негоршковидных форм, учет которых существенно уменьшает представительство «канонического» варианта композиции с 61% (по В.В. Боброву и Ю.И. Михайлову) до среднего удельного веса по всему андроновскому ареалу в 37-38%. Хотя и этот показатель, безусловно, свидетельствует о неслучайном характере сделанных обобщений. Так, Д. Кларк предлагает считать критерием типа внутреннюю однородность популяции, выраженную корреляцией признаков в группе предметов на уровне 30-60% [4, с. 261; 5, с. 61].

Вариабельность количества орнаментальных зон, зависящую от мотива присутствующего (либо отсутствующего) в зоне венчика, следует признать одним из главных принципов структурирования андроновских орнаментальных композиций. Всего же при выделении композиционных вариантов андроновского орнамента учитывались различия или обоюдные соответствия по трем критериям:

а) зональность орнаментального поля (количественный критерий);

б) характер орнаментального сюжета в каждой из зон (качественный критерий);

в) фактор наличия доминантной зоны венчика и характер ее орнаментации (трансформирующий критерий).

Репертуар приемов, использовавшихся при создании андроновских орнаментальных композиций, не исключал и предельно простых решений. Удачное определение последним предложено В.В. Бобровым, назвавшим такие орнаментальные схемы моносю-жетными. Первоначально этот термин охватывал сосуды, орнаментированные многократным повторением одного и того же элемента: «елочки», зигзага, каннелюр и т.д. Однако сюда же следует относить и сосуды с тождественным орнаментальным сюжетом двух или более зон, включая керамику, на которой эти мотивы дополняет иной орнамент в доминантной зоне венчика.

Всего было выделено шесть вариантов моносю-жетных композиций:

1. Моносюжет-эталон. Зональность отсутствует. Характеризуется многократным повторением одного элемента в пределах орнаментального поля сосуда (рис. 5-7).

2. Моносюжет-дубликат. Отличается двухзональной разбивкой орнаментального поля с тождественным сюжетом в каждой из зон (рис. 5-2).

3. Моносюжет-доминант. Зона венчика орнаментирована доминантным мотивом - цепочкой треугольников. В остальном полностью идентичен эталонному варианту (рис. 5-3).

4. Моносюжет-псевдодоминант. Аналогичен предыдущему, за исключением орнаментации зоны

венчика, которая украшена не цепочкой треугольников, а иными мотивами (рис. 5-4).

5. Классический моносюжет. Трехзональная разбивка орнаментального поля. В зоне венчика представлен доминантный мотив - цепочка треугольников, а в двух других - любые взаимоидентичные (рис. 6-7).

6. Ложноклассический моносюжет. Аналогичен предыдущему, за исключением присутствия в зоне венчика цепочки треугольников, которые заменены иным орнаментальным мотивом (рис. 6-2).

Помимо этого было выделено три варианта по-лисюжетных композиций, отличающихся от моносю-жетных зональной комбинаторикой орнаментальных мотивов, представляющих разные орнаментальные блоки либо входящие в них различные группы, типы и виды, а в отдельных случаях и их более детальные изобразительные вариации.

7. Классический полисюжет. Включает сосуды с трехзональной разбивкой орнаментального поля, цепочкой треугольников по венчику и неодинаковыми сюжетами в двух последующих зонах (рис. 6-3).

8. Редуцированный полисюжет. Производный (стилизованный) в основном от предыдущего. Основное отличие от классического - утрата доминантной зоны венчика и двухзональная разбивка орнаментального поля, с неодинаковыми сюжетами в каждой из зон (рис. 7-і).

9. Неоклассический полисюжет. Трехзональная разбивка орнаментального поля. Доминантный мотив зоны венчика - цепочка треугольников, утрачен и вытеснен иными орнаментальными элементами. Две последующие зоны заполнены неодинаковыми сюжетами (рис. 7-2).

Библиографический список

1. Бобров, В.В. Андроновские памятники Обь-Чулымского междуречья / В.В. Бобров, Ю.И. Михайлов.

- Кемерово, 1989: Деп. в ИНИОН, 26.06.89. № 38518.

2. Зотова, С.В. Ковровые орнаменты андроновской керамики / С.В. Зотова // Новое в советской археологии. МИА. №130. - М., 1965.

3. Михайлов, Ю.И. Орнамент андроновского керамического комплекса (Проблема анализа и интерпретации) :

автореф. дис. ... канд. ист. наук / Ю.И. Михайлов. - Кемерово, 1990.

4. Федоров-Давыдов, Г.А. Понятия «археологический тип» и «археологическая культура» в «Аналитической археологии» Дэвида Кларка / Г.А. Федоров-Давыдов // СА.

- 1970. - №3.

6. Клейн, Л.С. Археологическая типология / Л.С. Клейн.

- Л., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.