УДК 004.942
Шагулыев Ш.А.
Старший преподаватель кафедры «Информационные технологии» Туркменский государственный институт финансов (Туркменистан, г. Ашгабад)
Гельдыев Г.Б.
Преподаватель кафедры «Информационные технологии» Туркменский государственный институт финансов (Туркменистан, г. Ашгабад)
ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности моделирование информационных систем и их виды проектирования. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния выбора системы модели для полной эффективности информационной системы. Даны рекомендации по внедрению разработок в изучение компьютерной теории.
Ключевые слова: анализ, метод, исследование, моделирование, технологии.
Распространение информационных технологий увеличилось за последнее десятилетие. Современные организации признают важность информационных систем. Во всем мире принято, что информационные системы обеспечивают конкурентное преимущество и являются основой для инноваций. Шесть основных функций информационных систем: сбор данных, передача данных, хранение данных, извлечение данных, обработка данных и отображение информации.
Элементы модели информационной системы
Элементами информационной системы являются клиенты, бизнес-процессы, продукты, услуги и коммуникационные
технологии . Проектирование информационной системы выполняется на основе элементов модели.
1. Клиенты
У каждой информационной системы есть конечные пользователи или заказчики. Информационная система может иметь как внутреннюю, так и внешнюю. Клиенты являются бенефициарами продуктов и услуг, предоставляемых информационной системой. Здесь внешними клиентами могут быть люди, посещающие веб-сайт для совершения покупок или совершения сделки в электронной торговле, люди, которые ищут рецепт приготовления пищи, ищут инструменты для экономии налогов и т. д.
Внутренним покупателем информационной системы может быть сотрудник, получающий зарплату из системы расчета заработной платы, сотрудник, проверяющий инвентарь и запасы и т. д. Иногда эти сотрудники могут быть заказчиками продуктов и услуг, например, сотрудник, работающий с производителем компьютеров, может быть заказчиком произведенной продукции. товар.
Для производственной организации производственный отдел будет заказчиком отдела снабжения. Таким образом, требования к информационной системе каждого отдела будут разными. Информационные системы предназначены для обслуживания внешних клиентов. Однако информационные системы должны быть достаточно гибкими, чтобы поддерживать и внутренние требования.
2. Продукты и услуги
Результатом преобразования данных являются продукты и услуги. Информационная система может создавать как продукты, так и услуги, в зависимости от отрасли, для которой она разработана. В швейной промышленности дизайнерская одежда производится по требованию заказчика. Здесь готовая одежда — это продукт, а индивидуальный дизайн — это
услуга. В интернет-банкинге клиент может выполнить всю банковскую задачу, не посещая банк. Интернет-банкинг, таким образом, является услугой.
Информационная система может генерировать различные типы услуг и продуктов на основе ее дизайна. Эффективная информационная система должна удовлетворять ожидания клиентов. Информационная система должна предоставлять продукты и услуги, основанные на потребностях и требованиях клиентов.
3. Деловые процессы
Деловая активность состоит из различных процессов. Эти процессы включают в себя общение с клиентом, понимание его требований, производство продукта в соответствии с требованиями, предоставление послепродажного обслуживания и т. д. Бизнес-процесс может не быть постоянно структурированным и неформальным. Улучшение бизнес-процесса напрямую влияет на эффективность бизнеса. Информационная система может улучшить бизнес-процесс, предоставляя соответствующую информацию, увеличивая шаг в бизнес-процессе или исключая шаг в бизнес-процессе.
4. Коммуникационные технологии
Коммуникационные технологии и компьютеры являются центральными частями модели информационной системы. Их присутствие необходимо для обеспечения эффективного бизнес-процесса и удовлетворения клиентов продуктами и услугами. Внедрение технологий в бизнес создает беспроигрышные ситуации. Технологии улучшают внутреннюю коммуникацию через чат по электронной почте и т. д., а также улучшают внешнюю коммуникацию через веб-сайт, вебинар и т. д. Доступ к ценной информации осуществляется быстрее через информационную систему, и это может обеспечить конкурентное преимущество в эпоху цифровых технологий.
Модель информационной системы подчеркивает ключевую роль, которую информационная система играет в повышении эффективности любой рабочей системы.
Информационное моделирование системы можно определить как процесс цифрового моделирования сложной связанной системы. Информационная модель системы — это общий информационный ресурс системы, формирующий надежную основу знаний в течение ее жизненного цикла.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем: Практикум. - М.: Высшая школа, 2016. - 224 с.
Александр Иванус: Системные аспекты методов имитационного моделирования. Учебное пособие.
Палей, Поллак: Имитационное моделирование. Разработка имитационных моделей средствами iWebsim и AnyLogic.
Владимир Чертовской: Моделирование процессов адаптивного автоматизированного управления производством.
Генкин Б.М. Основания экономической теории и методы организации эффективной работы / Б.М. Генкин. М.: Норма, 2007. - 400 с. Генкин Б.М. Экономика и социология труда / Б.М. Генкин. М.: Норма, 2005. -416 с.
Shagulyev Sh.A. Turkmen State Institute of Finance (Turkmenistan, Ashgabat) Geldiev G.B. Turkmen State Institute of Finance (Turkmenistan, Ashgabat) BASICS OF MODELING INFORMATION SYSTEMS
Abstract: this article discusses the features of modeling information systems and their types of design. A cross-sectional and comparative analysis of the influence of the choice of model system on the overall effectiveness of the information system is carried out. Recommendations are given for the introduction of developments in the study of computer theory.
Keywords: analysis, method, research, modeling, technologies.