Научная статья на тему 'Основы методологии расчета и проектирования адаптивных фрикционных муфт с раздельным силовым замыканием'

Основы методологии расчета и проектирования адаптивных фрикционных муфт с раздельным силовым замыканием Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
135
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА / КОЭФФИЦИЕНТ УСИЛЕНИЯ / УПРАВЛЯЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО / КОЭФФИЦИЕНТ ТРЕНИЯ / ADAPTIVE FRICTION CLUTCH / GAIN CONTROL DEVICE / COEFFICIENT OF FRICTION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Шишкарев Михаил Павлович, Лущик Александр Алексеевич, Угленко Антон Юрьевич, Кобзев Кирилл Олегович

Математически обосновано, что в АФМ второго поколения с раздельным силовым замыканием усилия замыкания пар трения ОФГ и ДФГ используются эффективно. Приведены зависимости расчета основных конструктивных параметров АФМ второго поколения с раздельным силовым замыканием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Шишкарев Михаил Павлович, Лущик Александр Алексеевич, Угленко Антон Юрьевич, Кобзев Кирилл Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foundation of calculation and design of adaptive friction clutch with separate force closure

Mathematically proved, that in the second generation of the AFM with a separate force-force circuit friction pairs CRF and DFG are used efficiently. The dependences of the calculation of the basic design parameters of the second generation of the AFM with a separate power circuit.

Текст научной работы на тему «Основы методологии расчета и проектирования адаптивных фрикционных муфт с раздельным силовым замыканием»

Шишкарев Михаил Павлович

Донской государственный технический университет

Профессор Доктор технических наук Заслуженный изобретатель РФ Shishkarev Mihail Pavlovich Don State Technical University Professor

E-Mail: [email protected]

Лущик Александр Алексеевич

Донской государственный технический университет

Аспирант Lushik Alexsander Alekseevich Don State Technical University Postgraduate student E-Mail: [email protected]

Угленко Антон Юрьевич

Донской государственный технический университет

Аспирант Uglenko Anton Urievich Don State Technical University Postgraduate student E-Mail: [email protected]

Кобзев Кирилл Олегович

Донской государственный технический университет

Аспирант Kobzev Kirill Olegovich Don State Technical University postgraduate student E-Mail: [email protected]

05.02.02 «Машиноведение, системы приводов и детали машин»

Основы методологии расчета и проектирования адаптивных фрикционных муфт с раздельным силовым замыканием

Foundation of calculation and design of adaptive friction clutch with separate force closure

Аннотация: Математически обосновано, что в АФМ второго поколения с раздельным силовым замыканием усилия замыкания пар трения ОФГ и ДФГ используются эффективно. Приведены зависимости расчета основных конструктивных параметров АФМ второго поколения с раздельным силовым замыканием.

Abstract: Mathematically proved, that in the second generation of the AFM with a separate force-force circuit friction pairs CRF and DFG are used efficiently. The dependences of the

calculation of the basic design parameters of the second generation of the AFM with a separate power circuit.

Ключевые слова: Адаптивная фрикционная муфта, коэффициент усиления,

управляющее устройство, коэффициент трения.

Keywords: Adaptive friction clutch, gain control device, the coefficient of friction.

***

Состояние вопроса. Отсутствие методик расчета и проектирования адаптивных фрикционных муфт (АФМ) второго поколения с раздельным силовым замыканием не позволяет создавать конструкции предохранительных устройств, эффективно защищающих от поломок узлы и детали современных машин и механизмов, и затрудняет их использование на практике. Созданные теоретические основы для выбора оптимальных конструктивных параметров АФМ, позволяющих достичь сочетание высокой нагрузочной способности и точности срабатывания, являются базой для разработки методик расчета и проектирования этих объектов.

Постановка задачи исследования. Разработка основ методик расчета конструктивных параметров и проектирования вариантов АФМ второго поколения с раздельным силовым замыканием.

Решение задачи. Разработанные в последнее время АФМ второго поколения с раздельным силовым замыканием пар трения основной фрикционной группы (ОФГ) и дополнительной фрикционной группы (ДФГ), как показали исследования [1, 2], позволяют:

• существенно повысить предельные значения коэффициента усиления (КУ) по сравнению с базовым вариантом АФМ второго поколения и повысить, тем самым, точность срабатывания;

• получить различные формы кривых нагрузочной характеристики, в том числе

кривую, имеющую точку максимума внутри интервала значений коэффициента трения f . ... f (где f , f - соответственно минимальное и

" J min J max v ^ J mm’ ./max

максимальное значение коэффициента трения). Граничные значения вращающего момента, принадлежащие указанной кривой, могут быть равны друг другу при определенной величине КУ.

Указанные особенности АФМ с раздельным силовым замыканием являются основой существенного повышения точности срабатывания.

В настоящее время разработаны несколько различных конструктивно-компоновочных схем АФМ с раздельным силовым замыканием. Две наиболее изученные к настоящему времени схемы АФМ показаны на рис. 1 и на рис. 2.

Первый вариант АФМ показан на рис. 1. Две соосные одна другой полумуфты 1 и 2 кинематически связаны между собой двумя фрикционными группами - ОФГ 3 и ДФГ 4. Пары трения ОФГ замыкаются при помощи пружины 5, а общее силовое замыкание пар трения ОФГ и ДФГ осуществляется одной пружиной 6.

Управляющее устройство 7 в АФМ общее и выполнено по традиционной для муфт данного типа схеме [3].

Особенностью первого варианта АФМ является такая компоновка узлов силового замыкания, при которой пружина 5 установлена «враспор» между ОФГ и пружиной 6. Таким

образом, величины усилий, замыкающих пары трения ОФГ и ДФГ неодинаковы, в отличие от базового варианта АФМ второго поколения.

Рис. 1. Принципиальная схема АФМ с раздельным силовым замыканием (вариант 1)

Отношение усилий Рп (усилие пружины 6) и Рп1 (усилие пружины 5) можно изменять, варьируя, тем самым нагрузку, передаваемую АФМ, и предельное значение КУ, которое вычисляется по следующему соотношению:

^1(1 — п)Ушах

где г1 - число пар поверхностей трения ДФГ; П - коэффициент, вычисляемый по формуле:

р

П = —, (2)

Рп

Учитывая компоновочную схему рассматриваемого варианта АФМ согласно рис. 1, всегда принимается П >1.

Второй вариант АФМ с раздельным силовым замыканием показан на рис. 2. Как и первый вариант, муфта, выполненная по второму варианту, состоит из полумуфт 1 и 2, связанных одна с другой парами трения ОФГ 3 и ДФГ 4.

Управляющее устройство 5 выполнено по традиционной конструктивнокомпоновочной схеме, и ничем не отличается от УУ первого варианта АФМ с раздельным силовым замыканием (см. рис. 1).

Как и в АФМ, выполненной по первому варианту, силовое замыкание во втором варианте АФМ осуществляется двумя пружинами 6 и 7:

- пружина 6 осуществляет замыкание пар трения ОФГ 3;

- пружина 7 замыкает как пары трения ОФ Г3, так и пары трения ДФГ 4.

Рис. 2. Принципиальная схема АФМ с раздельным силовым замыканием (вариант 2)

Схема силового замыкания в АФМ, выполненной по второму варианту, сходна со схемой замыкания пар трения ОФГ и ДФГ в первом варианте АФМ - пружина 7 осуществляет общее силовое замыкание пар трения ОФГ и ДФГ, а пружина 6 - замыкание только пар трения ОФГ.

Разница заключается в том, что в первом варианте АФМ усилие замыкания пар трения ОФГ равно Рп, а усилие замыкания пар трения ДФГ - разности Рп - Рп1; во втором варианте

АФМ усилие замыкания пар трения ОФГ равно сумме сил Рп + Рп1, а усилие замыкания пар

трения ДФГ - силе Рп.

Из этого следует, что во втором варианте АФМ с раздельным силовым замыканием усилия замыкания пар трения ОФГ и ДФГ используются эффективнее, чем в первом варианте АФМ.

Действительно, для второго варианта АФМ величина КУ вычисляется по следующей формуле [2]:

г

(3)

тах

где п1 - коэффициент, вычисляемый по формуле:

К

пі

К

(4)

Кп1 - усилие пружины 6; Кп - усилие пружины 7.

Структурно формулы (2) и (4) одинаковые, однако для того, чтобы усилие замыкания пар трения ДФГ было меньше, чем усилие замыкания пар трения ОФГ (согласно условию раздельного силового замыкания), должно выполняется следующее неравенство:

К1> К .

п1п

Для первого варианта АФМ должно выполняться неравенство:

К1< К .

п1п

(5)

(6)

Сопоставление неравенств (5) и (6), а также формул (2) и (4) показывает, что п < п1. Более того п <1, п1>1.

Формулы для вычисления вращающих моментов первого и второго вариантов АФМ соответственно имеют вид [1, 2]:

т --Т7 7? г - V1 " АЧ/ Ч

Тп1 2^п^ср/ 1 , л\^_с , (7)

2 - (1 - п)(С/ - 1)

1+(2 - 1)С/ ’

2(1 + щ) + 1 - сх/

1 + (2 - 1)С/

где 2 - число пар поверхностей трения ОФГ.

Остальные параметры приведены выше.

В соотношениях (7) и (8) принято 2^ = 1. При этом условии достигается наибольшее значение КУ С и С] (см. соотношения (1) и (3)) и максимальная точность срабатывания АФМ.

Из соотношений (1) и (3) найдем зависимость между коэффициентами п и п1, приняв условие С = С. Получаем:

п

п1 = ---------------------------------------. (9)

1-п

Условие С = С1 принято на основании известной закономерности влияния величины

КУ АФМ на точность срабатывания [4]. При равенстве друг другу значений КУ первого и второго вариантов АФМ с раздельным силовым замыканием достигается приблизительно одинаковая точность их срабатывания. Это ставит сравниваемые варианты АФМ в равные условия.

Учитывая, что, согласно, исходному условию п1>1, в соотношении (9) должно быть п

>0,5.

Подставив соотношение (9) в формулу (8) и заменив в последнем параметр С на параметр С , получаем:

2 +1 - (1 - п)С/

(1- п)(1 + (2 - 1)С/)

Далее примем Тп1 = Тп2 . Данное равенство также указывает на равные условия

сравнения вариантов АФМ. В сравниваемых вариантах АФМ все параметры, кроме силы ^ , приняты одинаковыми.

Используя принятые условия, а также соотношения (7) и (10), найдем зависимость между усилиями Fпи ,Рп :

Р 2(2 - (1 - п)(С/ -1))(1 - п) (11)

п п 2 + 1 - (1 - п)С/ '

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Условие F < F выполняется в том случае, если

z(z - (1 - n)(Cf -1))(1 - п)

>1. (12)

z +1 - (1 - n)Cf

Корни квадратного уравнения, эквивалентного квадратному неравенству (12), равны:

, -((1 - n)2(Cf -1) +1) ±4 ((1 - n)~(Cf -1) +1)2 + 4(1 - n)(1 - (1 - n)Cf

1,2 -2(1 - n) . ( )

С учетом отрицательного постоянного коэффициента при неизвестном второй степени в квадратном неравенстве, а также при D > 0 (где D - дискриминант корней (13)), множество решений неравенства (12) запишем в следующем виде:

(-a+VD -a-VD^

z е -------------------------------------------------------;- . (14)

Ч -2В -2B

В множестве решений (14) принято:

A = (1 - n)2(Cf -1) +1;

В = 1 - n;

D = ((1 - n)2(Cf -1) +1)2 + 4(1 - n)(1 - (1 - n)Cf).

Утверждение D >0 принято с учетом соотношения (1) (при z1 = 1). В данном случае многочлен в квадратных скобках второго слагаемого дискриминанта корней (13) запишем в следующем виде:

./max f

fm

(15)

Очевидно, что выражение (15) положительное при всех значениях коэффициента трения / , кроме значения / = /тах, когда оно обращается в ноль. Это подтверждает справедливость принятия условия В >0.

Обратимся к выражению (14). Нижнее граничное значение в множестве решений (14), очевидно, отрицательное, что противоречит физическому смыслу параметра 2. Более того, полуобласть решений в выражении (14), равная

-лив

-2В

также содержит отрицательные значения параметра 2 (кроме правого граничного значения, равного нулю), и не может быть принята во внимание в дальнейшем исследовании.

Наоборот, верхнее граничное значение в множестве решений (14) положительное, следовательно, далее будем рассматривать именно правую полуобласть решений в виде

А -л-4Б

0;---------. (16)

-2В

Для оценки верхнего граничного значения параметра 2 в выражениях (14) и (16) воспользуемся графическим способом. В качестве основы для построения графика примем функцию 2(п) согласно выражению, определяющему верхнее граничное значение параметра

2 в множестве решений (14).

При построении графика будем учитывать зависимость (1) (при 21 = 1),

определяющую в данном случае переменный характер параметра С в функции коэффициента п .

При построении графика зададимся следующими исходными данными: /тях =0,8, /

=0,1.

г 10

7

4

1

0,1 0,3 0,5 0,7 п

Рис. 3. График зависимости числа пар трения от коэффициента п

Значение коэффициента трения / принято исходя из того, что оно принимается равным минимальной величине, характерной для расчета номинального вращающего момента АФМ [5].

Анализ кривой, изображенной на рис. 3, показывает, что при небольших значениях коэффициента п , близких к нулю, ограничение сверху параметра 2 жесткое и не превышает единицы. Однако при значениях коэффициента п , близких к единице, ограничение сверху параметра 2 становится гораздо менее жестким и соответствует значениям, применяемым на практике.

Именно значения коэффициента п , близкие к единице, используются на практике для применения больших значений КУ и для получения высокой точности срабатывания АФМ [1].

Таким образом, получены доказательства того, что на практике выполняется, поставленное условие .Рп <.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке частных методик расчета и проектирования АФМ второго поколения с раздельным силовым замыканием.

Выводы

1. Математически доказано, что во втором варианте АФМ второго поколения с раздельным силовым замыканием усилия замыкания пар трения ОФГ и ДФГ используются более эффективно, чем в первом варианте АФМ.

2. Приведены зависимости для расчета основных конструктивных параметров первого и второго вариантов АФМ второго поколения с раздельным силовым замыканием.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шишкарев М.П., Лущик А. А. Эксплуатационные характеристики адаптивной фрикционной муфты с раздельным силовым замыканием // Тракторы и сельхозмашины.-2013.-№3.-с.28-31.

2. Шишкарев М.П., Угленко А.Ю. Модернизация адаптивной фрикционной муфты

второго поколения // Сборка в машиностроении,

приборостроении. -2012.-№ 10. -С .3-7.

3. Дьяченко С.К., Киркач Н.Ф. Предохранительные муфты. - Киев: Гостехиздат УССР, 1962. - 122 с.

4. Запорожченко Р. М. О характеристиках предохранительных фрикционных муфт повышенной точности срабатывания // Изв. вузов. Машиностроение. - 1971. -№ 1. - С. 48-52.

5. Шишкарев М.П. Эффективность применения адаптивных фрикционных муфт // Изв. вузов. Машиностроение. - 2001. - № 1. - С. 27-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.