Научная статья на тему 'ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ'

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТЕХНИКА ЛЫЖНОГО ХОДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пожималин В. Н., Гофман А. А., Чекалева Ю. В.

Лыжный спорт имеет большое оздоровительное, воспитательное, является важной составной частью физического воспитания студентов, оказывая самое распространенное влияние на организм занимающихся. Физическая нагрузка при занятиях на лыжах легко дозируется. Все это позволяет рекомендовать лыжный спорт для любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пожималин В. Н., Гофман А. А., Чекалева Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ»

решительность, смелость, энергичность, настойчивость, организованность, дисциплинированность и самоконтроль; нервно-психическую устойчивость, которая включает стрессоустойчивость и психологическую устойчивость к потенциальному воздействию опасных и вредных факторов военно -профессиональной деятельности, сохранение работоспособности в условиях быстрой смены обстановки, способность к быстрому восстановлению после травматического воздействия на психику; состояние здоровья и физическую подготовленность. Список использованной литературы:

1.Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 31.07.2022) "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" (вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации")

2.Вальков А. В. Развитие лидерских качеств офицера в образовательном процессе военного вуза / А. В. Вальков. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 8 (43).

3.Манерко И.В. Духовно-нравственные качества личности военнослужащего Российской армии: сущность и основное содержание //Вестник Военного университета. 2010. № 2.

4.Барабанщиков, А. В. Психология и педагогика высшей военной школы. Текст. - М., 1989.

5.Давыдов, В. П., Рахимов, О. X. А. Теоретические и методические основы моделирования процесса профессиональной подготовки специалиста Текст. // Инновации в образовании. 2002. № 2.

6.Новикова, Л. И. Воспитание как педагогическая категория. Текст. // Педагогика. 2000. - № 6.

7.Новикова, Л. И. Воспитательная система: Исходные позиции. Текст. // Советская педагогика. 2000. - № 11.

© Матракшин А.Н., 2023

УДК 37

Пожималин В.Н.

Доцент

Кафедры физической подготовки и спора Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказания

Гофман А.А.

Доцент

Кафедры боевой и тактико-специальной подготовки ВЮИ ФСИН России

Чекалева Ю.В.

Преподаватель-методист Вологодский Институт права и экономики (ВИПЭ) России

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Аннотация

Лыжный спорт имеет большое оздоровительное, воспитательное, является важной составной частью физического воспитания студентов, оказывая самое распространенное влияние на организм занимающихся. Физическая нагрузка при занятиях на лыжах легко дозируется. Все это позволяет рекомендовать лыжный спорт для любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подгото вленности.

Ключевые слова:

лыжная подготовка, физическое воспитание, техника лыжного хода.

Abstract

Skiing has a great health-improving, educational, is an important part of the physical education of students, having the most widespread effect on the body of those involved. Physical activity during skiing is easily dosed. All this makes it possible to recommend skiing for any age, gender, health status and level of physical fitness

Key words:

ski training, physical education, skiing technique.

Особенности методик и организации лыжной подготовки в высших учебных организациях нашей страны, практически одинаковы, но времени для изучения отводится, как правило, недостаточно. Постоянно меняющиеся погодные условия, краткие и малоснежные зимы в центральной России мешают полностью рассмотреть и углубиться в изучение данной дисциплины и методики преподавания.

В 21 веке занятие физической культурой стало неотъемлемой частью общества. Введение данной дисциплины в высшие учебные организации показывает, что она занимает важное мест в учебном процессе, оздоравливает и укрепляет мышечную систему, закаливает организм и повышает общую выносливость организма, а также помогает эффективно изучать других дисциплины.

Воспитание молодежи, а именно физическое воспитание, регулируется государственными и федеральными программами, с изучением базовых разделов, в которые также входит и лыжная подготовка.

Поставленные перед учебными занятиями цели и задачи способствуют планомерному изучению лыжной техники, укреплению и совершенствованию как физических, так и моральных качеств.

Ходьба и движение на лыжах способствуют быстрому приобретению навыков в работе с лыжным инвентарем, положительно влияют на укрепление и развитие основных систем организма, обеспечивающих значительный уровень активного здоровья и долголетия.

Необходимые условия при организации учебных занятий определяют постоянное физическое развитие обучающихся, воспитывают такие важные физические качества как: выносливость, сила, ловкость.

Каждый студент, при реализации учебной программы «физическая культура» усваивает знания, и приобретает умения по лыжной подготовке.

При подготовке к данному виду занятий должны учитываться возрастные, половые особенности, здоровье, физическая и координационная подготовка студентов.

Методика обучения — это система передачи знаний, умений, навыков в технике способов передвижения на лыжах и их совершенствования в различных условиях.

Условно, у нас есть три фазы (этапа) обучения двигательного навыка: обучение, закрепление и совершенствование навыка.

Первый этап — это образование навыка. На нем студентам требуется ознакомиться с лыжным инвентарем: правильному подбору лыж и лыжных палок, веса и техники (пример: при росте 155 см лыжи классического хода должны соответствовать 180 см, а палки 125 см. Лыжи для конькового хода - 170 см, палки при этом 135 см), лыжных мазей (скольжения и держания), в зависимости от погодных условий проведения занятия (температура воздуха, влажность воздуха и снега)[2].

Также, необходимо определить площадку для занятия по изучению технике лыжных ходов. Это могут быть стадионы, парки, просто площадки, специально подготовленные для передвижения на лыжах. Именно на первом занятии студенты знакомятся с особенностями техники безопасности при катании на лыжах.

Чтобы не получить травм по время занятия на лыжах, а также обморожений, студенты обязаны

знать, что низкая температура, влажность воздуха, ветреность, переутомляемость, отсутствие закалки и плохая одежда, которая неспособна защитить от холода, все это и способствует травматизму и повышению заболеваемости.

Формирование двигательного навыка у нас также проходит в три этапа:

Первый этап — знакомство с техникой движений, создание представлений об упражнениях. В литературе по физической культуре отражены: наглядный метод (представление об упражнениях с помощью рисунков и других кино- и видеоматериалов); словесный метод (в нем описывается выполнение движений, на чем именно нужно сделать акцент, как избежать ошибок и травм); предметный метод (движения показываются с разных сторон, в зависимости от того, какое упражнение изучается на данном этапе)[1].

Овладение навыком движения — это второй этап. Главное на данном этапе то, что у студентов должны образовываться условно-рефлекторные связи и формироваться динамические стереотипы.

Этот этап подразумевает несколько методических приемов, такие как: демонстрирование подготовительных упражнений, как с лыжами, так и без них; применяются ориентиры; упрощаются внешние фактор и условия при начальном этапе изучения упражнений; упрощение движений и имитация при выполнении упражнения.

Закрепление навыка - четвертый этап. Его достижение приходит только с многократным выполнением упражнений. Именно на этом этапе происходит процесс корректировки и анализа техники, которую довел до студентов преподаватель.

Совершенствование навыка негласно относится к четвертому этапу. Совершенствование проявляет себя именно в нахождении наиболее эффективных и работающих способов осуществления и выполнения упражнения, повышение силы и выносливости, устойчивости, скорости. На данном этапе также, благодаря усовершенствованию своего навыка, происходит автоматизация упражнений и движений, изучаемых на начальных этапах[4].

Закрепление полученных навыков движения, является вторым этапом подготовки студентов.

На данном этапе обучения студенты совершенствуются в сложных движениях и элементах, отрабатывают сложные переходы от одного движения к другому. Наиболее важной частью этого этапа, является отработка сложных координационных движений руками, ногами и туловищем в процессе постоянных повторных движений.

Значимым элементом подготовки в процессе обучения, становится процесс закрепления навыков сложной формы. Для обеспечения успешной освоения программы обучения, студентам предлагается усовершенствовать полученные навыки в более сложных условиях и формах выполнения движений с получением задач и постановкой целей на учебном занятии. С целью полного усовершенствования своих навыков, студентам усложняют условия и требования к выполнению элементов подготовки.

Тренерский и преподавательский состав учебного заведения обязан дать знания студентам, которые позволят им анализировать свою технику передвижения на лыжах, исправлять свои ошибки и ошибки своих товарищей. Придерживаясь, правила от простого к сложному, процесс изучения способов передвижения на лыжах, а также различных технических движений должны носить систематический и целевой подход в каждом учебном занятии. На каждом последующим занятии, преподаватель должен убедиться в правильности, прочности и закрепленности студентами уже изученной техники.

Есть определенная последовательность обучение лыжной методике: классические ходы и свободные (коньковые) ходы.

Совершенствование навыка, является самым продолжительным и трудоемким этапом.

Для освоения данного этапа, необходимо планировать и проводить учебные занятия в сложных погодных условиях и на технически трудных участках лыжной трассы. Задания должны выполняться с одновременным выполнением технически тяжелых движений и фактически с различной скорость и динамикой передвижения на лыжах, именно так будет повышаться спортивное и техническое мастерство обучающихся.

Закрепление полученных навыков и доведение сложных технических движений до их автоматических повторений реализуются в способах передвижения в лыжных гонках. Полученные студентами умения и навыки необходимо развивать и закреплять на сложных рельефных трассах, в разных погодных условия, а также на трассах подготовленных как легкой так и тяжелой техникой используемых для укладки лыжных трасс.

При постоянных учебно-тренировочных занятиях у студентов повышается не только техническое мастерство, но и развиваются чувства, дающие объективную оценку своего самочувствия. Учащиеся с высокой долей вероятности оценивают свою скорость передвижения на тренировках и соревнованиях, понижение или повышение физической нагрузки, ритм и амплитуду движений.

Рассмотренные выше этапы подготовки, являются взаимосвязанными и неделимыми частями общей подготовки студентов, они не могут исключаться, и заменяться в процессе изучения и закрепления учебного материала.

На любом из этапов подготовки совершенно важным становится добиваться от студентов четких и правильных движений в процессе подготовке, развивать их и совершенствоваться с каждым занятием.

Лыжная подготовка студентов — это многогранный процесс обучения направленный на усвоение сложных технических движений, имеющие особенности в совершенствовании физических и психических навыков и умений. Лыжная подготовка является обязательным разделом по физическому воспитанию в высших учебных организациях различного профиля подготовки. Все этапы применяемой методики при изучении лыжной подготовки предусматривают выполнение контрольных и тестовых нормативов, дающих возможность объективной оценки подготовки студентов. Список использованной литературы:

1. Горбунов С.С. Обучение технике передвижения на лыжах в условиях дефицита учебного времени // Известия Тульского государственного университета. 2013. № 2. С. 29-37.

2. Четайкина О.В. Методика ускоренного обучения технике лыжных ходов // Вестник спортивной науки. 2007. № 2. С. 61-63.

3. Четайкина О.В. Совершенствование лыжной подготовки на факультете физической культуры педагогического вуза в условиях дефицита учебного времени // Гуманитарные науки и образование. 2013. № 4 (16). С. 81-83.

4. Четайкина О.В. Содержание и организация лыжной подготовки студентов факультета физической культуры на основе ускоренного обучения техническим действиям: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2007. 23 с.

© Пожималин В.Н., Гофман А.А., Чекалева Ю.В., 2023

УДК 36

Пожималин В.Н., доцент Кафедры физической подготовки и спора Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказания

Гофман А.А., доцент

Кафедры боевой и тактико-специальной подготовки ВЮИ ФСИН России АДАПТАЦИЯ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ Аннотация

Эффективность адаптации в организме человека является основой здоровья и высокопродуктивной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.