УДК 332.14:001.895
ОСНОВЫ МЕТОДА ФОРСАЙТА В УПРАВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА
Ключникова К.Г., аспирант, Восточноукраинский национальный университет имени В.Даля E-mail: [email protected]
Статья посвящена исследованию основ метода форсайта в управлении инновационным развитием региона. Был предложен "ромб" Поппера, который позволяет выбрать комбинацию методов, обеспечивающие успешную реализацию всех ключевых факторов: креативность (creativity), извлечение экспертного знания (expertise), взаимодействие (interaction) и доказательность (evidence). Выявлены основные участники метода форсайта, которые формируют поле форсайта. Определены основные стадии реализации метода форсайта. Раскрыта сущность, цель, субъекты, особенности и значение регионального форсайта.
Ключевые слова: форсайт, метод, инновационное развитие, регион, информационное поле, управление, проект.
FOUNDATIONS OFFORESIGHTMETHODIN MANAGEMENT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF REGION
Klyuchnikova K.G., post-graduate student, East Ukrainian National University named after Volodymyr Dahl
Abstract: The article is devoted to the foundations of foresight method in management of innovative development of region. "Diamond" of Popper was proposed that lets select a combination of methods to ensure successful implementation of all key factors: creativity, expertise, interaction and evidence. The foresight participants were presented who form the field of foresight. The foundations of foresight were identified. The essence, purpose, participants and importance of regional foresight were disclosed.
Keywords: foresight, method, innovative development, region, information field, management, project.
Методология форсайта включает в себя десятки традиционных и новых методов, при том что происходит их постоянное совершенствование, которое обеспечивает повышение степени предвидения перспектив научно -техничес- кого и социально - экономического развития. Развитие методологии форсайта направлено на более активное использование знаний экспертов, участвующих в проектах.
Крупные проекты, посвященные выбору технологических приоритетов на национальном и региональном уровнях, требуют новых подходов, обеспечивающие получение объективных оценок, основанных на количествен-
ном анализе эмпирических данных - статистических индикаторов, патентной статистики, библиометрической информации и др..
Поэтому Р. Поппер предложил «ромб форсайта» (рис. 1.), в вершинах которого ключевые факторы, обеспечивающие успех работы с экспертами: креативность (creativity), извлечение экспертного знания (expertise), взаимодействие (interaction) и доказательность (evidence) [5]. Размещение методов форсайта внутри ромба соответствует их «притяжению» к тому или иному его углу. Идея ромба - задействовать в любом форсайт - проекте комбинацию методов, которые обеспечивали бы успешную реализацию всех четырех функций, соответствующие его вершинам.
Foresight Diamond
Popper[2006)
CREATIVITY
WILDCARDS SCIENCE FICTION SIMULATION GAMING ESSAY / SCENARIO WRITING '"GENIUS FORECASTING ROLE PLAY / ACTING^ ''BACKCASTING SWOT BRAINSTORMING^ ELEVANCE TREE/LOGIC CHART SCENARIO WORKSHOP 'ROADMAPPiNG DELPHI SURVEY CITIZEN PANEL^ EXPERT PANEL MORPHOLOGICAL ANALYSIS CONFERENCE / WORKSHOP) s KEY/CRITICAL TECHNOLOGIES MULTI-CRITERIA VOTING/POLLING,, ^QUANTITATIVESCENARIO/SMIC STAKEHOLDERS ANALYSIS, vINTERVIEWS CR05S4MPACT/STRUCTURAL ANALYSIS/ vINDICA TORS ! TSA PATENT ANALYSIS/ VBIBUOUETRICS BENCHMARKING/ ^EXTRAPOLATION SCANNING, k LITERATURE REVIEW/ MODELLING j
m
EVIDENCE
Рисунок 1. «Ромб форсайта» Р.Поппера [5]
Как видно на рисунке, существует множество методов прогнозирования, однако в форсайте чаще всего используются лишь 10-15 из них. В форсайте задействованы, с одной стороны, его инициаторы (правительство или центра- льные государственные органы, региональные органы власти, корпорации, кластеры и т.д.), а с другой, - участники.
Совокупность участников, которые либо непосредственно задействованы в реализации форсайта, либо являются участниками процесса и граждане, интересы которых косвенно затрагивают измерения в данной области - поле форсайта (рис. 2.) [2].
Первый круг составляют инициаторы, организаторы и пропагандисты, то есть люди и организации, заинтересованные в реализации форсайта. Второй круг участников формируется из граждан и организаций, которые
понимают, что грядущие изменения их затонут и как производителей, и как потребителей, и как политических деятелей, и как исследователей. Иначе говоря, этот круг действительных участников форсайта. Третий круг объединяет участников, которых преобразования затрагивают косвенно, и они не всегда осознают воз- можность будущих изменений.
Для инициаторов и организаторов форсайта информационное обеспечение носит внутренний характер, то есть информация, которая обеспечивает процесс применения форсайта, используется для выработки вариантов развития будущего. Для двух оставшихся кругов участников форсайта информационное обеспечение носит внешний характер, то есть подаются сигналы о возможных изменениях объекта в будущем, что является основой для гражданских инициатив.
Для обеспечения информации второго и третьего круга, формируется особый журналистский пул, из подготовленных и знающих проблему профессионалов, способных предоставить информацию большим группам граждан. Кроме того, пулу журналистов следует отслеживать и систематизировать критические замечания в адрес организаторов и инициаторов форсайт - проекта, с тем, чтобы точнее донести полученную информацию. Данная информация оформляется в виде декларации для пропагандистов и журналистов.
Формирование метода форсайта проходит три стадии:
1.Предфорсайт - это стадия, когда инициаторы проведения форсайта и пользователи результатами его проведения определились с целями и задачами организации и с источниками финансирования форсайта. Информация черпается из прогнозных исследований, футурологической литературы, интервью с выдающимися учеными, политиками, представителями бизнеса и гражданских институтов. Полученный набор о вызовах и угро-
Рисунок 2. Поле участников форсайта
зах, о рисках их наступления из различных источников информации, определенным образом обрабатывается, формализуется и является внутренней информацией форсайта. В дальнейшем она становится стартовой для работы, оформляется в виде стартовой концепции форсайт -проекта.
2.Собственно форсайт - это стадия, когда задействованы все организационные институты, работают эксперты, ведутся разработки, готовятся промежуточные и итоговые документы в виде обсуждений, проведения семинаров, обобщения проведенных исследований и докладов. Организация проведения форсайта включает ряд этапов:
- выявление видения общества относительно будущего региона;
- маркетинговый анализ региона;
- мониторинг состояния исследований и разработок;
- формирование групп экспертов;
- опрос экспертов, обработка результатов;
- выбор приоритетных направлений развития;
- организация обсуждения слоями населения проекта форсайта;
- утверждение и распространение результатов форсайта [2 , с.416].
Информация черпается из периодических и энциклопедических изданий,
экспертных заключений. Систематизированный перечень вызовов и угроз по теме форсайт -проекта оформляется в виде определенного документа, а дальше презентации итогового доклада и его популяризация среди участников форсайта и заинтересованных слоев общества.
3.Постфорсайт - это стадия, когда проводится мониторинг предвиденных изменений будущего, отслеживается осуществления выбранных сценариев развития, фиксируются действия власти и граждан при переходе от одного сценария к другому, ведутся повторные этапы исследований, идет верификация ожидаемых событий [2].
Разработка инструментария продвижения результатов форсайта, программы продвижения и выбор инструментов коммуникации являются важными составляющими стадии постфорсайта. Форсайт может быть применен к социальным, политическим и культурным проблемам, но он будет отличаться от простого прогнозирования развития тем, что должно быть видение будущих рисков.
Форсайт ориентирован на выбор наиболее предпочтительных альтернатив инновационного развития. Наступление желаемого варианта будущего зависит от действий, предпринимаемых в настоящем, поэтому выбор вариантов сопровождается разработкой мер, обеспечивающих оптимальную траекторию инновационного развития. Большинство форсайт - проектов включают прогнозирование перспектив развития науки и технологий. В условиях нестабильной экономики, постоянных изменений внешней среды, глобализации все большую актуальность приобретает региональный форсайт.
Региональный форсайт - это воплощение пяти необходимых элементов форсайта: предвидения, участия, взаимодействия сети агентов, видения и
активного действия в масштабах ограниченной территории, на которой факторы географической близости становятся определяющими [4].
Цель регионального форсайта - сформировать видение по развитию региона, которое способно обеспечить достойный уровень жизни населения и благоприятные условия для предпринимательства; представить спрос на технологии и показать, какие из них наиболее перспективные. Итогом регионального форсайта должно быть создание карты технологических дорог региона.
Региональный форсайт может быть применен для решения различных проблем регионального развития (научно - технологическое развитие, развитие научно - образовательного комплекса, загрязнение окружающей среды, развитие транспортной системы города, кластерное развитие территории и др.). Особенностью регионального форсайта является тот факт, что регион сам является потребителем результатов.
Субъектами регионального форсайта являются: администрация региона, университеты, предприятия, торгово - промышленные палаты, местные средства массовой информации, промышленные ассоциации и граждане
[3].
Особенности регионального форсайта свидетельствуют о большой сложности этого инструмента, которая будет порождать большие трудности на пути его практического применения в условиях современной Украины. В ряде этих трудностей наибольшую тревогу вызывает проблема, которая обусловленаотсутствием культуры взаимоотношений экспертных сообществ, недостаточным опытом горизонтального взаимодействия в стране с укреплением субординационной идеологией власти как в отношениях между центром и регионами, так и внутри самих регионов.
В пособии ЮНИДО по технологическому форсайту указывается, что региональный форсайт может: определить локальные ресурсы и потенциал, обеспечить платформы, на которых могут базироваться региональные инновационные системы; разъяснить и подтвердить институциональные компетенции и силу связи региона с национальными и европейскими инновационными политиками и сетями [3]. То есть региональный форсайт имеет серьезный потенциал влияния на региональное будущее.
Форсайт - это технология, которая используется там, где усиливается процесс делегирования полномочий государства гражданским институтам, которые способны осуществлять саморегулирование. Форсайт, с одной стороны, наиболее эффективно развивается там, где гражданское общество достаточно структурировано и граждане принимают активное участие в деятельности различных социальных институтов, проявляя гражданскую культуру, с другой стороны, формирование форсайта способствует интенсификации и углублению процессов развития гражданского общества, осознание возможностей саморегулирования.
Список литературы
1.Волкова В.Н., Козлова В.Н. Системный анализ и принятие решений / В. Н. Волкова, В. Н. Козлова. - М.: Высш.шк., 2004.- 616 с.
2.Третьяк В.П. Форсайт в вопросах и ответах/ В.П. Третьяк // РИЭП. - М.: Языки славянской культуры, 2007. - С.72.
3.Шелюбская Н. «Форсайт» - новый механизм определения приоритетов государственной научно-технической политики //Проблемы теории и практика управления / Н. Шелюбская //- 2004. - №2. - С. 60- 65.
4.James P. Gavidan, Fabiana Scapolo. A Practical Guide to Regional Foresight European Communities, 2001 p.- 121 p.
5.Popper R. Methodology: Common Foresight Practices & Tools: Theory and Practice / R. Popper// , 2007.
6.UNIDO Technology foresight manual. Volume 1.- Vienna, 2005 - 246 p.
ОЛИГОПОЛИЯ Косинова Валентина Николаевна, к.э.н, доцент Алиева Амина, студентка Россия, г. Махачкала Дагестанский государственный университет
В статье исследуется частный случай несовершенной конкуренции -олигополии. На рынке товаров и услуг существует несколько производителей, причем любой из них имеет возможность повлиять на прибыли остальных производителей, то есть между фирмами существует зависимость. Цель статьи в изучении влияния этой зависимости на поведение фирм.
Ключевые слова: товар, конкуренция, монополия, производитель, фирма, цена, олигополия.
II II OLIGOPOLY
Kosinova Valentina Nikolaevna, Cand. Econ.Sci., associate professor
Aliyev Aminat, student Russia, Dagestan state University, Makhachkala
The article considers the special case of imperfect competition - oligopoly. On the market of goods and services there are several manufacturers, with any of them has a chance to affect the profits of other manufacturers, that is, there is a relationship between firms. Purpose of the article is to study the influence of this dependence on the behaviour of firms.
Keywords: goods, competition, monopoly, manufacturer, firm, price, oligopoly.
Если вы собрались в торговый центр за новым товаром, скорее всего вы вернетесь домой с покупкой под одной из пяти торговых брендов: Sony, LG, Samsung, Bosch или Philips. Пять компаний производят практически весь товар в странах России. Эти производители совместно определяют цену и кривую спроса. На монополизированном рынке весь объем товара поставляет единственная фирма, способная выбирать любую комбинацию