Научная статья на тему 'ОСНОВЫ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСНОВЫ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1758
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ / ИСПОЛНИТЕЛЬНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вагапова Р.М.

В настоящей статье рассматривается местная администрация, ее становление в Российской Федерации, полномочия и функции. Также подробно описывается глава местной администрации, критерии избрания, полномочия и принципы, прекращение его полномочий и место главы администрации в местной администрации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

пит крах [4, с. 33]. Можно с полной уверенностью указать, что проблемы, с которыми сталкиваются освобожденные от наказания относятся к числу своего рода вечных. Еще в начале века русский ученый-юрист С.В. Позны-шев писал, что «цель приобщения к истиной, трудовой жизни, удержания от повторения преступной деятельности вряд ли может быть достижима, если по выходе из заключения освобожденные будут предоставлены сами себе, не имея поддержки» [5, с. 270].

Список литературы:

1. Шмаров И.В. Предупреждение преступлений среди освобожденных от наказания. - М., 1974. - 136 с.

2. Михлин А.С., Потемкина А.Т. Освобождение от наказания: права, обязанности, трудовое и бытовое устройство: учебное пособие. - Хабаровск, 1989. - 96 с.

3. Ефимов М.А. Рецидив, условия, способствующие его сохранению и меры по предупреждению. - Минск: МВШ МВД СССР, 1995. - 22 с.

4. Тюремная реформа в странах бывшего тоталитаризма. - М.: Общественный центр «Содействие». 1993. - Вып. 1.

5. Познышев С.В. основы пенитенциарной науки. - М., 1923. - 342 с.

ОСНОВЫ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Вагапова Р.М.1

Институт права Башкирского государственного университета, г. Уфа

В настоящей статье рассматривается местная администрация, ее становление в Российской Федерации, полномочия и функции. Также подробно описывается глава местной администрации, критерии избрания, полномочия и принципы, прекращение его полномочий и место главы администрации в местной администрации.

Ключевые слова Российская Федерация, местное самоуправление, муниципальное образование, местная администрация, исполнительно-распорядительный орган, самостоятельность местного самоуправления, взаимодействие государственных органов и местного самоуправления.

Российская Федерация - государство присущей только ему многоконфессиональной структурой и многонациональностью, в которой субъекты федерации не похожи один на другой. Социальная структура каждого из субъектов особенна и неповторима многообразием традиций и обычаев. Россия исторически сформировывалась на основе общности территории,

1 Студент.

социальных отношений, уклада экономической жизни, языка и культуры многонациональных народов [1, с. 69].

В нашей стране, на протяжении всего периода истории, местное самоуправление существовало в той или иной степени. Если мы рассмотрим наиболее древний и известный способ данного управления, им может являться модель местного самоуправления, которая была в Великом Новгороде. Там представительным органом было - народное собрание.

В последующем, история знает не мало реформ преобразования местного самоуправления, например, в Петербурге в 1846 году выходит в свет «Городовое положение», в котором обеспечивалась преобладание почетных граждан и дворянства в городском самоуправлении и усиление административного контроля.

После революции 1917 года система самого местного самоуправления была в основном разрушена. Были прерваны обычаи и традиции. Но хочется сказать, что история показывает, какой обширный опыт имеется в нашей стране, который учитывает национальные и религиозные особенности, ввиду обширной многонациональности страны.

Российская Федерация на сегодняшний день активно занимается поиском форм строительства местного самоуправления, а также способов объединения интересов местных сообществ и государства. В связи с этим наиболее актуальное значение в этот период приобретает вопрос улучшения взаимоотношений местных органов с государственными, понимание практических и теоретических аспектов взаимоотношения местного самоуправления и государства, а также их реализация в законодательной практике [2, с. 239].

Говоря о системе права Российской Федерации необходимо подчеркнуть, что муниципальное право является его составной частью. Однако вопрос о месте муниципального права в системе других отраслей права является спорным, то есть дискуссионным. Этот факт можно объяснить тем, что данная отрасль является относительно новой, и находится в стадии непрерывного совершенствования и дальнейшего формирования [3, с. 103].

Большим упущением ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» являлось то, что он не предусмотрел обязательное формирование исполнительно распорядительного органа в муниципалитете. Данную недоработку исправил уже, следующий, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором не только прописано обязательное формирование исполнительно-распорядительного органа, но и сама его организация. Единственным отступлением от данного правила являются поселения, которые в муниципальных районах являются административными центрами.

В нашей стране исполнительно-распорядительным органом является местная администрация. В соответствии с уставом муниципального образо-

вания, местная администрация наделяется полномочиями для решения вопросов местного значения, а также отдельных государственных вопросов, которые были переданы ей. Местная администрация осуществляет организационно-управленческие и исполнительно-распорядительные функции, которые направлены на строгое и безукоризненное исполнение местных нормативных актов, и в связи с этим наделена собственной компетенцией уставом муниципального образования.

Под компетенцией местной администрации понимается совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей органа местной (муниципальной) власти. Она определяется федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Интересным, на мой взгляд, является тот факт, что местная администрация располагает правами юридического лица.

Представительным органом по предоставлению главы местной администрации утверждается структура местной администрации. Функциональные и территориальные органы входят в структуру местной администрации.

Глава местной администрации находит особое место в местной администрации, так как именно в его ответственности находится управление всей местной администрацией.

На принципе единоначалия местной администрацией руководит ее глава. Данный принцип означает, что он глава имеет право принимать юридически обязательные решения. При этом важной особенностью, является, что эти акты уже будут от имени главы, а не администрации. Единоначалие позволяет ввести индивидуальную ответственность за общую ситуацию в органе и помогает оперативнее решать вопросы, что позволяют улучшить коэффициент полезности труда. Данный принцип не означает отсутствия коллегиальных обсуждений и нахождении ответов на важнейшие вопросы жизнедеятельности на данной территории.

Главой местной администрации может быть глава самого муниципального образования либо лицо, которое назначается в результате конкурса по контракту на должность главы местной администрации. Условия, на которых будет заключен данный контракт, определяется представительным органом. Когда лицо назначается на должность по контракту не исключено, что для него будут установлены дополнительные требования, в соответствии с уставами муниципального образования и законами субъектов РФ.

Данные требования обычно включают:

1. Возрастной (моложе 25 лет) и образовательный (высшее профессиональное образование) цензы.

2. Стаж работы на службе.

3. Деловая репутация (положительная характеристика).

4. Знание федерального и субъектного законодательства и т.д.

Общий порядок проведения конкурса и число членов комиссии определяется представительным органом муниципального образования. Четко должно быть опубликовано полные сведения о дате, месте и времени проведения конкурса, а также условия конкурса и проект контракта, причем не позднее чем за 20 дней до проведения конкурса.

Глава муниципального образования заключает контракт с выбранным главой местной администрации. Причем данный контракт по общему правилу заключается на срок полномочий представительного органа, который принял решение о назначении данного лица, но не может быть менее 2 лет.

В РФ главой местной администрации может являться гражданин РФ либо гражданин другой страны постоянно проживающий на данной территории, с которой у нашей страны заключен международный договор, в соответствии с которым иностранный гражданин может быть избранным.

Также как и другим политическим деятелям, главе местной администрации запрещено заниматься предпринимательской деятельностью и любой другой оплачиваемой деятельностью, но, конечно, в этом списке есть исключения, в виде творческой деятельности, такой как научная или педагогическая и другие.

Глава местной администрации должен соблюдать правила, исполнять обязанности и следовать ограничениям.

Полномочия главы местной администрации создают две группы отношений:

1. Руководство администрацией;

2. Управление муниципальным хозяйством.

В первом случае, он разрабатывает структуру администрации, определяет штаты и представляет в представительный орган на согласование. Назначает своих заместителей и руководителей структурных подразделений, также при необходимости, может отменить их приказы. Представляет в представительный орган ежегодный отчет о работе исполнительно - распорядительного органа.

Во втором случае, глава руководит разработкой местного бюджета. Он также, управляет выработкой проектов программ и планов социального и экономического дальнейшего развития муниципального образования. Глава организуют исполнение бюджета, и управляет счетами. Он вырабатывает целый порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью.

Весь перечень полномочий главы местной администрации весьма широк и в уставах он остается открытым, благодаря чему полномочия могут расширяться.

Основными полномочиями главы местной администрации является следующие:

1. Руководит органами и структурными подразделениями. Назначает руководителей данных подразделений, которые подотчетны ему.

2. Определяет расписание в штате и численность работников местной администрации.

3. Издает распоряжения по вопросам, которые затрагивают местную администрацию и в пределах его компетенции.

4. Определяет структуру местной администрации, с последующим его утверждением у представительного органа.

5. Представляет администрацию в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями.

6. Управляет и распоряжается муниципальным имуществом и средствами муниципального образования. Обладает рядом имущественных прав.

7. Создает муниципальные предприятия.

8. Организует муниципальные заказы.

9. Предоставляет представительному органу на рассмотрение решения, проект бюджета муниципального образования, программы, которые могут реализовать в будущем, в плане социально-экономического развития и отчеты об их исполнении.

10. В соответствии с уставом муниципального образования может назначать публичные слушания по своей инициативе и сход граждан и т.д.

В соответствии с уставом муниципального образования, могут быть предусмотрены и иные полномочия главы местной администрации муниципального образования, такие как:

1. От имени местной администрации заключать договоры в пределах компетенции.

2. Назначать своих постоянных представителей, которые полномочны вести дела в представительном органе муниципального образования.

3. Создавать при местной администрации консультативные, контрольные, коллегиальные и другие органы (комитеты, советы, штабы, комиссии...).

Если данное положение закреплено в уставе муниципального образования, глава местной администрации может делегировать свои полномочия своим заместителям или иным служащим. Безусловно, кроме тех, которые отнесены к исключительной его компетенции.

Также, основными обязанностями главы местной администрации является предоставление отчетов:

1. Об исполнении отдельных государственных полномочий.

2. О том, как используются и расходуются предоставленные материальные средства и субвенции.

3. О принятии правовых актов, касающихся осуществления отдельных государственных полномочий.

Полномочия главы местной администрации могут прекратится в досрочном порядке, в случае:

1. Смерти.

2. Отставки по собственному желанию или отрешение от должности.

3. Расторжение контракта.

4. Решение суда, о признании его: недееспособным или частично дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим.

5. Вступление в отношении него обвинительного приговора суда.

6. Смена постоянного места жительства, за пределами РФ

7. Прекращение гражданства РФ или иностранного государства - участника международного договора.

8. Призыв на военную или альтернативную службу [4].

Контракт с главой может быть расторгнут по соглашению сторон и в судебном порядке на основании заявления:

1. Представительного органа или главы муниципального образования, в связи нарушения контракта, касающихся опросов местного значения.

2. Высшим должностным лицом субъекта РФ, в связи с нарушениями отдельных государственных полномочий.

3. Главы местной администрации, в связи с нарушениями условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти субъекта РФ.

Совершенствование законодательства в данной отрасли предполагает внесение обширных изменений и дополнений в действующее законодательство и иные нормативно-правовые акты, регулирующие частные и публичные правоотношения в сфере местного самоуправления [7, с. 145].

Список литературы:

1. Аминов И.Р. Конституционно-правовое обеспечение самоопределения народов Российской Федерации // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). - 2014. - № 4 (25). - С. 69-71.

2. Аминов И.Р. Взаимодействие государства и местного самоуправления в Российской Федерации // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. - 2016. - № 192. - С. 239-242.

3. Аминов И.Р., Кравченко Р.В. К вопросу о месте муниципального права в системе российского права // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2014. - Т. 4, № 8. - С. 102-105.

4. Федеральный закон от 06 октября 2003 N 131-Ф3 (ред. от 15.02.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2003. - N 40. - Ст. 3822.

5. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009. - 672 с.

6. Авакъян С.А. Муниципальное право: учеб. - М.: Проспект, 2009. -544 с.

7. Аминов И.Р., Руденко С.К. Межмуниципальное сотрудничество, формы и проблемы правового регулирования // Экономика, социология и право. -2014. - № 4. - С. 143-145.

НЕПРАВОМЕРНОЕ ЗАВЛАДЕНИЕ АВТОМОБИЛЕМ

ИЛИ ИНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ БЕЗ ЦЕЛИ ХИЩЕНИЯ (СТ. 166 УК РФ): НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ

© Галимов Р.Р.1

Уфимский юридический институт МВД России, г. Уфа

На фоне нестабильности мировой экономики и повышения цен на автомобили и их комплектующие прогнозируется увеличение количества преступных посягательств на транспортные средства. В статье анализируются нормы уголовного законодательства некоторых зарубежных стран, предусматривающих ответственность за угон и высказывается мнение по использованию их положительного опыта по противодействию рассматриваемому деянию.

Ключевые слова: неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством, наказание, санкция.

Современные состояние и динамика преступности, связанной с неправомерным завладением автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, свидетельствуют о том, что существующие уголовно-правовые меры противодействия угонам малоэффективны.

Одной из неблагоприятных криминологических тенденций последнего времени является устойчивый рост преступлений против собственности, в том числе и неправомерных завладений автомобилями и иными транспортными средствами без цели хищения. Вопросы обеспечения права собственности имеют первостепенное значение для России, особенно на фоне развития рыночной экономики. Совершенствование действующего уголовного законодательства является одной из основных правовых мер профилактики любых преступлений и угонов транспортных средств, в частности. Противоречия и пробелы в законодательных и иных актах создают благоприятную почву виновным для уклонения от ответственности за совершенные деяния, что неотвратимо влечет за собой рост количества указанных преступных посягательств.

1 Старший преподаватель кафедры Уголовного права и криминологии, кандидат юридических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.