DOI 10.47643/1815-1329_2023_1 _67 УДК 342.4
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ, НАРОДОВЛАСТИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ FUNDAMENTALS OF THE CONSTITUTIONAL SYSTEM, DEMOCRACY IN THE RUSSIAN FEDERATION
КРИВОЛАПОВА Людмила Валентиновна,
кандидат юридических наук,
доцент кафедры теории государства и права и конституционного права Оренбургского государственного университета. 460018, Россия, Оренбургская обл., г. Оренбург, пр. Победы, 13. E-mail: [email protected];
САБЛИН Дмитрий Александрович,
к.п.н., доцент кафедры теории государства и права и конституционного права Оренбургского государственного университета. 460018, Россия, Оренбургская обл., г. Оренбург, пр. Победы, 13. E-mail: [email protected];
Krivolapova Lyudmila Valentinovna,
Candidate of Law, Associate Professor
of the Department of Theory of State and Law and Constitutional Law of Orenburg State University. 13 Pobedy Ave., Orenburg, Orenburg Region, 460018, Russia. E-mail: [email protected]
Sablin Dmitry Alexandrovich,
PhD, Associate Professor of the Department of Theory of State and Law and Constitutional Law of Orenburg State University.
13 Pobedy Ave., Orenburg, Orenburg Region, 460018, Russia. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: Статья посвящена комплексному исследованию теоретических подходов к определению конституционного строя РФ и его основ, которые являются относительно новыми для России как в конституционном праве, так и в законодательстве. Отмечается, что в юридической литературе отсутствуют единые общепризнанные понятия и конституционного строя, и его основ. В связи с этим на базе анализа имеющихся в литературе определений сформулированы названные понятия, а также обозначены их элементы. При исследовании соотношений категорий «основы конституционного строя» и «конституционный строй» именно нормы-принципы, закрепленные в гл. 1 Конституции РФ и составляющие основы конституционного строя, позволяют конкретизировать содержание конституционного строя в целом и раскрыть его сущностные характеристики.
Abstract: The article studies theoretical approaches to definition of the constitutional system of the Russian Federation and its foundations, which are relatively new for both Russian constitutional law and Russian legislation. It is noted that in the legal literature there is no single, universally recognized concept of the constitutional system and its foundation, therefore, on the basis of the analysis of their definitions available in the literature, the authors formulate the concepts and their elements. It is the norm and principles enshrined in the Chapter 1 of the Constitution of the Russian Federation as components of the foundations of the constitutional system that allow to describe the content of the constitutional system as a whole and reveal its essential characteristics in the researches of the relationships of the categories of 'constitutional system' and 'foundation of constitutional system'.
Ключевые слова: конституционный строй, основы конституционного строя, общественный строй, основы общественного строя, государственный строй, нормы-принципы.
Keywords: constitutional system, foundations of constitutional system, social order, foundations of social system, political system, norms and
principles.
Для цитирования: Криволапова Л.В., Саблин Д.А. Основы конституционного строя, народовластие в Российской Федерации //Аграрное и земельное право. 2023. № 1(217). С. 67-70. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_1_67.
For citation: Krivolapova L.V., Sablin D.A. Fundamentals of the constitutional system, democracy in the Russian Federation // Agrarian and Land Law. 2023. No. 1(217). pp. 67-70. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_1_67.
Статья поступила в редакцию: 04.11.2022
Понятия «конституционный строй», «конституционное государство», тесно связанные между собой, вытекают из сущности конституции государства и неразрывно связаны с ее реализацией.
Само определение «конституционного строя» многие юристы дают по-разному: Е. Кутафин определяет конституционный строй как форму (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство [1]. В. Н. Додонов в это понятие включает также систему социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами определенного государства[2]. М. В. Баглай определяет конституционный строй как порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией [3].
В связи с чем можно сделать вывод, что главное предназначение конституционного строя заключается в том, чтобы все институты государственной власти строго и обязательно следовали конституционным установкам, подчинялись конституции и праву в
целях соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Само наличие конституции, провозглашение в ней прав и свобод личности, закрепление демократических принципов формирования органов власти и т. д. не являются гарантией конституционного строя, если политический режим и сложившаяся система государственной власти не следует предписаниям конституции.
Значение гл. 1 Конституции РФ исключительно велико. По существу, именно здесь формулируется гуманистическая направленность конституционного строя, содержатся гарантии от этатизма, т.е. установления тотального государственного контроля за общественной жизнью. Глава 1 «Основы конституционного строя» закрепляет основополагающие принципы организации государства, на основе которых и строится вся государственность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Принципиальным является и самостоятельность местного самоуправления. Причем конституционное закрепление принципов организации государства устанавливается в соотношении с личностью на основе обязательного формирования гражданского общества. Основы конституционного строя, в соответствии со ст. 135, не подлежат изменению и пересмотру Федеральным Собранием РФ. В случае возникновения необходимости их изменения это может сделать только Конституционное Собрание, созываемое на основе федерального конституционного закона, и только в том случае, если предложение о пересмотре будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Такое усложнение в отношении пересмотра гл. 1 направлено на стабильность основ конституционного строя.
Глава 1 Конституции РФ нормативно не разделяет основы конституционного строя России на какие-либо виды. Тем не менее, их можно объединить в определенные группы: закрепляющие организацию государства и государственной (публичной) власти, приоритет прав и свобод человека и гражданина, политические и экономические основы государства и общества.
Отношения, регулируемые нормами гл. 1 Конституции РФ, обеспечивают целостность общества, основанного на общих началах экономического и политического устройства. Поэтому их называют базовыми, основополагающими.
Российская Федерация - Россия (провозглашается в ст. 1 Конституции РФ) есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
Демократия в дословном переводе с греческого, как известно, означает народовластие. Демократический характер Российского государства проявляется в том, что согласно ст. 3 Конституции РФ "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ". Конституция закрепляет основные формы реализации народом своего суверенного полновластия. В ч.2 ст. 3 Конституции РФ подчеркивается, что народ осуществляет свою власть в форме представительной демократии через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Формами непосредственного осуществления народовластия являются: референдумы и свободные выборы; опросы общественного мнения; обсуждение проектов законов; формирование органов местного самоуправления.
Представительная форма народовластия выражается в том, что интересы и волю народа представляют и выражают законные избранники народа в законодательные органы власти (Государственную Думу Федерального собрания РФ, в парламенты субъектов Российской Федерации), в представительные органы местного самоуправления. Установленная законом периодичность и обязательность выборов является одной из важнейших гарантий реализации народовластия.
Таким образом, народовластие осуществляется (механизм осуществления народовластия) через государство, политические партии, другие общественные объединения, органы местного самоуправления, институты непосредственной демократии. Захват власти или проявление властных полномочий рассматривается как тягчайшее преступление и преследуется по Закону (ч.4 ст.3 Конституции РФ).
С рассмотренными характеристиками российского государства непосредственно связаны и конституционные принципы функционирования (осуществления) публичной власти: единство и разделение власти, источник власти, формы осуществления власти, признание местного самоуправления в качестве самостоятельного уровня публичной власти и др.
В конституционный строй входят принципы (или как их иначе называют — основные начала), на основании которых строится взаимодействие между государством, обществом и человеком, а также организация государственных органов власти, которые определяют основы правового статуса человека/гражданина.
К основным принципам конституционного строя РФ относятся следующие.
Принцип народовластия. Он подразумевает, что источником власти, а также носителем суверенитета в РФ служит многонациональный народ (согласно статье 3). Это характеризует наше государство как демократическое (согласно статье 1). Власть народом осуществляется как непосредственно (например, посредством свободных выборов или референдумов), так и опосредованно (то есть с участием органов государственной власти).
Принцип народного суверенитета. Он предполагает, что учреждать институты власти, а также передавать полномочия избранникам может исключительно народ, который является источником власти. Согласно пункту 4 статьи 3 никто не имеет права само-
лично присваивать себе власть в РФ — подобное преследуется на законном уровне.
Принцип феодализма. Он означает разделение власти по вертикали между союзным государством и субъектами, относящимися к нему и являющимися равноправными (согласно статье 5). Согласно Конституции, изначально в нашей стране было 89 субъектов, однако в 2009 году произошло их укрупнение, и число сократилось до 83. В настоящее время число субъектов увеличилось, в связи с присоединением территорий, находящихся на Украине. Их взаимодействие с федеральными органами строится на сохранении территориальной целостности (согласно пункту 3 статьи 4), равноправия и самоопределения (согласно пункту 4, статьи 5), единства системы власти государства (статья 11), а также обозначении границ предметов ведения и полномочий органов госвласти Российской Федерации (согласно пункту 3 статьи 2).
Принцип верховенства права. Он подразумевает, что Российская Федерация является правовым государством, то есть, связано правом в организации работы его органов и взаимоотношениях с гражданами. Верховенство права подразумевается верховенством Конституции, которая имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории страны (согласно пункту 2 статьи 4). На основе Конституции субъектами Российской Федерации издаются нормативные правовые акты.
Принцип верховенства прав человека. Он выражается в том, что права и свободы человека считаются наивысшей ценностью. Согласно статье 2 государство образуется для защиты этих прав/свобод. Помимо этого, главной целью государства является забота о человеке, создание для него условий, которые обеспечат ему достойную жизнь и будут способствовать развитию (согласно статье 7). Таким образом РФ характеризуется как социальное государство.
Принцип суверенитета. Согласно пункту 1 статьи 4 этот принцип обозначает верховенство власти государства над всеми прочими видами власти, действующими внутри государства, а также ее единство и независимость от прочих государств. Согласно этому РФ обладает максимальным количеством полномочий, направляемых на осуществление государственных функций, утверждает общий правопорядок, права/обязанности своих граждан и юридических лиц, может навязывать свою волю другим правовым субъектам с применением средств легитимного насилия.
Принцип разделения властей. В статье 10 описывается, что такая организация власти государства осуществляется на базе горизонтального (законодательная, исполнительная, судебная власти) и вертикального (между федеральными органами и субъектами) разделения. Этот принцип - необходимое условие, предохраняющее общество от опасности подчинения абсолютной государственной власти. Также такой принцип выражает не только относительную самостоятельной ветвей власти в границах соответствующей компетенции, но также их взаимное равновесие (что предполагает, что, ни одна из них не сможет сконцентрировать в себе всю полноту власти).
Государственный суверенитет означает способность государственной власти независимо и самостоятельно осуществлять свои функции как внутри страны, так и в области межгосударственных взаимоотношений с другими странами. Суверенитет государства означает верховенство и независимость государственной власти внутри своей территории и по отношению к другим государствам.
Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве, независимости и неделимости. Конституция РФ (ст. 4) закрепила новый подход к суверенитету государства. Положение о государственном суверенитете следует сразу же за статьей, в которой закреплен суверенитет народа, — этим подчеркивается их неразрывная связь и исходное значение суверенитета народа. С позиции современных подходов к проблеме государство может считаться суверенным только при условии, что оно реализует волю народа и что его система управления демократична.
Суверенитет Российской Федерации выражается в сфере исключительных прав (прерогатив), закрепленных за ней Конституцией РФ. К ним отнесены: признание верховенства федерального права над правом субъектов Федерации (единство правового пространства); неприкосновенность границ РФ и ее территориальная целостность; единство экономического пространства, бюджетно-финансовой, банковской и денежной систем; наличие единых Вооруженных Сил; право государства на защиту суверенитета и прав граждан, включающее право на оборону, ведение военных действий, введение чрезвычайного положения; право на защиту национальных интересов и интересов граждан вовне (международная политика и связанная с ней внешнеэкономическая и внешнеполитическая деятельность); признание государственной монополии на управление важнейшими отраслями национальной экономики и др. Государственный суверенитет характеризуют такие свойства, как верховенство государственной власти, ее единство и независимость.
Верховенство государственной власти означает неограниченность государственной власти ничем, кроме Конституции, естественного права и законов. Верховенство государственной власти означает, что на территории государства нет другой, конкурирующей власти и над ней нет и не может стоять никакая иная власть. Таким образом, исключается двоевластие и признается единственная легитимность и высшая юридическая сила законов, издаваемых высшими органами государственной власти. Обобщенно можно сказать, что верховенство власти выражается в универсальности — только решения государственной власти охватывают население и общественные организации данной страны; прерогативе — возможности отмены или признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти; специальных средствах воздействия (идеологического, принудительного характера и др.), которы-
ми не располагает никакая другая общественная сила. Верховенство государственной власти проявляется и в том, что она определяет весь строй правовых отношений, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. В конституционном государстве суверенная власть основана на праве и ограничена правом. Иное дело, что из всех устанавливаемых правом властей суверенная власть является высшей. Верховенство государственной власти делает ее единственной политической властью, исключая тем самым возможность существования наряду с суверенной государственной властью какой-либо иной политической власти. Верховенство государственной власти предполагает неделимость (неотчуждаемость) суверенитета, свойство государственной власти, которого нельзя лишить, разделить и т.д.
Единство государственной власти есть такое свойство государственного суверенитета, которое выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Томас Гоббс1 в трактате «Левиафан» утверждал, что «существует только один способ создать сильное государство — это единство власти». Единство системы государственной власти есть обязательное условие государственной целостности. Юридические признаки единства государственной власти заложены в совокупной компетенции системы органов, составляющих основу высшей государственной власти. Принцип единства государственной власти выражается в единой правовой политике, в особенности в политике законотворчества, государственного регулирования и управления, в наличии механизмов координации государственной деятельности и институтов федерального представительства (для федеративного государства). Единство системы органов государственной власти предполагает также их соподчинен-ность, централизованность (отображающую в то же время федеративную структуру государства).
Независимость государственной власти — это исключительное право органов государственной власти самостоятельно принимать нормативные акты, формулировать в них государственную волю, обеспечивать конституционный правопорядок. Никакие политические и иные силы не могут вмешиваться в исключительное право каждого государственного органа действовать в пределах своей конституционной компетенции. Эта самостоятельность государственной власти обеспечивается отсутствием зависимости (финансовой, политической и др.) государственных органов от кого бы то ни было внутри и вне пределов государства.
Национальный суверенитет — полновластие нации, т.е. возможность нации самостоятельно решать вопросы своей организации, в т. ч. право на самоопределение, вплоть до создания отдельного государства. Нация — этническая общность буржуазного общества, объединенная единством экономической жизни, территории, языка, культуры, национального самосознания.
Народный суверенитет - полновластие народа (большинства жителей страны), т.е. народ является источником государственной власти и реализует свою власть путем прямого (непосредственного) и представительного (опосредованного) правления. Прямая демократия - это прямые выборы и референдум. Представительная демократия - это деятельность избранных представительных органов.
Суверенитет государства - это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного гос-ва по отношению к любым другим властям внутри страны, а так же в сфере международных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права. Государственный суверенитет имеет две стороны: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя сторона выражается в верховенстве, самостоятельности и независимости государственной власти от властей на территории данной страны. Верховенство государственной власти в том, что она распространяется на всех индивидов, организаций на территории данной страны. Верховенство государственной власти делает ее универсальной. Верховенство государственной власти обеспечивается специальным аппаратом власти, с помощью законов. Внешняя сторона государственного суверенитета выражается в самостоятельности государственной власти, независимости от властей за пределами данной страны. Принято считать, что государственный суверенитет един, неделим, неотчуждаем. Следовательно, любое государство можно считать суверенным, однако исторические примеры свидетельствуют, что государства могут и не иметь этого признака. В частности трудно назвать суверенным русское государство в период татаро-монгольского ига.
При известных условиях суверенитет государства совпадает с суверенитетом народа. Суверенитет народа означает верховенство народа, его право самому решать свою судьбу, коренные вопросы государственного и общественного развития, формировать направление политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти.
Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Необходимо, чтобы многонациональное государство обеспечивало реальный суверенитет каждой из наций, входящих в его состав.
Библиогра фия:
1.Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1999. С. 77.
2.Конституционное (государственное) право: Справочник / Под ред. В. И. Лафитского. М., 1995. С. 73.
3.Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 1998. С. 98
References:
1. Kozlova E. I., Kutafin O. E. Constitutional law of Russia: Textbook. 2nd ed., reprint. and additional M., 1999. p. 77.
2.Constitutional (state) law: Guide / Edited by V. I. Lafitskiy. M., 1995. p. 73.
3.Baglay M. V. Constitutional Law of the Russian Federation: Textbook for law schools and faculties. M., 1998. p. 98
1 Гоббс Томас (Hobbes) (1578-1679 гг.) — английский философ, мыслитель. Основные сочинения: «Левиафан», «Основы философии».