УДК 342.4
В. Е. ЧИРКИН,
доктор юридических наук, профессор
Институт государства и права Российской академии наук, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
Цель: изучение основ конституционного строя России как стабилизирующего фактора устойчивого развития страны.
Методы: диалектический метод познания, системный и логический методы, метод анализа и синтеза, метод сравнительного правоведения, аксиологический подход.
Результаты: в статье предлагается понятие основ конституционного строя, которое состоит из пяти компонентов: основы правового положения человека, конституционные основы экономической системы, социальной системы, политической системы и духовной жизни общества. Анализируются достоинства и недостатки конституционного регулирования этих элементов, а также обстоятельства, которые могут наносить ущерб устойчивому развитию.
Научная новизна: в статье рассмотрены основы конституционного строя России как фактора устойчивого развития государства, а также даны научные рекомендации по дополнению и изменению Основного закона страны.
Практическая значимость: положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопроса, касающегося основ конституционного строя, в процессе законодательства.
Ключевые слова: конституционный строй; устойчивость; ценность человека; основы экономической, социальной, политической системы; основы духовной жизни общества; достоинства и недостатки конституционного регулирования.
Введение
В отличие от большинства зарубежных конституций, куда некоторые социально-экономические принципы жизни общества стали в массовом масштабе включаться только после второй мировой войны1, российские конституции, начиная с 1918 г., содержали некоторые положения об основных принципах конституционного строя общества. В конституциях СССР 1936 г. и 1977 г. содержалась уже целостная система таких положений. Главные из этих норм закрепляли систему тоталитарного социализма и противоречили общим ценностям человечества, но сам подход о необходимости конституционного закрепления основ общественного строя (а не только личных и политических прав человека и системы государственный органов, как это было в капиталистических конституциях), был верен.
Для человека не очень существенно: сколько сессий и как проходят заседания парламента, как преодолевается вето президента и т. д., хотя и такие вопросы имеют свое значение. Его интересуют, прежде всего, основы существующего порядка, социально-экономические условия жизни, проблемы жизнеобеспечения и развития
1 Первые отдельные положения социально-экономического характера (кроме нормы о «священной и неприкосновенной» частной собственности) в капиталистических странах содержались в конституциях Мексики 1917 г., Веймарской конституции Германии 1919 г. и Ирландии 1937 г.
как личности в демократических условиях нормального, организованного общественного и государственного строя (кстати, о последнем условии говорят многие российские граждане при проводимых опросах).
В отличие от прошлого в современных условиях отдельные социально-экономические элементы подхода к конституционному регулированию все чаще находят себе дорогу в зарубежных конституциях. В редчайших случаях появляются уже и главы с названиями «Основы общественного устройства» (Конституция Чили 1980 г.), но пока что целостное закрепление основ нового конституционного строя есть только в Конституции Российской Федерации (далее - РФ). Такой подход принят также в конституциях сохранившихся стран тоталитарного социализма (Вьетнама, Китая, КНДР, Кубы, Лаоса), но это иной строй.
В зарубежных учебниках Запада понятие «основы конституционного строя» не используется, а его элементы (компоненты) в комплексе не рассматриваются [1, 2, 3]. В российской учебной литературе анализ основ конституционного строя является непременной составляющей их материала. Однако не существует общепризнанного перечня таких элементов (а также компонентов как групп однородных норм и, соответственно, фактических явлений), образующих систему - «основы конституционного строя». К тому же, нередко называются составляющие разного уровня, являющиеся в одном случае элементами, в дру-
гом - более крупными компонентами [4, 5, 6]. А это осложняет аксиологическое определение значимости тех или иных элементов в составе их компонентов как ценности для устойчивого развития России.
Результаты исследования
Основы конституционного строя закреплены в первой главе Конституции РФ, основные права человека и гражданина - во второй. Эти две главы (а также глава 9 о пересмотре и поправках к Конституции) являются согласно Основному закону, неизменяемыми. При необходимости их может изменить только Конституционное собрание (закон о нем еще не принят). Оно вправе или оставить действующую Конституцию России, или подготовить новый проект конституции, который оно может приять само, а может вынести на референдум. Все эти положения являются важными конституционными гарантиями устойчивости конституционного строя, стабильности его основных принципов.
По вопросу о понятии конституционного строя, его элементов в науке существуют разные мнения. Представляется, что путем анализа и синтеза норм не только первых двух глав, но и других положений Конституции РФ (в других главах тоже есть некоторые нормы, относящиеся к основам конституционного строя), используя логический метод и метод сравнения с прежними российскими конституциями, можно установить, что основы конституционного строя современной России включают пять составляющих: основы правового положения человека, конституционные основы экономической системы, социальной системы, политической системы и духовной жизни общества.
Первое - это, прежде всего, тезис о человеке как высшей ценности (ст. 2). Понятно, что человек - основа всего сущего в общественном и государственном строе. Без него нет производства, общественных объединений, самого общества и государства. Положение о «ценности человеческой личности» есть в конституциях некоторых мусульманских стран (ст. 11 Конституции Бангладеш 1972 г), о «высшей ценности человека» говорится в п. 6 ст. 2 Конституции Исламской Республики Иран 1979 г. Однако роль человека в этих мусульманских странах связана с волей Аллаха, который руководит всеми действиями человека. В российской Конституции человек - творческая личность, хотя его трудовое творческое начало выражено недостаточно (в основном, как лица, свободно избирающего форму общественного труда, включая предпринимательскую деятельность (ст. 8, 37) и свободно занимающегося творческой деятельностью (ст. 44). Роль трудящегося человека-творца может быть выражена в конституции более рельефно.
В менталитете западных стран и в западной социологии длительное время (до 90-х гг. XX в.) господствовала концепция «государства благоденствия» по отношению к человеку. Теперь от нее отказались. Практика показала, что сама идея невыполнима и ведет к иждивенчеству человека, который переносит все свои заботы на государство. Теперь считается (и об этом говорилось при принятии некоторых новых конституций латиноамериканских стран), что государство обязано обеспечить только основные нужды человека (прожиточный минимум, определенный уровень образования и медицинского обслуживания и др.), но человек должен быть сам экономически активен, заботиться о себе и своей семье.
В отличие от зарубежных конституций, где назван только сам принцип социального государства, в ст. 7 Конституции РФ указаны и его задачи по отношению к человеку: «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Однако меры, принимаемые в этом направлении, недостаточны (в наши дни сказываются также проблемы с ценами на экспортируемую нефть и зарубежные санкции). По индексу развития человеческого потенциала Россия в 2014 г. (по данным экспертов ООН) находилась на 57 месте (за Оманом), впереди многие бывшие социалистические страны: Чехия - 28, Польша - 35, Венгрия - 43, Румыния - 54, а также бывшие союзные республики СССР - страны Прибалтики (Латвия, Литва, Эстония). Впереди Куба (44). Для сравнения: США находятся на 5 месте, Китай - на 91 позиции, Канада -8, Великобритания - 14, Франция - 20, Греция - 29, Аргентина - 49, Египет - 110, Белоруссия - 53 [7].
В России прожиточный минимум невысок. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1321 от 5 декабря 2014 г., величина прожиточного минимума в целом по России за III квартал 2014 г. на душу населения составляет 8 086 рублей в месяц2. Минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ), согласно одноименному Федеральному закону от 1 декабря 2014 г. № 408-ФЗ, составляет - 5 965 рублей.3 До катастрофического падения рубля в конце 2014 г. - начале 2015 г. российский МРОТ составлял
2 Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2014 г: Постановление Правительства РФ № 1321 от 5 декабря 2014 г. // Собрание законодательства РФ. 2014. № 50. Ст. 7107.
3 О минимальном размере оплаты труда: Федеральный закон № 82-ФЗ от 19 июня 2000 г. (с изменениями от 1 декабря 2014 г) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 26. Ст. 2729. (2014. № 49 (ч. 6). Ст. 6917).
87,26 евро в месяц (по другим данным - 79 евро). Конечно, России неизмеримо далеко до МРОТ в Австралии (2 450 евро в месяц - разница почти в 300 раз), до Франции (1 445,28 евро), но не близко даже до Польши (405 евро) или Румынии (205,34 евро), у которых нет нефтяных или газовых богатств [8]. Материальное положение российского человека влияет на устойчивость развития страны.
Вторая составляющая - основы экономического строя общества. К числу элементов экономической системы, регулируемых в конституционном порядке, относятся:
1. Многообразие и равноправие форм собственности, включая частную (ч. 2 ст. 8). В Конституции РФ названы следующие формы собственности в России: частная, государственная, муниципальная, сказано о возможности иных форм (ч. 2 ст. 8). В России существует собственность общественных объединений, религиозных организаций, кооперативная и личная собственность, не названые в Конституции РФ. Приравнивание некоторых этих видов к частной собственности, на наш взгляд, неверно. Конституция РФ предусматривает равную защиту всех форм собственности, что отрицалось в условиях советского строя.
2. Свобода экономической, в том числе предпринимательской, и иной деятельности, не запрещенной законом (ст. 8, 24). Предприниматель теперь не рассматривается как эксплуататор. Его труд полезен и необходим для общества. Предпринимательская деятельность возможна после получения лицензии, регистрации, покупки патента и т. д.
3. Единство экономического пространства при свободном перемещении товаров услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 8). Законодательство запрещает установление таможенных и иных барьеров между субъектами РФ.
4. Свобода и поддержка конкуренции в экономике (ст. 8). Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34). Вместе с тем общественная необходимость вызывает к жизни так называемые естественные монополии (например, трубопроводный транспорт, связь, в ОАО «Российские железные дороги» 100 % акций принадлежат государству), но по закону естественные монополии обязаны допускать на рынок других предпринимателей на определенных условиях.
5. Свобода выбора человеком форм своего общественного труда (ст. 37)4. Вне трудовой деятельности
4 Разумеется, свободно выбирается и личный труд, на-
невозможно создание богатств общества. Конституция РФ запрещает принудительный труд (при советском строе данное положение одно время применялось для лиц, признаваемых «тунеядцами»). Конституция РФ признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, право на забастовку (ч. 4 ст. 37). При советской власти забастовка законодательством не была запрещена, но и не была разрешена. Памятны события в 1962 г. в Новочеркасске, когда против бастующих было применено оружие.
Целостное регулирование основ экономической системы обеспечивает ее устойчивость юридическими средствами. Вместе с тем в Конституцию РФ не вошли из советского опыта некоторые положения, которые теперь используются в конституциях зарубежных капиталистических стран. Например, о планировании и прогнозировании социально-экономического развития (конституции Бразилии, Испании, Португалии), об объектах исключительной государственной собственности (конституции Болгарии, и Испании), о роли труда в обществе (Конституция Италии).
Третья составляющая — основы социальной системы. В Конституции РФ есть развернутые формулировки о социальном государстве (об этом сказано выше), в преамбуле содержится важное положение о гражданском мире и согласии, что было достигнуто в определенной мере после применения вооруженных форм борьбы и принятия Конституции РФ в 1993 г. Однако в Конституции РФ отсутствует положение о социальной ориентации экономики (Конституция Польши 1997 г.) о целях достижения социальной справедливости, что идет от марксизма, но такая формулировка теперь широко используется в конституциях зарубежных стран (конституции Индии 1949 г., Португалии 1976 г., Бразилии 1988 г., Сальвадора 1983 г., Египта 2014 г. и др.). Развернутые положения об «экономической, социальной и политической справедливости» содержатся в конституциях некоторых названных стран. Отсутствуют в Конституции РФ положения о социальном партнерстве (правда, об этом есть указание в ст. 27 Трудового кодекса РФ5), о принципе распределения общественного продукта, об отношениях социальных слоев в обществе.
пример, на дачном участке, но он не относится к элементам экономического строя.
5 Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 г. (с изменениями от 31 декабря 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3 (2015. № 1 (ч. 1). Ст. 42).
Понятно, что в условиях 1993 г. содержание многих таких положений было неясно, но теперь их отсутствие в основном законе ослабляет устойчивость социальной системы. Ее ослабляет и огромное социальное неравенство. В России самый высокий уровень неравенства в доходах - 10 % населения имеют 84,8 % богатства общества. Разрыв между богатыми и бедными огромен. Для статистики обычно берется сравнение доходов 10 % тех и других, по официальной статистике последних лет разрыв между ними в России составляет 14-18 раз (по неофициальной статистике исследователей-экономистов - гораздо больше), а в западной Европе - 6-8 раз.
Четвертый элемент — основы политической системы. Конституция РФ содержит основные положения, призванные обеспечить устойчивость этой системы. В ней закрепляется суверенитет, власть народа (ст. 3), государственный суверенитет (преамбула, ст. 4), принцип демократического государства (ст. 1), сказано о главных решающих формах непосредственной демократии (свободные выборы и референдум -ст. 3), о многопартийности, об общественных объединениях, о политическом и идеологическом многообразии (ст. 13, 14). В достаточной мере регулируются государственно-территориальное устройство. Правда, в Конституции РФ не сказано о девяти федеральных округах, которые создавались указами Президента РФ и об административно-территориальных единицах с особым статусом (АТЕОС), созданных на месте некоторых прежних автономных округов в отдельных субъектах РФ при их объединении. Ничто не мешает включить для определенности такие положения в гл. 3 Конституции РФ. В необходимой мере и вместе с тем без излишеств, присущих многим зарубежным конституциям (особенно англосаксонской и латиноамериканской правовых семей) урегулированы система и отношения органов государства, местное самоуправление.
Такие принципы и нормы обеспечивают устойчивое функционирование политической системы на основе принципа политической конкуренции. Однако такой принцип не записан в Конституции РФ (он есть, например, в Конституции Чехии 1992 г.), в нормах об общественных объединениях доминируют запретительные положения, их роль, как роль партий в обществе, не определены (о последнем говорится теперь во многих зарубежных конституциях), отсутствует положение о политической оппозиции, ее месте и правах (это есть, например, в Конституции Бразилии 1988 г. и целая глава в Конституции Колумбии 1992 г.). Выше сказано о краткости (при до-
статочной ясности) положений Конституции РФ по вопросам системы органов государства, но некоторые положения о принципах их отношений можно было бы развернуть.
Последний элемент — конституционные основы духовной жизни общества. В Конституции РФ закреплены важные принципы светского государства, идеологического многообразия (в СССР была обязательной идеология марксизма-ленинизма), запрет устанавливать какую-либо идеологию как обязательную, свобода религии, запрет устанавливать государственную религию, равноправие религиозных конфессий (ст. 14), свобода, научного, художественного и иных видов творчества (ст. 44). Такие положения Конституции РФ идут гораздо дальше норм зарубежных конституций. Они обеспечивают духовную стабильность в обществе. Однако было бы не лишним использовать, возможно, в иной редакции, советский лозунг о дружбе народов и положения о суровом наказании проявлений национальной вражды, пропаганды национального неравенства.
Выводы
Таким образом, закрепляя основы конституционного строя, Конституция России создает юридические гарантии для устойчивого развития страны. Вместе с тем накоплен новый опыт. Он свидетельствует о целесообразности некоторых дополнений в Основной закон страны, призванных юридическими средствами обеспечивать устойчивость развития общества.
Список литературы
1. Bradley A.W., Ewing K.D. Constitutional and Administrative Law. 15th ed. London, Longman, 2011. 804 p.
2. Gicquel J., Gicquel J.-E. Droit constitutionnel et institutions politiques. 25e éd. Paris, 2011. 792 p.
3. Katz A. Staatsrecht. Grundkurs im öffentlichen Recht. München, 2010.
4. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: в 2-х т. М.: Норма, 2010.
5. Конституционное право Российской Федерации: учебник / под общ. ред. Н.В. Витрука. М.: Норма, 2010. 656 с.
6. Нарутто С.В., Таева Н.Е., Шугрина Е.С. Конституционное право России: учебник. М.: РИОР, 2013. 432 с.
7. URL: http://simple.wikipedia.org/wiki/List_of_countries_ by_Human_Development_Index 2014 (дата обращения: 03.03.2015)
8. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_минималь-ного_размера_оплаты_труда_по_странам (дата обращения: 03.03.2015)
В редакцию материал поступил 15.02.15 © Чиркин В. Е., 2015
Информация об авторе
Чиркин Вениамин Евгеньевич, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный юрист Российской Федерации, главный научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук; главный научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
Адрес: 117218, Москва, ул. Б. Черемушкинская, 34, тел.: (495) 719-70-00
E-mail: [email protected]
Как цитировать статью: Чиркин В.Е. Основы конституционного строя как фактор устойчивого развития России // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 1 (33). С. 114-118.
_У
V. E. CHIRKIN,
Doctor of Law, Professor
Institute for State and Law of the Russian Academy of Sciences, Institute for Legislation and Comparative Legal Studies at the Government
of the Russian Federation, Moscow, Russia
FOUNDATIONS OF CONSTITUTIONAL SYSTEM AS A FACTOR OF RUSSIA'S SUSTAINABLE DEVELOPMENT
Objective: to research the foundations of the Russian constitutional system as a stabilizing factor for the country's sustainable development.
Methods: the dialectical method of cognition, systematic and logical methods, method of analysis and synthesis, method of comparative law studies.
Results: the article proposes the concept of the constitutional system foundations, which consists of five elements: foundations of the legal status of a person, constitutional foundations of the economic system, social system, political system and cultural life of society. The advantages and disadvantages of the constitutional regulation of these elements are analyzed, as well as circumstances that may be detrimental to the sustainable development.
Scientific novelty: for the first time the article covers the foundations of the Russian constitutional system as a factor of sustainable development of the state, and provides scientific recommendations to amend and alter the country's Constitution.
Practical value: the provisions and conclusions of the article can be used in scientific and pedagogical activity when considering the issues of foundations of the constitutional system.
Key words: constitutional system; sustainability; value of a personality; foundations of economic, social, and political systems; fundamentals of the spiritual life of society; advantages and disadvantages of constitutional regulation.
References
1. Bradley, A.W., Ewing, K.D. Constitutional and Administrative Law. 15th ed. London, Longman, 2011, 804 p.
2. Gicquel, J., Gicquel, J.-E. Droit constitutionnel et institutionspolitiques. 25e ed. Paris, 2011, 792 p.
3. Katz, A. Staatsrecht. Grundkurs im öffentlichen Recht. München, 2010.
4. Avak'yan S.A. KonstitutsionnoepravoRossii. Uchebnyikurs: v2-kh t (Конституционное право России. Учебный курс: в 2-х т.). Moscow: Norma, 2010.
5. Vitruk, N.V. Konstitutsionnoe pravo Rossiiskoi Federatsii: uchebnik (Конституционное право Российской Федерации: учебник). Moscow: Norma, 2010, 656 p.
6. Narutto, S.V., Taeva, N.E., Shugrina, E.S. Konstitutsionnoe pravo Rossii: uchebnik (Конституционное право России: учебник). Moscow: RIOR, 2013, 432 p.
7. http://simple.wikipedia.org/wiki/List_of_countries_by_Human_Development_Index 2014 (accessed: 03.03.2015)
8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Spisok_minimarnogo_razmera_oplaty_truda_po_stranam (accessed: 03.03.2015)
Received 15.02.15
Information about the author
Chirkin Veniamin Evgenyevich, Doctor of Law, Professor, Honored Researcher of the Russian Federation, Honored Lawyer of the Russian Federation, Chief Researcher of the Institute for State and Law of the Russian Academy of Sciences; Chief Researcher of the Institute for Legislation and Comparative Legal Studies at the Government of the Russian Federation.
Address: 34 B.Cheremushkinskaya Str., 117218, Moscow, tel.: (495) 719-70-00
E-mail: [email protected]
How to cite the article: Chirkin V.E. Foundations of constitutional system as a factor of Russia's sustainable development. Aktual'niye problemy ekonomiki iprava, 2015, no. 1 (33), pp. 114-118.
© Chirkin V.E., 2015