Применение преднапылительной очистки ионами плазмы тлеющего разряда востребовано, как основного этапа процесса нанесения защитных, антикоррозионных покрытий и иного функционального назначения, в машино- автомобилестроении и других производственных и технических областях экономики.
Интенсивно развиваются технологии, обеспечивающие повышение эксплуатационных свойств и срок службы деталей. Наряду с вакуумными, ионно-плазменными методами нанесения защитных, упрочняющих покрытий на рабочую поверхность изделия, интенсивно развиваются термодиффузионные методы и прежде всего цинкование позволяющие наносить покрытия высокого качества на изделия различной геометрии. В достижении высоких параметров наносимого покрытия существенная роль принадлежит чистоте обрабатываемой поверхности. Что обуславливает необходимость прелнапылительной подготовки обрабатываемой поверхности, её очистке от различного рода загрязнений, обеспечивающей повышение адгезии наносимого покрытия. Большими возможностями обладает метод очистки поверхности ионами из плазмы вакуумных электрических разрядов и прежде всего тлеющего разряда, позволяющий существенно повысить адгезионные свойства обрабатываемой поверхности, не только в результате удаления с неё загрязнений, но и активации обрабатываемой поверхности.
Список литературы
1. В.А. Лисовский, С.Д. Яковин Характеристики катодного слоя тлеющего разряда низкого давления в аргоне и азоте Письма в ЖТФ 2000, том 26, вып.19 сс.88-94
2. Гусев Г.А. Тлеющий разряд в технологии ЭВП. // ЦНИИ Электроника Москва 1980, сс..21-23
3. Л.М. Петров [идр.] Очистка активация поверхности изделий из конструкционных металлических материалов в процессе вакуумной ионно- плазменной обработки. // Технология легких- 2009 -с 111-117.
4. Palacios E.G., G. Juârez-Lôpez, and A.J. Monhemius. "Infrared spectroscopy of metal carboxylates: II. Analysis of Fe (III), Ni and Zn carboxylate solutions." Hydrometallurgy 72.1-2 (2004): 139-148.
5. Hannisdal, Andréas, Pàl V. Hemmingsen, and Johan Sjoblom. "Group-type analysis of heavy crude oils using vibrational spectroscopy in combination with multivariate analysis." Industrial & engineering chemistry research 44.5 (2005): 1349-1357.
ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ Берденова Г.Ж.1, Флорина Т.А.2
1Берденова Гульнар Жалгасовна - магистр математики, старший преподаватель; 2Флорина Татьяна Андреевна - студент, кафедра математики и физики, Костанайский региональный университет имени Ахмет Байтурсынулы, г. Костанай, Республика Казахстан
Аннотация: в статье рассматривается применение инновационных методов в обучении математике, подчеркивая их роль в повышении эффективности образовательного процесса. Статья предлагает анализ применения технологий, игровых подходов и интерактивных методов для стимулирования интереса к предмету и улучшения усвоения математических концепций у студентов. Цель статьи заключается в исследовании, анализе и выявлении эффективности
применения инновационных методов в обучении математике с целью повышения интереса, мотивации и академических результатов студентов. Фокус направлен на выявление практических подходов, технологий и стратегий, способствующих оптимизации образовательного процесса в области математики. Статья является актуальной, поскольку современная образовательная среда сталкивается с необходимостью адаптации к постоянно меняющемуся цифровому миру. Внедрение инновационных методов в обучение математике актуально для привлечения внимания обучающихся, поддержания их мотивации и развития необходимых навыков в эпоху стремительного технологического развития. Статья важна для преподавателей, исследователей и образовательных практиков, стремящихся оптимизировать процесс обучения математике с использованием инновационных подходов.
Ключевые слова: студенты, инновации, математика, образование, эффективные способы, методы, мотивация.
УДК 51
В нынешнее время образование сталкивается с постоянными вызовами, и внедрение инновационных методов в обучение становится ключевым фактором, формирующим качественное образовательное пространство. Одной из областей, которая особенно требует новаторских подходов, является математика - предмет, который, несмотря на свою важность, часто ассоциируется с трудностью и недостаточным интересом со стороны обучающихся. Однако, с течением времени и появлением новых технологий, вопрос о внедрении инновационных методов в обучение математике становится все более актуальным. На сегодняшний день студенты растут в мире, где информация доступна одним щелчком мыши. Они обладают способностью быстро находить и обрабатывать информацию, и образовательная система должна учитывать эти изменения. Внедрение инновационных методов в обучении математике позволяет создать интерактивную и полезную для студентов среду, которая сочетает в себе академическую дисциплину с современными технологиями. Одна из основных трудностей, с которыми сталкиваются обучающиеся, это недостаток мотивации и интереса к предмету. Внедрение игровых элементов, таких как задачи соревновательного характера или рейтинги достижений, может существенно повысить мотивацию студентов и улучшить их вовлеченность в процесс обучения. Также стоит отметить значимость использования новых методик преподавания, которые основываются на активном взаимодействии студентов. Например, групповые проекты, дискуссии, презентации и другие активности, которые стимулируют участие и коллективное мышление студентов. Интерактивность и социальный аспект таких методов способствуют развитию ключевых навыков, таких как коммуникация, сотрудничество и решение проблем.
Внедрение инновационных методов в обучение математике является необходимостью в современном образовании. Таким образом, исходя из статистики в 2023 году в ВУЗах уже активно внедрены инновационные образовательные программы, используются новые формы обучения и образовательные технологии, пересматриваются и актуализируются учебные планы, чтобы адаптировать их к новым требованиям работодателей [1, с. 2]. В Реестр образовательных программ высшего и послевузовского образования уже включено 255 инновационных образовательных программ (рис.1).
□ бакалавриат-153 ОП
■ магистратур а- 90 ОП
□ докторантура-12 ОП
Рис. 1. Инновационные образовательные программы по уровням.
Перейдем далее непосредственно к пониманию определения инновационных методов в обучении математике. «Инновация (от англ. innovation - нововведение, новация) - нововведение в педагогической системе, направленное на совершенствование и улучшение учебно-воспитательного процесса» [2, с. 48]. Когда мы говорим о математике, многие из нас представляют себе скучные учебники, бесконечные формулы и непонятные задачи. Но современная система образования стремится изменить эту стереотипную картину и внедряет инновационные методы в обучении математике. Использование инновационных методов помогает студентам лучше усваивать материал, более глубоко понимать основные концепции и применять их в решении реальных проблем.
Костанайский региональный университет имени Ахмет Байщтсын^лы не стал исключением и также внедряет инновационные методы в процесс обучения студентов. К примеру, в минувшем году в нашем университете состоялась Международная научно-методическая конференция «ИННОВА 2023», в которой приняли участие профессорско-преподавательский состав, административно-управленческий персонал, магистрантов научно-педагогического направления и докторанты. Целью данного проекта является обсуждение актуальных вопросов высшего и послевузовского образования, применения инновационных образовательных технологий и результатов внедрения научных исследований в учебный процесс. По результатам конференции был выпущен сборник, содержащий работы участников в секции: инновационные технологии, методы и тренды в обучении.
Один из инновационных методов в обучении математике - это применение интерактивных технологий. С помощью компьютерных программ и игр студенты получают возможность более наглядно визуализировать математические концепции и законы, а также практиковать их в интерактивной среде. Это значительно повышает мотивацию и интерес обучающихся, а также помогает снять страх перед математикой. Ярким примером использования данного подхода в Костанайском региональном университете на специальности «математика и статистика» является применение интерактивных лекций, которые размещены на сайте md.ksu.edu. Интерактивная лекция представляет собой формат обучения, включающий в себя активное взаимодействие преподавателя и обучающихся. В рамках такой лекции используются различные интерактивные методы, такие как обсуждения, опросы, визуальные материалы и практические задания. Этот подход способствует более глубокому усвоению материала и повышению вовлеченности аудитории, стимулируя интерес и активное участие в образовательном процессе.
Еще одним важным инновационным методом является активное использование проектной деятельности. Суть этого метода заключается в том, чтобы студенты решали реальные математические задачи и создавали проекты, основанные на
математических принципах. Например, моделировать графики и диаграммы, проводить исследования, создавать математическую модель для решения сложной задачи или рассчитывать бюджет семьи. Рассмотрим применение данного метода с целью расчета семейного бюджета. Для создания диаграммы расчета бюджета семьи, вы можете использовать круговую диаграмму, где каждая часть круга представляет разные категории расходов, такие как жилье, продукты, транспорт и так далее. Затем распределите бюджетные ограничения для каждой категории и отобразите соответствующие значения в виде столбцов. Это поможет визуально представить, как распределены финансовые ресурсы в семье (рис. 2, рис. 3).
В Зарплата муща
□ Зарплата жены
□ Дивиденды
□ Разное
□ Кредит
□ Продукты
□ Авто, бензин
□ Развлечение
□ Одежда
Рис. 2 Расходы. Рис. 3 Доходы.
Такой подход развивает творческое мышление, способность к самостоятельному исследованию, а также помогает увидеть практическую применимость математики в реальной жизни.
Кроме того, необходимо упомянуть о методе дифференцированного обучения. Этот метод предлагает индивидуальный подход к каждому студенту, учитывая его способности, интересы и уровень подготовки [3, с. 7]. При использовании этого метода, материал разбивается на уровни сложности, предлагаются дополнительные задания для продвинутых студентов, а также дополнительные объяснения и упражнения для тех, кому необходима дополнительная поддержка. Такой подход позволяет каждому студенту развиваться в своем темпе и достигать успехов в обучении математике.
Помимо всего вышеперечисленного, использование инновационных методов в обучении математике может включать в себя:
1. Геймификация. «Геймификация - это технология адаптации игровых методов к неигровым процессам и событиям для большей вовлеченности сотрудников/участников в процесс» [4, с. 11], то есть внедрение игровых элементов в учебный процесс, чтобы сделать математику более привлекательной и мотивирующей для студентов.
2. Виртуальная реальность (VR) и дополненная реальность (AR): использование и АЯ для создания трехмерных визуализаций и интерактивных примеров,
улучшая понимание математических концепций.
3. Коллаборативное обучение: Способы совместной работы студентов, в том числе через онлайн-платформы, чтобы развивать навыки командной работы и обмена идеями.
Интеграция этих методов может способствовать более эффективному обучению математике, делая его интересным и доступным для различных студентов.
В итоге, инновационные методы в обучении математике открывают новые возможности для студентов. Они делают обучающий процесс более интересным, практическим и эффективным. Учиться математике больше не означает скучать и
запоминать формулы, а становится увлекательным путешествием в мир логики, творчества и решения сложных задач.
В последние годы математика стала одним из ключевых предметов в нашем образовании. Поскольку в современном веке она необходима в повседневной жизни и стала востребованной во множествах профессий. Осознание важности математического образования привело к развитию новых и инновационных методов, которые помогают студентам лучше понять и применить математические концепции, что гораздо облегчает обучение.
На нашем опыте мы вывели несколько вариантов эффективного обучения математике. Одно из них это введение компьютерных программ и приложений в учебный процесс. С помощью специально разработанных программ, преподаватель может создавать для студентов интерактивные задания и упражнения, которые в свою очередь помогают студентам лучше усвоить материал. Такие программы обладают не только возможностью автоматической проверки заданий, но и предоставляют объяснения и подсказки, позволяющие разобраться в сложных вопросах. Это дает возможность преодолеть традиционные преграды в обучении математике и создает более эффективную и интерактивную образовательную среду. Другим примером использования инновационных методов является внедрение проектного обучения. При таком подходе студенты активно участвуют в процессе изучения математики, создавая свои собственные проекты и решая реальные проблемы с помощью математических инструментов. Можно разрабатывать проекты, в которых применяют математические знания и навыки в реальной жизни. Например, создавать бизнес-планы, моделировать финансовые или использовать программы типа «GeoGebra» или «МАТЬАБ» для изучения различных математических концепций и решения задач.
Нельзя не отметить также значение адаптивных образовательных технологий в обучении математике. Оно включает в себя программы и приложения, которые адаптируются к индивидуальным потребностям и уровню знаний. Учебные материалы и задания автоматически корректируются и предлагаются наиболее подходящие уровню студента, что позволяет каждому обучающемуся эффективно учиться в своем темпе.
В заключение, рассмотрение применения инновационных методов в обучении математике подчеркивает их значимость для современной образовательной среды. Интеграция технологий, игровых элементов и интерактивных подходов оказывает положительное влияние на мотивацию, понимание и успеваемость обучающихся. Наша статья выявила не только потенциал инновационных методов, но и подчеркнула необходимость дальнейших исследований и адаптации этих подходов в контексте разнообразных образовательных сценариев. Внедрение инноваций в обучение математике является ключевым аспектом развития образования, способствующим формированию обучающихся, способных успешно справляться с требованиями современного мира.
Список литературы
1. Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан, Национальный центр развития высшего образования Аналитическая справка по разработке инновационных образовательных программ с учетом региональных потребностей, 2023 С. 18.
2. Тютькова И.А. Педагогический тезаурус. Москва: Институт непрерывного образования, 2016. 160 с.
3. Неврюева Н. С. Применение инновационных технологий на уроках математики и во внеурочное время. Воронеж: Центр развития педагогики, 2020. 19 с.
4. Гордовский Д. Словарь маркетинговых терминов. Москва: Глоссарий СаШоиЛ, 2019. 27 с.