Основы инвестиционной привлекательности компании на примере телекоммуникационной отрасли России
Ь Л московский
■р ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
DOI 10.24411/2413-046Х-2019-14033 Панферова Анастасия Сергеевна,
студентка 2-го курса магистратуры, Финансового Университета при правительстве Российской Федерации
Аннотация. Инвестиционная привлекательность является базовым понятием, которое характеризует возможность инвестированного капитала приносить доход в долгосрочной перспективе. Целью данной статьи является выявление особенностей применение различных методов оценки инвестиционной привлекательности компании на примере телекоммуникационной отрасли России. Для этого производится сравнение четырех крупнейших компаний по показателям первого и второго уровней согласно методологии оценки инвестиционной привлекательности.
Summary. Investment attractiveness is a basic concept that characterizes the ability of invested capital to generate income in the long run. The purpose of this article is to identify the features of the application of various methods for assessing the investment attractiveness of a company on the example of the telecommunications industry in Russia. To do this, compare the four largest companies in terms of the first and second levels according to the methodology for assessing investment attractiveness.
Ключевые слова: оценка инвестиционной привлекательности, телекоммуникационная отрасль.
Инвестиционная привлекательность является одним из центральных понятий в современной экономической системе. Существуют различные подходы к определению данного понятия. Так, В.А. Сеничкина определяет инвестиционную привлекательность как «систему количественных и качественных факторов, определяющих платежеспособный спрос предприятия на инвестиции»[1]. Из этого определения можно сделать вывод, что важное значение имеют некие факторы, лежащие в основе инвестиционной привлекательности. Другой подход использует Тхыонг Н. Т., определяя инвестиционную
привлекательность как оценку окупаемости будущего проекта с точки зрения генерации прибыли[2]. В данном случае важным моментом является способности окупить вложенные средства. Наиболее полным представляется следующее определение, согласно которому инвестиционная привлекательность выступает как «объективная в пространстве и по времени многомерную (многофакторную) величина, динамика изменения которой характеризует способность инвестированного капитала генерировать потоки доходов в долгосрочной перспективе при приемлемом уровне доходности и риска[3]».
Особенность инвестиционной привлекательности в качестве экономической величины обуславливается ее содержанием, а также способностью отражать количественные аспекты отношений субъектов системы инвестиционной деятельности. Специфика этой экономической категории - разнородность индикаторов и показателей. Определяет их инвестиционную привлекательность, что, в свою очередь, накладывает некие ограничения на возможность сравнить ее проанализировать по различным объектам. Сказанное выше, определяет инвестиционную привлекательность организации в качестве многомерной, многофакторной экономической величины, которая отражается показателями-индикаторами, несводимых друг к другу.
Инструменты и процессы оценки инвестиционной привлекательности будут применены на примере компаний телекоммуникационной отрасли России.
Чтобы проанализировать деятельность организаций и определить их инвестиционную привлекательность осуществим расчет показателей инвестиционной привлекательности первого и второго уровней компаний телекоммуникационной отрасли. Показатели первого уровня рассчитываются на рыночной базе и показывают, произошло ли приращение стоимости за анализируемый период или нет. В число данных показателей можно отнести такие показатели, как общая акционерная рентабельность (TSR, total shareholder return); рыночная добавленная стоимость (MVA, market value added).
В свою очередь, показатели второго уровня рассчитываются на базе балансовой стоимости и/или денежных потоков и также показывают, произошло ли приращение стоимости за анализируемый период или нет. В их число относятся: остаточная прибыль (RI, residual income); экономическая добавленная стоимость (EVA, economic value added); добавленная акционерная стоимость (SVA, shareholder value added); денежная добавленная стоимость (CVA, cash value added).
Данные расчеты произведем на основе данных бухгалтерского баланса следующих компаний телекоммуникационной отрасли России: «МТС», «Мегафон», «ВымпелКом», «Ростелеком» в 2017 г. Данные показатели отражены в таблице (таблица 1).
Таблица 1. Показатели финансовой отчетности компаний телекоммуникационной отрасли в 2016-2017 г., млрд. руб-
ЫТ С Метаф он Бымп ел Ро стелек ом
201 7
Собственный капитал 124, 21 165,31 157,26 249,36
Дивиденды 43,2 0 1 S,50 33,50 12,20
Чистая прибыль 12 7, 25 20,52 13,Е0 14,05
Чистые активы 124, 14 1 65,31 1 5 7,26 249,36
Стоимость капитала 34,Е °Уа 11,2% 21,3°о 4,9°'о
2016
Собственный капитал 35,0 3 124,12 235,15 24S,63
Дивиденды 16,4 0 45 ,1 9 1 S,50 13,30
Чистая прибыль 50,6 б 25,59 12,73 12,25
Чистые активы 35,0 4 124,10 235 Д 5 24S,63
Стоимость капитала 46,S 36,4% 7,9° о 5,3°'о
На основе вышеприведенных показателей бухгалтерского баланса компаний «МТС», «Мегафон», «ВымпелКом», «Ростелеком» произведем расчет показателей инвестиционной привлекательности первого уровня. Результаты расчетов представлены в таблице (таблица 2). Необходимо обратить внимание на то, что для расчета показателя общей акционерной рентабельности (TSR) в публикуемой отчетности компании недостаточно данных.
Таблица 2. Расчет показателей первого уровня: MVA,
МТС Мегафо н Вымпе л Ростелеко м
2017 463=42 121,13 29634 -<5&,9<5
2016 472,26 190,40 17S,S5 -19ДЗ
Как показывает таблица, наибольшее значение показателя рыночной добавленной стоимости наблюдается у компании «МТС», что говорит о том, что компания смогла создать существенную рыночную ценность для своих акционеров. В свою очередь, у компании «Ростелеком» данный показатель отрицательный, что иллюстрирует ситуацию, в
которой ценность действий и инвестиционных решений менеджмента ниже, чем ценность капитала, инвестированного в компанию рынками капитала.
Далее произведем расчет показателей второго уровня на основе данных бухгалтерской отчетности компаний телекоммуникационной отрасли. Результаты расчета представлены в таблице (таблица 3). Стоит отметить, что для расчета показателя добавленная акционерная стоимость в бухгалтерском балансе компаний недостаточно данных.
Таблица 3. Расчет поЕязателей второго уровня
мхе 1Мегафо н Вымпе ■ 1 * о стелеко IV!
RT (2017) S4-=05 2,02 1=S6
FLI (2016) 34-=2б -19,<50 -5,77 -Lr05
(2017) 0,63 1,24 -2,90 0,21
(2016) 0,60 1,32 -2ДО 0,27
СЛ А (201Т) 101,4-6 1 15,36 74,22 SO,10
СЛА (2016) 81,79 57,72 1 15,80 53,S 1
Как показывает таблица, значение остаточной прибыли (RI) наибольшее у компании «МТС», что говорит о том, что в 2017 году ей удалось прирастить стоимость для акционеров. При этом отрицательное значение исследуемого показателя у компании «Вымпелком» иллюстрирует разрушение стоимости для акционеров.
Можно наблюдать, что в рассматриваемые годы самое больше значение EVA имеет компания «Мегафон», из чего следует, что организация имеет наибольшую инвестиционную привлекательность, если рассматривать ее с точки зрения выбранного показателя экономической добавленной стоимости.
Воспользуемся другим методом оценки инвестиционной привлекательности, согласно которому сравниваются такие ключевые показатели эффективности, как рентабельность активов (ROA), рентабельность собственного капитала (ROE) и доходность инвестированного капитала (ROIC).
Показатели ROA, ROE и ROIC для анализируемых компаний за 2016-2017 гг. представлены в таблице 4.
Таблица 4. Показатели ROA. ROE и ROIC дли I I AO «МТС», ПАО «Мегафон». 11Л< > «ВымплеКом» и «Ростелеком» за 2016-2017 гг.
МТС
2017 11 =43S 12.4 172,9575
2016 11=5277 15,7 37Л693
Мегафон
2017 2 7=223 15.2 3= 795S
2016 23=651 7 17.6 12=6232
Вымпелком
2017 31=61S4 20.4 13=7514
2016 7.SS91 5.S 4=S 711
Ростелеком
2017 7=9572 4,7 3=2494
2016 10=0221 S.S 6=5 762
Исходя из полученных результатов расчета показателей инвестиционной привлекательности, можно сделать вывод, о том, что все компании из «большой четверки» в изучаемый временной период имели довольно высокую инвестиционную привлекательность, за исключением компании «Вымпелком», которая за 2017 г. показала снижение большинства показателей стоимости компании. Однако наиболее привлекательными с инвестиционной точки зрения являются ПАО «МТС» и ПАО «Мегафон».
Наиболее подходящим методом оценки инвестиционной привлекательности компаний телекоммуникационной отрасли является, по нашему мнению, метод расчет показателей двух уровней, так как этот метод наиболее комплексно отражается не только фундаментальные факторы, но и рыночные факторы. Можно сделать вывод, что в рассматриваемые годы в каждой организации собственникам наиболее выгодно и дальше осуществлять вложение в организацию. Благоприятная динамика показателей инвестиционной привлекательности доказывает, что организации работают эффективнее рынка, в общем, и тем самым имеют привлекательность для инвестиций.
Список литературы
1. ПАО «ВымпелКом»: финансовая отчетность. URL: https://moskva.beeline.ru/about/about-beeline/disclosure/annual-reports/
2. ПАО «Мегафон»: финансовая отчетность. URL: https://corp.megafon.ru/investoram/shareholder/msfo/
3. ПАО «МТС»: финансовая отчетность. URL: https://moskva.mts.ru/about/investoram-i-akcioneram/korporativnoe-upravlenie/raskritie-informacii/godovaya-otchetnost
4. ПАО «Ростелеком»: финансовая отчетность. URL: https://www.company.rt.ru/ir/results_and_presentations/
5. Сеничкина В.А. Понятие инвестиционной привлекательности компании и основные подходы к ее оценке. Научный вестник ВАГС. Экономика №1, 2014.
6. Сокольникова И. В., Стреха П. А. Методические основы оценки инвестиционной привлекательности предприятия и обобщенный алгоритм ее формирования // ТДР. 2010.
7. Тхыонг Н. Т. Содержание понятия инвестиционной привлекательности //Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2013. -№. 2-1.
[1] В.А. Сеничкина. Понятие инвестиционной привлекательности компании и основные подходы к ее оценке. Научный вестник ВАГС. Экономика №1, 2014.
[2] Тхыонг Н. Т. Содержание понятия инвестиционной привлекательности //Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2013. -№. 2-1.
[3]Сокольникова И. В., Стреха П. А. Методические основы оценки инвестиционной привлекательности предприятия и обобщенный алгоритм ее формирования // ТДР. 2010.