Научная статья на тему 'Основы и проблемы федеративного устройства России'

Основы и проблемы федеративного устройства России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2191
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / РЕГИОНЫ / АВТОНОМИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Раньжина И.В., Бондаренко О.Н.

В статье дается краткий анализ причины становления федеративных отношений в современной России. На фоне распада СССР федерализм явился тем «лекарством», которое позволило удержать страну от полного развала. Однако на фоне федеративных отношений и принципов проблемы регионов и центра продолжают существовать в полную мощь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы и проблемы федеративного устройства России»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_

выборов).

Общественное мнение имеется и в тоталитарных государствах, но оно весьма специфично выражено. Здесь оно не свободно, находится под давлением идеологически верных средств массовой информации, пропаганды. В таком обществе общественное мнение выступает на стороне власть имущих и только укрепляет правящий режим.

В демократическом обществе общественное мнение является полноценным социальным институтом, регулирующим произвол власти, нарушение правовых свобод граждан. Так же на некоторые «громкие» уголовные дела оказывает влияние общественное мнение и у государственной власти не остается выбора, кроме как пойти на поводу у общества. Для примера можно рассмотреть дело Pussy Riot, которое вызвало широкий общественный резонанс не только в России, но и во всём мире. Участниц данного коллектива обвинили по статье 213 УК РФ 'Хулиганство', но огромное количество людей высказалось за ужесточение наказания. В Уголовном Кодексе Российской Федерации на тот момент не было статьи, которая бы дозволяла более строгое наказание и правительство России 29.06.2013 ввело в УК РФ новую статью — 148 «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий». Теперь за подобное деяние можно отправиться в места заключение на гораздо больший срок.

Список используемой литературы:

1. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. — М.: Изд-во «Эксмо», 2000.

2. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. — М.: ОМЕГА-Л, 2005.

3. Гринин Л. Е. Государство и исторический процесс. Политический срез исторического процесса. — М.: УРСС, 2007. — ISBN 5-484-01008-X.

4. Тишков В. А. Антропология НПО // Журнал «Неприкосновенный запас». — 2005. — № 1 (39).

© Воронкин А.В., Баумбах С.О., 2017

УДК 321+323.1

И.В. Раньжина

к.пол.н., доцент ВГИ (филиал) ВолГУ г. Волжский, Российская Федерация О.Н. Бондаренко студентка 4 курса ВГИ (филиал) ВолГУ г. Волжский, Российская Федерация

ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ

Аннотация

В статье дается краткий анализ причины становления федеративных отношений в современной России. На фоне распада СССР федерализм явился тем «лекарством», которое позволило удержать страну от полного развала. Однако на фоне федеративных отношений и принципов проблемы регионов и центра продолжают существовать в полную мощь.

Ключевые слова

федерализм, государственность, регионы, автономия, сотрудничество.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_

Распад СССР, начавшаяся борьба национальных движений и этноэлит за повышение своего статуса и получение большей самостоятельности национальных автономий при ослаблении государственной власти поставили Россию в сложную ситуацию. Угрожающие размеры приобрел «парад суверенитетов». В таких условиях возникла необходимость в создании механизма, который способствовал бы предотвращению развития конфликтных ситуаций, обеспечил правовое регулирование отношений в обществе, прежде всего, в области развития государственности, народов, других сообществ, возник вопрос о сохранении целостности страны и государственном единстве. Все это указывало на необходимость коренной трансформации всех сфер в российском государстве, затрагивая и фундаментальное преобразование региональных органов государственной власти. Выработка политического курса в посткоммунистической России коренным образом отличается от соответствующих процессов, имевших место во все иные периоды российской истории: происходят сложные процессы реформирования федеральных отношений - попытка соединить наследие советского федерализма с принципами западного классического федерализма. Угрожающие размеры приобрел «парад суверенитетов» [2, с.86].

Переломным моментом в истории государства стал период после распада СССР в 90-х годах ХХ века. Российская Федерация была на грани распада. В то время де-факто независимое государство, а именно Республика Ичкерия, вооружившись, защищала свою независимость от Москвы, а власти национальных республик - Татарстан, Якутия, Башкортостан, Свердловская область - вели самостоятельную политику, которая была по факту на границах с сепаратизмом. Тем не менее, ни одна из перечисленных не высказывалась в пользу выхода из состава России. Результатом этого стало, что в 1990-1991 годах демократические силы России провозгласили приоритет республиканского законодательства перед союзным, с признанием права автономных республик РСФСР на суверенитет, который был признан и закреплен в Декларации Россией [2, с.89].

Приграничное сотрудничество является положительным в общей картине российского федеративного устройства и отдельно взятого региона. Но наряду с положительными моментами существует и ряд отрицательных, связанных, прежде всего, с этно-национальной составляющей.

Республика Бурятия, с одной стороны, является приграничным субъектом РФ по отношению к Монголии и имеет определенные связи с этой страной, с другой стороны, имеет достаточно стабильные отношения с не приграничной страной Китаем, международная деятельность с которой имеет определенные направления:

1. создание совместных предприятий по производству мебели, переработке кожи, меха;

2. расширение сотрудничества в области привлечения трудовых ресурсов, открытие в столице республики Улан-Удэ китайских ресторанов и магазинов по продаже товаров Китая;

3. создание в Бурятии клиники, факультета китайской и монгольской медицины, предприятия по выпуску лекарственных препаратов на основе древних трактатов тибетских врачевателей [1, с.225].

Преобладающая политическая культура приграничных регионов определяет внешнеполитические приоритеты и связанные с этим проблемы:

- зависимость от иностранных товаров или рабочей силы имеет негативные геоэкономические последствия для национального и регионального хозяйства;

- геоэкономические приоритеты субъектов Федерации входят часто в противоречие с геополитической логикой не только федерального Центра, но и части зарубежных государств [1, с. 225].

Список используемой литературы:

1. Раньжина И.В. Особенности приграничного сотрудничества субъектов Российской Федерации с Китаем // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества : Материалы IV международной научно-практической конференции. Отв. ред.: Д.В. Буяров, Д.В. Кузнецов. 2014. С. 222-226.

2. Раньжина И.В. Современная федерация: принципы формирования, структура и тенденции развития. Диссертация. - Волгоград, 2006. - С. 194.

© Раньжина И.В., Бондаренко О.Н., 2017

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_

УДК 32

В.В.Субботин

студент 4 курса электромеханического факультета ЮРГПУ(НПИ) им. Матвея Ивановича Платова г. Новочеркасск, Российская Федерация И.О.Замолоцких студент 2 курса электромеханического факультета ЮР1 ПУ(НПИ) им. Матвея Ивановича Платова г. Новочеркасск, Российская Федерация

ВЕКТОР ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Политика — понятие, включающее в себя деятельность органов государственной власти и государственного управления, а также вопросы и события общественной жизни, связанные с функционированием государства. Главной целью внешней политики России является признание её, как сверхдержавы. После развала СССР государство пережило экономический и политический крах, что не могло не сказаться на роли России в мире. С ней перестали считаться в возникающих мировых вопросах. С приходом к власти в 2000 году Владимира Владимировича Путина ситуация постепенно начала изменяться. Сейчас Российская Федерация имеет вес на мировой арене, но до прежнего величия ещё далеко. В существующих реалиях Россия имеет экономику, завязанную на так называемых «нефтедолларах». Удешевление нефти приводит к росту инфляции в стране. Экономика страны имеет непосредственное влияние на ее политический статус. В ноябре 2016 года была подписана новая Концепция внешней политики Российской Федерации, которая провозглашает одним из пунктов развитие и повышение конкурентоспособности экономики государства. Судя по информации, которая доводится до всеобщего изучения, вектор экономического развития РФ не изменится.

Одним из наиболее значимых векторов развития внешней политики России является противодействие международному терроризму. Этому посвящено немало строк в новой концепции. Ещё до её принятия Российская Федерация приняла участие в вооруженном конфликте на Ближнем Востоке, а именно в Сирии. Ликвидирование так называемого Исламского государства — непризнанное ООН квазигосударство , представляющее собой обитель террора, является одной из самых приоритетных целей внешней политики многих стран, в том числе и России. Вооруженный конфликт с участием сил РФ идет уже не один год. За это время каких-либо значительных изменений в соотношении сил не произошло. С принятием новой концепции и ряда других документов ситуация может измениться для сил Коалиции в положительную сторону.

Ещё один из вопросов, который поднимается в концепции, это противодействие демонизации России. Русофобия в современном мире проявляется постоянно. В странах Балтийского региона это чуть-ли не идеология. После их выхода из состава СССР ситуация накалилась. Самым громким примером русофобии и демонизации России является аннексия Крымского полуострова. В западных и прозападных странах до сих пор ведется пропаганда насильственного захвата Украинской территории, хотя отсоединение Крыма от Украины произошло в следствии референдума, проведенного муниципальной властью данного государственного образования. На данный момент времени присоединение Крыма к России признало только 6 государств. Новая концепция развития определяет и новый вектор развития данного вопроса на мировой политической арене. Российская Федерация будет добиваться объективного восприятия её на мировой сцене, оказывает посильный отпор информационным атакам и развивает информационную безопасность страны.

Новая концепция внешней политики России задала и новые векторы развития, которые претерпели немало изменений. В случае позитивного развития всех провозглашенных политических принципов Российская Федерация может вернуть себе звание сверхдержавы и стать столпом мирного существования и экономической стабильности.

Список используемой литературы: 1. Гринин Л. Е. Государство и исторический процесс. Политический срез исторического процесса.- М.: УРСС, 2007.—ISBN 5-484-01008-X.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.