Научная статья на тему 'Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2017 годы: содержание и вопросы реализации'

Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2017 годы: содержание и вопросы реализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1217
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА (ЗЕМЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА) / ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД / ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ / ГАРАНТИИ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ / ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ / ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вараксина Ирина Валерьевна

Основы земельной политики состоят из четырех разделов, в которых изложены общие положения, цели и задачи земельной политики, ее основные направления, меры по осуществлению земельной политики. В статье исследуется содержание Основ земельной политики, анализируются вопросы, связанные с их реализацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вараксина Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Basics of the Land Use Policy of the Russian Federation for 2012-2017: the Essence and Implementation

The basics of the land policy comprises four parts concerning general provisions, goals and objectives of the land policy, its main directions, and land policy implementation measures. This paper presents a research of the essence of the land policy basics, and an analysis of their implementation issues.

Текст научной работы на тему «Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2017 годы: содержание и вопросы реализации»

5. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

5.1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2012-2017 ГОДЫ: СОДЕРЖАНИЕ И ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Вараксина Ирина Валерьевна, аспирант

Varaksina@npso66.ru

Аннотация: Основы земельной политики состоят из четырех разделов, в которых изложены общие положения, цели и задачи земельной политики, ее основные направления, меры по осуществлению земельной политики. В статье исследуется содержание Основ земельной политики, анализируются вопросы, связанные с их реализацией.

Ключевые слова: государственная политика

использования земельного фонда (земельная политика); земельный фонд; земельный участок; предоставление земельных участков; гарантии прав на землю; изъятие земельных участков; ограничение прав собственности на земельный участок.

THE BASICS OF THE LAND USE POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR 2012-2017: THE ESSENCE AND IMPLEMENTATION.

Varaksina Irina Valeryevna, graduate student

Varaksina@npso66.ru

Annotation: The basics of the land policy comprises four parts concerning general provisions, goals and objectives of the land policy, its main directions, and land policy implementation measures. This paper presents a research of the essence of the land policy basics, and an analysis of their implementation issues.

Keywords: state land use policy (land policy); lands; plot of land (land plot); distribution of land plots; granting of land plots; guarantees of the right to land ownership; withdrawal of land plots; limitation of the ownership right on a land plot.

Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации (далее -Основы земельной политики) утверждены распоряжением Правительства РФ от 3 марта 2012 года1. Они состоят из четырех разделов. В разделе I «Общие положения» указывается, что государственная политика по управлению земельным фондом РФ направлена на создание и совершенствование правовых, экономических, социальных и организационных условий для развития земельных отношений, осуществляется исходя из понимания о земельных участках как об особых объектах природного мира, используемых в качестве основы жизни и деятельности человека, средства

1 СЗ РФ.2012.№ 12. Ст.1425.

производства в сельском хозяйстве и иной деятельности, и одновременно как о недвижимом имуществе с особым правовым режимом. В этих положениях определена сущность государственной политики по управлению земельным фондом. В данном разделе, кроме того, указано, что в Основах закреплены основные цели, задачи и направления реализации государственной политики по управлению земельным фондом. Наконец, определено, что под земельным фондом понимается совокупность всех земельных участков и земель, расположенных в границах территории РФ.

Раздел второй Основ - «Цели и задачи государственной политики по управлению земельным фондом». Среди целей политики названы повышение эффективности использования земель, охрана земель как основного компонента окружающей среды и главного средства производства в сельском хозяйстве при обеспечении продовольственной безопасности страны. Основными задачами государственной политики являются: создание условий для

организации рационального и эффективного использования земельных участков, включающих в себя учёт общественных и отраслевых потребностей, требования устойчивого развития территорий, а также соблюдение гарантий прав участников земельных отношений; обеспечение охраны природы и окружающей среды, в том числе охраны земель и сохранения объектов культурного наследования; сохранение и повышение качественного состояния земель; сохранение статуса особо охраняемых природных территорий как особо охраняемых земель в составе земельного фонда; обеспечение условий для повышения эффективности гражданского оборота земельных участков, в том числе направленных на защиту прав на недвижимое имущество, а также для снижения административных барьеров и обеспечения налогообложения недвижимости.

В разделе третьем Основ изложены основные направления государственной политики по управлению земельным фондом. Таких направлений десять. Первое направление - совершенствование порядка определения правового режима земельных участков путём исключения из земельного

законодательства принципа деления земель по целевому назначению на категории. Это направление предусмотрено обеспечить целым рядом юридически значимых действий. В первую очередь, это

определение правового режима земельных участков на основании видов разрешенного использования в соответствии с документами территориального

планирования, в том числе создание классификатора видов разрешенного использования земельных участков. Сюда относится также обеспечение защиты от произвольного и(или) необоснованного изменения видов разрешенного использования земельных участков при осуществлении территориального

зонирования в том числе после обеспечения сохранения особо ценных земель. К данному направлению относится также установление

допустимого соотношения между основными и

вспомогательными видами разрешенного

Вараксина И. В.

использования земельных участков. В первое направление входит и установление порядка определения видов разрешенного использования земельных участков при отсутствии документов территориального планирования.

Второе направление - совершенствование порядка предоставления земельных участков гражданам и организациям. Для реализации этого направления предусмотрено следующее.

Во-первых, предоставление земельных участков на торгах, проводимых в общем порядке на открытых аукционах.

Во-вторых, установление перечня случаев льготного предоставления земельных участков (без торгов, по льготной цене или бесплатно и др.), в том числе учитывая необходимость поддержки отраслей экономики, социальной поддержки населения, включая повышение уровня жизни сельского населения и коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также обеспечения обороны и безопасности государства, сбережения природы и объектов культурного наследия.

В-третьих, совершенствование порядка передачи земельных участков с одного уровня публичной власти на другой в целях рационального управления землями, в том числе муниципальным образования для обеспечения их развития.

Третье направление состоит в обеспечении гарантий прав на землю и защите прав и законных интересов собственников, землепользователей, земледельцев и арендаторов земельных участков. Это направление намечено осуществлять через уточнение перечня вещных прав на земельные участки, подлежащих государственной регистрации, совершенствование порядка применения приобретательной давности в качестве основания для возникновения прав собственности, обеспечение дополнительной защиты для собственников земельных участков, прав которых были зарегистрированы, установление порядка учёта мнения правообладателя при изменении видов разрешенного использования земельных участков и порядка возмещения убытков, причинённых решениями об изменении видов разрешенного использования или решениями об установлении ограничений прав на землю без согласия правообладателя земельного участка.

Четвертое направление - «Совершенствование порядка образования земельных участков». В его рамках предусмотрено:

1) определение единого документа, составляемого для целей образования земельных участков, а также требований к его содержанию, разработке, согласованию и утверждению, в том числе в электронном виде;

2)обеспечение условий для одновременного осуществления кадастрового учёта и регистрации прав на образуемые земельные участки, а том числе принадлежащие нескольким лицам;

3)установление порядка образования земельных участков без недостатков, препятствующих рациональному использованию и охране земель (вклинивание, вкрапливание, изломанность границ, чересполосица, невозможность размещения объектов недвижимости).

Пятое направление - «Совершенствование государственного земельного надзора и

муниципального земельного контроля». Это направление включает уточнение полномочий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, установление возможности привлечения нарушителей к ответственности на основании данных дистанционного зондирования, а также повышение ответственности за

неиспользование или ненадлежащее использование земельных участков, в том числе в части установления размера административного штрафа в зависимости от площади и кадастровой стоимости земельного

участка, на котором допущено земельное

правонарушение.

Весьма насыщенным является шестое направление - «Совершенствование порядка изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд». Оно охватывает восемь мероприятий.

Во-первых, уточнение случаев изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Во-вторых, уточнение порядка выявления и уведомления правообладателей земельных участков о предстоящем изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в том

числе особенности такого порядка в отношении лиц, сведения о которых отсутствуют в едином

государственном реестре прав на недвижимое

имущество и сделок с ним.

В-третьих, установление порядка принятия решений об изъятии земельных участков для государственных нужд, включая определение органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных принимать указанные решения.

В-четвертых, определение порядка образования

земельных участков, которые предстоит изъять, в том числе принудительно.

В-пятых, установление порядка предоставления земельных участков взамен изъятых.

В-шестых, установление возможности привлечения частных средств для оплаты выкупной цены и убытков, причиняемых изъятием земельных участков.

В-седьмых, уточнение порядка оценки изымаемых земельных участков и расположенных на них объектов, установление порядка расчета убытков, причиняемых таким изъятием.

В-восьмых, предоставление дополнительных прав правообладателям изымаемых участков (право пользования земельным участком в течение определенного времени после его изъятия, право на предоставление иного недвижимого имущества в зачет стоимости изъятого земельного участка и др.).

Седьмое направление - «Совершенствование порядка изъятия земельных участков в связи с их ненадлежащим использованием, включая уточнение оснований для такого изъятия, а также полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления при осуществлении мероприятий, связанных с изъятием». В этом направлении предусмотрено определение мер по государственной поддержке мероприятий по вовлечению неиспользуемых земельных участков в хозяйственный оборот и эффективному использованию мелиорированных земель.

Довольно сложным является содержание восьмого направления - «Уточнение случаев и порядка установления ограничений прав собственности на

земельный участок без изъятия земельного участка, а также прав ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) для обеспечении размещения линейных объектов и объектов,

связанных с пользование недрами, имеющих государственное или муниципальное значение». Обеспечение данного направления потребует осуществления пяти взаимосвязанных мероприятий.

Во-первых, установления случаев размещения линейных объектов и объектов, связанных с

пользованием недрами на землях и земельных участках вне зависимости от факта государственный регистрации права собственности на такие земли и земельные участки.

Во-вторых, установления возможности

строительства или размещения линейных объектов за исключением особо опасных (железные и автомобильные дороги, газопроводы высокого давления), а также ряда объектов, связанных с

пользованием недрами, на земельных участках

(землях) любого разрешенного использования, за исключением тех земельных участков, на которые такая хозяйственная деятельность запрещена.

В-третьих, определение порядка установления сервитутов, при котором сервитут устанавливается в связи с обращением заинтересованного лица, на основании схемы границ сервитута на кадастровой карте территории.

В-четвертых, изменение порядка оформления

сервитута в части установления возможности

включения сведений о границах сервитута, указанных в схеме границ сервитута на кадастровой карте территории, в государственный кадастр недвижимости в ходе информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости без их последующей регистрации, что позволит обеспечить многократное снижение стоимости оформления

доступа к земельным участкам (за счет отказа от уплаты государственной пошлины и отсутствия необходимости проведения кадастровых работ).

В-пятых, уточнение порядка внесения платы за сервитут, в том числе в качестве отказа от внесения платы ха сервитут в виде единовременного платежа.

Девятое направление - «Развитие государственного мониторинга земель». В него входят своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов, информационное обеспечение государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройство, обеспечение граждан, юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления информацией о состоянии земель.

Последнее, десятое направление -«Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления при осуществлении государственной политики по управлению земельным фондом, а также совершенствование порядка предоставления государственных услуг в области земельных отношений». Оно включает исключение требований о представлении заявителем документов, которые могут быть получены органами исполнительной власти или

органами местного самоуправления в порядке запроса у иных органов власти, переход в основном к электронному документообороту с целью увеличения скорости обмена данными и удешевления документа оборота, а также опубликование в электронном виде документов, касающихся порядка предоставления государственных услуг в области земельных отношений, возможностей и условий предоставления земельных участков.

Четвертый раздел Основ - «Меры по осуществлению государственной политики по управлению земельным фондом». В нем указано, что государственная политика по управлению земельным фондом осуществляется посредством реализации следующих мероприятий: разработка и принятие

нормативных правовых актов, направленных на совершенствование земельно-имущественных

отношений в соответствии с направлениями земельной политики: разработка и осуществление государственных и муниципальных программ по соответствующим направлениям земельной политики; контроль и надзор за деятельностью органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по реализации земельной политики.

За время после принятия Основ издан целый ряд нормативных актов по совершенствованию земельноимущественных отношений. Так, Федеральным законом от 25 июня 2012 года. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»2 в п/п 2 п. 2 ст. 67 Земельного кодекса РФ3 слова «государственного земельного надзора за неиспользованием и охраной земель» заменены словами «государственного

земельного надзора», в ст. 72 в п. 1 слова «за использованием земель на территории муниципального образования» и слова «или

уполномоченными ими органами» исключены, в п. 2 слова «за использованием земель на территории муниципального образования» исключены, в п. 2 слова «осуществление земельного контроля за

использованием земель» заменены словами «осуществление муниципального земельного контроля».

Федеральный закон от 28 июня 2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и

4

муниципальных услуг по принципу «одного окна» дополнил Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях5 статьей 2.6 «Административная ответственность собственников или иных владельцев земельных участков либо других объектов недвижимости». Этим же Федеральным законом внесены изменения в статьи 32 и 34 Земельного кодекса РФ, которые касаются вопросов выбора земельных участков для строительства и порядка предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.

2 СЗ РФ.2012. № 26. Ст. 3446.

3 Там же.2001. № 44. Ст. 4147.

4 Там же. 2012. № 31. Ст. 4322.

5 Там же. 2002. № 1. Ст. 1.

Вараксина И. В.

Значительные изменения внесены в земельное законодательство Федеральным законом от 7 июня 2013 г. «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» . Ст. 45 Земельного кодекса РФ « Основания прекращения прав постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком» изложена в новой редакции. Теперь в этой статье указаны случаи ненадлежащего использования земельного участка. В новой редакции изложена и ст. 54 Земельного кодекса РФ «Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования ввиду ненадлежащего использования земельного участка».

Реализация ряда положений Основ осуществлена так же путём подзаконного регулирования. Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. утвержден Перечень приказов неиспользования земельных участков для ведения

сельскохозяйственного производства или

осуществления иной связанной с

сельскохозяйственным производством деятельности.7 Постановлением Правительства РФ от 19 июля 2012 года. «О критериях значительного ухудшения экологической обстановки в результате использования земельных участков из земель сельскохозяйственного пользования с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земель»8 установлены критерии значительного ухудшения экологической обстановки. Постановлением Правительства РФ от 25 июля 2011 г. «Об определении уполномоченных федеральных органов исполнительной власти на выдачу разрешений на проведение работ по созданию неискусственного земельного участка»9 такими уполномоченными органами определены

Федеральное агентство морского и речного транспорта и Министерство регионального развития РФ. Постановлением Правительства РФ от 04 октября 2012 г. «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 561»10 внести изменения в постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. «О некоторых

вопросах связанных с резервированием земель для

11

государственных или муниципальных нужд» . Изменения внесены в Положение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденное постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. Теперь в Положении упомянуты документация по планировке территории и документы территориального планирования.

Таковы содержание и некоторые вопросы реализации Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2017 годы.

Список литературы:

1. Вараскина И.В. Конституционные и законодательные основы земельной политики Российской Федерации // Пробелы в российском законнодательстве №5, 2013, с. 2529

Reference list:

1. Varaskina I.V. The constitutional and legislative bases land policy of the Russian Federation//Gaps in the Russian legislation No. 5, 2013, page 25-29

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Вараксиной И. В. на тему «Основы государственной политики использование земельного фонда Российской Федерации на 2012-2017 годы: содержание и вопросы реализации».

Статья посвящена анализу содержания Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2017 годы, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 3 марта 2013 г. (далее - Основы земельной политики), а также вопросы их реализации. Изложена структура Основ земельной политики, исследованы разделы Основ, выявлены их цели, задачи, основные направления земельной политики, меры по ее осуществлению. Произведен обзор нормативных правовых актов по совершенствованию земельно-имущественных отношений, принятых в порядке реализации Основ земельной политики, на законодательном и подзаконном уровнях. Они касаются вопросов государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля, административной ответственности собственников или иных владельцев земельных участков либо других объектов недвижимости, вопросов изъятия земельных участков, признаков неиспользования земельных участков, резервирования земель и т. д.

Таким образом, рукопись подготовленной статьи отвечает установленным для научных статей требованиям и может быть рекомендована к опубликованию.

Научный руководитель д. ю. н., проф. УрГЮА

С. Э. Несмеянова

6 Там же. 2013. № 23. Ст. 2881.

7 СЗ РФ. 2012. № 18. Ст. 2230.

8 Там же. 2012. № 30. Ст. 4290.

9 Там же. 2012. № 32. Ст. 4556.

10 Там же. 2012. № 41. Ст. 5630.

11 Там же. 2008. № 30. Ст. 3646.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.