Научная статья на тему 'Основы гармонизации и унификации внешнеэкономических отношений Республики Беларусь и Российской Федерации в условиях вступления России в ВТО'

Основы гармонизации и унификации внешнеэкономических отношений Республики Беларусь и Российской Федерации в условиях вступления России в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
516
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) / ГАРМОНИЗАЦИЯ / УНИФИКАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НОРМЫ / WORLD TRADE ORGANIZATION (WTO) / REPUBLIC OF BELARUS / RUSSIAN FEDERATION / HARMONIZATION / UNIFICATION / ECONOMIC STANDARDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Милашевич Елена Александровна

Вступление России во Всемирную торговую организацию несёт серьёзные риски для экономики Республики Беларусь. Это коснётся таких отраслей белорусской экономики, занимающих лидирующие позиции в экспорте в Россию, как сельское хозяйство, машиностроение, химическая промышленность. Поэтому в самое ближайшее время необходимо провести детальный анализ норм и правил, существующих в экономической сфере. С этой целью разработана методика гармонизации и унификации внешнеэкономических отношений Беларуси и России. Практическое применение разработанной методики позволит выявить её несоответствия правоприменительной практике ВТО, что даст возможность принять неотложные меры для минимизации потерь в данной сфере от присоединения России к ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Framework of harmonization and unification of external economic relations between the Republic of Belarus and the Russian Federationin the context of Russia’s accession to WTO

Russia’s accession to the World Trade Organization poses serious risks for the economy of the Republic of Belarus. This will affect such sectors of the Belarusian economy dominating in exports to Russia as agriculture, machine-building, chemical industry. Therefore, it is necessary to carry out a detailed analysis of the rules and regulations that exist in the economy in the nearest future. For this purpose, the methods of harmonization and unification of external economic relations between Belarus and Russia have been developed. The practical application of the developed methods will reveal their non-compliance with WTO law enforcement practice, which will give an opportunity to take immediate action to minimize losses in this sphere because of Russia’s accession to WTO.

Текст научной работы на тему «Основы гармонизации и унификации внешнеэкономических отношений Республики Беларусь и Российской Федерации в условиях вступления России в ВТО»

УДК 339.9 (476:470+571)+339.54:061.1(100) ББК 65.59(4Беи+2Рос)

© Милашевич Е.А.

Основы гармонизации и унификации внешнеэкономических отношений Республики Беларусь и Российской Федерации в условиях вступления России в ВТО

Вступление России во Всемирную торговую организацию несёт серьёзные риски для экономики Республики Беларусь. Это коснётся таких отраслей белорусской экономики, занимающих лидирующие позиции в экспорте в Россию, как сельское хозяйство, машиностроение, химическая промышленность. Поэтому в самое ближайшее время необходимо провести детальный анализ норм и правил, существующих в экономической сфере. С этой целью разработана методика гармонизации и унификации внешнеэкономических отношений Беларуси и России. Практическое применение разработанной методики позволит выявить её несоответствия правоприменительной практике ВТО, что даст возможность принять неотложные меры для минимизации потерь в данной сфере от присоединения России к ВТО.

Республика Беларусь, Российская Федерация, Всемирная торговая организация (ВТО), гармонизация, унификация, экономические нормы.

Вступление Российской Федерации в ВТО будет иметь серьёзные последствия для экономики Республики Беларусь, которая совместно с Российской Федерацией и Республикой Казахстан строит Единое экономическое пространство (ЕЭП). В настоящее время в трёх странах действует Единый таможенный тариф, применяются единые меры тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли.

В соответствии с подписанным Договором о функционировании Таможенного союза (ТС) [2], с момента вступления любого из трёх государств в ВТО ставки Единого таможенного тарифа не должны превышать ставки импортного тарифа,

предусмотренного нормами ВТО. То есть и Республика Беларусь, и Республика Казахстан должны фактически принять на себя обязательства, которые выторговала для себя Российская Федерация при проведении переговоров о вступлении в ВТО.

В связи со вступлением в ВТО в России произойдет снижение тарифов по следующим направлениям [1, 5]:

• среднего предельного тарифа на все продукты — с 9,5 до 7,8%;

• средней предельной пошлины на сельхозпродукцию — с 13,2 до 10,8%;

• средней предельной пошлины на промышленные товары — с 9,5 до 7,3%.

Средний уровень импортных пошлин после полного снижения тарифов на отдельные виды товаров представлен в таблице 1.

Для трети товаров новая ставка пошлин будет действовать с момента присоединения России к ВТО, по другим товарам предусмотрен переходный период от 2 до 8 лет в зависимости от вида товара: например, по мясу птицы установлен переходный период 8 лет, по легковым автомобилям, вертолётам, гражданским самолётам — 7 лет.

После вступления России в ВТО сохранятся тарифные квоты на импорт некоторых продуктов питания: импорт в пределах квот будет облагаться по более низкой пошлине, сверх квот — по высокой (табл. 2).

По ряду товарных позиций, а это примерно 2,5 тыс. товаров, обязательства, принятые Россией перед ВТО, ниже существующего в настоящее время Единого таможенного тарифа. По 1 тыс. товарных позиций ставки таможенного тарифа на 7 — 15% ниже действующих ставок Единого таможенного тарифа, по остальным 1,5 тыс. позиций — на 4 — 6,5%.

Как видно из таблиц 1 и 2, ограничения, принятые Российской Федерацией, окажут существенное влияние на экономику Республики Беларусь [3]:

1. Белорусская молочная продукция может быть вытеснена с рынка России, а это весомый источник валютных поступлений в страну: по итогам 2010 г. товарная группа «Сыры и творог» заняла первое место по стоимости товарного экспорта Беларуси в Россию, опередив позицию «Грузовые автомобили и трактора».

2. Ввиду увеличения Россией тарифных квот на импорт продовольствия и обнуления пошлин на свинину произойдёт снижение цен на продукцию животноводства, что негативно скажется на положении белорусских аграриев: продукция животноводства занимает 90% продовольственного экспорта Беларуси.

3. Обострение конкуренции коснётся ведущей отрасли белорусской экономики — машиностроения, в том числе сельскохозяйственного, большая часть продукции которого экспортируется в Россию: импортные пошлины снизятся практически по всем типам сельхозтехники.

Таблица 1. Изменение уровня импортных пошлин после полного снижения тарифов в соответствии с обязательствами России перед ВТО [5]

Продукция Ставка тарифа в соответствии с обязательствами перед ВТО, % Ставка действующего тарифа, %

Молочные продукты 14,9 19,8

Зерновые 10,0 15,1

Химическая продукция 5,2 6,5

Автомобили 12,0 15,5

Древесина и бумага 8,0 13,4

Продукция информационных технологий 0 5,4

Таблица 2. Тарифные квоты, принятые Россией в соответствии с обязательствами перед ВТО, на некоторые импортируемые товары [1, 5]

Продукция Ставки таможенных пошлин в рамках тарифной квоты, % Ставки таможенных пошлин сверх тарифной квоты, %

Говядина 15 55

Свинина 0, с 2020 г., по плоской шкале - 25 65

Отдельные виды кисломолочной продукции 10 15

Отдельные виды продукции из мяса птицы 25 80

4. Низкие тарифные обязательства России увеличат импорт со стороны третьих стран на территорию Таможенного союза, это коснётся таких отраслей, как химическая и деревообрабатывающая.

Целью исследования является разработка методики гармонизации и унификации внешнеэкономических отношений Республики Беларусь и Российской Федерации в условиях вступления России в ВТО.

Мы видим, что вступление России в ВТО обусловливает изменения, которые касаются не только Единого таможенного тарифа, но и технических регламентов, норм и правил ветеринарного и фитосанитарного контроля, объёма и характера государственной поддержки различных отраслей экономики Республики Беларусь.

В ближайшее время в республике необходимо провести детальный анализ существующих в экономической области норм и правил и разработать меры, нивелирующие отрицательное влияние на белорусскую экономику от вступления России в ВТО. Всё это требует гармонизации и унификации законодательства Республики Беларусь.

При этом предполагается, например, гармонизация ставки НДС: в Республике Беларусь она составляет 20% [4], в Российской Федерации — 18%. Понятно, что снижение ставки НДС до российского уровня значительно сократит поступления в бюджет Республики Беларусь, поскольку доходы от НДС составляют 31% доходной части её бюджета (по итогам 2011 г.).

Но и действующая ставка в размере 20% с течением времени может привести к тому, что бизнес и налогоплательщики в условиях свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, закрепленных в документах, принятых в рамках ТС и ЕЭП, будут искать для себя наиболее выгодные варианты и переместятся в Российскую Федерацию.

Именно поэтому необходима гармонизация, т.е. выработка общих согласованных принципов и мер для их реализации по тому или иному вопросу в экономической сфере.

Уровень гармонизации предполагает устранение в интересах интенсификации внешнеэкономических отношений Республики Беларусь и Российской Федерации различий в их национальных законодательствах с целью формирования единых правовых основ в секторах экономики. Гармонизация будет способствовать мягкому воздействию межгосударственных механизмов на формирование непротиворечивой, согласованной деятельности Беларуси и России в области внешнеэкономических отношений.

В рамках методики разработаны способы осуществления гармонизации (рис. 1).

При проведении гармонизации в Республике Беларусь и Российской Федерации необходимо использовать опыт других стран и региональных объединений, а также учитывать негативные последствия мировых финансовых кризисов.

В рамках разработанной методики предлагаем алгоритм проведения гармонизации (рис. 2).

В предлагаемой методике определены методы, при помощи которых должна проводиться гармонизация:

1. Республика Беларусь и Российская Федерация разрабатывают на согласованной основе общие принципы и меры для их достижения.

2. Государство (Беларусь или Россия) вводит в свою экономическую систему отдельные законы другого государства либо отдельные нормы.

В методике разработаны направления гармонизации, к которым относится внедрение модельного законодательства в акты национального законодательства, те. разработка рекомендательных (модельных)

Рисунок 1. Способы осуществления гармонизации

законодательных актов в экономической сфере. Модельное законодательство в настоящее время широко используется в международных отношениях, поскольку модельные законы подходят для изменения национального законодательства путём создания национального акта на основе единого текста, но с учётом собственной специфики страны. Разработка модельного законодательства должна опираться на передовой мировой опыт, в основе должны лежать общепризнанные принципы международного права (рис. 3).

Следующее направление процесса гармонизации — это восполнение пробелов в национальном законодательстве в экономической сфере путём принятия новых законов и иных нормативных актов для соблюдения единых принципов и норм; приведение законодательства, действующего в экономической области, в соответствие с положениями международных договоров.

Республика Беларусь и Российская Федерация не всегда готовы к выработке общего подхода в отношении конкретных

экономических вопросов в силу разного рода объективных и не очень причин. Поэтому предлагаем разработать порядок подготовки, принятия, реализации договоров и решений, принимаемых в рамках двух государств, и трансформации их в экономические системы наших стран, а также разработать общие принципы и цели, оформляемые в виде рекомендаций по пересмотру текстов законов, действующих в экономической сфере.

Необходимость унификации вызвана вступлением Российской Федерации в ВТО и распространением подписанных Россией обязательств на все государства-члены Единого экономического пространства. Значит, в ближайшее время Республике Беларусь следует унифицировать свои нормы с подписанными Российской Федерацией обязательствами.

Это необходимо для того, чтобы привести нормы и стандарты, действующие в Беларуси, в соответствие с международными, повысить конкурентоспособность национальной экономики, осуществить дальнейшую либерализацию торговли.

Рисунок 3. Способы реализации модельных актов

В будущем это позволит республике вступить в ВТО на прозрачных и согласованных условиях и стать полноправным участником многосторонней торговой системы. Вступление Беларуси в ВТО будет означать функционирование в рамках правового поля ВТО, однако, поскольку наше государство не является пока членом ВТО, то у нас нет доступа к механизму разрешения споров в рамках многосторонней торговой системы ВТО. Кратко текущую ситуацию можно охарактеризовать так: обязательства есть, но прав нет.

Процесс унификации предполагает сведение экономических норм и принципов к полному единообразию, единой форме, единой норме.

Алгоритм проведения унификации отражен на рисунке 4.

Разработаны методические основы проведения сравнительного анализа экономических норм Беларуси и России, включающие следующие блоки:

1. Задачи сравнительного анализа:

• сбор и анализ информации о состоянии экономических норм Беларуси и России;

• определение различий в экономических нормах, экономических принципах;

• выработка рекомендаций по изменению экономических норм и правил.

2. Требования к сравнительному анализу:

• полнота анализируемого материала по заявленной тематике;

• сопоставимость текстов нормативных документов по идентичности решаемых вопросов;

• объективность анализа и оценок.

Рисунок 4. Алгоритм проведения унификации

Градация вопросов по срочности постановки и решения

Сравнительный анализ экономических норм Беларуси и России, при этом сравнительное исследование должно акцентироваться на принципиальных различиях

Разработка мероприятий для минимизации последствий от изменения экономических норм и правил

3. Видами решений могут быть:

• изменение экономических норм и стандартов;

• аннулирование ранее установленных ограничений, льгот и т.д.

4. Объекты сравнительного анализа:

• экономические системы в целом;

• отрасли как целостные образования, регулирующие специфические виды экономических отношений;

• международные договоры Беларуси и России и акты ТС и Единого экономического пространства применительно к экономической сфере регулирования;

• национальные нормативные акты, включая акты органов исполнительной власти и ведомственные акты;

• конкретные нормы или группы взаимосвязанных норм.

5. Этапы проведения сравнительного исследования:

• изучение экономических норм и правил;

• сопоставление содержания и видов используемых понятий и экономических терминов;

• подбор текстов нормативных актов, тематический подбор международных соглашений;

• оформление результатов исследования.

6. Результаты сравнительного исследования:

• в виде предложений, рекомендаций с целью исключения определенных положений, препятствующих процессу унификации;

• иных итоговых документов, содержащих предложения о путях и способах унификации.

Выводы и предложения

Вступление России в ВТО сопряжено с серьёзными последствиями для Республики Беларусь. Изменения коснутся не только Единого таможенного тарифа, но

и технических регламентов, норм и правил ветеринарного и фитосанитарного контроля, объёма и характера государственной поддержки различных отраслей экономики Беларуси. В ближайшее время республике следует провести детальный анализ существующих в экономической области норм и правил и разработать меры, нивелирующие отрицательное влияние вступления России в ВТО на белорусскую экономику. Всё это вызывает необходимость гармонизации и унификации законодательства Республики Беларусь. Их осуществление будет способствовать мягкому воздействию межгосударственных механизмов на формирование непротиворечивой, согласованной деятельности Беларуси и России в области внешнеэкономических отношений. Унификация собственных норм и стандартов с обязательствами, принятыми Российской Федерацией при вступлении в ВТО, позволит нашей стране привести их в соответствие с международными, повысить конкурентоспособность национальной экономики, осуществить дальнейшую либерализацию торговли, что в будущем даст возможность вступить в ВТО на прозрачных и согласованных условиях и стать полноправным участником многосторонней торговой системы.

С помощью разработанной методики можно выявить расхождения с правоприменительной практикой ВТО как на макроуровне (в области таможенных правил, налогообложения, валютного, ценового и антимонопольного регулирования, страхования), так и на микроуровне (предоставление субъектам хозяйствования индивидуальных льгот по налогам, возмещение процентов за пользование банковскими кредитами, предоставление бюджетных займов, ссуд и т.д.).

Применение на практике положений предлагаемой методики позволяет провести структурный анализ нормативных

актов в экономической сфере Республики Беларусь для определения возможных несоответствий национального законодательства правилам и нормам ВТО с целью

принятия неотложных мер по изменению действующего законодательства и минимизации потерь от вступления Российской Федерации в ВТО.

Литература

1. Всемирная торговая организация [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://wto.org (Дата доступа: 09.06.2012).

2. Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: //www.tsouz.ru (Дата доступа: 09.10.2012).

3. Милашевич, Е.А. Анализ последствий вступления Российской Федерации в ВТО для Республики Беларусь в условиях функционирования ЕЭП / Е.А. Милашевич // Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития: матер. XIII междунар. науч. конф., Минск, 25-26 окт. 2012 г.: в 3 т. / НИЭИ Мин. экон. Респ. Беларусь; редкол.: А.В.Червяков [и др.]. - Мн., 2012. - Т. 2. - С. 66-67.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nalog.gov.by (Дата доступа: 09.10.2012).

5. Центр по изучению вопросов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.regfortrade.ru (Дата доступа: 09.06.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.