М. А. Иванова
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНООРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Работа представлена кафедрой иностранных языков Санкт-Петербургского государственного горного института им. Г. В. Плеханова.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор А. Э. Болотин
В статье приводится определение понятия самообразовательной лингвистической компетенции, рассматриваются условия формирования самообразовательной лингвистической компетенции при профессионально-ориентированном обучении иностранным языкам, представлены структура данной компетенции, предлагаются этапы и технологии процесса формирования данной компетенции.
One of the main tasks of higher technical education is to instruct a student for a continuous educational process in case of teaching English for a specific purpose. The definition of self-educational linguistic competence is given in the article. The author views factors that affect the educational process and considers its techniques.
Исходным пунктом в определении цели обучения иностранным языкам в вузе является социальный заказ общества по отношению к будущим специалистам. Иностранный язык в настоящее время становится атрибутом любой профессии в различных сферах профессиональной деятельности. Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам, Полякова О. Г. рассматривает как обучение, «основанное на учете потребностей учащихся в изучении иностранного языка, диктуемых характерными особенностями профессии или специальности, которые, в свою очередь, требуют его изучения»1. В современных условиях стремительного развития науки, быстрого обновления информации невозможно научить человека на всю жизнь. Важно развить в нем интерес к накоплению знаний, к непрерывному самообразованию, задача вуза - сформировать личность студента - будущего специалиста, способного к саморегуляции именно в сфере непрерывного профессионального самообразования в области иностранных языков. Поэтому необходимо ответить на вопросы, какие знания и умения в области иностранного языка должны быть сформированы у будущего специалиста, для того чтобы он мог комфортно чувствовать себя в современном быстро изменяющемся мире. В связи с этим необходим поиск эффективных технологий и методов обучения иностранным языкам, способствующим формированию самообразовательной лингвистической компетенции у студентов, способных в дальнейшем изучать иностранный язык в своей будущей профессиональной деятельности.
Самообразовательная лингвистическая компетенция - это способность личности к систематически самостоятельно организуемой познавательной деятельности, направленной на продолжение собственного образования в общекультурном и профессиональном аспектах в области иностранного языка. Данного рода компетентность основывается:
• на способности студента, будущего специалиста самостоятельно мыслить, принимать правильное решение, отстаивать свою точку зрения, т. е. у студента должна быть позиция к конструктивной и творческой деятельности;
• на ориентации создания личного образовательного продукта и выстраивании собственных систем знаний и личных способов их получения,
• на опыте самообразовательной деятельности, на стремлении студента расширить свой образовательный потенциал в области иностранного языка, повысить конкурентоспособность на рынке труда, реализовать индивидуальные увлечения.
Лингвистический компонент данной компетенции предполагает совокупность речевых умений (аудирование, говорение, чтение, письмо) и языковых умений (отбор необходимого языкового материала, например, лексического, грамматического или фонетического) и социокультурного. При этом обучающийся должен знать стратегию, как правильно управлять своей деятельностью: контролировать, оценивать и корректировать ее с учетом конкретных условий. Студент должен осознать и выработать свой стиль учебной деятельности (например, индивидуальные способы и приемы усвоения лексических единиц и грамматических явлений), овладевать знаниями, облегчающими ему, например, понимание текстов (предметные знания из областей будущей профессии).
Структура самообразовательной лингвистической компетентности представлена в нашем исследовании как целостная интегративная система, включающая в себя мотивационный, рефлексивный, эмоционально-волевой, когнитивный компоненты. На основании выделенных компонентов и признаков определены критерии, которые являются обобщенными показателями формирования самообразовательной лингвистической компетентности у студентов: ценностно-смысловой, рефлексивный,
владение опытом саморегуляции, прагматический, владение опытом самообучения.
При этом необходимо учитывать, что процесс формирования самообразовательной лингвистической компетенции изучения иностранного языка в профессиональных целях есть сложный процесс перерастания самостоятельной работы студента в самообразование. Суть этого процесса заключается в том, что личность студента является субъектом деятельности по достижению внутренне усвоенных ею целей, которые и составляют мотивационную основу всякой самостоятельной учебной деятельности. Именно в этом заключается коренное отличие самообразования от самостоятельной работы, где преподаватель ставит цели, связанные с необходимостью усвоения учебного материала, и предлагает студентам самостоятельно, т. е. без участия педагога, достичь цели. Процесс формирования самообразовательной лингвистической компетенции в области профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам будет эффективен если:
• осуществляется системная организация, управление и контроль самостоятельной работы в процессе обучения иностранным языкам, обеспечивающая формирование самообразовательной языковой/лингвистической компетенции;
• содержание и процесс обучения реализуется в условиях профессионально-ориентированной среды, релевантной по основным характеристикам профессиональной среде специалиста. Таким образом, обучение будет построено с учетом потребностей студентов и особенностями профессии или специальности.
Таким образом, осуществляется целенаправленное взаимодействие собственной самостоятельной, самоуправляемой учебной деятельности субъекта обучения (обучающегося) и формирующей деятельности субъекта преподавания (преподаватель) в условиях регламентирующего воздействия профессиональной системы образования,
результатом этого взаимодействия является самообразовательная лингвистическая компетенция.
Соответственно для достижения самообразовательной языковой/лингвистической компетенции студенту необходимо ов -ладеть определенными стратегиями самостоятельной работы над языком, которые могут быть условно подразделены на две группы.
К первой группе можно отнести стратегии2, направленные непосредственно на работу с языковым материалом. Это стратегии, которые позволяют студентам:
• правильно осуществлять выбор необходимых языковых явлений (используя, например, антиципацию, выдвижение и проверка гипотез, раскрытие значений слова по контексту и др.) в профессиональноориентированном обучении;
• оптимизировать процессы усвоения языкового материала (например, выделение ключевых слов, подчеркивание или выделение каких-либо слов, предложений и др. в тексте, поиск языковых закономерностей, использование речевых образцов и др.)
• совершенствовать работу памяти (нахождение, например, соответствующих контекстов употребления, повторения, пе-рекомбинирования и др.)
Ко второй группе относятся:
• метакогнитивные стратегии (планирование студентами своей учебной деятельности, реализация учебной деятельности, контроль, самооценка своих результатов обучения);
• социальные (умение взаимодействовать с партнерами по общению, эмпатиче-ские способности и др.);
• аффективные (снятие стресса, ободрение, выражение эмоций, интенций).
Процесс формирования самообразовательной лингвистической компетентности включает следующие этапы: адаптационный, накопления опыта навыков и умений, собственно самообразовательный. Логика процесса предполагает постепенное про-
движение студентов от эпизодических проб и достижений в самообразовательной деятельности в области профессиональноориентированного обучения иностранному языку к выработке их собственной системы приобретения знаний, навыков и умений. Основной целью адаптационного этапа являются актуализация мотивов и поиск смысла в самообразовательной деятельности для профессионально-ориентированного обучения ИЯ. Формирование опыта самообразовательной деятельности начинается с простейших проб самостоятельного целеполагания и реализации образовательных намерений, которые затем вырастают в собственную самообразовательную систему специалиста. Средствами актуализации мотивов самообразовательной деятельности являются поле жизненных и профессиональных проблем; субъективные переживания студентами колли-зийных ситуаций; реализация возможности свободного выбора заданий; оценки своей готовности к выбору образовательной задачи. Этап накопления субъективного опыта состоит в совершенствовании опыта студентов в самообразовательной деятельности, перехода от управляемой деятельности к самоуправляемой. На третьем этапе - собственно самообразовательном - происходит становление устойчивой системы самообразования, при этом осуществляется переход к собственной творческой деятельности. Система самообразовательной деятельности включается в об -раз жизни будущего специалиста, становится доминирующей потребностью, хотя, как показывают наши исследования, до этого уровня доходит в современных условиях сравнительно небольшая группа студентов.
Таким образом, учитывая актуальность подготовки специалистов со знанием иностранного языка и стремление учиться всю жизнь, обновляя и совершенствуя полученные знания, умения и навыки применительно к изменяющимся условиям, а при необходимости и получения дополнительного образования, позволяет нам говорить о формировании у студентов самообразовательной лингвистической компетенции, которая позволяет:
• самостоятельно изучать иностранный язык в профессиональных целях (уметь решать проблемы, самостоятельно заниматься своим обучением, извлекать пользу из опыта, организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их);
• искать (запрашивать различные базы данных на иностранном языке, консультироваться у экспертов, получать и обрабатывать иноязычную информацию);
• думать (организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий, критически относиться к тому или иному аспекту развития общества, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссии и формировать свое мнение, оценивать);
• приниматься за дело (включаться в проект; нести ответственность; уметь организовать свою работу);
• адаптироваться в новых профессиональных ситуациях (умение использовать новые технологии и коммуникации, находить новое решение).
Таким образом, предлагаемая технология формирования данной компетенции позволяет достичь высокого уровня в профессиональной деятельности, может стать гарантом его успеха и социальной защищенности.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Поляков О. Г. Английский язык для специальных целей: теория и практика: Учебн. пособие.
2-е изд. стереотип. М.: НВИ-ТЕЗАУРУС, 2003. С. 4.
2 Галъскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя.
3-е изд. перераб. и доп. М.: АРКЬТИ, 2004. С. 87.