Научная статья на тему 'Основы формирования самообразовательной лингвистической компетенции при профессионально-ориентированном обучении иностранным языкам'

Основы формирования самообразовательной лингвистической компетенции при профессионально-ориентированном обучении иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
402
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова М. А.

В статье приводится определение понятия самообразовательной лингвистической компетенции, рассматриваются условия формирования самообразовательной лингвистической компетенции при профессионально-ориентированном обучении иностранным языкам, представлены структура данной компетенции, предлагаются этапы и технологии процесса формирования данной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the main tasks of higher technical education is to instruct a student for a continuous educational process in case of teaching English for a specific purpose. The definition of self-educational linguistic competence is given in the article. The author views factors that affect the educational process and considers its techniques.

Текст научной работы на тему «Основы формирования самообразовательной лингвистической компетенции при профессионально-ориентированном обучении иностранным языкам»

М. А. Иванова

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНООРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Работа представлена кафедрой иностранных языков Санкт-Петербургского государственного горного института им. Г. В. Плеханова.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор А. Э. Болотин

В статье приводится определение понятия самообразовательной лингвистической компетенции, рассматриваются условия формирования самообразовательной лингвистической компетенции при профессионально-ориентированном обучении иностранным языкам, представлены структура данной компетенции, предлагаются этапы и технологии процесса формирования данной компетенции.

One of the main tasks of higher technical education is to instruct a student for a continuous educational process in case of teaching English for a specific purpose. The definition of self-educational linguistic competence is given in the article. The author views factors that affect the educational process and considers its techniques.

Исходным пунктом в определении цели обучения иностранным языкам в вузе является социальный заказ общества по отношению к будущим специалистам. Иностранный язык в настоящее время становится атрибутом любой профессии в различных сферах профессиональной деятельности. Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам, Полякова О. Г. рассматривает как обучение, «основанное на учете потребностей учащихся в изучении иностранного языка, диктуемых характерными особенностями профессии или специальности, которые, в свою очередь, требуют его изучения»1. В современных условиях стремительного развития науки, быстрого обновления информации невозможно научить человека на всю жизнь. Важно развить в нем интерес к накоплению знаний, к непрерывному самообразованию, задача вуза - сформировать личность студента - будущего специалиста, способного к саморегуляции именно в сфере непрерывного профессионального самообразования в области иностранных языков. Поэтому необходимо ответить на вопросы, какие знания и умения в области иностранного языка должны быть сформированы у будущего специалиста, для того чтобы он мог комфортно чувствовать себя в современном быстро изменяющемся мире. В связи с этим необходим поиск эффективных технологий и методов обучения иностранным языкам, способствующим формированию самообразовательной лингвистической компетенции у студентов, способных в дальнейшем изучать иностранный язык в своей будущей профессиональной деятельности.

Самообразовательная лингвистическая компетенция - это способность личности к систематически самостоятельно организуемой познавательной деятельности, направленной на продолжение собственного образования в общекультурном и профессиональном аспектах в области иностранного языка. Данного рода компетентность основывается:

• на способности студента, будущего специалиста самостоятельно мыслить, принимать правильное решение, отстаивать свою точку зрения, т. е. у студента должна быть позиция к конструктивной и творческой деятельности;

• на ориентации создания личного образовательного продукта и выстраивании собственных систем знаний и личных способов их получения,

• на опыте самообразовательной деятельности, на стремлении студента расширить свой образовательный потенциал в области иностранного языка, повысить конкурентоспособность на рынке труда, реализовать индивидуальные увлечения.

Лингвистический компонент данной компетенции предполагает совокупность речевых умений (аудирование, говорение, чтение, письмо) и языковых умений (отбор необходимого языкового материала, например, лексического, грамматического или фонетического) и социокультурного. При этом обучающийся должен знать стратегию, как правильно управлять своей деятельностью: контролировать, оценивать и корректировать ее с учетом конкретных условий. Студент должен осознать и выработать свой стиль учебной деятельности (например, индивидуальные способы и приемы усвоения лексических единиц и грамматических явлений), овладевать знаниями, облегчающими ему, например, понимание текстов (предметные знания из областей будущей профессии).

Структура самообразовательной лингвистической компетентности представлена в нашем исследовании как целостная интегративная система, включающая в себя мотивационный, рефлексивный, эмоционально-волевой, когнитивный компоненты. На основании выделенных компонентов и признаков определены критерии, которые являются обобщенными показателями формирования самообразовательной лингвистической компетентности у студентов: ценностно-смысловой, рефлексивный,

владение опытом саморегуляции, прагматический, владение опытом самообучения.

При этом необходимо учитывать, что процесс формирования самообразовательной лингвистической компетенции изучения иностранного языка в профессиональных целях есть сложный процесс перерастания самостоятельной работы студента в самообразование. Суть этого процесса заключается в том, что личность студента является субъектом деятельности по достижению внутренне усвоенных ею целей, которые и составляют мотивационную основу всякой самостоятельной учебной деятельности. Именно в этом заключается коренное отличие самообразования от самостоятельной работы, где преподаватель ставит цели, связанные с необходимостью усвоения учебного материала, и предлагает студентам самостоятельно, т. е. без участия педагога, достичь цели. Процесс формирования самообразовательной лингвистической компетенции в области профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам будет эффективен если:

• осуществляется системная организация, управление и контроль самостоятельной работы в процессе обучения иностранным языкам, обеспечивающая формирование самообразовательной языковой/лингвистической компетенции;

• содержание и процесс обучения реализуется в условиях профессионально-ориентированной среды, релевантной по основным характеристикам профессиональной среде специалиста. Таким образом, обучение будет построено с учетом потребностей студентов и особенностями профессии или специальности.

Таким образом, осуществляется целенаправленное взаимодействие собственной самостоятельной, самоуправляемой учебной деятельности субъекта обучения (обучающегося) и формирующей деятельности субъекта преподавания (преподаватель) в условиях регламентирующего воздействия профессиональной системы образования,

результатом этого взаимодействия является самообразовательная лингвистическая компетенция.

Соответственно для достижения самообразовательной языковой/лингвистической компетенции студенту необходимо ов -ладеть определенными стратегиями самостоятельной работы над языком, которые могут быть условно подразделены на две группы.

К первой группе можно отнести стратегии2, направленные непосредственно на работу с языковым материалом. Это стратегии, которые позволяют студентам:

• правильно осуществлять выбор необходимых языковых явлений (используя, например, антиципацию, выдвижение и проверка гипотез, раскрытие значений слова по контексту и др.) в профессиональноориентированном обучении;

• оптимизировать процессы усвоения языкового материала (например, выделение ключевых слов, подчеркивание или выделение каких-либо слов, предложений и др. в тексте, поиск языковых закономерностей, использование речевых образцов и др.)

• совершенствовать работу памяти (нахождение, например, соответствующих контекстов употребления, повторения, пе-рекомбинирования и др.)

Ко второй группе относятся:

• метакогнитивные стратегии (планирование студентами своей учебной деятельности, реализация учебной деятельности, контроль, самооценка своих результатов обучения);

• социальные (умение взаимодействовать с партнерами по общению, эмпатиче-ские способности и др.);

• аффективные (снятие стресса, ободрение, выражение эмоций, интенций).

Процесс формирования самообразовательной лингвистической компетентности включает следующие этапы: адаптационный, накопления опыта навыков и умений, собственно самообразовательный. Логика процесса предполагает постепенное про-

движение студентов от эпизодических проб и достижений в самообразовательной деятельности в области профессиональноориентированного обучения иностранному языку к выработке их собственной системы приобретения знаний, навыков и умений. Основной целью адаптационного этапа являются актуализация мотивов и поиск смысла в самообразовательной деятельности для профессионально-ориентированного обучения ИЯ. Формирование опыта самообразовательной деятельности начинается с простейших проб самостоятельного целеполагания и реализации образовательных намерений, которые затем вырастают в собственную самообразовательную систему специалиста. Средствами актуализации мотивов самообразовательной деятельности являются поле жизненных и профессиональных проблем; субъективные переживания студентами колли-зийных ситуаций; реализация возможности свободного выбора заданий; оценки своей готовности к выбору образовательной задачи. Этап накопления субъективного опыта состоит в совершенствовании опыта студентов в самообразовательной деятельности, перехода от управляемой деятельности к самоуправляемой. На третьем этапе - собственно самообразовательном - происходит становление устойчивой системы самообразования, при этом осуществляется переход к собственной творческой деятельности. Система самообразовательной деятельности включается в об -раз жизни будущего специалиста, становится доминирующей потребностью, хотя, как показывают наши исследования, до этого уровня доходит в современных условиях сравнительно небольшая группа студентов.

Таким образом, учитывая актуальность подготовки специалистов со знанием иностранного языка и стремление учиться всю жизнь, обновляя и совершенствуя полученные знания, умения и навыки применительно к изменяющимся условиям, а при необходимости и получения дополнительного образования, позволяет нам говорить о формировании у студентов самообразовательной лингвистической компетенции, которая позволяет:

• самостоятельно изучать иностранный язык в профессиональных целях (уметь решать проблемы, самостоятельно заниматься своим обучением, извлекать пользу из опыта, организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их);

• искать (запрашивать различные базы данных на иностранном языке, консультироваться у экспертов, получать и обрабатывать иноязычную информацию);

• думать (организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий, критически относиться к тому или иному аспекту развития общества, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссии и формировать свое мнение, оценивать);

• приниматься за дело (включаться в проект; нести ответственность; уметь организовать свою работу);

• адаптироваться в новых профессиональных ситуациях (умение использовать новые технологии и коммуникации, находить новое решение).

Таким образом, предлагаемая технология формирования данной компетенции позволяет достичь высокого уровня в профессиональной деятельности, может стать гарантом его успеха и социальной защищенности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Поляков О. Г. Английский язык для специальных целей: теория и практика: Учебн. пособие.

2-е изд. стереотип. М.: НВИ-ТЕЗАУРУС, 2003. С. 4.

2 Галъскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя.

3-е изд. перераб. и доп. М.: АРКЬТИ, 2004. С. 87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.