Научная статья на тему 'Основы формирования культуры здоровьесбережения и безопасности личности студента'

Основы формирования культуры здоровьесбережения и безопасности личности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Безотосов С. В., Коломок О. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы формирования культуры здоровьесбережения и безопасности личности студента»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПСИХ0Л0ГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Деятельность преподавательского состава главным образом нацелена на овладение методикой формирования здорового образа жизни своих воспитанников через предмет обучения.

Формирование устойчивой здоровьесберегающей среды невозможно без активной деятельности и самих студентов, где вектор их усилий направлен на овладение умениями и навыками здорового образа жизни, способами коррекции своего психолого-физиологического состояния, понимание выполнения того или иного упражнения с точки зрения науки.

Сохранение и укрепление здоровья студентов в системе высшего образования, осуществляемого на основе построения специально организованной здоровьесберегающей среды, обеспечивает решение главной задачи — формирования у студентов устойчивого понимания и значимости ЗОЖ, необходимости занятий физкультурой и спортом без принуждения. И осуществляется все это при выполнении совокупности организационно-педагогических условий, активной мотивации участников образовательного процесса.

Главным условием для формирования здоровьес-берегающей среды в высшем учебном заведении как результат деятельности всего механизма должны стать рост творческих и образовательных достижений студентов и преподавателей, повышение уровня здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса.

Физическое воспитание в вузе — спортивная деятельность, направленная на развитие целостной личности, гармонизацию ее духовных и физических сил, активизацию готовности полноценно реализовать свои силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности. Поэтому состав-

ляющие компоненты здоровьесберегающей среды именно в этой области человеческой культуры наиболее тесно переплетаются друг с другом и находятся в теснейшей взаимосвязи. Формирование такой среды в учебном заведении происходит под влиянием разнообразных и постоянно меняющихся факторов — внешних (социальная, педагогическая и информационная среда; системы управления образованием и т.д.) и внутренних (материально-техническая база, кадровый состав, особенности коллектива).

Эффективность системы здоровьесбережения в физическом воспитании должна обеспечиваться единой образовательной концепцией вуза, где в каждом изучаемом предмете должны быть отражены идеи защиты здоровья студента — будущего специалиста. На занятиях по физическому воспитанию важно учить студентов упражнениям, основанным на здоровье-сберегающих методиках, используемых в учебно-воспитательном процессе для проведения физкультминуток, релаксационных пауз и восстановлений. Среди них можно выделить несколько основных упражнений, способствующих нормализации физического и эмоционального состояния: дыхательная гимнастика, упражнения для профилактики зрительного утомления, упражнения, используемые для профилактики профессиональных заболеваний, психологические игры и упражнения.

Готовность к здоровьесберегающей учебно-воспитательной работе определяется как личностной составляющей, связанной с установкой на собственный здоровый образ жизни, так и профессиональной, которая выражается в осознании проблемы, наличии знаний о формировании здоровья и готовности применить их в своей будущей профессиональной деятельности.

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

С.В. БЕЗОТОСОВ, О.И. КОЛОМОК

Сегодня все более актуальными становятся вопросы обеспечения безопасности образования через создание условий для сохранения жизни обучающихся, воспитанников, реализации их жизненных стратегий и планов. Анализ состояния здоровья обучающейся молодежи свидетельствует о том, что существовавшая ранее система его сохранения подорвана, а основные подходы к созданию новой системы безопасности и здоровьесбережения в учреждениях образования только создаются.

Мы выделяем следующие источники формирования культуры безопасности на основе здоровьесбере-жения.

1. Государственные и общественные интересы,

сформулированные в Конституции РФ и восьми федеральных законах. Важнейшим здесь является требование обеспечить безопасность страны от внутренних и внешних угроз, и оно должно быть, безусловно, выполнено. При этом соответствующие задачи стоят не только перед государственными органами, но и, по словам Президента России, перед каждым гражданином нашей страны.

2. Целевые установки в системе образования с позиции формирования культуры безопасности личности. Понятно, что государство и общество возлагают основные надежды по решению проблемы формирования безопасной личности на учреждения образования. Прежде всего, на систему общего образования и сред-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

него профессионального образования (СПО). Ведь именно эти уровни образования в соответствии с Конституцией РФ (ст. 43) должны быть доступны каждому гражданину. К сожалению, до сих пор не решен вопрос о внесении предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в федеральный компонент стандарта, что с позиции необходимости развития безопасной личности в учреждениях СПО вызывает обоснованные опасения, да и в целом противоречит интересам страны. Вместе с тем важнейшей задачей системы образования остается формирование безопасной личности.

3. Интересы личности: с одной стороны, предполагающие максимальное развитие на основе укрепления здоровья, с другой — снижение рисков за счет сформированных умений грамотного поведения в различных опасных ситуациях. Если задача системы образования по формированию потребности вести здоровый образ жизни, укреплять здоровье не оспаривается, то ответственность системы образования за формирование безопасной личности еще вызывает серьезные дискуссии.

Мы исходим из того, что личность безопасного типа — это личность, ведущая здоровый образ жизни, умеющая оценивать различные ситуации, которые могут нанести ей ущерб; способная грамотно выстраивать собственное поведение в случае угроз. Это личность с четко сформированными установками о необходимости безопасного развития общества и государства, своей роли в этом развитии.

Анализируя необходимые для формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения педагогические условия, следует констатировать, что они связаны с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей, а также с возможностями содержания и организации учебного процесса. Составляющими здоровый образ жизни являются: отказ от вредных привычек (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ), оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, соблюдение личной гигиены, положительные эмоции. Созидательную роль в развитии физического и духовного потенциала личности играет организация досуга, значение которого в развитии культуры безопасности и здоровья трудно переоценить.

Основные задачи, решение которых обеспечивает успешное формирование безопасной личности в свете нашего исследования, сводятся к следующему.

1. Ознакомление с опасностями, несущими угрозу человеку в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера.

2. Изучение и освоение методов и приемов защиты, позволяющих свести к минимуму возможный ущерб личности и обществу.

3. Изучение комплекса проблем безопасности жизни и жизнедеятельности, формирующих у учащихся научные взгляды на главные особенности перехода человечества к устойчивому (ноосферному) развитию.

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

4. Усвоение основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование и реализацию способностей и запросов личности в течение всей жизни.

В контексте понимания необходимости формирования ценностно-смыслового отношения к культуре безопасности и здоровьесбережению личности нами рассмотрены три группы факторов, связанных с образовательным процессом и влияющих на формирование культуры безопасности и здоровьесбережения: гигиенические, касающиеся гигиенических условий образовательного процесса; организационно-педагогические, обусловленные организацией обучения; психолого-педагогические, связанные непосредственно с работой педагогов, администрации, сотрудников образовательного учреждения.

В ходе анализа литературы по вопросам дифференциации роли рассмотренных факторов обнаруживается, что исходя из значимости названных факторов ставятся задачи поэтапной организации работы учреждений образования в сфере формирования культуры безопасности и охраны здоровья: задача-минимум (первичная задача) — защита обучающегося от вредных воздействий; задача-оптимум (вторичная задача) — формирование у учащихся физического, психического, духовно-нравственного здоровья, воспитание у них культуры безопасности и здоровья, а также действенной мотивации на ведение здорового образа жизни.

Практическое обеспечение выделенных направлений, по нашему мнению, должно осуществляться через механизмы, определяющие формирование у участников образовательного процесса целевых установок, направленных на действие всех вместе и каждого в отдельности, чтобы личным интересом была не только индивидуальная, но и совместная безопасность личности и общества в широком смысле — от семьи до всего человечества; осознания того, что безопасность — это не только защищенность общества от военной угрозы, техногенных аварий, катастроф и стихийных бедствий природного происхождения. Она связана с чувствами, представлениями людей, пониманием угроз и опасностей, которые могут исходить от разных источников, в том числе и из духовной сферы; со способностью задумываться над проблемами негативного характера, сохраняя при этом оптимистическое отношение к миру; ответственным отношением к жизни, здоровью, духовному, интеллектуальному и физическому развитию. При этом должны всесторонне рассматриваться вопросы безопасности личности, общества, государства, затрагивающие все направления человеческой жизнедеятельности: от принципов здорового образа жизни и стимулов деятельности до философии бытия; потребности обеспечения гуманитарной безопасности, которая включает в себя преемственность традиций, достижений искусства, исторического опыта России; потребности в организации взаимодействия всех заинтересованных сторон на пути обеспечения культуры безопасности через здоровье-сбережение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.