Научная статья на тему 'ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ БУДДИЗМА: ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ'

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ БУДДИЗМА: ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

1458
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
буддизм / сансара / сознание / пять скандх / махаяна / тхеравада / Четыре благородные истины. / Buddhism / samsara / consciousness / five skandhas / Mahayana / Theravada / Four Noble Truths.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чимитдоржиева Чимиты Тумэновна

в статье рассматривается основы философского учения Будды Шакьямуни. Раскрывается смысл и суть Четырех благородных истин. А также описывается восьмеричный путь достижения нирваны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTALS OF THE PHILOSOPHY OF BUDDHISM: THE FOUR NOBLE TRUTHS

in the article the foundations of the philosophical teachings of Buddha Shakyamuni. The meaning and essence of the Four Noble Truths is revealed. It also describes the eightfold path of attaining nirvana.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ БУДДИЗМА: ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ»

XII Международная научно-практическая конференция УДК 1:294.3

Чимитдоржиева Чимиты Тумэновна Chimitdorzhieva Chimita Tumenovna

Студент Student

Бурятский государственный университет Buryat State University

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ БУДДИЗМА: ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ

FUNDAMENTALS OF THE PHILOSOPHY OF BUDDHISM: THE

FOUR NOBLE TRUTHS

Аннотация: в статье рассматривается основы философского учения Будды Шакьямуни. Раскрывается смысл и суть Четырех благородных истин. А также описывается восьмеричный путь достижения нирваны.

Annotation: in the article the foundations of the philosophical teachings of Buddha Shakyamuni. The meaning and essence of the Four Noble Truths is revealed. It also describes the eightfold path of attaining nirvana.

Ключевые слова: буддизм, сансара, сознание, пять скандх, махаяна, тхеравада, Четыре благородные истины.

Key words: Buddhism, samsara, consciousness, five skandhas, Mahayana, Theravada, Four Noble Truths.

В современном обществе несмотря ни на что, многое опирается на нашу духовную составляющую жизни. Главной проблемой для человека 21 века остается проблема самопознания, поиск ответов на вопросы: кто я, для чего я пришел в этот мир. Поэтому все чаще и чаще люди ищут ответы в религии, философских учениях, которые помогают им обрести истинный смысл их существования. Буддийская философия рассматривает именно «личность» как феномен, состоящий из пяти скандх: форма или по-другому наше физическое тело, восприятие мира, наши чувства, бессознательные впечатления,

Инновационные аспекты развития науки и техники получаемые от первых перечисленных трех скандх, и собственно само «сознание». В переплетении данные понятия как «человек», «Я», «ум», «мышление» и «сознание» стали основным предметом всего буддийского философствования.

Далай-лама всегда проводил различие между буддийской религией и философией. Он говорил, что философия способна покорить сердце каждого, вне зависимости от его вероисповедания и им не придется переходить в религиозный буддизм. Смысл жизни, согласно буддийской философии - это устранение страдания и обретение счастья. Все плохое, в том числе и страдания зарождаются из причин и условий, которые в свою очередь основаны на неукрощенных человеческих мыслях. Как и в прошлом, так и по сей день, причиной многих духовных страданий являются психологические проблемы человека, его эмоциональные «паутины». С буддийской точки зрения, страдания есть всегда, и возможно, поэтому философия буддизма так актуальна, ведь ее знаниями можно пользоваться и в наше время. У нас возникает много проблем из-за того, что мы иррациональны. И мы не всегда находимся в контакте с реальностью. Чтобы получать знания, способные принести нам глубокое понимание мира и себя в нем, достаточно просто переосмыслить свое существование, познать «Четыре благородные истины».

Так что же представляют собой, эти благородные истины? И что они могут дать современному человеку в реальных условиях? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Четыре благородные истины являются концептуальной основой для всей доктрины философского учения. Конечно, существуют различные течения в буддизме, которые по-разному трактуют благородные истины и их применения, например, такие главные существующие школы буддизма как Махаяна, которая распространена

XII Международная научно-практическая конференция в Тибете, Монголии, России, Китае, Северной Индии, Японии. Хинаяна - Индо-Китай, Индия, Цейлон, Сиам, Бирма. Они отражают внутреннюю борьбу разных тенденций, хотя и базируются, как принято полагать, на общей доктрине Четырех благородных истин. Школа тхеравады полагает, что фундаментом всех ответвлений была и остается первая проповедь о Четырех благородных истинах, данная Буддой в Сарнатхе, недалеко от Бенареса (Варанаси) в Индии. Они не могут быть первой ступенью для начинающих буддистов, они сами по себе глубинное учение для постижения на протяжении всей жизни. С точки зрения махаяны полностью просветленный Будда не покидает сансару, но остается в ней из сострадания ко всем живым существам. Четыре благородные истины, нацеленные на прекращение сансары, не дают доктринальной основы для этого воззрения [1, 43-64 с.]

Первая благородная истина звучит так: «Вся жизнь есть страдание: рождение - страдание, болезнь - страдание, не достижение желаемого - страдание, словом, вся привязанность к земному есть страдание». Она сообщает нам о том, что человеческая жизнь пронизана страданием, беспокойством, неудовольствием. Подобно самому бытию, страдание не может иметь начала, оно всегда сопровождает нас повсюду, поэтому не является результатом каких-либо грехов человека. При этом учение не отрицает того, что в жизни есть и более приятные события, сопровождающиеся определенным удовольствием, однако само это удовольствие не является противоположностью страдания.

Вторая истина - это причина нашего страдания. Она гласит, что «причина страдания - желания». Согласно этой истине, причина страданий коренится во влечении, привязанности к жизни. Мы рождаемся и попадаем в круговорот зависимости, мы не получаем то, чего по-настоящему хотим, но получаем то, чего не всегда хотим, поэтому влечение порождает страдание.

Инновационные аспекты развития науки и техники Суть третьей истины - прекращение, освобождение от страданий. Будда утверждает, что существует состояние, в котором страдания больше нет, что этого состояния можно вполне достичь. Для этого наш разум должен полностью освободиться от всех привязанностей и желаний. Нужно обрести подлинное успокоение ума и освобождение от колеса сансары, то есть нирвану. Само слово «нирвана» происходит из санскритского корня «нир», что в переводе означает «угасание». Еще в XIX веке западные исследователи обвиняли буддизм в пессимизме из-за первых двух Благородных истин. Однако учение не указывает на угасание целого бытия, а наоборот угасание страсти, самого желания, ведь для буддистов самым важным постулатом является то, что страдания могут быть прекращены.

Четвертая истина - это восьмеричный путь, ведущий к нирване. В данном случае следует понимать не именно путь, сколько правильное, истинное понимание себя и всего окружающего нас. Будда указывает на путь, на методы прекращения страданий и достижения просветления. Восьмеричный путь содержит в себе восемь принципов, объединяющиеся в три базовые разделы - мудрость, этика и медитация.

Первые два этапа восьмеричного пути заключается в том, чтобы получить правильное воззрение и намерение, они относятся к мудрости. В буддийском смысле следует понимать правильное воззрение как видение жизни относительно Четырех Благородных Истин. Правильное намерение основывается на решимости не только освободиться от страданий, но и первостепенно от причин их возникновения, чтобы встать на путь просветления. Следующий этап -это этап нравственности, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни. Это можно назвать своеобразной моделью поведения. Речь несовместима с ложью, даже в малом ее проявлении, то есть «ложь во благо» все равно является ложью, пустословием, сплетнями, оскорблениями и т.д. Правильное действие обусловлено

XII Международная научно-практическая конференция воздержанием от убийства любых живых существ (даже самых маленьких, например, насекомых), воровства, неприемлемое сексуальное поведение. Образ жизни определяется справедливым и честным поведением.

И заключительный этап - сосредоточение. Его суть состоит в том, что человек, желающий достичь нирваны, должен путем усердия, терпения и концентрации изменить сознание, таким образом поставить себя на истинный путь. Это называется переходом от мирского к сакральному состоянию «бессмертия и свободы».

Библиографический список:

1. Рокотова Н. Религия. Основы буддизма. [Текст] / Н. Рокотова - Москва, 2015. - 128 с.

2. Лысенко В. Г., Терентьев А. А., Шохин В. К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. [Текст] / Москва: «Восточная литература», 1994. - 383 с.

3. Пятигорский А. М. Лекции по буддийской философии. Непрекращаемый разговор. [Текст] / СПб.: Азбука-классика, 2004. - С. 38-102. - 432 с.

4. Ермакова Т., Островская Е., Рудой В. Классическая буддийская философия. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/erosrud/index.htm (дата обращения: 29. 07.2021.)

5. Берзин А.А. Лекция «Актуальность буддизма в современном мире». [Текст] / Киев, 2011

© Ч.Т. Чимитдоржиева, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.