Научная статья на тему 'ОСНОВЫ ЭТНООРГАНОЛОГИИ УЗБЕКСКИХ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ'

ОСНОВЫ ЭТНООРГАНОЛОГИИ УЗБЕКСКИХ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
17
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
узбекские народные музыкальные инструменты / этническая самобытность / традиционность. / uzbek folk musical instruments / ethnic identity / traditionalism.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шарипов Нигматджан Сатибалдиевич

в статье анализированы вопросы основ этноорганологии узбекских народных музыкальных инструментов, приведены исторические данные и рекомендации по изучению данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASES OF ETHNOORGANOLOGY OF UZBEK FOLK MUSICAL INSTRUMENTS

the article analyzes the issues of the foundations of the ethnooganology of Uzbek folk musical instruments, provides historical data and recommendations for studying this problem.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ ЭТНООРГАНОЛОГИИ УЗБЕКСКИХ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»

ОСНОВЫ ЭТНООРГАНОЛОГИИ УЗБЕКСКИХ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ

ИНСТРУМЕНТОВ Шарипов Н.С.

Шарипов Нигматджан Сатибалдиевич - и.о.профессора, кафедра исполнительства на народных инстументах. Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализированы вопросы основ этноорганологии узбекских народных музыкальных инструментов, приведены исторические данные и рекомендации по изучению данной проблемы. Ключевые слова: узбекские народные музыкальные инструменты, этническая самобытность, традиционность.

BASES OF ETHNOORGANOLOGY OF UZBEK FOLK MUSICAL INSTRUMENTS

Sharipov N.S.

Sharipov Nigmatjan Satibaldievich acting professor, DEPARTMENT PERFORMANCE ON FOLK INSTRUMENTS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article analyzes the issues of the foundations of the ethnooganology of Uzbek folk musical instruments, provides historical data and recommendations for studying this problem. Keywords: uzbek folk musical instruments, ethnic identity, traditionalism.

В годы Независимости в Республике Узбекистан последовательно изучаются и исследуются вопросы исполнительства на народных музыкальных инструментах, национальное инструментоведение и его этнические аспекты, проблемы развития данного направления на основе современных требований. В этом отношении определены и реализованы приоритеты, особенно на ближайшие пять лет. Приняты документы стратегического развития отрасли [1].

Современные узбекские народные музыкальные инструменты очень разнообразны и состоят в основном из национальных инструментов. При этом музыкальные инструменты народов мира можно встретить в различных композициях. Стоит упомянуть основные виды узбекских народных музыкальных инструментов:

1. Духовые инструменты:

- Най, Кошнай, Сурнай, Карнай, Буломон, Гажир най

2. Струнно-ударные инструменты:

- Чанг, Конун

3. Плектрные и щипковые инструменты:

- Рубоб, Афгон (Бухоро) рубоб, Танбур, Сато, Уд, Тор (в Хорезме), Дутор, Думбира

4. Ударные инструменты:

Доира, Ногора, Довул, Кайрок, Сафоил

5. Струнно-смычковые инструменты:

Гиджак, Кубуз, Сато

В результате модернизации (30-40-гг. ХХ в.) основных видов инструментов появились такие виды как прима, альтовые, теноровые, басовые и контрабасовые музыкальные инструменты [6]. Таким образом, количество узбекских народных музыкальных инструментов сегодня превысило 30.

Есть несколько факторов, влияющих на этническую жизнеспособность узбекских народных музыкальных инструментов. Обращаем Ваше внимание на такие основные факторы.

1. Доступность исторических источников. Согласно этому фактору, письменные источники узбекских народных музыкальных инструментов имеют тысячилетнюю историю. Эти письменные источники описывают структуру узбекских народных музыкальных инструментов, процесс изготовления, звуковые возможности и исполнительские основы. Например, Абу Наср Фараби (Х век), учитель музыкального искусства не только узбекского, но и всех народов Востока, описал следующие народные музыкальные инструменты в своей книге «Ал-Китоб ал-Кабир ал-мусика» («Большая книга музыки»), большинство которых встречаются и сегодня на практике [2]:

1. Уд 8. Танбур

2. Жалжал (колокол) 9. Маъзиф (цитра)

3. Доира 10. Рубоб

4. Табл 11. Мазмар (дудка)

5. Санж (тарелка) 12. Сурнай

6. Тасфик (ударный инструмент) 13. Най

7. Зафн (кайрок) [7] 14. Шохруд

Или, в стихотворении «Созлар мунозараси» («Диалог музыкальных инструментов») Мавлоно Ахмади (XV век) классифицирует следующие узбекские народные музыкальные инструменты [3]:

1. 2.

3.

4.

Танбур

Уд

Чанг

Кубуз

5. Ётугон (ударный инструмент)

6. Рубоб

7. Гиджак

8. Кунгура (музыкальный инструмент наподобии танбура)

Первый узбекский профессор Абдурауф Фитрат (XX век) в своем труде «Узбек классик мусикаси ва унинг тарихи» («Узбекская классическая музыка и ее история») подробно характеризует следующие узбекские народные музыкальные инструменты [7]:

1. Танбур 8. Кошнай

2. Дутор 9. Сурнай

3. Рубоб 10. Балабон (Буламон)

4. Кубуз 11. Карнай

5. Чанг 12. Доира

6. Гиджак 13. Ногора

7. Най

Следует отметить, что эти исторические источники, которые были написаны через каждые 500 лет, показывают, что основные виды струнных, духовых, смычковых и ударных инструментов узбекского народа сохранились. Этот факт является важным доказательством исторической жизнеспособности узбекских народных музыкальных инструментов в течении долгого времени.

2. Традиционность исполнительства. Согласно этому фактору, исполнительство на узбекских народных музыкальных инструментах на протяжении веков опирается на устои традиционности. Своеобразные особенности этого «фундамента» заключаются в следующем:

- передача основ исполнительства «от наставника к ученику»;

- высокий уровень исполнительских возможностей и звучания узбекских народных музыкальных инструментов;

- последовательное создание музыкальных произведений, учебных и методических пособий;

- широкое применение узбекских народных музыкальных инструментов в составах ансамблей и оркестров;

- совместимое отношение как сольному, так и коллективному исполнительству на узбекских народных музыкальнах инструментах.

Все это важные факторы. Как известно, правильная настройка струн музыкального инструмента имеет решающее значение для умелого исполнения. В этом смысле этому вопросу веками уделялось серьезное внимание, и до сих пор его не забывают. Например, Абу Наср Фараби (X век) показал, что музыкальные инструменты Танбур и Уд настривали девятью разными способами тысячу лет назад [5]:

I. Настройка Танбура

1. Унисон

2. Лимма

3. Двойная лимма

4. Машхур (знаменитая)

5. Нажар (популярная)

6. Настройка Уд и Танбура (3/4)(в центах)

7. Квинтовая

8. Септимовая

9. Октавная

II. Настройка муз.инструмента Уд

1. Популярная

2. Квинтовая

3. Малой сексты

4. Большой сексты

5. Большой септимы

6. Малой септимы

7. Октавная

8. Большой секунды

9. Большой терции

Это свидетельствует о том, что еще в те далекие времена обращали серьезное внимание на исполнительство на народных музыкальных инструментах на научной основе. Или, одним из основ этнической жизнеспособности народных музыкальных инструментов является наличие народных мелодий (песен). Например, один из джадидских просветителей Гулом Зафари (XX век) в своей произведении «Шарк куйлари ва чолгулари» («Восточные мелодии и музыкальные инструменты») перечисляет названия около 300 народных мелодий, столетней давности [5]. Следует отметить, что около 100 этих народных мелодий, такие как «Тановар», «Рохат», «Куча боги», «Чули ирок» и другие, используются до сих пор.

Все это свидетельствует о том, что узбекское народное инструментальное исполнительство стало этнически жизнеспособным на основе традиций.

3. Практичность преемственности. Одним из основ этнического выживания узбекских народных музыкальных инструментов - практика преемственности. Согласно этой практике поиск, выявление, воспитание и развитие талантливой молодежи как зрелых музыкантов стали важным опытом в дальнейшем развитии исполнительства на узбекских народных музыкальных инструментов. В этой связи Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев выступил с инициативой в 2019 году «научить каждого выпускника общеобразовательных школ игре на музыкальном инструменте». Эта инициатива решительно поддержана обществом и превратила работу по выявлению талантливой молодежи с музыкальными способностями в общенациональное движение и дала качественный импульс дидактике предмета «Музыкальная культура», преподаваемого в 1-7-классах.

Сегодня в стане действует более 300 детских музыкальных школ и школ искусств, более 10 колледжей музыки и искусств, около 10 высших музыкальных образовательных учреждений. Пятьдесят процентов контингента этих музыкальных образовательных учреждений составляют обучающиеся по направлению исполнительства на узбекских народных музыкальных инструментов.

Практическая преемственность исполнительства на узбекских народных музыкальных инструментах имеет своеобразные особенности. Основными особенностями этих функций являются:

- добровольный выбор музыкальных инструментов молодыми людьми;

- передача исполнительсеого опыта и навыков молодежи по традиции «Устоз-шогирд» («Наставник-ученик»);

- наряду с народным и классическим наследством дать молодежи знания и навыки современного музыкального образования;

- организация музыкальное образования индивидуально и в группах;

- поддержка молодежного творчества;

- трудоустройство молодых выпускников.

Ведь именно эти три важных фактора лежат в основе этнической жизнеспособности узбекских народных музыкальных инструментов.

В то же время с точки зрения этноорганологии в вопросах узбекских народных музыкальных инструментов есть определенные проблемы, и важно найти их решения. Основными такими проблемами являются:

1) сохранение национальных резонансных черт модернизированных узбекских народных музыкальных инструментов;

2) планомерная организация производства узбекских народных музыкальных инструментов в стране на научной основе с участием народных мастеров;

3) восстановление вышедших из обихода узбекских народных музыкальных инструментов и исполнительство на них;

4) начать подготовку профессиональных мастеров по изготовлению национальных музыкальных инструментов;

5) организовать деятельность научной лаборатории узбекских народных музыкальных инструментов с учетом современных требований;

6) налаживание международного сотрудничествв этноорганологии.

В нашей стране есть возможности для решения этих проблем. Основные такие возможности:

- наличие социальных, экономических ва политических основ развития музыкального искусства [1];

- достаточность научных, педагогических и практических специалистов в области музыкального искусства;

- высокий интерес к музыкальному искусству в стране;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- приоритет стремления к международному сотрудничеству в развитии музыкального искусства.

Эти возможности станут основой для решения этноорганологических проблем узбекских народных музыкальных инструментов.

Проблемы этноорганологии требуют совместного решения недостатков отечественного музыкального искусства. В связи с этим необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

- принятие народных музыкальных инструментов одной страны как национальное и всемирное достояние;

- соблюдение принципа принципа «единство во множественном числе» в вопросах национальных инструментов;

- сравнительное изучение анологичных типов национальных музыкальных инструментов в других странах и применение их результатов на практике;

- включение некоторых чисто этнических музыкальных инструментов в специальный репрензативный список ЮНЕСКО.

Такой подход позволяет решить проблемы этноорганологии народных музыкальных инструментов на современном уровне.

Таким образом, этническая жизнеспособность узбекских народных музыкальных инструментов важна, поскольку они имеют научную и практическую основу. Узбекистан - многонациональной страна, которая включает в себя следующее как часть общекультурного наследия:

- бережное сохранение и передача каждого этнического музыкального инструмента следующему поколению;

- последовательное понимание истории и современности музыкальных инструментов;

- широкая популяризация национального музыкального исполнительства;

- регулярное изучение достижений инструментального исполнительства народов мира.

Список литературы /References

1. Концепция развития культуры Республики Узбекистан (28 ноября 2018 г.). // www. ZiyoNet.uz

2. Абу Наср аль-Фараби. Большая книга музыки. // Даукеева А. Музыкальная философия Абу Насра аль-Фараби. - Алма-Ата, 2002. Приложение 2. - стр. 146-221.

3. Ахмади М. Созлар мунозараси (Диалог музыкальных инструментов). // Муборак мактублар. - Ташкент, стр. 263-272.

4. Зафари Г. Асарлар (Произведения). - Ташкент, 2018.

5. Матякубов О. Фараби об основах музыки Востока. - Ташкент, 1986.

6. Петросянц А. Инструментоведение. - Ташкент, 1990.

7. Фитрат А. Узбек классик мусикаси ва унинг тарихи (Узбекская классическая музыка и ее история). -Ташкент, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.