4. ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ, УЧЕТ, ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
4.1. ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОЙ АКЦИЗНОЙ ПОЛИТИКИ НА ТАБАЧНУЮ ПРОДУКЦИЮ
Караев Алан Канаматович, доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник Департамента общественных финансов
Место работы: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
a_k58@mail.ru
Мельничук Марина Владимировна, доктор экономических наук, профессор. Директор Центра инновационных языковых стратегий. Профессор Департамента языковой подготовки Место работы: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
mvmelnichuk@gmail.com
Аннотация: В работе проведен анализ результатов количественной оценки оптимального уровня налогообложения табачной продукции, а также предложены рекомендации для налоговых и финансовых исполнительных органов Российской Федерации по формированию эффективной акцизной политики. Рассмотрена методика определения оптимальных ежегодных темпов роста налоговых поступлений от ежегодных темпов роста акцизов на табачную продукцию. В работе дается обоснование эффективности введения минимальной розничной цены на табачную продукцию для адекватной оценки индикатора наличия контрафактной продукции в розничной торговле. Для количественной оценки этого индикатора учтен также такой важный фактор как ценовая доступность одной пачки сигарет, которая определяет способность потребителя приобретать этот товар в зависимости от его цены и личного располагаемого дохода потребителя - ключевой элемент, позволяющий предсказать вероятность возникновения незаконной торговли в стране.
Ключевые слова: акцизная политика, эконометрические модели, ценовая доступность, незаконная торговля, табачная продукция.
BASICS OF EFFECTIVE EXCISE POLICY ON TOBACCO PRODUCTS
Karaev Alan K., Doctor of Engineering, professor, Chief researcher, Department of Public Finance Work place: Financial University under the Government of the Russian Federation
a_k58@mail.ru
Melnichuk Marina V., Doctor of Economics, professor. Director of the Centre for Innovative Linguistic Strategies. Professor of the Foreign Languages Department
Work place: Financial University under the Government of the Russian Federation
mvmelnichuk@gmail.com
Annotation: The paper analyzes the quantitative evaluation of the optimal level of taxation of tobacco products, as well as provide recommendations for tax and financial executive authorities of the Russian Federation on the formation of an effective excise policy. The method of determining the optimal annual growth rate of tax revenues from the annual growth rates of excise duties on tobacco products is considered. The paper gives a substantiation of efficiency of introduction of the minimum retail prices for tobacco products for an adequate assessment of the availability of the indicator of counterfeit products in the retail trade. To quantify this indicator is considered as such an important factor, as the affordability of a pack of cigarettes, which determines the ability of consumers to purchase this product, depending on its price and the personal disposable income of consumers - a key element that allows us to predict the likelihood of illegal trade in the country.
Keywords: excise policy, econometric models, affordability, illegal trade of tobacco products.
Акцизы на табачные изделия являются важным источником налоговых поступлений для большинства стран мира [4]. Правительства многих стран облагают табачные изделия акцизным налогом для реализации своих фискальных задач и целей общественного здравоохранения [2, 6]. В большинстве случаев, при повышении ставок акциза на табачные изделия доход государства возрастает. Однако, появляется все больше примеров, когда в таких странах, как, например, Великобритания и
Ирландия, при достижении уровнями налогообложения запретного диапазона кривой Лаффера, поступления от налогов начинают резко снижаться. Более того, если потребители начнут отдавать предпочтение продуктам с более низкими акцизами или перейдут на черный рынок, повышение налоговых ставок может и не привести к сокращению количества курильщиков.
Проблемы экономики и юридической практики
Как известно, механизм прямого регулирования цен на табачные изделия через директивное установление размера и темпов роста акциза является нерыночным. Для анализа и прогнозирования влияния нерыночных механизмов воздействия на рынок можно использовать лишь ограниченный набор методов, включая экспертный и сценарный анализ.
Основная цель исследований заключалась в том, чтобы определить воздействие акцизной политики на потребление сигарет и налоговые доходы правительства. Для этого были выполнены эконометрические оценки трех главных уравнений для табачной промышленности России: функции спроса, уравнения цен и кривой Лаффера. Функция спроса отражает взаимоотношение между потреблением сигарет, с одной стороны, и ценой сигарет, а также другими воздействующими на спрос факторами, с другой. К числу этих факторов были отнесены доходы потребителей, чтобы определить эластичность спроса в зависимости от дохода, а также специальная переменная - ценовая доступность, которая позволяет определять воздействие акцизной политики на объемы контрабанды сигарет в России.
Ценовое уравнение позволяет определять основные факторы, воздействующие на цены сигарет в России. Цена выражена как функция ставки акцизного налога и курса обмена рубль/доллар, где этот курс используется как показатель (proxy) стоимости основного импортного компонента (то есть табачного сырья) в процессе производства. Учитывая функцию спроса, уравнение цены позволяет определять взаимозависимость между ставкой акцизного налога и спросом на сигареты. Наконец, кривая Лаффера используется для оценки взаимоотношения между ставкой акцизного налога и доходами от налогов. Использование концепции «кривой Лаффера» позволяет определить критический порог скорости роста цены (акцизов), после которой рынок не успевает адаптироваться и, как следствие, начинает «сжиматься», что приводит к падению налоговых поступлений (по совокупности факторов, включая рост теневого рынка, падение спроса, падение производства и т.д.).
Исходные данные1. В таблицах 1 и 2 представлены исходные данные, характеризующие динамику (с 2004 года по 2013 год): объема продаж сигарет, в млрд. штук- DomSales; средне розничную цену пачки сигарет - WgtPrice; обменный курс доллара к рублю - ExchgRate; ежегодный личный располагаемый доход на душу населения, в долларах США - Hincome; акцизы на сигареты, руб. за 1000 штук - ExcTaxRate; долю расходов на приобретение 100 пачек сигарет в ежегодном личном располагаемом доходе, в %- afford; доход бюджета от сбора акцизов на сигареты, в млрд. руб, Gvtrevenue .
Даже предварительный анализ приведенных данных показывает, что постоянный рост дохода на душу населения привел к тому, что потребители «не заметили» повышения цен. Средняя цена на пачку выросла в 3,7 раза, доход - в рублях - 4,6 раза. При этом доля расходов на приобретение табачных изделий в бюджете практически упала на 20% - с 1,83% до 1,47%. Размер акциза вырос за 10 лет в 12 раз, доходы бюджета за тот же период выросли в 10 раз. Потребление стало существенно снижаться лишь в 2013 году. Таким образом, рынок фактически находился в равновесном состоянии с практически нулевой эластичностью.
1 Данные взяты из источника агентства Nielsen http://www.nielsen.com/ru/
Таблица 1
Ключевые параметры для построения эконометрической модели
Значение параметра 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
объем продаж сигарет, в млрд штук 305,57 314,38 341,24 335,9 331,86 316,44 295,54 288,49 283,62 264,29
средне розничная цена пачки сигарет 11,7 13,2 13,9 15,6 18,4 21,8 24,8 29,7 35 43,2
обменный курс доллара к рублю 27,75 28,78 26,33 24,55 29,38 30,24 30,48 32,2 30,37 32,73
ежегодный личный располагаемый доход на душу населения, вдолларах США 2300 3000 3950 5000 6700 5300 6750 7500 8350 9000
ежегодный личный располагаемый доход на душу населения, в рублях 63825 86340 104004 122750 196846 160272 205740 241500 253590 294570
акцизы на сигареты, руб за 1000 штук 60 65 78 115 142 177 250 360 490 730
доля расходов на приобретение 100 пачек сигарет в ежегодном располагаемом доходе в % 1,83% 1,53% 1,34% 1,27% 0,93% 1,36% 1,21% 1,23% 1,38% 1,47%
доход бюджета от сбора акцизов на сигареты, в млрд руб, 23,567 28,883 35,465 49,346 63,808 78,261 106,34 139,54 181,92 250,48
Таблица 2
Динамика изменения год/году показателей модели
Темп роста 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2013/2004
объем продаж сигарет, в млрд штук 102,9% 108,5% 98,4% 98,8% 95,4% 93,4% 97,6% 98,3% 93,2% 86,5%
средне розничная цена пачки сигарет 112,8% 105,3% 112,2% 117,9% 118,5% 113,8% 119,8% 117,8% 123,4% 369,2%
обменный курс доллара к рублю 103,7% 91,5% 93,2% 119,7% 102,9% 100,8% 105,6% 94,3% 107,8% 117,9%
ежегодный личныи располагаемый доход на душу населения, в долларах США 130,4% 131,7% 126,6% 134,0% 79,1% 127,4% 111,1% 111,3% 107,8% 391,3%
ежегодный личный располагаемый доход на душу населения, в рублях 135,3% 120,5% 118,0% 160,4% 81,4% 128,4% 117,4% 105,0% 116,2% 461,5%
акцизы на сигареты, руб за 1000 штук 108,3% 120,0% 147,4% 123,5% 124,6% 141,2% 144,0% 136,1% 149,0% 1216,7%
доля расходов на приобретение 100 пачек сигарет в ежегодном располагаемом доходе в % 83,4% 87,4% 95,1% 73,6% 145,5% 88,6% 102,0% 112,2% 106,3% 80,0%
доход бюджета от сбора акцизов на сигареты, в млрд руб, 122,6% 122,8% 139,1% 129,3% 122,7% 135,9% 131,2% 130,4% 137,7% 1062,9%
Модели исследования
Функция спроса. Для анализа рынка легальных продаж сигарет в данной работе, так же, как и в работе [5], была использована следующая эконометрическая модель: Log(DomSale)t = a0+a1*Log(WgtPr¡ce)t +a2*Log(H¡ncome)t (1)
Эта модель отражает зависимость между объемами легальных продаж сигарет (DomSale ) со средней взвешенной ценой сигарет (WдtPr¡ce) и личным располагаемым доходом потребителей (НПсоте). Применение операции логарифмирования к обеим частям регрессионного уравнения, позволяет, во-первых, определить эластичность объема продаж в зависимости от изменения цены и располагаемого дохода потребителя, а также, во-вторых, сгладить значительные колебания переменных и предотвратить гетероскедастичность и автокорреляцию в ошибках.
Уравнение цены. Для анализа возможной зависимости средневзвешенной цены продажи пачки сигаре (WgtPr¡ce) от личного располагаемого дохода потребителя (Нпсоте), курса обмена доллара к рублю (ExchgRate) и изменения ставки акциза сигарет (ExcTaxRate) была использована следующая эконометрическая модель: Log(WgtPr¡ce)t =
=a0+a1*Log(H¡ncome)t+a2*Log(ExchgRate)t+a3*Log(ExcTaxRate)t+et (2)
Доходы бюджета от сбора табачных акцизов. Для анализа возможной зависимости между объемом акцизных сборов от реализации табачной продукции на рынке легальных продаж сигарет (Gvtrevenue) от средневзвешенной розничной ценой на табачную продукцию на российском рынке (WgtPr¡ce) и от личного располагаемого дохода потребителя (H¡ncome) была использована модель:
Log(Gvtrevenue)t = а0+а1 *Log(WgtPr¡ce)t +a2*Log(H¡ncome)t +et (3) Результаты исследования
Полученные результаты решения регрессионных уравнений (1)-(3) представлены в таблицах 3-5.
Как видно из таблицы 3, эластичность объема легальных продаж сигарет в России в период 2004 - 2013 годов относительно цены сигарет равняется 0,395. Это означает, что 10-процентное увеличение реальной цены вызовет 3,95-процентное уменьшение объема легальных продаж сигарет. Эластичность объема продаж сигарет по располагаемому
доходу является положительной и равняется 0,23, что можно интерпретировать следующим образом: 10-процентное увеличение реального располагаемого дохода потребителей ведет к 2,3-процентному увеличению объема продаж сигарет. Следовательно, если доходы россиян растут, то будет увеличиваться потребление сигарет, что будет приводить к росту объема продаж.
Как следует из таблицы 4, эластичность цены пачки легально продаваемых сигарет в России в период 2004 - 2013 годов относительно личного располагаемого дохода положительна, но имеет довольно незначительное значение 0.005, что означает, что 10-процентное увеличение личного располагаемого дохода вызовет лишь 0,5-процентное увеличение цены пачки сигарет. Эластичность цены пачки сигарет относительно курса обмена является положительной и равняется 0,4, что означает следующее: 10-процентное увеличение курса обмена ведет к 4-процентному повышению цены пачки сигарет. Это связано с тем, что по мере изменения курса обмена меняется и цена (на рынке России) импортного табачного сырья, используемого в производстве сигарет. Кроме того, работающие в России транснациональные табачные корпорации заинтересованы в доходах в иностранной валюте и поэтому они могут корректировать цены в зависимости от курса обмена. Эластичность цены пачки сигарет относительно изменения ставки акцизного налога является также положительной и равняется 0,48, что означает следующее: 10-процентное увеличение ставки акциза ведет к повышению цены пачки сигарет на 4,8%. Ставки акцизных налогов в России определяются законодательно. Используемая в наших оценках ставка акцизного налога представляет средневзвешенную ставку акцизного сбора для сигарет с фильтром и без фильтра. Для расчета использовались доли сигарет с фильтром и без фильтра в производстве.
Из таблицы 5 следует, что эластичность акцизных табачных доходов бюджета России в период 2004 - 2013 годов относительно розничной цены пачки сигарет имеет довольно большое значение 1,396, что означает, что 10-процентное увеличение розничной цены пачки сигарет вызовет почти 14-процентное увеличение акцизных табачных доходов бюджета России. Эластичность акцизных табачных доходов бюджета относительно личных доходов потребителей также является положительной и равняется 0,37, что означает: 10-процентное увеличение личного располагаемого дохода потребителей сигарет ведет к росту акцизных табачных доходов бюджета на 3,7%.
Таблица 3
_Результат численного решения уравнения (1)_
1а£@отЗае)1=
=2.79-0.395*Lag(WgtPrice)t+0.23*Lag(Шncome)t (0.138) (0.075) (0.065)
В скобках - стандартная ошибка.
Я2 =0.89, DW =2.24_
Таблица 4
Результат численного решения уравнения (2)
Таблица 5
Результат численного решения уравнения (3)
Оптимальный уровень налогообложения
Кривая Лаффера. Проведем оценку возможности перехода потребителей к более дешевой продукции или к черному рынку при повышении уровня налогообложения. В своей работе «Пособие по налогообложению в табачной отрасли - теория и практика» А. Лаффер отмечает, что акцизы на табачные изделия являются важным источником налоговых поступлений для большинства стран мира» [4]. Правительства многих стран облагают табачные изделия акцизным налогом для реализации своих фискальных задач и целей общественного здравоохранения. Поскольку задачу сокращения количества курящих нельзя недооценивать, подход этого исследователя оказывается полезным для общества и правительства, заинтересованных в формировании политики табачного налогообложения, предполагающей использование акциза в качестве решения проблемы курения. В качестве вывода в этой работе отмечается, что уникальные аспекты структуры налогообложения и конкретного экономического окружения делают нецелесообразным применение бланкетного подхода к уровням или системам налогообложения. Вместо этого, правительству следует индивидуализировать свою налоговую политику в табачной отрасли, учитывая целый ряд различных факторов. «Следует дважды подумать, прежде чем усиливать международное давление для создания всеобъемлющей структуры налогообложения в табачной индустрии во всех странах мира, - отмечается в этой работе. Один размер подходит отнюдь не всем. Регулирование и налогообложение табачной отрасли - вопросы очень сложные и требуют взвешенного анализа целого ряда различных политических, экономических и демографических факторов»2.
Кривая Лаффера (Laffer Curve) иллюстрирует взаимоотношения между налоговыми ставками и поступлениями от налогов. В большинстве случаев, при повышении ставок акциза на табачные изделия прибыли государства возрастают. Однако, появляется все больше примеров, когда в таких странах, как, например, Великобритания и Ирландия, показатели Кривой Лаффера переходят в так называемый «запретный диапазон». Очевидно, что резкое повышение налоговых ставок может быть контрпродуктивным. При достижении уровнями налогообложения запретного диапазона кривой Лаффера поступления от налогов начинают резко снижаться. Более того, если потребители начнут отдавать предпочтение продуктам с более низкими акцизами или перейдут на черный рынок, повышение налоговых ставок может даже не привести к сокращению количества курильщиков.
В исследовании Лаффера содержатся рекомендации для налоговых и финансовых исполнительных органов власти, а также правительств по конструктивному формированию систем налогообложения на основании четырех принципов, перечисленных ниже:
1. Четкое разграничение категорий продуктов - точная категоризация табачной продукции с постоянным обновлением созданных категорий позволит избежать потери налоговых поступлений в различных «лазейках».
2. Устойчивые структуры налогообложения - структура акцизных налогов должна предполагать стабильные и прогнозируемые сборы и, по мере возможностей, обеспечивать преобразование растущих акцизных сборов в повышение налоговых поступлений в государственный бюджет.
2 там же
Log(Gvtrevenue)t=
=-1.82+1.40*Log(WgtPrice)+0.370*Log(Hincome)[
(0.216) (0.117) (0.102) В скобках - стандартная ошибка. R2 =0.91, DW =2.15_
Log(WgtPrice)t=
=1.047+0.005*Log(Hincome)t++0.40*Log(ExchgRate)t+0.476*Log(ExcTaxRate)t (0.625) (0.003) (0.173) (0.038)
В скобках - стандартная ошибка.
R2 =0.93, DW =2.41_
Проблемы экономики и юридической практики
3. Оптимальные или близкие к оптимальным уровни налогообложения - во избежание перехода потребителей к более дешевой продукции или к черному рынку, при повышении уровня налогообложения следует обеспечивать применение оптимальных или близких к оптимальным ставок для каждой конкретной категории продукции.
4. Эффективная система сбора - максимальное сокращение административных обязанностей налогоплательщика и налоговых инспекторов, а также обеспечение эффективной оплаты акцизных сборов на табачные изделия производителями и импортерами.
Для количественной оценки оптимального или близкого к оптимальному уровню налогообложения табачной продукции в работе была использована методика определения динамической точки Лаффера, предложенная Е. Балацким [1], в которой констатируется параболическая зависимость относительного изменения налоговых поступлений за контрольный период времени - x, от скорость изменения налоговой ставки за контрольный период времени - q , в виде выражения:
x = a*q+b*qA2 (4)
где: a* и b* - оцениваемые параметры. В этом случае в правой и левой частях регрессионного соотношения (4) находятся величины, имеющие одинаковые порядок и размерность, исчисляющиеся в процентах. Расчеты показывают универсальность зависимости (4), дающую хорошую аппроксимацию моделируемого процесса. Как видно из таблицы 6, используя соотношение (4) - параболическую зависимость между процентными изменениями бюджетных доходов от процентных изменений акцизных табачных налогов удалось получить количественные оценки их оптимальных значений:
q* ~ 41.66% и x* ~ 144%. То есть, если ежегодно поднимать акциз на табачные изделия со скоростью большей 40%, то бюджетные доходы от акцизов начнут падать. При этом максимальный ежегодный рост доходов от продажи табачных изделий на внутреннем российском рынке может быть не более 40%.
Оценка минимальной розничной цены пачки сигарет
Проведем оценку эффективности введения минимальной розничной цены на табачную продукцию как индикатора присутствия контрафактной продукции в розничной торговле. При установлении акцизных ставок на сигареты необходимо учитывать такой важный фактор, как ценовая доступность, которая определяет способность потребителя приобретать тот или иной товар в зависимости от его цены и личного располагаемого дохода потребителя. Многочисленные исследования показывают, что уровень ценовой доступности - ключевой фактор, который позволяет предсказать вероятность возникновения незаконной торговли в стране.
В работе была использована переменная, которая равна доли расходов на приобретение 100 пачек сигарет в ежегодном личном располагаемом доходе потребителя сигарет - afford. Для анализа рынка продаж сигарет с учетом фактора ценовой доступности в работе была использована следующая регрессионная модель, которая отражает зависимость между объемом легальной продажи сигарет и ценовой доступностью -долей расходов на покупку 100 пачек сигарет в личном располагаемом доходе потребителя:
Log(DomSale)t = a0+a1 *Log(afford)t +et (5)
Полученный результат решения регрессионного уравнения (5) представлен в таблице 7. Как следует из этой таблицы, эластичность объема легальных продаж сигарет в России (2004-
2013 годы) относительно ценовой доступности сигарет равняется приблизительно -0,136. Это означает, что 10-процентное увеличение доли расходов на приобретение 100 пачек сигарет в личном располагаемом доходе потребителя вызовет 1,36-процентное уменьшение объема легальных продаж сигарет и, соответственно, к росту нелегальной продажи сигарет.
Кроме того, была использована следующая параболическая модель зависимости объема продаж сигарет DomSale от ценовой доступности afford:
(DomSale), = a0+ a1 *(afford)t +a2 *(afford),A2 (6)
Численное решение этого уравнения позволяет найти экстремальное значение розничной продажной цены, выше которой объемы легальных продаж падают, уступая место контрабандной продукции. Результат решения регрессионного уравнения (6) представлен в таблице 8. В результате решения регрессионного уравнения (6) была определена экстремальная величина afford*=1.5%, которая позволяет определить минимальную розничную цену продажи пачки сигарет: MinPr/ce = (afford*)(Hincome).
Из анализа уравнений (5) и (6) следует, что оценка MinPr/ce -оценка минимальной розничной цены пачки сигарет - является верхней границей розничной цены легальной продажи сигарет и если законодательно установить минимальную розничную цену выше значения M/nPr/ce, то это будет приводить только к падению объемов легальных продаж и к росту нелегальных продаж сигарет. На рисунке 1 приведены динамика изменений средней розничной и минимальной цены продажи пачки сигарет на протяжении периода 2004-2013 годов. Из рисунка 1 видно, что, начиная с 2005 года выполнялось условие, когда средняя розничная цена была меньше минимальной розничной цены, но разница между ними постепенно сокращается и уже в 2014 году эта разница меняет знак - уже минимальная розничная цена становится больше средней розничной, что неминуемо приводит к сокращению объема легальных продаж из-за того, что ценовая доступность перейдет в запретную критическую область, которая определяется неравенством afford < 1.5%. О резком росте нелегальной табачной продукции на российском рынке, начиная с 2014 года, свидетельствуют многочисленные результаты обзора этого рынка [3].
Таблица 6
Результат численного решения уравнения (4)_
x, = 7.03*q, - 0.084*q, A2
(0.454) (0.011)
В скобках - стандартная ошибка.
R2 =0.87, DW=1.96
Следует заметить, что:
Xt=1+ [(Gvtrevenue),-(Gvtrevenue), i] /(Gvtrevenue),;
q, = [(ExcTaxRate), - (ExcTaxRate),. i] /(ExcTaxRate),
Таблица 7
Результат численного решения уравнения (5)
Таблица 8
Результат численного решения уравнения (6)
(DomSale), = 610.-388. '(afford), +119. '(afford),Л2
(342.) (117.) (62.) В скобках - стандартная ошибка. R2 =0.91, DW =2.15_
Log(DomSale), = 2.77- 0.136*Log(afford),
(0.532) (0.023) В скобках - стандартная ошибка. R2 =0.83, DW =2.08_
- Средняя розничная цена 1 пачки в 20 сигарет,рублей
- Минимальная розничная цена 1 пачки в 20 сигарет,рублей
Rub
Рисунок 1. Динамика средней и минимальной розничной цены пачки сигарет
Необходимо учитывать тот факт, что ценовая доступность сигарет в различных исследованиях определяется исходя из разного количества потребляемых пачек сигарет в год. Напомним, что в представленной работе ценовая доступность определяется как доля расходов на приобретение 100 пачек сигарет в ежегодном располагаемом личном доходе (РЛД) потребителя этой продукции. Аналогичной методики определения ценовой доступности придерживаются в работе [7], в которой ценовая доступность сигарет в США также определяется из расчета доли расходов на приобретение 100 пачек сигарет в ежегодном РЛД и, как свидетельствуют результаты этой работы, диапазон изменений ценовой доступности в этой работе простирается от 0.9%РЛД в 1970 году до 1.8%РЛД в 2008 году. Таким образом, результаты расчета ценовой доступности сигарет в настоящей работе для России и в аналогичной работе для США совпадают и имеют одинаковый диапазон изменений.
С другой стороны, в совместном исследовании ITIC и Oxford Economics изучали покупательную способность в разных странах и разработали схожий с известным "Индексом Биг Мака" индекс ценовой доступности сигарет, колебания которого стимулируют спрос на дешевый незаконный продукт и провоцируют развитие нелегального рынка. В этом исследовании индекс ценовой доступности сигарет определялся как процент от ежедневного располагаемого дохода, необходимого для покупки пачки сигарет из 20 штук. Было установлено, что во всех странах, где этот показатель находится на высоком уровне -более 6%, наблюдается рост доли нелегального рынка.
Как было показано в этой работе, в России сегодня средний потребитель тратит на пачку сигарет примерно от 5% до 6% своего ежедневного личного располагаемого дохода. При таком уровне расходов у него не возникает желания искать дешевые сигареты на черном рынке.
Для того чтобы совместить результаты расчета ценовой доступности сигарет в настоящей работе для России и в работе ITIC+ Oxford Economics, необходимо заметить, что в работе ITIC+ Oxford Economics ценовая доступность сигарет в России определяется как доля расходов на приобретение 1 пачки сигарет в ежедневном личном располагаемом доходе курильщика и она имеет значение чуть более 5% ежедневного РЛД. То есть нявно предполагается, что в год потребляется курильщиком 365 пачек сигарет. В настоящей работе ценовая доступность сигарет в России определяется из расчета доли расходов на приобретение 100 пачек сигарет в ежегодном личном располагаемом доходе курильщика и она равна 1.5% ежегодного РЛД. Если в методике определения ценовой доступности сигарет, используемой в настоящей работе, вместо 100 пачек использовать 365 пачек в год, то получим значение ценовой доступности сигарет чуть более 5% ежегодного РЛД,
такое же, как и в работе ITIC+ Oxford Economics. Поскольку из полученного значения ценовой доступности вычисляется значение минимальной розничной цены пачки сигарет, то в результате разница сводится к минимуму: либо делим 1,5% ежегодного РЛД на 100 пачек сигарет, либо делим 5,4% ежегодного РЛД на 365 пачек сигарет - результат будет одним и тем же.
Заключение. Построенные математические модели и проведенные по ним расчеты позволяют сформулировать следующие выводы:
1. Ценовая доступность сигарет является очень хорошим индикатором для оценки влияния акцизной политики на нелегальную торговлю независимо от уровня экономического развития страны.
2. Результаты исследования указывают на то, что для предотвращения незаконной торговли ценовая доступность в соответствии с методикой расчета не должна превышать 1.5% от располагаемого личного дохода (РЛД).
3. Установленный из результатов работы рекомендуемый диапазон изменений параметра ценовой доступности находится в пределах от 1% до 1.5% РЛД. На его основе можно разрабатывать подход к эффективной табачной акцизной политике, учитывая тот факт, что основную долю потребителей табачной продукции составляют граждане страны с ежегодным уровнем дохода ниже среднего.
4. Ежегодный рост табачного акциза не должен в значительной степени превышать рост располагаемого личного дохода потребителей табачной продукции с тем, чтобы потребители успевали скорректировать свою модель потребления в условиях повышения цен. Ежегодный располагаемый личный доход граждан России даже к 2020 не достигнет уровня экономически развитых стран, поэтому Правительство России не должно ставить произвольно выбранные цели достижения уровня акциза, например, среднеевропейского уровня.
5. Форсированное увеличение акциза на сигареты до 70 долл. США за 1000 штук к 2020 году может привести к очень опасным последствиям, особенно для России и других стран с более низким уровнем дохода, чем в странах Еврозоны, где уровень ценовой доступности превысит 1.5% РЛД, достигая в некоторых странах даже уровня 3.1% РЛД. Кроме существенных региональных различий в жизненном уровне, нельзя забывать и о том, что быстрое снижение покупательной способности на табачные изделия может заставить потребителей с более низким доходом приобретать нелегальные продукты, налог с которых не уплачивается.
Список литературы:
1. Балацкий Е.В. Налогово-бюджетная политика и экономический рост.
2. http://kapital-rus.ru/articles/article/192984
3. Караев А.К., Мельничук М.В. Финансовая неустойчивость и макроэкономическая нестабильность: агентно ориентированное моделирование. - М., 2014.
4. Рынок легальной табачной продукции в России сократился на 6,5% http://secretmag.ru/news/2015/07/17/otgruzki-pmi-vyrosli-za-schjot-rosta-populjarnosti-deshevyh-sigaret/; Рынок сигарет в РФ может упасть в 2015 году на 8-12% из-за кризиса и акцизной политики http://www.tks.ru/news /nearby/2015/05/05/0007
5. Laffer А. Handbook of Tobacco Taxation - Theory and Practice. http://www.laffercenter.com/laffers-international-tobacco-taxation-handbook-governments-roadmap-optimize-tax-revenues/
6. Limin Peng, Hana Ross. The Impact of Cigarette Taxes and Advertising on the Demand for Cigarettes in Ukraine // Cent. Eur. J Public Health 2009; 17 (2): 93-98
7. Safonova M.F., Reznichenko D.S., Melnichuk M.V., Karaev A.K., Litvinova S.F. Taxes harmonization features in the european union countries // International Journal of Economics and Financial Issues. - 2016.- Т. 6. - № S8. - С. 154-159.
8. Priti Bandi MS, Evan Blecher , Vilma Cokkinides, Hana Ross , Ahmedin Jemal Cigarette Affordability in the United States//Nicotine & Tobacco Research, Volume 15, Number 9 (September 2013) 1484-1491