УДК 8111.33
ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ КОММУНИКАЦИИ
О.И. Воробьева
ФГБОУ ВО СГМУ «Северный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации г. Архангельск, Россия
Аннотация. В статье О.И. Воробьевой анализируется важная для обучения и практической работы врачей проблема взаимоотношений врача и пациента, которая исследуется в мировой практике профессиональной подготовки врачей. Мастерство врача проявляется прежде всего в конфликтных ситуациях, где необходимо проявить квалифицированную помощь пациенту, применяя известные коммуникативные навыки ведения беседы. Успешность профессиональной коммуникации зависит от подготовки и способности врача правильно разрешить коммуникативную задачу.
Ключевые слова: коммуникация, прагматика высказывания, эмпатическая реакция, медицинские социальные навыки.
Коммуникативная основа профессионального мастерства характеризуется многими показателями, среди которых важную роль играет прагматическая установка. В широком аспекте под прагматическим аспектом в русле современных исследований понимается отношение субъекта речи к действительности, к содержанию сообщения, к адресату.
В медицинском дискурсе прагматический аспект является одним из самых важных, так как эффективное собеседование в профессиональной обстановке подразумевает заинтересованность врача в пациенте. Формирование профессиональных социальных навыков в медицинской практике персонала является необходимым фактором при работе с пациентами для понимания проблемы больного, получение необходимой информации и дальнейшего благоприятного сотрудничества Под прагматической ситуацией следует понимать воздействие информации на психику адресата и стремление вызвать определенную поведенческую реакцию.
Исследования специалистов показали, что медицинский дискурс выполняет определенные зада-
чи: привлечение внимания, формирование определенной позиции, убеждение, прогнозирование и т. п., что корректирует восприятие образа мира пациентом. В.Ф. Петренко выделяет три формы подобных изменений в рамках психосемантической модели сознания: трансформирование отношения субъекта к объекту за счет его ассоциации с яркими эмоциональными образами; создание общего эмоционального настроя; изменение структуры сознания посредством внедрения в нее новых категорий, которые представляют собой упорядоченные данные об окружающем мире [Петренко, 30].
Таким образом, можно вести речь об эффекте, который формируется с помощью речевого воздействия. Он заключается в том, что пациент меняет свое поведение, его эмоциональное состояние подвергается трансформации, расширяются знания об окружающем мире, а также изменяется его отношение к объектам окружающего мира. Успешность медицинской коммуникации заключается в отношениях рационального партнерства, Прагматика высказывания в данной ситуации предполагает некоторую степень интимности и опре-
—--—-
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 7
----—-
деленную долю взаимности. Чем более четко подобраны языковые средства в высказывании врача, тем более правильно пациент их истолкует.
Прагматическое высказывание в психолингвистике понимается как «осознанные, намеренные воздействующие устремления адресанта, сопровождающие собственно смысловое высказывания, адресованные адресату» [Остин, 103]. Воздействие высказывания врача на пациента проявляется в расширении информированности, изменении эмоционального состояния, мнения или оценки, влиянии на его поведение, оказание эстетического воздействия и т.п. Формы воздействия высказывания могут быть как внешние (эксплицитные), так и внутренние/скрытые (имплицитные). Они характеризуются разной степенью интенсивности, а также различной направленностью воздействия на рассудок или на эмоции.
В ситуации «врач — пациент» традиционно принято выделять два типа воздействия— авторитарный и диалогический. Чаще всего врачом не осознается определенная форма воздействия, однако в медицинской практике наиболее распространена авторитарная. Врач воспринимает пациента как пассивный объект воздействия, полагая, что пациент должен некритически впитывать информацию, что у пациента нет устойчивого мнения по определенному вопросу, а если и есть, то его можно изменить в аспекте, нужном врачу. В случае равноправной установки оба партнера воспринимаются как активные участники коммуникативного процесса, имеющие право отстаивать или формировать в процессе общения собственное мнение.
Для полноценного влияния на пациента врачу необходимо уметь строить диалог. Чтобы получить вразумительный ответ от пациента, перехватить и удержать инициативу в беседе, активизировать внимание, сделать общение более эффективным, надо знать технику постановки вопросов и технику ответов на них. Все формы воздействия в разной степени присутствуют в практической деятельности врача и формируют прагматическую направленность его профессиональных высказываний (при сообщении информации врач побуждает пациента к изменению его представлений о мире; при необходимости изменить поведение, врач побуждает адресата к изменению привычного образа поведения; при высказывании предупреждения врач побуждает адресата к ожиданию определенных событий или действий).
Профессиональные социальные навыки проявляются, прежде всего, в конфликтных ситуациях. Позиция врача должна представлять форму сотрудничества, а не противостояния, даже если пациент выражает мнение, не совпадающее с мнением доктора, или критикует его действия. Высказывания врача не должны акцентировать раздражение или непонимание пациента, поведение которого может быть обусловлено болью, долгим ожиданием приема и т.п. Психоневрологи рекомендуют проявить эмпатию (сопереживание) и быть толерантным. Сложно вступать в противоборство с гневом пациента, так как гнев заставляет защищаться. Важно осознавать, что гнев пациента обычно не имеет отношения к конкретному врачу и чаще всего возникает в связи с личными обстоятельствами жизни больного. Оставаясь нейтральным при объяснении клинической ситуации или беря на себя ответственность, можно разрядить обстановку. Трудно лечить пациента, с которым Вы не чувствуете себя спокойно и уверенно [Mahoney, 23].
В психолингвистике активно используется понятие эмпатии, которое связано со способностью воспринимать расположение духа, настроение другого человека. Эмпатические реакции обычно показывают и подтверждают, что специалист понимает состояние пациента. При достижении определенного уровня комфорта пациенты обычно становятся более спокойными и охотнее говорят о причинах обращения к врачу. Хойат и его коллеги исследовали компоненты эмпатии врача. Они обнаружили, что принятие позиции пациента, сострадание, озабоченность состоянием больного выступают в качестве важных факторов взаимодействия. Слушая пациента, поясняя, подтверждая и поддерживая мнение больного, врач дает понять, что мнение пациента принято во внимание и понято. В такой ситуации у пациента возникает ощущение комфорта, и при обсуждении проблем выявляется больше существенных деталей.
Прагматика высказываний врача определяется многими факторами. В первую очередь это контроль эмоционально-оценочных языковых средств, которые могут запугать или подавить психику пациента. Во-вторых, задача профессиональной медицинской этики — обеспечить пациенту ощущение комфорта в предложенной обстановке. Указывая больному, где сесть, и пользуясь вводным диалогом (нейтральной беседой), можно помочь пациенту расслабиться перед тем, как приступить
—--—-
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК
Воробьева О.И. Основы эффективности медицинской коммуникации
к основной части работы. Врач должен задавать ритм и тон общения. Таким образом, прагматический эффект можно считать достигнутым.
ЛИТЕРАТУРА
1. Остин Д. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. М.: Прогресс, 1986. С. 22—129.
2. Петренко В.Ф. ПЗО Основы психосемантики. 2-е изд., доп. СПб.: Питер, 2005.
3. Mahoney M.J. Human Change Processes: The Scientific Foundation of Psychotherapy. New York: Basic Books, 1991.
4. Hojat M., Gonnella J.S., Nasca T.J. Physician empathy: Definition, components, measurement, and relationship to gender and specialty // The American Journal of Psychiatry. 2002. 159. P. 1563—1569.
FUNDAMENTALS OF MEDICAL COMMUNICATION EFFICIENCY
O.I. Vorobyova
Northern State Medical University Arkhangelsk, Russia
Annotation. In the article of O.I. Vorobevoj analyzes a problem of communication between physician and patient. The investigated subject is important in medical education and practice. It is included in the professional medical training all over the world. The professional communicative quality of a physician is apparently revealed in conflict situations where high quality social skills are needed most. In such circumstances a key to success is based on the professional communicational training and doctor's ability to solve the communicative task correctly.
Key words: communication, pragmatics statements, empathic reaction, medical social skills.
REFERENCES
1. Austin G. Word as an action. New in foreign linguistics. Vyp. 17. Moscow, Progress, 1986. P. 22—129. (In Russian)
2. Petrenko V.F. PZO Fundamentals of psychoseman-tics. 2nd ed., ext. St.Petersburg, Peter, 2005. (In Russian)
3. Mahoney M.J. Human Change Processes: The Scientific Foundation of Psychotherapy. New York, Basic Books, 1991.
4. Hojat M„ Gonnella J.S., Nasca T.J. Physician empathy: Definition, components, measurement, and relationship to gender and specialty. The American Journal of Psychiatry, 2002, 159, pp. 1563—1569.