Р. В. Десяткин,
кандидат биологических наук
У агрономов есть понятие «зона рискованного земледелия». То, что земледелие в Центральной Яку- тии -дело очень рискованное, испытали на себе еще в далеком XVII в. предки амгинских и олёкминских крестьян, обрабатывающих незаливаемые луговые участки по долинам рек. Позже из-за частых заморозков в долинных участках, нередко оставлявших крестьян без полновесного каравая, пашни стали закладывать посреди леса, применяя подсечно-огневую систему земледелия*. Темпы расширения пахотных земель в дореволюционное время были очень медленными. Так, к 1913 г. площадь обрабатываемых угодий в Якутии достигала всего 16 тыс. га. Резкое расширение пахотного клина республики произошло в 30-е годы XX столетия. Это было связано с коллективизацией и созданием машинно-тракторных станций. К началу Великой Отечественной войны в Якутии имелось уже 115 тыс. га пашни. Однако, несмотря на значительное увеличение ее площади, устойчивые урожаи получать не удавалось. Строители первого в мире социалистического государства наступили на те же грабли, что и первопроходцы XVII в. - распахали долинные и аласные земли. Только с середины 50-х годов прошлого века пашни в республике стали давать более или менее стабильные урожаи, и в этом решающую роль сыграл основатель якутской школы почвоведения Василий Георгиевич Зольников.
Изучив особенности почвообразования в мерзлотной зоне, состав, режим и свойства почв сельскохозяйственных
угодий, он заложил на территории Центральной Якутии-основы научной организации земледелия. В одной из его работ есть такие слова: «Природа любого естественно-исторического района представляет собой сложный орга-
Доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки ЯАССР Василий Гэоргиевич Зольников (1904-1996 гг.).
низм, в котором все составные части - водораздел, склон, долина, таежные речки, лес, луг, алас, озеро - взаимно связаны друг с другом, зависят один от другого и, при наличии своей особенной жизни, они в то же время живут общей единой жизнью» [1, стр. 5]. Глубоко понимая принципы взаимоотношений человека и природы,он указывал, что, воздействуя на какой-либо отдельный природный участок, человек неизбежно влияет на все компоненты окружающей среды, поэтому при освоении любой территории необходим дифференцированный подход, учитывающий особенности природы и наносящий наименьший вред ее экосистеме. В результате обобщения большого фактического материала В.Г. Зольниковым были разработаны рекомендации по научному обоснованию правильного расположения и выбору оптимальных размеров пашен при раскорчевках тайги. Так, он указывал, что максимальный размер одного массива раскорчеванного поля должен быть не более 15-25 га, при ширине пашни, не превышающей 200-250 м. Между массивами раскорчевок и на границах с аласами и долинами рек Василий Георгиевич рекомендовал оставлять полосы нетронутого леса шириной не менее 200250 м. Только при выполнении этих требований создание пахотных угодий не будет оказывать негативного влияния на состояние других компонентов криогенных ландшафтов и не приведет к иссушению деятельного слоя близлежащих территорий, пересыханию озер и гибели леса. К сожалению, эти глубоко экологичные меры оптимизации ландшафтов не были широко внедрены в сельскохозяйственную практику. Однако главное было сделано -пахотные земли переносились на безопасные места и давали более устойчивые урожаи.
* Подсечно-огневая система земледелия - примитивная система земледелия, при которой сельскохозяйственные культуры несколько лет выращивали на землях, освобожденных от леса путем его вырубки или выжигания. После утраты плодородия участокзабрасывали и осваивали новый.
Василий Георгиевич Зольников родился 14 января 1904 г. в д. Старые Горяши Краснослободского района Мордовской АССР (бывшей Пензенской губернии) в многодетной семье крестьянина-середняка. С малыхлетон вместе с семьей много трудился по хозяйству и в поле. После окончания сельской церковно-приходской школы В.Г. Зольников продолжил обучение в Краснослободском городском училище, а в 1925 г. поступил на агромелиоративное отделение Саратовского института сельского хозяйства. Выбор специальности был случайным, но еще во время учебы в институте, слушая лекции профессора И.Л. Щеглова по почвоведению и работая с ним в
опытной станции. В эти годы маршруты начинающего почвоведа пролегали по пойменным землям Волго-Ахтубинской долины и по «сыртовым» равнинам Заволжья. При станции, под руководством академика Б.Б. По-лынова, он организовал почвенную лабораторию, в которой проводил исследования генезиса и гидрологического режима почв, а также экспериментальные работы по химической мелиорации солонцов. В 1936 г. В.Г. Зольни-ковым впервые была доказана эффективность гипсования солонцов при орошении. Опубликованы и первые его научные труды в изданиях Безенчукской станции, ВАСХНИЛ и Почвенного института АН СССР.
Комплексная экспедиция отдела биологии Якутской базы АН СССР на Пено-Амгинском междуречье, 1949 г. Во втором ряду: слева вторая - лесовед, д. б. н. Л.Н. Тюлина, третий - почвовед, д. с.-х. н., проф. В.Г. Зольников, четвертый - геоботаник к. б. н. М.Н. Караваев. В первом ряду первый слева -
сын В.Г. Зольникова - Гэоргий.
летние каникулы в Заволжье и Донской области, Василий Георгиевич заинтересовался почвоведением и полюбил эту науку на всю жизнь.
До приезда в Якутию он прошел основательную научную школу, накопив огромный практический опыт. Начав трудовую деятельность в 1930 г. почвоведом опытной сельскохозяйственной станции Почвенного института им. В.В. Докучаева АН СССР, Василий Георгиевич в 1932 г. стал старшим научным сотрудником Безенчукской
В 1938 г. Василия Георгиевича как опытного специалиста и организатора науки назначили начальником отряда Якутской экспедиции СОПС АН СССР. С этой поры начинается самый плодотворный период его научной деятельности, посвященный изучению почв области многолетней мерзлоты. В первые годы войны, в связи со свертыванием работ экспедиции АН СССР, В.Г. Зольников выехал в г. Ашхабад, где заведовал отделом почвоведения в Туркменском филиале АН СССР. За короткий пери-
од под его руководством был составлен первый вариант почвенной карты Туркмении, которая позже была доработана и издана. Находясь в каменистых предгорьях Копетдага или в сыпучих песках Кара-Кум, он не мог забыть Якутию, ее удивительно красивую природу. Используя материалы своих экспедиционных исследований в Якутии, Василий Георгиевич опубликовал ряд статей и подготовил кандидатскую диссертацию на тему «Почвы Центральной Якутии», которую успешно защитил в 1942 г. в Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова. В 1942-1945 гг. он служил в Красной Армии. Находясь в группе Советских войск в Иране, Василий Георгиевич продолжал заниматься наукой, изучая физико-географические условия и почвенный покров северо-восточной части Персии. Результаты исследования почв Ирана в 1945 г. были доложены им на ученом совете Почвенного института АН СССР и опубликованы в «Известиях Туркменского филиала АН СССР». В 1945-1947 гг. В.Г. Зольников руководил отрядом Кура-Араксинской экспедиции лаборатории засоленных почв Почвенного института АН СССР.
В 1947 г., после организации Якутской научно-исследовательской базы АН СССР, В.Г. Зольникова пригласили туда в качестве заведующего сектором почвоведения и ботаники. Для организации почвенных исследований в республике Василий Георгиевич основал аналитическую лабораторию и занялся подготовкой кадров. За короткий период он сумел создать сильную группу аналитиков. Первыми его учениками стали Л.Г. Еловская, Л.В.Тетерина, А.И. Попова. Василий Георгиевич был очень принципиальным и преданным делу человеком. Об этом красноречиво говорит такой факт: чтобы принять в лабораторию почвоведения перспективного молодого специалиста Л.Г. Еловскую, он уволил с работы свою жену. Лия Григорьевна полностью оправдала надежды своего руководителя, стала известным ученым -доктором наук, профессором. Под руководством В.Г. Зольникова лаборатория почвоведения в 19491960 гг. провела исследования почв и почвенного покрова в Центральной и Юго-Западной Якутии, в бассейне р. Вилюй.
Эти работы позволили Василию Георгиевичу установить ошибочность выводов всех предыдущих исследователей, относивших почвы Центральной Якутии к подзолистому ряду, и доказать, что многие почвы этой территории не имеют аналогов среди известных почв земного шара. Анализ материалов, собранных почвоведами и ботаниками Института биологии ЯФ АН СССР, позволил установить, что для Центральной Якутии характерна своя почвенная зона дерново-лесных (мерзлотных палевых) почв, формирование которой связанно с резко континентальным засушливым климатом и сплошной мерзлотой. В этих условиях большую роль играет почвенный климат (тепловой, водный и воздушный режимы почв), коренным образом отличающийся от областей, в которых многолетнемерзлые породы отсутствуют. Василий Георгиевич указывал, что в условиях близкого залегания вечной мерзлоты на ровных пространствах равнины происходит ограничение сферы действия большого геологического круговорота веществ в пределах сезоннопротаи-вающего слоя и совмещение его со сферой действия малого биологического круговорота. Эта особенность обусловливает многие специфические черты круговорота веществ и энергии в криогенных ландшафтах, ограни-
чивая продуктивность луговых и лесных экосистем. Многие вопросы почвоведения и физической географии, разработанные В.Г. Зольниковым, имеют не только региональное, но и мировое значение.
На основе оригинального материала по Центральной Якутии В.Г. Зольников написал диссертацию на соискание ученой степени доктора сельскохозяйственных наук «Почвы восточной половины Центральной Якутии и их использование». Защита ее состоялась в мае 1955 г. в Почвенном институте им. В.В. Докучаева АН СССР. Позднее свою докторскую диссертацию Василий Георгиевич представил в виде монографии, за которую ему была присуждена Премия АН СССР им. В.В. Докучаева (эта премия считается самой престижной среди почвоведов нашей страны).
В.Г. Зольников отличался большим трудолюбием, принципиальностью и требовательностью к себе. Он был очень простым в общении, имел веселый нрав и любил юмор. Часто ездил в экспедиции, стремился везде побывать и многое узнать.
Талантливый ученый и умелый организатор науки, В.Г. Зольников в 1957-1960 гг. был директором Института биологии ЯФ АН СССР и внес существенный вклад в изучение биологических ресурсов республики. По окончании трудового договора (1960 г.) Василий Георгиевич уехал в Ленинград, где работал директором Центрального почвенного музея ВАСХНИЛ. Затем он перешел на работу в Саратовский государственный университет, а выйдя на пенсиию, жил в г. Пушкин Ленинградской области. Именно в этот период его жизни мне посчастливилось несколько раз видеться с ним. В 1980 г. мы встречались для обсуждения основных положений моей кандидатской диссертации по почвам аласов. Василий Георгиевич запомнился нам как большой знаток природы и почв нашего края, очень внимательный и доброжелательный собеседник, крупный ученый. Умер В.Г. Зольников 5 марта 15396 г.
Научные труды профессора В.Г. Зольникова печатались в журналах «Почвоведение», «Известия Сибирского отделения АН СССР» и в трудах Якутского филиала АН СССР. Научная и научно-организаторская деятельность В.Г. Зольникова высоко оценена. За большие заслуги в развитии науки в Якутии и подготовке научных кадров Указом Президиума Верховного Совета ЯАССР ему присуждено звание «Заслуженный деятель науки ЯАССР», а Президиумом АН СССР - ученое звание профессора в области почвоведения и географии.
Основанная В.Г. Зольниковым якутская школа почвоведов стала одной из ведущих в Сибири и на Дальнем Востоке по изучению почвенного покрова мерзлотных областей и внесла существенный вклад в развитие народного хозяйства республики. Сегодня якутские почвоведы с успехом продолжают дело своего основателя.
Литература
1. Зольников В. Г. За рациональное использование земель в сельском хозяйстве Центральной Якутии. -Якутск: Якутское книжн. изд-во, 1954. - С. 5.