Научная статья на тему 'Основоположник мировой авиации - сикорский Игорь Иванович'

Основоположник мировой авиации - сикорский Игорь Иванович Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
330
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЭРОПЛАН / МНОГОМОТОРНЫЙ САМОЛЁТ / БИПЛАН / ГИДРОСАМОЛЁТ / ДВИГАТЕЛЬ / СКОРОСТЬ / AIRPLANE / MULTI-ENGINE AIRCRAFT / BIPLANE / SEAPLANE / ENGINE / SPEED

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карпова Любовь Ильинична

В статье рассматривается роль известного российского авиаконструктора Игоря Игоревича Сикорского в становлении и развитии авиации в России. Особое внимание уделено работе конструктора по совершенствованию своих самолётов и созданию первого в мире тяжёлого многомоторного самолёта «Русский витязь». Последующей модификацией этого летательного аппарата был «Илья Муромец». Это был первый самолёт отечественного авиаконструктора, пущенный в России в серийное производство. В ходе проведённого исследования было установлено, что талантливый конструктор, создавая свои самолёты, сотрудничал не только с Фёдором Ивановичем Былинкиным, но и с Василием Владимировичем Иорданом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FOUNDER OF WORLD AVIATION - SIKORSKY IGOR IVANOVICH

The article discusses the role of the famous Russian aircraft designer Igor Sikorsky in the formation and development of aviation in Russia. Special attention is paid to the designer's work on improving his aircraft and creating the world's first heavy multi-engine aircraft, the Russian knight. The subsequent modification of this aircraft was the Ilya Muromets. This was the first aircraft of a domestic aircraft designer put into mass production in Russia. In the course of the research, it was found that the talented designer, creating his aircraft, collaborated not only with Fyodor Ivanovich Bylinkin, but also with Vasily Vladimirovich Jordan.

Текст научной работы на тему «Основоположник мировой авиации - сикорский Игорь Иванович»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСНОВОПОЛОЖНИК МИРОВОЙ АВИАЦИИ -

СИКОРСКИЙ ИГОРЬ ИВАНОВИЧ Карпова Л.И. Email: Karpova691@scientifictext.ru

Карпова Любовь Ильинична - кандидат исторических наук, доцент, профессор, кафедра гуманитарных и социально-политических наук, Московский государственный технический университет гражданской авиации, г. Москва

Аннотация: в статье рассматривается роль известного российского авиаконструктора Игоря Игоревича Сикорского в становлении и развитии авиации в России. Особое внимание уделено работе конструктора по совершенствованию своих самолётов и созданию первого в мире тяжёлого многомоторного самолёта «Русский витязь». Последующей модификацией этого летательного аппарата был «Илья Муромец». Это был первый самолёт отечественного авиаконструктора, пущенный в России в серийное производство. В ходе проведённого исследования было установлено, что талантливый конструктор, создавая свои самолёты, сотрудничал не только с Фёдором Ивановичем Былинкиным, но и с Василием Владимировичем Иорданом. Ключевые слова: аэроплан, многомоторный самолёт, биплан, гидросамолёт, двигатель, скорость.

THE FOUNDER OF WORLD AVIATION -SIKORSKY IGOR IVANOVICH Karpova L.I.

Karpova Lyubov Ilinichna - PhD, Associate Professor, Professor, DEPARTMENT OF HUMANITIES AND SOCIAL AND POLITICAL SCIENCES, MOSCOW STATE TECHNICAL UNIVERSITY OF CIVIL AVIATION, MOSCOW

Abstract: the article discusses the role of the famous Russian aircraft designer Igor Sikorsky in the formation and development of aviation in Russia. Special attention is paid to the designer's work on improving his aircraft and creating the world's first heavy multi-engine aircraft, the Russian knight. The subsequent modification of this aircraft was the Ilya Muromets. This was the first aircraft of a domestic aircraft designer put into mass production in Russia. In the course of the research, it was found that the talented designer, creating his aircraft, collaborated not only with Fyodor Ivanovich Bylinkin, but also with Vasily Vladimirovich Jordan.

Keywords: airplane, multi-engine aircraft, biplane, seaplane, engine, speed.

УДК 93/94

В начале ХХ века Россия опережала многие государства в области технологических разработок. В стране появились первые аэропланы, сконструированные и построенные отечественными умельцами. В этот период сформировался один из первых конструкторских коллективов, который возглавили Фёдор Иванович Былинкин и Игорь Игоревич Сикорский. У них были не большие финансовые средства, которыми они самостоятельно распоряжались. Они приняли в свой коллектив Василия Владимировича Иордана. Он был искусным умельцем и конструктором и внёс существенный вклад в создание первых коллективных самолётов. В.В. Иордан вполне может считаться полноправным соавтором некоторых из них. В 1910году они совместно спроектировали и построили самолёт БиС-1. Это был двухстоечный биплан с размахом крыльев 7,4 метров и ферменным хвостом, взлётный вес которого составлял 250 кг. Двухцилиндровый двигатель «Анзани» с

толкающим винтом размещался над задним лонжероном нижнего крыла. Мотор, имевший паспортные данные на 15 лошадиных сил (дале - л.с.), на самом деле давал 12 л.с. Он вращал двухлопастной воздушный винт с частотой 1800 оборотов в минуту. Лучшая из моделей Сикорского смогла пробыть в воздухе всего восемь минут. В 1911 году конструктору удалось построить аэроплан, который поднялся на высоту более 300 метров и держался в небе больше часа. Эти аппараты мало чем отличались от тех, которые создавались другими конструкторами в те годы. Гениальный конструктор постоянно работал, совершенствуя свои самолёты. Настоящую славу ему принёс, созданный им первый в мире тяжёлый многомоторный самолёт «С-21».

Бензиновые двигатели в те годы не позволяли строить самолёты весом свыше 500 кг и тем самым накладывали ограничения на размеры летательных аппаратов. Сикорский установил на самолёте четыре мотора, каждый из которых имел мощность в 100 лошадиных сил.

Биплан длиной в 20 метров и весом в три с половиной тонны был построен на петербургском Русско-Балтийском вагонном заводе. 23-летнего Сикорского пригласили занять место главного конструктора авиационного отдела этого крупнейшего завода в стране.

Многие авиационные авторитеты в России и за рубежом считали, что тяжёлый многомоторный самолёт не сможет взлететь. Свой первый полёт самолёт совершил 10 мая 1913 года. Имевший первоначальное название «Гранд» или «Большой Балтийский», в дальнейшем был назван - «Русский витязь». Выпуск «Русского витязя» стал этапным событием в истории авиации. По грузоподъёмности он превосходил все существовавшие в то время летательные аппараты. Он положил начало новому направлению в авиации - тяжёлому самолётостроению и стал родоначальником всех многомоторных гигантов: от пассажирских авиалайнеров до тяжёлых бомбардировщиков и транспортных самолётов.

«Русский витязь» был четырёхмоторным многосекционным бипланом. Фюзеляж представлял собой прямоугольную раму, покрытую фанерой. Самолёт имел две пассажирских кабины с камерой хранения для запасных частей. Спереди кабины находилась открытая площадка с прожектором и пулемётом. Максимальная скорость составляла 90 км/ч.

На нём было установлено несколько мировых рекордов. «Русский Витязь» вызвал большой интерес в военных кругах. Император Николай II выразил желание лично осмотреть аэроплан. Для высочайшего смотра, И.И. Сикорский перелетел на этом самолёте в Красное Село и опустился на военном поле, у Царской Ставки. Император очень внимательно осматривал самолёт, беседовал с конструктором. В итоге остался доволен увиденным и благодарил молодого изобретателя. И.И. Сикорский получил высочайший подарок - часы с репетицией. Этим подарком конструктор очень дорожил. Ободрённый успехом, он приступил к постройке второго аэроплана, являвшегося дальнейшей модификацией «Русского Витязя», им стал самолёт «Илья Муромец» (С-22). Это был первый в мире серийный многомоторный самолёт. Он весил 4,91 тонны, имел длину 17 метров, размах крыльев 31 метр, поверхность свыше 150 квадратных метров. Как «Русский Витязь», так и все последующие модификации «Ильи Муромца» были выстроены из дерева. Его строительство началось осенью 1913 года, завершилось к январю 1914 года. В общих чертах он был схож с «Русским Витязем», но не имел переднего балкона. Каюта его, освещавшаяся большими, по шести с каждой стороны окнами, была обставлена с комфортом. В ней имелись удобные, плетёные кресла, проведено было отопление (отработанным газом), электрическое освещение от специальной динамо-машины. Кроме каюты пилота, имелась гостиная, спальня для отдыха, туалет. На «Илье Муромце» установлены были четыре мотора «Argus» по 100 лошадиных сил каждый. После многочисленных испытаний, рекордных и демонстрационных полётов аппарат был установлен на поплавки и оставался до 1917 года самым большим гидросамолётом в мире. «Илья

Муромец» стал первым самолётом отечественного авиаконструктора, пущенным в серийное производство.

В Первую мировую войну самолёты Сикорского могли нести на себе экипаж в восемь человек, до семи пулемётов и 800 килограммов бомб. Франция, считавшаяся лидером самолётостроения, начала строить такие гиганты лишь в 1916 году. В годы Первой мировой войны ни у одной другой страны не было такой мощной авиации. Первого августа 1914 года в русской армии в строю находилось 244 самолёта (для сравнения: у Германии - 232, у Франции - 138, у Австро-Венгрии - около 30). Из «Муромцев» была сформирована «Эскадра воздушных кораблей» - первое в мире соединение стратегической авиации. Немцы называли «Илью Муромца» «летающим дьяволом». За годы войны Сикорский создал самолёты практически всех типов, использовавшихся на войне: от разведчиков-истребителей до штурмовиков. В 25 лет гениальный авиаконструктор стал кавалером ордена Владимира IV степени. К 1917 году его имя было известно не только в России, но и за рубежом. Последующая конструкторская деятельность Сикорского продолжалась в США. В эмиграции Игорь Сикорский вошёл в состав Толстовского и Пушкинского обществ, принимал участие в эмигрантском монархическом движении. Авиаконструктор многое сделал для популяризации за рубежом русской культуры, осуществил все свои проекты в области вертолётостроения.

Список литературы /References

1. Михеев В., Катышев Г. Сикорский. М.: Наука. 1989. 176 с.

2. Овчинников Н.В. Авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский. М: Луч, 2013. 383 с.

3. СоболевД.А. История самолётов мира. М: Русавиа, 2001. 676 с.

4. Гениальный конструктор Игорь Сикорский [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://yarodom.livejornal.com/1568919.html/ (дата обращения: 23.06.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.