Научная статья на тему 'Основополагающий принцип построения негативной идеологии в журналистском тексте как оппозиции официальной идеологической доктрине государственных изданий'

Основополагающий принцип построения негативной идеологии в журналистском тексте как оппозиции официальной идеологической доктрине государственных изданий Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
125
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕГАТИВНАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ОБРАЗ ВРАГА / ОФИЦИАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коноплев Д. Э.

В современном политическом журналистском тексте отмечается проявление так называемой негативной идеологии, которая работает как фильтр для официальной информации, пересматриваемой в критическом ключе. В данной статье мы пытаемся найти основной принцип построения идеологических текстов такого рода и понять главное содержание идеологической государственной доктрины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основополагающий принцип построения негативной идеологии в журналистском тексте как оппозиции официальной идеологической доктрине государственных изданий»

ский : большая книга интервью / под ред. В. Полухиной. - М., 2000. - С. 686-701.

12.См. фото на вкладке в книге: Иосиф Бродский : большая книга интервью / под ред. В. Полухиной. - М., 2000.

13.См. фотографию обложки номера во вкладках в кн.: Лосев, Л. Иосиф Бродский : опыт литературной биографии / Л. Лосев. - М., 2006.

14.Эссе [Электронный ресурс] // Энциклопедия «Кругосвет». - URL : http://slovari.yandex. ru/dict/krugosvet/article/7/77/1006414.htm.

15.Эссе «О тирании», «Размышления об исчадии ада», «Взгляд с карусели», «Состояние, которое мы называем изгнанием», «Коллекционный экземпляр», «Письмо президенту» и другие.

д. Э. Коноплев

основополагающий принцип построения негативной идеологии в журналистском тексте как оппозиции официальной идеологической доктрине

государственных изданий

В современном политическом журналистском тексте отмечается проявление так называемой негативной идеологии, которая работает как фильтр для официальной информации, пересматриваемой в критическом ключе. В данной статье мы пытаемся найти основной принцип построения идеологических текстов такого рода и понять главное содержание идеологической государственной доктрины.

Ключевые слова: негативная идеология, образ врага, официальная идеологическая доктрина.

«Корпоративная бюрократия, к настоящему моменту узурпировавшая практически весь властный ресурс, нуждается в подстегивании самой себя и в постоянной мобилизации общественного внимания к некой угрозе», - пишет Гейдар Джемаль в своей статье «Критерий перемен» [1. С. 72]. В сфере средств массовой информации культивирование внешней угрозы и насаждение образа врага, образуют крупный пласт идеологической системы, работающей с негативной информацией. Эту систему мы можем назвать негативной идеологией, и рассматривать ее применение как государственной так и негосударственной прессой. Что касается негативной государственной идеологии, то она строится по принципу, о котором говорит Джемаль. Исходная позиция негативной идеологии - формулирование так называемой внешней угрозы. Самые характерные примеры - нагнетание обстановки в связи с размещением американских радиолокационных станций в Польше и Чехии, а также чрезмерная обеспокоенность желанием некоторых республик бывшего СССР присоединиться к военному блоку НАТО. В журналистских текстах компоненты негативной идеологии проявляются главным образом как открытые обвинения в адрес иностранных государств и властей, доходя в отдель-

ных случаях до прямых оскорблений. В статье «Предложение по Габале», опубликованной в июне 2007 года в журнале «Профиль», автор пишет: «Обычно Джордж В. Буш говорит четко и ясно. Но в позапрошлый четверг после обеда в солнечном Хайлигендамме американский президент выглядел на удивление нерешительным. Он стоял рядом с Владимиром Путиным и пытался рассказать о результатах их совместной беседы. Да, он, как обычно, улыбался, но, похоже, был не в состоянии сказать ничего вразумительного».

Журналист пытается противопоставить обычные выступления президента США - четкие и ясные, и его невразумительное состояние после встречи с Путиным. Необходимо принять во внимание, что Джордж Буш не самый сильный оратор и больше известен своими крылатыми выражениями (так называемые «бушизмы»), а не четкими и ясными речами. То есть автор изначально описывает реальность с определенной долей условности. Цель подобных приближений - выстроить четкие оппозиции «мы - они», и указать на несостоятельность визави. В заключение статьи читаем: «Натовские военные по собственному горькому опыту знают, что игры в секретность могут очень затруднить сотрудничество с Россией.

НАТО и Россия уже давно собираются объединить свои зенитные и противоракетные системы для защиты своих войск при совместных операциях за границей. Но, по словам одного немецкого представителя в НАТО, когда речь идет о технических данных, обе стороны «возводят непроницаемые стены».

Помимо выстраивания оппозиций, официальная идеологическая доктрина может рассматриваться с точки зрения метода информационного сдерживания, о чем говорил еще Э. Тоф-флер. Суть этого метода сводится к контролю над общим объемом предоставляемой информации, когда журналист исключает из текста все противоречивые факты, а также элементы, отклоняющиеся от основной идеи материала. Следует помнить, что понятие официальной идеологической доктрины является условным и не может рассматриваться как характерная черта только государственных и близких к ним изданий. Содержательной частью официальной идеологии является патриотический тренд, а не форма собственности конкретной газеты или журнала. Стоит отметить, что в ряде источников нетождественные на наш взгляд элементы смешиваются. Отчасти это связано с понятием негативной идеологии и типом изданий ее исповедующих.

Владимир Мартыненко в книге «Кальдера государственной власти» замечает: «Получив монопольное право на насилие, государство возвышает себя над гражданским обществом или пытается его собой поглотить, распространив принцип государственного устройства, форму армейской «дедовщины», казарменного послушания на общество, расширяя свое право на насилие, легитимируя все новые формы насилия» [2]. Противостоит подобного рода интенциям негативная идеология - она подвергает критике не иностранные власти и их политический курс, а внутреннюю политику и субъектов, ее осуществляющих.

Как правило, негативная идеология, объектом которой служит внутренняя политика, более избирательна в отборе средств, в то время как негативная информация, распространяемая об иностранных субъектах, выдается с большей открытостью и в гораздо более агрессивных формах. Маркированностью подобного рода отличаются тексты в специализированных качественных изданиях и глянцевой прессе. Деловые издания формируют негативную идеологию, подвергая скрупулезному анализу любые исходные данные, что принципиаль-

но отличается от непротиворечивой картины официальной доктрины. Негативная идеология в данном случае базируется на многообразии оценок. Читатель видит нестыковки и противоречия мнений и приходит к выводу, что они в той или иной степени ложны. Так складывается негативное отношение к рассматриваемой проблеме. Глянцевая пресса использует другие приемы, поскольку формат развлекательного журнала предполагает ироничное отношение к действительности. Исходный факт становится объектом насмешек и осуждения как проявление устаревших моделей действия и описывается в рамках таких понятий как: немодный, скучный, ретроградный и так далее. Приведем несколько характерных примеров из глянцевых журналов. В декабрьском номере «GQ» за 2007 год под заголовком «Клевреты Кремля» читаем о предвыборных плакатах во время парламентской кампании: «.. .обклеили город казенными листовками. Умеют «едроссы» любую затею сделать скучной до скрежета зубовного», в майском номере за 2008 год в материале, озаглавленном «Стили президентов»: «Брутальный милитаризм и мужицкий сексапил рыболовной фотосессии уходящего президента - мощный PR-ход, но спорное заявление путинского лагеря». Примечательно, что непосредственно к теме моды, на которой специализируется журнал «GQ», относится только последняя из приведенных цитат. Однако сам формат глянцевых изданий предполагает, что все обозначенное как скучное и неинтересное автоматически считается немодным. Отсюда сама политика часто истолковывается как немодное занятие, а властные и бизнес элиты интересны журналистам глянцевых изданий за небольшим исключением лишь как адепты консьюмеризма. В этом случае негативная идеология глянцевых изданий приближается к образцам, встречающимся в качественной прессе - предоставляются только факты, но в таком подробном изложении и так ярко проиллюстрированные, что среднестатистический читатель не столько завидует депутату, купившему на ярмарке миллионеров новую машину и запонки с бриллиантами, сколько ненавидит последнего. Особенность таких материалов в том, что они всегда интересны широкой аудитории. Основываясь на вышесказанном, следует признать, что именно глянцевые издания, а не качественная пресса, наиболее полно реализуют принципы негативной идеологии. Деловая пресса охватывает меньшую аудиторию, как на уровне тира-

жей, так и на уровне понимания аналитических материалов конечным читателем. Другой вопрос - насколько осознанно глянцевая пресса создает материалы с подобного рода идеологической маркированностью и не является ли негативная идеология результатом того, что у журналов несколько иная аудитория, нежели предполагают маркетологи. Как бы то ни было, в ситуации с глянцевыми журналами мы имеем дело с идеологическими элементами, опирающимися на принципы негативной идеологии, что исключают построение любых официаль-

ных доктрин, пусть даже такому построению препятствует вполне безобидная ирония и не вполне четкие представления о потребителях журналистских текстов.

Список литературы

1. Джемаль, Г. Критерий перемен / Г. Дже-маль // Коммерсантъ-Власть. - 2008. - 9 июня (№ 22).

2. Мартыненко, В. Кальдера государственной власти / В. Мартыненко. - М., 2005.

е. Ю. Панова

ЖАНРОВО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ

публицистики з. гиппиус

Статья описывает специфическую манеру З. Гиппиус в эссеистике - существовать «предельно свободно». Дидактико-публицистическое направление деятельности автора заявлено также мощно и убедительно.

Ключевые слова: публицистика, свобода, эссе, жанр, фабула.

Дооктябрьская публицистика З. Гиппиус объединена единым «скептическим» дискурсом повествования, который становится своеобразной литературно-общественной маской, наиболее адекватной целям и задачам автора. Также своеобразной публицистической маской представляется жанр дневника, подчеркнутый и в названии сборника статей З. Гиппиус. Г. Евграфов считает, что «лучшей формой для литературного высказывания стала для Гиппиус форма дневника. <...> Здесь [в «Литературном дневнике. - Е. П.] она была не скована никакими ограничениями, здесь она могла говорить с читателями напрямую, здесь она могла не сдерживать свой клокочущий темперамент. И дать волю своим симпатиям и антипатиям, любви и нелюбви» [3. С. 21]. Очевидно, что традиционная для поведенческой манеры Гиппиус мистификация читателя преследовала и сугубо практические цели: «узаконить» свободу выражения мыслей и в жанровом аспекте.

На самом деле, в структуру «Литературного дневника» входят критические статьи, эссе, рецензии и обзоры - как видим, он неоднороден в жанровом отношении. Особое место в публицистике З. Гиппиус, равно как и в публицистике рубежа веков, в целом, занимает эссе - жанр, наверное, наиболее органичный для субъективной критики, а потому востребован-

ный эпохой. Предпочтение Гиппиус жанра эссе выглядит закономерным, потому что «выбор объекта (темы) исследования зависел от того, в какой степени это позволяло Гиппиус в очередной раз заявить о собственном понимании жизни и искусства» [4. С. 99]. Более того, можно говорить о том, что практически в каждом тексте Гиппиус (и прицельно критическом, и патерналистски-публицистическом) мощно заявляет о себе логика внутреннего, личностного восприятия явления или события, что характерно для эссе.

Применительно к публицистике в целом можно говорить о фабуле текста, основанной на точечных фактах, но в эссеистике фабуль-ность предельно ослаблена: факт неразрывно связан с категорией образности, а потому, наверное, целесообразнее говорить о сюжете внутреннего действия, понимая под ним изменения восприятий и оценок автора и читателя в ходе чтения. Очевидно, что единое движение и развитие в этом случае обеспечивается логической структурой рассуждения, оформленной композиционно, причем «для статей Гиппиус характерны жесткая мыслительная конструкция, четкий критический сюжет» [5. С. 123].

Логика развития сюжета внутреннего действия, а, следовательно, и композиционного решения публицистического текста представлена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.