УДК 821.112-3
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ СМЫСЛЫ КОНЦЕПТА «СТРАХ» В РОМАНЕ Р. МУЗИЛЯ «ДУШЕВНЫЕ СМУТЫ ВОСПИТАННИКА ТЁРЛЕСА»
Наталья Юрьевна Конышева
магистрант
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет 454080, Россия, Челябинск, пр-т Ленина, 69. natashakonysheva@mail.ru
В немецкоязычных культурах концепт «страх» является базовым понятием, отражающим особенности менталитета и культурно-исторического опыта нации. В статье анализируются традиционные и новые смыслы концепта на материале романа Р. Музиля «Душевные смуты воспитанника Тёрлеса»: страх непонимания, одиночества, позора, страх перед незнакомым. В каждом из героев романа чувство страха обнаруживает новые, скрытые от глаз качества: слабость, трусость, особую чувственность, жестокость и желание власти. В концептосфере произведения понятие занимает знаковое положение.
Ключевые слова: концепт, чувство, экзистенциальный страх, стыд, метафизический страх.
Концепт - вербально выраженная смысловая единица, в которой запечатлён культурный, национальный, индивидуальный опыт. Как литературоведческие единицы концепты отражают помимо национального опыта индивидуально-авторскую картину мира. Одним из ключевых концептов немецкоязычных культур является «страх». Это понятие интересовало многих ведущих немецкоязычных философов, психологов (Ф. Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, З. Фрейд, М. Хай-деггер, К. Ясперс и др.). Всеобъемлющего определения «страха» не существует, поскольку данный концепт способен проявлять себя в разных формах и даже служить причиной противоположных желаний. В рассказах Ф. Кафки страх обусловлен чувством неоправданной вины, беспомощности, жизненного беспорядка и беззакония, а прощение достигается путем доказательства свей вины. Словарь К. Дудена предлагает следующие толкования понятия страх:
Angst (Substantiv, feminin)
1. состояние, чувство, сопровождающееся подавленностью, притеснением, возбуждением ввиду опасности [Duden 2016]. Древневерх-
© Конышева Н. Ю., 2017
ненемецкое «angust» происходит от латинского angustia (теснота, стеснение), что отражено даже на фонетическом уровне: как отмечает австрийский языковед М. Вандрушка, «никакой другой звук, кроме гуттурального |ng] не смог бы так точно передать чувство тесноты» [Цит. по Чеснокова 2015: 33-34]. В романе Р. Музиля это значение активно реализуется: «тесные закоулки чувственности» [Музиль 1999: 111], которые пугают Тёрлеса; «теснота училища» [Музиль 1999: 11], «тесные повороты лестниц» [Музиль 1999: 22], теснота каморки, в которой проходят наказания Базини и т. д.
2. неясное чувство угрозы бытия. М. Вандрушка утверждает, что существительное «Angst» обозначает экзистенциальный страх, источник которого однозначно сложно определить.
Особый статус концепта «страх» в культуре Германии и Австрии связан с социальными, историческими, политическими вопросами: стремление максимально упорядочить все сферы жизни обусловлено повышенным страхом перед хаосом. Неуверенность в будущем, неопределенность, крушение устоявшихся ценностей - проблемы, которые поднимались в австрийской литературе с XVIII века. Исследователи указывают на активное функционирование концепта в австрийской и немецкой литературе XX века, особенно в межвоенный период [Сей-бель 2006: 141].
Концепт «страх» в романе «Душевные смуты воспитанника Тёрле-са» реализуется в соответствии с темой воспитания и взросления в значениях: 1) чувство, которое вызвано расставанием с родителями и, шире, покинутостью взрослыми; 2) страх перед запретным и незнакомым, вызывающий желание узнать неведомое; 3) страх разоблачения и публичного позора; 4) страх непонимания. Индекс частотности концепта велик, что говорит о его значимости в тексте - 119 лексем, из которых наиболее продуктивны - страх и его производные (Angst) (34), испуг, ужас (Schreck), пугаться (schrecken) (45). Реже употреблены обороты «опасение», «приводить в тревожное состояние» (Bedenken, versetzen in Unruhe). Проявление сильного страха как эмоционального состояния героев оправдано психологизмом романа Музиля.
Концепт «страх» в тексте соотносится в большинстве случаев с двумя героями - Тёрлесом и Базини. Несколько этапов, которые можно выделить за все время пребывания главного героя в интернате, актуализируют на каждом из них новые смысловые аспекты концепта.
Во-первых, это смена атмосферы. Тёрлес боится выделится среди товарищей, показаться менее мужественным, взрослым и самостоятельным, быть чересчур сентиментальным при встрече с родителями. Однако в то же время маленького Тёрлеса не покидает страх незащищённости: «Я почувствовал себя покинутым взрослыми, отданным на произвол неживых созданий» [Музиль 1999: 21]. Защита преимущест-
венно связана с домом, с родителями Тёрлеса. Концепт «страх» в немецкой и австрийской ментальности часто реализуется черезситуацию бездомности, брошенности, что не исключает «одинокости» человека. В концептосфере романа Музиля смежными являются понятия «Angst» и «Einsamkeit» (одиночество, «одинокость»).
Концепт «страх» имеет прямое отношение к философии экзистенциализма. Одиночество, безысходность, тоска, скука одолевают Тёрлеса в интернате: «Уже сейчас стоял у него в ушах звук звонка. Ничего он так не боялся, как этого звонка, который непреложно определял конец дня, - как жестокий удар ножом. ...Жизнь его была сплошным прозябанием, но этот звонок прибавлял ко всему еще и глумление, повергая его в дрожь от бессильной злости на самого себя, на загубленный день» [Музиль 1999: 13]. Семантика концепта приобретает максимально трагический пафос. Конец дня равносилен для героя концу жизни, бессмысленное существование в интернате - страху смерти. Так, в романе реализуются онтологические смыслы умирания, бренности и бессмысленности существования. Страх обнаруживает конечность бытия.
Во-вторых, главным этапом пребывания Тёрлеса в интернате становится история кражи и внутренняя борьба героя. Развитие предполагает столкновение с неизвестным, потому сопровождается тревогой, опасениями, характерными для человека при переходе на новый этап. В философии Гегеля страх - это «имманентное свойство любого нечто, выступающего как аспект его развития» [Цит. по: Чесноковой 2015: 43]. Таких аспектов в романе воспитания Музиля два: 1) «дела пола» и 2) наблюдение за психологическим состоянием человека в кризисный момент. Последний для Тёрлеса имеет два объекта - он сам и Базини.
У Тёрлеса «дела пола» (запретные связи с Боженой, неоднозначные отношения с Базини) вызываютпротиворечивые чувства: радость, желание новых эмоций, ужас, стыд, отвращение к своим затеям, интерес, непонимание. Чувство страха, которое Тёрлес намеренно вызывает в себе, чтобы определиться со своим отношением к новым для него ситуациям, является, во-первых, способом борьбы с однообразием, во-вторых, предметом отдельного интереса Тёрлеса-учёного. По З. Фрейду, в страхе преступить запрет и влечении к запретному выявляется основная антропологическая структура. Сознание Тёрлеса представляет систему запретов по отношению к сексуальным влечениям, порождая болезненные душевные состояния героя, в том числе и страх. Тяжесть однообразных дней поглощала непорочную чувственность Тёр-леса и рождала фантазии, смелость которых его пугала. Из воспоминаний о посещениях Божены формировался особенный соблазн. Восприятие её Тёрлесом как низкого существа делало ночные походы к ней «жестоким культом самопожертвования» [Музиль 1999: 27].
В работе «Begriff Angst» (1844) С. Кьеркегор называет метафизический страх «пропастью совести», «бесконечно ужасным страхом возможности греха», перед которым «Furcht» (боязнь какой-то конкретной угрозы) становится незначительным. Страх героя не всегда обоснован, «ибо ум Тёрлеса был очень подвижен». Осмысление, домысливание - то, чем его разум постоянно занят. У героя возникает ощущение близости греха, но он не знает его конкретных проявлений. Возникающее чувство стыда становится своеобразным сигналом, показателем опасности.
Поэтому его страх часто не имеет конкретного прямого объекта: «ег fürchtete diese Phantasie1» [Musil 1992: 26], «nur seine Phantasie war in eine ungesunde Richtung gebracht2» [Musil 1992:31], <^r wußte ja selbst nicht mehr, war es nur seine Phantasie, die sich wie ein riesiges Zerrglas über die Dinge legte, oder war es wahr, war alles so, wie es unheimlich vor ihm aufdämmerte3» [Musil 1992:52], <^r war selbst über seinen Einfall verwundert und ein wenig erschrocken4» [Musil 1992:22]. Очевидно, испуг Тёрлеса не всегда мотивирован, нередко он надуман и является продуктом мысли.
Контекстный синоним страха - стыд: «Он [Тёрлес] был полностью запутан; его действие в первый раз дошло до его сознания, и он не знал, что теперь он дальше должен делать. Он страшно стыдился. Было слышно, как стучало его сердце» [Musil 1992: 103]. Физиологически в данном отрывке очевидно проявление страха («стучало сердце»). Стыд является следствием поступка, совершённого Тёрлесом вопреки его моральным убеждениям. Особая чувственность не позволяет ему быть поглощённым этим страхом.
Страх становится предметом интереса Тёрлеса и причиной внутренней борьбы героя. Чувство мотивировано, с одной стороны, непониманием себя, событий, людей, а с другой, ощущением необъяснимого родства и ясности: «Пока же тяжесть этих борений сказывалась только в частой внезапной усталости и словно бы уже издали пугала Тёрлеса» [Музиль 1999: 23]. Еще один синоним страха - радость, трепетное волнение. Такой страх в романе соотносится с темнотой: время суток - ночь, пространство - лестницы, заброшенный сад, тёмные комнаты и углы, о которых никто не знает, - и «одинокостью» Тёрле-са: «Стаей черных врагов напала она на землю и убила людей, <...> чтобы от них и следа не осталось. И Тёрлесу показалось, что он этому рад. В эту минуту он не любил людей, больших и взрослых. Он никогда не любил их, когда было темно. Мир представлялся ему после этого пустым, темным домом, и в груди у него все трепетало...» [Музиль 1999: 21-22]. Состояние одинокости, ранее незнакомое Тёрлесу, с одной стороны, привлекает его, но в то же время он не понимает её природы и боится. Для Тёрлеса ночь - созерцательное время и самое пло-
дотворное. Уже в дневниках Р. Музиль писал: «Ночью жизнь нервов отдыхает от дневного беспамятства и раскрывается вовнутрь, и человек по-новому ощущает самого себя» [Музиль 1999].
Совершенно иным по своей природе является страх Базини. Он всегда очевиден и внешне физиологически проявлен в искажении лица, взгляде: «Базини сделал большие, почти испуганные глаза» [Музиль 1999: 71]; «ненависть, страх и мольба боролись в глазах Базини» [Музиль 1999: 97]; «Базини, как подкошенный, упал на колени и широко раскрытыми от страха глазами глядел на револьвер» [Музиль 1999: 117]; «боязливо искажённое выражение лица Базини»; [Там же]; «Базини, голый, с разинутым от страха ртом летает по залу <.. .> с нечеловеческими, остекленевшими глазами» [Музиль 1999: 176]. Страх Базини является тем фундаментальным чувством, которое раскрывает его характер, показывает, что он есть в целостности. Страх вытесняет в нем всякие человеческие признаки, его тело вдруг само собой, непроизвольно начинает повиноваться.
Последний этап - объяснение Тёрлеса перед комиссией учителей. Желание героя остаться самим собой очевидно (его так и «соблазняло испытать свои мысли на этих умах» [Музиль 1999: 182]), но боязнь, примет ли общество его таким, изматывает его окончательно.
Разного рода страхи характерны для сознания Тёрлеса и Базини и абсолютно не свойственны Райтингу и Байнебергу. Можно назвать из текста лишь единичные случаи соотношения концепта с образами последних. И в этих эпизодах актуализируются вопросы власти и авторитета: «Райтинг боялся, что Базини воспользуется случаем, чтобы поискать защиты у кого-нибудь из учителей.» [Музиль 1999: 91]; Райтинг: «Я уже и впрямь испугался, что поступил с ним несправедливо... Но все же мне было невмоготу так сразу и спасовать» [Музиль 1999: 41].
Концепт «страх» - базовая единица картины мира Австрии, обладающая экзистенциальной значимостью как для отдельной личности, так и для общества в целом. В романе Р. Музиля «Душевные смуты воспитанника Тёрлеса» чувство страха обнаруживает истинные мотивы поведения каждого героя, выявляют скрытые черты характера: у Базини - слабость и малодушие, у Тёрлеса - чувственность и интерес, у Райтинга и Байнеберга - авторитарность и безграничную жестокость. Примечания
1 он боялся этой фантазии;
2 его фантазия была приведена в нездоровое направление;
3 он больше не знал сам, было ли это только его фантазией, которая ложилась как огромное стекло над вещами, или это была правда, было ли все так, как зловеще это зародилось перед ним;
4 он сам был удивлен своей идеей и немного напуган.
Список литературы
Музиль Р. Душевные смуты воспитанника Тёрлеса II Р. Музиль. Малая проза: в 2 т.; пер. А. Карельского. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 1999. Т. 1. С. 5-186.
Музиль Р. Из дневников [Текст] I Р. Музиль II А. В. Карельский. Метаморфозы Орфея: беседы по истории западных литератур. - М.: РГГУ, 1999. Вып. 2. [Электронный ресурс] Режим доступа: http:IIlib.ru7INPROZIMUZILImusil2_5.txt (дата обращения: 11.02. 2017)
Сейбель Н. Э. Австрийский роман Zwischenkriegszeit: Монография I Н. Э. Сейбель. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2006. 414 с.
Чеснокова Л. В. Метафизический страх и тоска в немецкой и русской культурах: дис. ... канд. филос. наук I Л. В. Чеснокова. Омск, 2015. 153 с.
Duden К. Das Wörterbuchdersprachlichen ZweifelsfälleI К. Duden [Электронный ресурс]. 2016. Режим доступа: http:IIwww.duden.deI rechtschreibung IAngst (дата обращения: 12.02.2017).
Musil R. Die Verwirrungen des Zöglings Törless I R. Musil. Hamburg: Rowohlt, 1992. 159 S.
FUNDAMENTAL MEANINGS OF THE CONCEPT "FEAR" IN R. MUSIL'S NOVEL "THE CONFUSIONS OF YOUNG TORLESS"
Natalya Yu. Konysheva
Master of Philology
South Ural State Humanitarian Pedagogical University
454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin str., 69. natashakonysheva@mail.ru
In German-speaking cultures the concept "fear" is a basic notion, which reflects features of mentality and cultural and historical experience of the nation. In the article traditional and new meanings of the concept on material of the R. Musil's novel «The Confusions of Young Torless» are analyzed: fear of misunderstanding, loneliness, shame, fear of the unfamiliar. In each of heroes of the novel sensation of fear finds new qualities which are hidden from eyes: weakness, cowardice, special sensuality, cruelty and desire of the power. In sphere of concepts of the work the notion holds sign position.
Key words: concept, feeling, existential fear, shame, metaphysical fear.