Научная статья на тему 'Основополагающие принципы развития организаций в условиях кризиса и неопределенности'

Основополагающие принципы развития организаций в условиях кризиса и неопределенности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минаева Е. В., Колпакова Т. В.

Продовольственный комплекс народного хозяйства выполняет приоритетную роль для экономики Российской Федерации, поскольку эта отрасль обеспечивает удовлетворение важнейших первичных потребностей населения страны. Главным фактором финансового благополучия предприятий пищевой промышленности является их экономическая устойчивость, на которую в первую очередь влияет достигнутый уровень управления производством. Разработка и принятие оптимальных управленческих решений менеджерами происходит в условиях неопределенности рыночной конъюнктуры, а также ограниченности ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основополагающие принципы развития организаций в условиях кризиса и неопределенности»

7. Елизаветин М. Отраслевая структура иностранных инвестиций в России и опыт стран с развивающимися рынками // Инвестиции в России. 2004. № 1.

8. Жданов В.П. Инвестиционные механизмы регионального развития. Калининград: Янтарный сказ, 2001.

9. Кашина Н. Инвестиции - условие развития области // Экономист. 2004. № 2.

10. Концессия. Об эффективном договоре между государством и бизнесом // Аналитический центр «Эксперт», юридическая фирма «ЛеБоф, Лам, Грин и МакРей», компания «СРП экспертиза». М., 2002. Ноябрь.

11. Марголин А.М. Теория и практика инвестиционного обеспечения развития экономики депрессивных регионов. М.: НЦСиМО, 2004.

12. Об инвестиционной деятельности в Республике Адыгея: Закон Респ. Адыгея [№ 64 от 09.02.1998]: (в ред. Законов РА № 111 от 29.01.1999, № 20 от 07.06.2001, № 82 от 26.07.2002) // Собр. законодательства Респ. Адыгеи. 1998. № 2.

СП

л ь о

(□_

х

МИНАЕВА Е.В., КОЛПАКОВА Т.В.

г основополагающие принципы развития организаций в ш условиях кризиса и неопределенности

2_

о I-

Продовольственный комплекс народного хозяйства выполняет приоритетную роль для □ экономики Российской Федерации, поскольку эта отрасль обеспечивает удовлетворение О важнейших первичных потребностей населения страны. Главным фактором финансового благополучия предприятий пищевой промышленности является их экономическая устойчивость, на которую в первую очередь влияет достигнутый уровень управления производством. о Разработка и принятие оптимальных управленческих решений менеджерами происходит в £ условиях неопределенности рыночной конъюнктуры, а также ограниченности ресурсов. На о уровне отдельных предприятий эта неопределенность проявляется в виде упущенных воз-си можностей, дополнительных потерь и затрат. Отсюда можно сделать вывод, что выбранная ^ тема является своевременной и актуальной.

ф Эффективность производственной деятельности хозяйствующих субъектов продовольс-

0 твенного комплекса в рыночных условиях зависит от многочисленных факторов микро- и

1 макроэкономической среды. Достаточно заметное влияние оказывают неразвитость экономе мической, кредитно-финансовой, налоговой и таможенной политики, мобильность конъюн-о. ктуры рынка, низкий уровень инновационности, значительный износ активной части основ-< ных фондов, несовершенство методов и способов управления.

о Анализ степени изученности темы показал, что хотя проблемы принятия оптимальных ^ управленческих решений рассматривались во многих отечественных и зарубежных научных о публикациях, однако чаще всего, они имеют различную степень детализации и неоднозначен ность методов определения уровня рисков. Необходимо отметить, что рассматриваемые на-

0 учные разработки практически не учитывают специфические особенности предприятий пи-$ щевой промышленности, а поэтому с большей степенью достоверности можно полагать, что ^ данная проблема является мало изученной.

1 В работе показано, что традиционно используемые методы принятия управленческих ре-о шений не вполне адекватны меняющимся рыночным условиям, они не учитывают возможные ™ потери и методы их оценки. Кроме того, они не позволяют учесть в явном виде экономичес-§ кие последствия принятия тех или иных альтернативных решений. Сложившаяся ситуация ф требует разработки новых методов управления исходя из того, что основное предназначение

управленческого решения сводится, с одной стороны, к определению степени риска, а с дру-о гой - к принятию его оптимального варианта.

о В этой связи изучены теоретические основы принятия оптимальных управленческих 0) решений, выработанные учеными мирового сообщества. Используя научные положения и

результаты собственных исследований, предложена модифицированная методика количественного измерения риска, учитывающая специфику предприятий пищевой промышленности, а также разработана система классификации рисков, которая в отличие от существующих основана на наиболее приемлемом способе группировки в зависимости от частоты причин и источников появления рисков. Детальный анализ современного состояния экономических объектов продовольственного комплекса выявил целый ряд, как положительных тенденций развития, так и основных факторов, ограничивающих деловую активность предприятий, снижающих эффективность их деятельности.

Выявлено, что к числу отрицательных факторов можно отнести неопределенность экономической обстановки, недостаточный спрос на отечественные виды продовольствия, недопустимо низкий объем его экспорта, высокую конкуренцию со стороны зарубежных производителей, недостаточный уровень обновляемости оборудования, отсутствие необходимых инвестиционных ресурсов и другие.

В результате исследования выявлены циклические колебания объемов производства пи-

СП

щевой промышленности. Так, для объемов производства наиболее важных видов продоволь ствия белковой группы - мяса, цельномолочной продукции и животного масла - выявлены ь три характерные динамические фазы: щ

- первая повышательная волна с 1980г. до 1990 г., т.е. начала существенных рыночных преобразований;

- вторая десятилетняя понижательная волна с 1990 по 1999 г., т.е. фаза свертывания про- И изводства, когда сводный индекс его объемов уменьшился примерно в 4 раза; ^

- третья повышательная волна прироста объема производства, начавшаяся с 2000 г., ког- ^ да стала наблюдаться положительная тенденция, а сводный индекс увеличился почти о на 12% с характерным прогнозируемым трендом устойчивого роста.

При установлении динамики основных показателей работы пищевой промышленности в целом, выявлена устойчивая тенденция их роста. Начиная с 1990 года, число действую- □ щих предприятий возросло в 3,8 раза, при этом увеличилась их производственная мощ- ^ ность, наблюдалась тенденция роста положительного финансового результата. Наилучшие О результаты были достигнуты в 1995 году, когда превышение доходов над расходами соста- 0 вило 15,5 млрд. руб. Эти данные показаны на плакате 4. В последующие годы положение Ей стало несколько улучшаться, и уже в 1999 году положительный финансовый результат до- ^ стиг 27 млрд. руб. В целом за период с 2000 года наблюдалось систематическое увеличение ^ финансового результата, что связано не только с ростом объемов выпуска продукции, но и § повышением цен. >

Наилучшие финансовые результаты в целом за рассматриваемый период также были 2 достигнуты в 2001 году, когда рентабельность продукции имела наибольший уровень и со- ^ ставляла 11,5%. При этом наблюдалось снижение затрат на один руб. продукции на 2% по $ сравнению с затратами на производство в предшествующем году. о

В результате исследования в работе сделаны выводы, что для стабилизации продовольс- о твенного рынка страны необходима разработка новых методов оценки уровня риска, реализация научных подходов к выработке оптимальных управленческих решений и формирова- £5 нию стратегий предприятий по адаптации их к внешней рыночной среде. £5

На основе выполненного анализа разработана система методов по принятию оптималь- ^ ных управленческих решений, связанных с производством и сбытом продукции, которые мо- § гут быть в принципе использованы для предприятий пищевой промышленности. о

В качестве научных подходов для решения задачи была использована модель линей- оного программирования. Вначале рассмотрена модель принятия решения, представленная | в детерминированной постановке. Сопоставление действующей и разработанной в рамках о данного исследования модели принятия оптимальных управленческих решений позволило ® скорректировать предложенную предприятием стратегию путем приведения ее в соответствии с установленными критериями и определения влияния случайных факторов на ее целе- о вые показатели. =1

В процессе исследования сделан вывод, что с точки зрения управления рисками действу- ^ ющие методы принятия управленческих решений должны быть ориентированы на реализа- § цию оптимальных стратегий производства продукции на основе: (Т)

- нахождения экстремума среднего значения целевой функции, т.е. математического ожидания целевого показателя, определенного по М-постановке;

- максимизации вероятности получения экстремального значения целевой функции, рассчитанной по Р-постановке.

В целом, проведенный анализ формирования программы производства продукции в условиях неопределенности и повышенного риска ограниченных ресурсов показывает, что при формировании оптимального плана ее выпуска необходимо учитывать вероятностный характер воздействующих факторов, поскольку детерминированные методы не способны учесть их стохастический характер.

Наряду с этим при формировании ресурсных ограничений предлагается учитывать влияние конъюнктуры рынка, что будет способствовать адекватности модели реальным рыночным условиям и оптимизации программы производства. При этом должны учитываться структура ассортимента, соответствующая спросу населения, обеспеченность прибыльности от реализации конкретного вида выпускаемой продукции. Установлено, что более рентабельная ^ продукция может иметь низкий спрос, чем низкорентабельные ее виды. Такая вероятность ь должна учитываться менеджерами при принятии управленческих решений. (□ Доказано, что действующие методы принятия управленческих решений как в детерминированной, так и в стохастической постановках не обеспечивают надежности реализации ^ эффективных стратегий. Кроме того, на их основе невозможно количественно оценивать степень риска и экономические последствия несовпадения планируемых и фактических показа-^ телей деятельности предприятий.

;> В этой связи предложена научно обоснованная методика принятия управленческих решений по формированию производственных программ с учетом хозяйственных рисков в условиях ограниченности ресурсов. В соответствии с этим была разработана экономико-математическая модель формирования производственной программы многономенклатур-□ ного выпуска продукции. Эта модель реализована в двух постановках. В первом варианте ^ предлагается решение задачи по формированию стратегии предприятия, соответствующей О определенному уровню риска. Во втором случае необходимо решить двойственную задачу 0 по определению оптимального значения целевого показателя (например, прибыли) путем ш минимизации математического ожидания штрафной функции потерь и расчета уровня риска,

0 соответствующего принятой стратегии.

ф Сопоставление показало, что технико-экономические результаты по двум вариантам обос-§ нованных стратегий достаточно близки, они имеют расхождение в пределах 6% по большинс-> тву факторов. Наибольшие отличия имеют только показатели потерь общей и дополнительной

5 прибыли. Расчеты показали, что хотя значение риска, определенное по двойственной страте-

1 гии, на 5,8% выше, чем по первому варианту, однако уровень прибыли будет больше.

т В то же время, как показывает сравнение, хотя и имеются некоторые отличия в разрабо-^ танных стратегиях, однако они не столь существенны, чтобы отдать предпочтение одному из ^ них и поэтому оба варианта стратегий могут быть рекомендованы к использованию. о Сопоставление стратегии, разработанной предприятием, и обоснованной в рамках вы-

2 полненного исследования, свидетельствует о том, что стратегия предприятия ориентирована 2 на получение более высокой прибыли, однако вероятность этого события довольно мала, т.е. ^ в два раза ниже вероятности производства продукции по предлагаемой стратегии. Более вы-о сокая надежность предлагаемой стратегии подтверждается математическим ожиданием до-о полнительной прибыли в размере 677 тыс. руб. Резюмируя полученные итоги, можно сделать ^ следующие выводы по научной новизне.

| Предложен научный новый подход к проблеме определения рисков и их количественно-о го измерения применительно к деятельности предприятий пищевой промышленности.

6 Показано, что принятие оптимальных управленческих решений с различным уровнем рисков приводят к непредсказуемым экономическим последствиям. Учет этих экономичес-

о ких потерь и их минимизацию предлагается осуществлять с помощью штрафной функции,

параметры которой могут измеряться количественно. о Разработанная модель обеспечивает принятие оптимальных управленческих решений о по формированию перспективной стратегии развития в соответствии с заданным уровнем 00 риска для получения выгодного значения прибыли путем минимизации потерь.

Реализация основных положений и разработанных рекомендаций, частичное осуществление которых начато в ходе выполнения данного исследования, может гармонически дополнить методологию принятия оптимальных управленческих решений на предприятиях, что будет способствовать повышению общей эффективности производства. Наличие математического аппарата и реального программного обеспечения, расширение сферы применения методики являются предпосылкой практического использования полученных результатов.

В процессе формирования рыночных отношений должна реализовываться стратегия переноса акцентов деятельности на приоритетность запросов потребителей вместо удовлетворения интересов продавцов. В этих условиях, чтобы завоевать конкурентные преимущества, предприятия должны следовать основным экономическим законам развития. Их деятельность должна сопровождаться существенными изменениями в организации производства, труда и управления.

Для завоевания значительной ниши и сегмента рынка продаж продукции предприятиями должны использоваться следующие методы и способы достижения конкурентных преимуществ, установленные в исследовании:

п

ш

- удовлетворение запросов каждого клиента. Цель любой компании - создать сообщест- ь во лояльных заказчиков, поддерживая приверженность потребителя всеми возможны- щ ми способами;

- максимальное использование возможностей уже завоеванного сообщества. Создав ^ потребительское «сообщество», организация может извлечь из этого наибольшую при- И быль. В этом случае товары превращаются в «расширенные товары», включающие в себя множество дополнительных услуг. А сами компании эксплуатируют свою бизнес-технологию, предлагая потребительской аудитории все новые продукты и услуги; о

- трансграничность потребительского сообщества. Организация должна стремиться расширить свою клиентуру до максимально возможного объема. Информационные тех- ^ нологии представляют в настоящее время хозяйствующим субъектам общества, дают □ возможность обслуживать потребителя 24 ч. в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году ^ в любой точке земного шара; О

- приоритет гибким формам организации производства. Традиционным типом становит- 0 ся производство небольших партий товара в рамках одной общей модели; Ей

- приоритет доставки продукта или услуги «точно в срок»; ^

- гарантия качества продукции и его соответствия указанным на этикетке параметрам; ^

- использование эффективных методов ценообразования в зависимости от длительности § периода работы с клиентом и партии закупаемой продукции. >

Учитывая, что в эпоху завоевания доверия индивидуальных групп клиентов, товар диф- 2 ференцируется как по типам, так и по объему, то местом хранения продукции, как правило, ^ становится транспорт, на котором она доставляется потребителям. Если до начала формиро- $ вания экономики, например, мука, сыр и другие виды продовольствия проходили на складе о стадию дозревания, то в условиях рынка этот процесс происходит во время доставки. За счет о этого скорость оборачиваемости капитала возрастает более быстрыми темпами. Происходит экономия издержек на содержание складов и хранение продукции. Однако это доступно не £5 всем организациям, а только тем, кто, не нарушая технологию производства и реализации £5 продукции, воспользуется этим преимуществом при соблюдении без нарушения установлен- ^ ных параметров качества. о

Когда продукция предприятия не пользуется достаточным спросом населения из-за низ- о кого качества, неисследовательности запросов потребителей, ограниченности ассортимента,

о.

то происходит затоваривание продукции, а как следствие, увеличение затрат на ее хранение, |

снижение качества и потребительских свойств. о

Приспособление к интересам клиентуры в условиях конкуренции, в свою очередь, требу- ® ет от производителей адекватной реакции на эти условия, результатом, выполнение которого

должно стать повышение качества продукции обслуживания, прежде всего, сокращение вре- о мени выполнения заказов и безусловное соблюдение согласованного графика поставок. Тем

самым, фактор времени наряду с ценой и качеством продукции становиться определяющим ^

условием успеха функционирования предприятия на современном рынке. Усложнение про- §

блем реализации продукции при одновременном росте требований к качеству процесса ее ^

распределения и товародвижения вызывает у производителей аналогичную реакцию относительно своих поставщиков сырья и материалов. В итоге этого образуется довольно сложная система взаимосвязей между различными субъектами рынка, которая вызывает необходимость модификации, существующих моделей организации процессов снабжения и сбыта.

Для ориентации на достижение высокой эффективности производства и реализации продукции путем завоевания доверия потребителей всем хозяйствующим субъектам необходимо использовать принципы гармоничного развития.

Как видно из изучения целого ряда литературных источников, принципы развития у различных авторов имеют аналогичный состав, а подчас и противоречивый. Поскольку принципы гармоничного развития предприятий предложены ограниченным числом авторов, то при рассмотрении их состава будем исходить из посылки, что речь идет об аналогичных категориях. Поэтому проведем аналогию и допустим, что принципы развития и принципы устойчивого развития предприятий могут считаться своего рода синонимами принципов гармоничного их функционирования. Развитие производства базируется на принципах: инерции ^ (запаздывания), эластичности, непрерывности и стабилизации. Принцип инерции заключа-ь ется в том, что изменение потенциала системы (организации) начинается лишь спустя опре-(□ деленное время после начала воздействия изменений во внешней или внутренней среде и

продолжается некоторое время. ^ Принцип эластичности состоит в том, что скорость изменения потенциала системы (организации) зависит от самого потенциала. Если система мало восприимчива к изменениям, ^ т.е. эластичность ее мала, то небольшие воздействия не оказывают на нее никакого влияния. ;> Если же система восприимчива к воздействиям, то считается, что она обладает высокой эластичностью. На увеличение эластичности организации влияет ряд факторов, наиболее важными из которых называются универсализация производства, страхование, высокий уровень унификации изделий, ротация кадров, слабая зависимость от внешней среды и т.п. Умень-□ шению уровня эластичности организации соответствуют узкая специализация производства, ^ отсутствие резерва производственных мощностей, значительная зависимость от внешней О среды, сокращение ротации кадров.

0 Принцип непрерывности заключается в том, что процесс изменения потенциала системы ш (организации) идет непрерывно, меняются лишь скорость и знак изменения.

0 Принцип стабилизации состоит в том, что система (организация) стремится к стабилиза-ф ции диапазона изменения потенциала системы. Этот принцип основан на потребности чело-§ века и общества в стабильности на определенном отрезке времени.

> Принцип координации - каждая организация должна следить за стратегическими, такти-

5 ческими и оперативными изменениями и вносить соответствующие коррективы в механизм

1 их выполнения и другие.

т Проанализировав состав перечисленных принципов, можно сделать вывод о том, что ^ они носят не общий, а скорее локальный характер и приемлемы более для развития произ-^ водства, чем для гармоничного развития хозяйствующих субъектов. Несмотря на весомость о приведенных составов принципов, на наш взгляд, вряд ли углубленную переработку зерна,

2 обновление знаний и контроллинг можно считать принципами. Это, прежде всего, факторы, 2 механизмы достижения цели развития предприятий.

^ К сожалению, пристальное изучение приведенных характеристик каждого из принци-о пов не позволяет априори согласиться с их составом. Например, принцип независимости о противоречит сути рыночной экономики, когда хозяйствующие субъекты получили полную ^ свободу действий, и государство возложило на них целый ряд функций, ранее не выполня-| емых предприятиями. Принцип слабого влияния также носит противоречивую природу, так о как одним из признаков совершенной конкуренции, согласно теории рынка, является как раз

6 слабое влияние одного из производителей товаров на уровень цен.

Основываясь на основных экономических законах, из числа проанализированных, а так-о же выявленных в процессе изучения составляющих данной категории предложим собственную классификацию принципов гармоничного развития предприятий: пропорциональность, о автоматизированность, стандартизированность, координационность, стимулированность, о информационность, ресурсосберегаемость, продуктивность, прибыльность, ответственность, 00 дисциплинированность и социально-экономическая справедливость.

Принцип пропорциональности ориентирует на постепенное выравнивание уровней развития всех сторон деятельности предприятия в материально-техническом, инновационном, организационном, управленческом, социальном аспектах. Только при равномерном развитии производства, труда и управления во внутренней сфере предприятия, а также адаптации своей деятельности к требованиям социально-ориентированной экономики возможно достижение конкурентных преимуществ и обеспечение на этой основе высокой прибыльности, необходимой для расширенного социально-экономического воспроизводства.

Принцип автоматизированности. По этому принципу рекомендуется повсеместное использование вспомогательных технических средств везде, где это возможно. Человеческий труд, насколько это возможно, должен быть заменен работой машин. Автоматизация не ограничивается только применением машин, она должна охватывать весь производственный, организационно-коммерческий и информационный процесс.

Принцип страдартизированности означает, что все виды выпускаемой продукции, предоставляемые услуги, выполняемые функции должны соответствовать определенным параметрам, показателям, нормам, требованиям.

П

Ш

Принцип координационности, т.е. объединение усилий всех работников на достижение ь

цели развития, подчинение усилий всего персонала и ориентация его на единство целей. щ Координация должна осуществляться на каждом уровне управления одним менеджером, т.е.

путем использования способа единоначалия. Эффективность координации зависит от диапа- ^

зона числа подчиненных каждому менеджеру. Это возможно только в том случае, если число И прямо подчиненных работников одному начальнику не превышает 6-8 человек.

Одним из эффективных принципов гармоничного развития является стимулированность, т.е. успешный труд каждого человека может быть мотивирован только хорошей зарплатой. о Человек действует рационально и в отношениях взаимообмена с окружающими ищет максимальную выгоду, преследуя свои собственные интересы. На предприятии эти отношения ^ взаимообмена состоят в исполнении работы за вознаграждение в виде хорошей зарплаты. □ Таким образом, организовывать - означает также направлять средства и людей на достиже- ^ ние определенной цели. О Следующим принципом следует выделить информационность. Развитая сеть информаци- 0 онного обеспечения структурных подразделений должна обеспечивать руководство полной Ей информацией о действиях и поведении подчиненных, а персонал должен быть информиро- ^ ван о планах руководства. ^ Принцип ресурсосбережения ориентирован на то, чтобы из всех производственных, тор- § говых оборотов, комплекса услуг был выбран вариант, обеспечивающий наиболее экономи- > чески выгодное использование ресурсов и выполнение поставленной задачи. 2 Принцип продуктивности труда обеспечивает соотношение достигнутых результатов и ^ суммы использованных факторов производства. Продуктивность достигается при увеличе- $ нии результата, без привлечения дополнительных трудовых ресурсов, без роста потребления о энергии и сырья. При увеличении результата на основе роста суммы издержек, т.е. за счет о экстенсивного фактора, обеспечивается рост производства, но не повышение продуктивности труда. Показателями роста продуктивности труда служат в промышленности - снижение £5 затрат на единицу продукции, в торговле - увеличение выручки на продавца, кассира или на 2 квадратный метр торговой площади, в бухгалтерском учете - число произведенных опера

о

ций на одного бухгалтера. о Принцип ответственности за принимаемые решения предусматривает, что эффективный о менеджмент невозможен без возложения на него соответствующей доли ответственности. о-Мера этой ответственности, ее материальный эквивалент не поддается никакому учету. Од- | нако каждый менеджер должен нести ответственность за принимаемые решения, так как от о их обоснованности и скорости принятия зависит эффективность деятельности организации ® и уровень заинтересованности в результатах труда персонала, размер ниши рынка и контингент потенциальных покупателей продукции. о

т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принцип дисциплинированности означает, что весь персонал предприятия, начиная от руководства и кончая работниками низших тарифно-квалификационных разрядов, менеджеры всех уровней, независимо от занимаемой должности, обязаны четко соблюдать производственно-технологическую и управленческую дисциплину, этику и культуру ведения бизнеса.

0

1

о о

Рабочие обязаны обеспечивать ведение технологического процесса, рационального использования ресурсов, снижать потери и выполнять все указания своего непосредственного руководителя. Менеджеры должны использовать современные методы и способы управления, обеспечивать благоприятный морально-психологический климат в коллективе, соблюдать режим труда и отдыха.

Соблюдение принципа социально-экономической справедливости есть результат сочетания благожелательности с правосудием. Справедливость не исключает ни энергичных действий, ни жесткости в случаях необходимости со стороны руководителей различных звеньев управления. Справедливость при практическом ее осуществлении нуждается в применении современных методов, здравом смысле, большом опыте и добропорядочности. Требования социально-экономической справедливости и равенства - это совокупность запросов, с которыми менеджерами различных уровней надо всегда считаться в обращении с персоналом и друг с другом. Руководители и менеджеры предприятия должны напрягать свои лучшие способности, чтобы эффективно управлять персоналом. Они должны стремиться укоренить ^ чувство справедливости на всех ступенях иерархии. При этом условия труда должны быть ь равными для всех, только при этом они будут улучшаться, обновляться знания, повышаться (□ заработная плата.

Принцип прибыльности ориентирован на наращивание массы прибыли и расширенное ^ воспроизводство. Для получения объема прибыли, достаточного для осуществления производственно-коммерческой деятельности, стимулирования персонала и удовлетворения его ^ труда в результатах диверсификации и обновления производства, расширения числа рабо-]> чих мест необходимо осуществлять постоянный поиск новых сфер рынка, расширять ассортимент продукции, обеспечивать её конкурентоспособность, внедрять культуру производс-

к тва, обесточивать ох„ану окружающей сре»ы и т.».

□ ш

о_

миронов в.и.

специфика развития промышленной интеграции в

российской федерации >

о

о В советский период интеграционные процессы в производстве имели свою специфике ку [1]. На протяжении этого исторического периода предпринимались попытки внедрить Е5 различного рода объединения, комбинаты, комплексы и другие формы территориальной а и отраслевой организации производства с целью рационального использования ресурсов < и получения народнохозяйственного эффекта. При этом критерии интеграции определя-о лись в большей степени не экономическими соображениями. При объединении предпри-^ ятий использовались планово-административные методы, не в полной мере учитывавшие о экономические интересы хозяйствующих субъектов. Взаимосвязи между предприятиями в о планово-административной экономике устанавливались и регулировались плановой сис-

0 темой, а не участниками. Отношения между предприятиями скорее являлись вертикальны-$ ми, чем горизонтальными, поскольку предприятия были тесно интегрированы с вышесто-'Ъ ящими административными органами, а горизонтальные связи с другими предприятиями

1 были довольно слабыми.

о В 90-е годы ХХ века помимо объективных требований и тенденций развития народного ™ хозяйства, у России появились специфические обстоятельства, активизирующие интегра-§ ционные процессы в промыщленности и других отраслях бизнеса. Потеря управляемости, ф обвальное падение спроса и объемов производства, недостаток инвестиций и оборотных средств, сокращение государственных заказов и крайняя неопределенность перспективы о обусловили необходимость поиска новых форм кооперации, проведения интеграции. о С точки зрения организационных преобразований наиболее типичной стратегией выжи-0) вания предприятий в 1991-1995 гг. была стратегия вхождения в вертикальные структуры

о

I—

ф

о а ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.