ниегп
issN 2304-120X Куликова Е. А Основные законы и закономерности обучающей деятельности педагога: проблемы практической реализации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 12. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/171051. htm.
научно-методический электронный журнал
ART 171051 УДК 371.13
Куликова Елена Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения» (УрГУПС), г. Екатеринбург [email protected]
Основные законы и закономерности обучающей деятельности педагога:
проблемы практической реализации
Аннотация. Статья посвящена проблеме практической реализации основных законов и закономерностей обучающей деятельности педагога в современной образовательной системе, реализующей компетентностный подход. В работе обоснована необходимость соответствия требованиям профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» и важность базовой теоретической подготовки педагогов; рассмотрены основные законы и закономерности обучающей деятельности, дидактические принципы, отвечающие основным концептуальным положениям личностно ориентированного подхода в обучении, и специфические принципы, отражающие особенности применения образовательного интернет-ресурса; обоснована необходимость формирования у обучающихся как профессиональных компетенций, так и компетенций, облегчающих процесс самореализации в обществе; подчеркивается необходимость непрерывного профессионального обучения и развития педагога для успешной профессиональной педагогической деятельности.
Ключевые слова: обучающая деятельность педагога, профессиональный стандарт, законы и закономерности обучающей деятельности педагога, компетентностный подход, принципы организации процесса обучения. Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.
Система образования на современном этапе претерпевает значительные изменения. Основные направления ее развития, требования к результатам освоения образовательных программ и условиям обучения определяет государство, а выбор путей достижения планируемых результатов остается за образовательными организациями, самостоятельно разрабатывающими основные образовательные программы и рабочие программы дисциплин.
Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» зафиксировал основные требования к педагогам. Стандарт определил цель профессиональной педагогической деятельности как организацию деятельности обучающихся по освоению знаний, формированию и развитию умений и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность. Также педагог обязан создавать педагогические условия для профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворения потребностей в углублении и расширении образования, методически обеспечивать реализацию образовательных программ для обеспечения достижения обучающимися нормативно установленных результатов образования [1].
На сегодняшний день качество подготовки выпускника во многом определяется профессионализмом педагога, его умением на основании анализа процесса обучения и его результатов своевременно изменять рабочую программу, план изучения учеб-
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Куликова Е. А. Основные законы и закономерности обучающей деятельности педагога: проблемы практической реализации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 12. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/171051. htm.
ной дисциплины, используемые образовательные технологии, собственную профессиональную деятельность. В стандарте зафиксированы необходимые личностные и профессиональные компетенции, знания и умения, трудовые действия педагогов, ответственность за результаты деятельности. Следовательно, успешная педагогическая деятельность невозможна без серьезной теоретической подготовки.
Деятельность педагога базируется на педагогических принципах, в основе которых лежат законы и закономерности, а также учитываются цели обучения и воспитания, конкретные условия и т. д. Законы и закономерности - основа педагогической системы, объединяющей педагогическую теорию и педагогическую практику.
Законы обучения, дидактические принципы, положения методологии педагогики, анализ результатов педагогических исследований и фактов педагогической действительности служат основой для закономерностей.
Обучающая деятельность педагога представляет собой деятельность, направленную на формирование системы знаний, умений и компетенций обучающихся, включая одновременно цели развития и воспитания личности [2].
При проектировании обучающей деятельности педагогу необходимо учитывать следующие основные законы.
Закон единства обучения и воспитания - основной закон дидактики, отражающий важнейшее положение для обучающей деятельности педагога: все стороны, компоненты учебного процесса должны быть использованы с целью воспитания и всестороннего развития обучающихся.
Поскольку достаточно долго воспитанию как равноправному с обучением элементу образовательного процесса не уделялось должного внимания, то самым действенным здесь будет личный пример педагога, демонстрирующего ответственное отношение к профессиональной деятельности, стремление к достижению высокого качества результатов собственной деятельности, саморазвитию и самосовершенствованию.
Закон активности учащихся в обучении. Достичь цели обучения невозможно без собственной активности субъекта учения. Усвоение содержания образования возможно только посредством деятельности обучающихся.
Нельзя подготовить специалиста к решению будущих задач просто передавая знания от педагога обучающимся, поэтому при проектировании учебного процесса планируют виды и формы самостоятельной работы, способствующие формированию требуемых компетенций в процессе изучения дисциплины.
Закон взаимосвязи и взаимообусловленности в обучении деятельности педагога и учащихся при руководящей роли педагога отражает объективную истину о взаимосвязи учебной и обучающей деятельности и руководящую роль педагога при этом.
Несмотря на активное взаимодействие в процессе обучения обучающихся и педагога как равноправных участников совместной деятельности, педагог организует и координирует учебную деятельность, так как обладает высоким уровнем знаний и жизненным опытом. Деятельность педагога и обучающихся взаимосвязана, но деятельность обучающихся полностью определяется обучающей деятельностью педагога.
Обучающая деятельность педагога включает в себя несколько необходимых и взаимосвязанных между собой видов деятельности: планирование; организацию учебно-познавательной деятельности; предъявление информации; систематизацию знаний; формирование компетенций; стимулирование и мотивацию учебной деятельности; педагогическое диагностирование; контроль хода обучения, проверку и оценку усвоения содержания; корректирование учебного процесса; анализ обучающей деятельности и ее результатов. Но только организация учебно-познавательной деятельности является тем видом деятельности, который непосредственно выходит на деятельность обучающихся,
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Куликова Е. А. Основные законы и закономерности обучающей деятельности педагога: проблемы практической реализации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 12. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/171051. htm.
проникает во все этапы обучения и взаимосвязан со всеми другими видами деятельности. Он обеспечивает взаимосвязь деятельности педагога и обучающихся в обучении, что дает основание выделить его как доминирующий вид и вследствие этого определенным образом ориентирующий все остальные виды деятельности педагога.
Закон неразрывной взаимосвязи теории и практики, обучения с жизнью. В специально организованном познании, каким является обучение, единство теории и практики -методологический принцип, выступающий как необходимая, постоянно повторяющаяся связь обучения с жизнью, без которой невозможна обучающая деятельность педагога.
При отборе содержания следует учитывать, что требования к уровню подготовки выпускников постоянно изменяются как со стороны государства, так и со стороны работодателей. Повысить качество подготовки к будущей профессиональной деятельности и сформировать у обучающихся уверенность в собственных действиях позволяет выполнение заданий, приближенных к реальным производственным ситуациям. Также нельзя не обращать внимание на прагматизм обучающихся, проявляющийся в попытке определения практической пользы каждой изучаемой темы.
Рациональное соотношение абстрактного и конкретного в обучении в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями обучающихся - основа для понимания и усвоения содержания образования. Закон отражает объективную необходимость поиска педагогом такого соотношения абстрактного и конкретного, которое обеспечивало бы понимание и усвоение содержания в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся и с учетом особенностей учебного материала. В силу специфики познавательного процесса такая связь постоянно проявляется в обучающей деятельности педагога и используется в целях руководства познанием обучающихся. В практической деятельности педагога конкретизацией закона является единство в обучении фактов и обобщений, применение наглядности, сочетание слова и наглядности и т. д. [3]
Следует проектировать процесс обучения с учетом уровня развития обучающихся и предусматривать возможность его корректировки под их возрастные и индивидуальные особенности, но так, чтобы при этом не снижалось качество итогового результата.
Системный подход к обучению позволяет педагогу достичь цели обучающей деятельности - формирование у обучающихся системы знаний, умений и компетенций. Закон отражает объективно существующую истину о том, что сформировать у обучающихся систему знаний, умений и компетенций можно на основе системы целей обучения; систематичности обучения и систематических занятий обучающихся; систем организации и объединения компонентов обучения в виде дидактических и методических систем; формирования у обучающихся системного подхода в познавательном процессе как при изучении отдельных объектов и явлений, так и при изучении всего курса; системы потребностей и способностей обучающихся; системы дидактических принципов; системы методов и средств обучения и т. д.
Обучение - это система, объединяющая многочисленное количество взаимосвязанных подсистем. И в данном случае система целей достигается при помощи системы средств и методов, а значит, системный подход в обучающей деятельности педагога - объективная необходимость.
В целенаправленной обучающей деятельности педагога проявляется каждый из вышеперечисленных законов, отражая объективные связи и отношения педагогической действительности.
Уверенное владение различными технологиями обучения позволяет педагогу реализовать требование комплексного сочетания в образовательном процессе педагогических, информационных и коммуникативных технологий при ведущей роли педагогических.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Куликова Е. А. Основные законы и закономерности обучающей деятельности педагога: проблемы практической реализации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 12. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/171051. htm.
Поскольку информационно-образовательная среда составляет основу современной педагогической системы, то комплексное использование возможностей современных информационных и коммуникационных технологий позволяет повысить качество получаемого образования и более полно удовлетворить потребности обучающихся [4].
Профессиональный стандарт закрепляет необходимость знания педагогом психолого-педагогических основ и методики применения технических средств обучения, электронных образовательных и информационных ресурсов, умения эффективно использовать для освоения учебных дисциплин возможности современных образовательных технологий, в том числе дистанционных и информационно-коммуникационных [5].
Информационная образовательная среда современного учебного учреждения формируется на основе специализированной информационно-технологической образовательной инфраструктуры. Образовательная инфраструктура позволяет шире применять в учебном процессе информационные и коммуникационные технологии, комбинировать использование электронных и традиционных учебных материалов, создавать специальные средства информационно-технологического развития учебно-воспитательного процесса. Для размещения учебных материалов используются различные платформы электронного обучения.
Обеспечить современный уровень учебного процесса на основе единой системы информационного и научно-методического обеспечения образования позволяет использовать информационно-технологические средства и электронные учебные материалы, создание которых часто требует повышения квалификации или профессиональной переподготовки педагогических кадров [6].
Образовательный интернет-ресурс целенаправленно создается педагогом и используется в обучающей деятельности. Система электронной поддержки обучения обычно содержит все материалы, необходимые для освоения дисциплины, в том числе и для самостоятельной работы обучающихся. Базы тестовых заданий для самоконтроля, текущего и итогового контроля знаний также размещают на платформе электронного обучения. Корректировка содержания дисциплины педагогом требует своевременного обновления контента образовательного интернет-ресурса.
Профессиональный стандарт определил необходимость не только знания педагогом преподаваемой научной (научно-технической) области и/или профессиональной деятельности, но и методики разработки и применения контрольно-измерительных и контрольно-оценочных средств, умения интерпретировать результаты контроля и оценивания. Все эти знания должны применяться и при традиционном формате обучения, и при обучении с использованием образовательного интернет-ресурса.
Рассмотрим основные закономерности обучающей деятельности педагога, активно использующего средства информационных и коммуникационных технологий, и в частности образовательный интернет-ресурс.
Обучение с использованием образовательного интернет-ресурса можно рассматривать как элемент системы непрерывного профессионального образования, имеющий «традиционный» компонентный состав: цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения. В учебном процессе вся система проектируется и реализуется в соответствии с выбранной педагогической концепцией, с учетом специфики самой предметной области знания, специфики формы обучения, специфики целей образовательного учреждения, возрастных особенности обучающихся.
При проектировании системы обучения и учебно-методического обеспечения обучения необходимо ориентироваться на дидактические принципы, отвечающие основным концептуальным положениям личностно ориентированного подхода в обуче-
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Куликова Е. А. Основные законы и закономерности обучающей деятельности педагога: проблемы практической реализации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 12. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/171051. htm.
нии, и специфические принципы, отражающие особенности применения образовательного интернет-ресурса, включая особенности познавательной деятельности обучающихся в их взаимодействии с педагогом и между собой.
Поскольку развитие общества и социальных отношений изменяет требования к системе профессионального образования, то в образовательном процессе следует учитывать закономерности развития общества, а также способности и возможности людей, объективную логику познания.
В настоящее время педагоги все чаще используют методы моделирования, в том числе компьютерного. В условиях информационного общества, когда приоритетной ценностью для человека (в аспекте самореализации) становится его профессиональная компетентность, определяемая знаниями, квалификацией, интеллектуальным и нравственным развитием, многие образовательные системы ориентируются на закономерности гуманистической педагогики, которая в большей степени, чем другие концепции, отражает особенности современного развития общества. Некоторые принципы достаточно устойчивы благодаря логике познавательной деятельности, психическим процессам восприятия информации, ее обработки в соответствии с заданной задачей.
Система обучения, реализующая компетентностный подход, ставит цель - сформировать у обучающихся определенные компетенции, облегчающие в том числе и процесс самореализации в обществе. Компетенция предполагает овладение определенной сумой знаний, интеллектуальных и практических умений, навыков. Толкование данного термина как сферы отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике, подчеркивает деятельный характер приобретения и владения знаниями. Компетенция объединяет знания, умения и способы поведения для гарантированного достижения результата в конкретной деятельности.
Европейская трактовка понятия «компетенция» включает в себя: знание и понимание; знание как действовать (практическое применение знаний к конкретным ситуациям); знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте).
Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций для выпускника вуза:
1. Социальные и политические: персональная ответственность, участие в принятии коллективных решений, в функционировании и улучшении демократических институтов, толерантность.
2. Межкультурные: понимание различий культур, взаимоуважение, способность сосуществовать с людьми других культур, языков и религий.
3. Коммуникативная: владение навыками устного и письменного общения на родном и иностранных языках.
4. Информационная: владение информационными технологиями, способность критически относиться к информации и рекламе, распространяемой в СМИ.
5. Аутопсихологическая: понимание своих сильных и слабых сторон, способность непрерывно учиться в течение всей жизни, владение технологиями саморазвития и самореализации [7].
Данные компетенции отражают требования государства к уровню компетентности каждого члена общества, который в большей степени зависит от существующей системы образования. Поэтому при проектировании и реализации образовательного процесса желательно уделять должное внимание и формированию вышеперечисленных компетенций.
Высокий уровень профессиональной компетентности современного специалиста невозможен без сформированной в процессе обучения коммуникативной компетентности. Выпускник вуза должен хорошо разбираться в профессиональной и в смежных
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Куликова Е. А. Основные законы и закономерности обучающей деятельности педагога: проблемы практической реализации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 12. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/171051. htm.
областях, уметь эффективно взаимодействовать с окружающими, работать в команде, грамотно и аргументированно излагать свою точку зрения [8].
Выполняемые в процессе обучения групповые задания, проектная командная деятельность, публичные выступления, защита заданий и проектов способствуют формированию коммуникативной компетентности.
Основой для планирования самостоятельной работы, выбора способов проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся должны быть идеи личностно ориентированного обучения.
Основные идеи личностно ориентированного обучения позволили сформулировать базовые принципы организации процесса обучения, в том числе и профессионального:
- самоактуализации личности;
- индивидуализации и дифференциации обучения с учетом задатков, интересов и способностей каждого обучающегося;
- взаимоуважения, открытости в отношениях между педагогом и обучающимися;
- уважения достоинства личности в процессе общения участников совместного учебного процесса;
культуры коммуникации; опоры на положительные качества личности; самостоятельного конструирования знания; устойчивой мотивации познавательной деятельности учащихся;
- рефлексии собственной деятельности [9].
Все указанные принципы относятся к деятельности педагога и обучающихся, т. е. к системе обучения, создают основу для формирования необходимых каждому цивилизованному гражданину компетенций, и для построения всей системы обучения в любой форме.
В обучающей деятельности целесообразно также опираться на дидактические принципы, уточненные для российской образовательной системы П. И. Пидкасистым:
- развивающего и воспитывающего характера обучения;
- научности содержания и методов учебного процесса;
- систематичности и последовательности;
- сознательности, творческой активности учащихся при руководящей роли педагога;
- наглядности, единства конкретного и абстрактного;
- доступности обучения;
- связи обучения с жизнью, с практикой построения гражданского общества;
- рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов работы.
Вышеперечисленные принципы значимы для любой системы обучения, они
лишь изменяются содержательно при различных подходах к обучению, в том числе и в условиях личностно ориентированного подхода. На практике принципы были реализованы в различных моделях обучения, в том числе и дистанционного, и показали совпадение в своей основе с пониманием специфики организации образовательного процесса с использованием интернет-ресурса педагога [10].
Информационная составляющая интернет-ресурса и механизмы ее представления должны соответствовать по своим возможностям традиционному образовательному процессу. В частности, структура, содержание и методика использования интернет-ресурса должны отвечать требованию реализации личностно ориентированного, деятельностного и других подходов.
Таким образом, развитие научно-технического прогресса повышает наукоем-кость образовательного процесса. Постоянно изменяющийся процесс обучения требует применения новых технологий, выбора методов обучения с учетом особенностей
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Куликова Е. А. Основные законы и закономерности обучающей деятельности педагога: проблемы практической реализации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 12. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/171051. htm.
обучающихся, образовательной организации, внешней среды. Следовательно, педагогу уже недостаточно быть компетентным только в базовой предметной и методической области, важно, определяя собственные образовательные потребности и выстраивая индивидуальную траекторию профессионального роста, активно и осознанно заниматься самообучением и саморазвитием. Всё это приводит к необходимости практической реализации непрерывного профессионального обучения и развития педагога.
Ссылки на источники
1. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». - URL: http://base.garant.ru/71202838.
2. Куликова Е. А. Образовательный интернет-ресурс как средство активизации обучающей деятельности педагогов начального профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2010. - 180 с.
3. Там же.
4. Комаров К. Ю. Инновационное учебное учреждение в многоуровневом региональном пространстве непрерывного профессионального образования // Успехи современной науки и образования. - 2016. - Т. 1. - № 8. - С. 81-84.
5. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».
6. Комаров К. Ю. Указ. соч.
7. Куликова Е. А. Указ. соч.
8. Хан О. Н. Формирование навыков риторического мастерства студентов технического вуза в процессе становления коммуникативной компетентности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 4 (апрель). - URL: http://e-koncept.ru/2017/170095.htm.
9. Куликова Е. А. Указ. соч.
10. Там же.
Elena Kulikova,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Ural State University of Railway Transport (USURT),
Yekaterinburg
Basic laws and regularities of teacher's educational activities: problems of practical implementation Abstract. The article is devoted to the practical implementation of the basic laws and regularities of teacher's educational activity in modern educational system using a competence-based approach. The work proves the necessity to meet the requirements of the professional standard "The teacher of professional training, professional education and additional professional education" and the importance of teachers' basic theoretical training; describes the main laws and regularities of educational activities, didactic principles consistent with the core provisions of personality oriented approach concept in education and specific principles, reflecting the peculiarities of educational Internet-resources application; shows the necessity of developing students' professional competences, and competences that simplify the process of self-realization in society; emphasizes the need for continuous professional training and development of the teacher for successful professional activity. Key words: teacher's educational activities, professional standard, laws and regularities of teacher's educational activities, competence approach, principles of educational process organization. References
1. Professional'nyj standart "Pedagog professional'nogo obuchenija, professional'nogo obrazovanija i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija". Available at: http://base.garant.ru/71202838 (in Russian).
2. Kulikova, E. A. (2010). Obrazovatel'nyj internet-resurs kak sredstvo aktivizacii obuchajushhej dejatel-nosti pedagogov nachal'nogo professional'nogo obrazovanija: dis. ... kand. ped. nauk, Rossijskij gosudarstvennyj professional'no-pedagogicheskij universitet, Ekaterinburg, 180 p. (in Russian).
3. Ibid.
4. Komarov, K. Ju. (2016). "Innovacionnoe uchebnoe uchrezhdenie v mnogourovnevom regional'nom pros-transtve nepreryvnogo professional'nogo obrazovanija", Uspehi sovremennoj nauki i obrazovanija, t. 1, № 8, pp. 81-84 (in Russian).
5. Professional'nyj standart "Pedagog professional'nogo obuchenija, professional'nogo obrazovanija i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija".
6. Komarov, K. Ju. (2016). Op. cit.
ISSN 2Э04-120Х
7.
8.
9.
10.
ниепт
научно-методический электронный журнал
Куликова Е. А. Основные законы и закономерности обучающей деятельности педагога: проблемы практической реализации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 12. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/171051. htm.
Kulikova, E. A. (2010). Op. cit.
Han, O. N. (2017). "Formirovanie navykov ritoricheskogo masterstva studentov tehnicheskogo vuza v processe stanovlenija kommunikativnoj kompetentnosti", Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal "Koncept", № 4 (aprel'). Available at: http://e-koncept.ru/2017/170095.htm (in Russian). Kulikova, E. A. (2010). Op. cit. Ibid.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 23.10.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 15.11.17
Принята к публикации Accepted for publication 15.11.17 Опубликована Published 24.12.17
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Куликова Е. А., 2017
5772343120183