Научная статья на тему 'Основные задачи улучшения системы менеджмента организации'

Основные задачи улучшения системы менеджмента организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
212
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ / ORGANIZATION / MANAGEMENT SYSTEM / INFORMATION MANAGEMENT / PROCESS MODELING MANAGEMENT ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахтулов Алексей Леонидович, Ахтулова Людмила Николаевна, Булахова Наталья Витальевна, Булахова Юлия Витальевна, Булахов Виталий Анатольевич

В статье рассмотрена структура системы управления организацией, интегрировавшая практически все общепризнанные концепции менеджмента на основе улучшения качества, и вопросы создания информационного обеспечения в зависимости от особенностей деятельности организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ахтулов Алексей Леонидович, Ахтулова Людмила Николаевна, Булахова Наталья Витальевна, Булахова Юлия Витальевна, Булахов Виталий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of quality management system of organization

The article describes the structure of the organization management system which integrates almost all the generally accepted concept of management based on quality improvement and the creation of information support depending on the features of the organization.

Текст научной работы на тему «Основные задачи улучшения системы менеджмента организации»

уДК 621:005.53:005.62 Д. Л. АХТУЛОВ

Л. Н. АХТУЛОВА Н. В. БУЛАХОВА Ю. В. БУЛАХОВА В. А. БУЛАХОВ

Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск

ООО «Infi Net Wireless», г. Екатеринбург

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ УЛУЧШЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ

В статье рассмотрена структура системы управления организацией, интегрировавшая практически все общепризнанные концепции менеджмента на основе улучшения качества, и вопросы создания информационного обеспечения в зависимости от особенностей деятельности организации. Ключевые слова: организация, система менеджмента, информационное обеспечение, моделирование процесса управления организацией.

В настоящее время широкое использование новейших информационных технологий обеспечивает создание систем менеджмента организации в единой среде (рис. 1) для процессов проектирования [1, 2], производства [3 — 5], испытаний [6, 7], поставки [8, 9], управления [10, 11] в различных областях деятельности. Системность информационного подхода заключается в охвате всех стадий жизненного цикла — от замысла до утилизации [12].

В соответствии с объективными естественными законами системы менеджмента интегрировали в себе практически все общепризнанные концепции менеджмента (рис. 2), которые ранее считались независимыми друг от друга, а также международные и национальные стандарты в области менеджмента. Это стало возможным благодаря дополняющим их авторским разработкам. В системах менеджмента нет ни одного элемента, не применявшегося ранее в управленческой деятельности, но все они связаны между собой в единую систему, которая до настоящего времени не была описана в специальной литературе. Это стало возможным благодаря точному определению всех ключевых категорий менеджмента, их свойств и методов.

Для любой организации системы менеджмента могут находиться в двух принципиально различных устойчивых состояниях: детерминированном и стохастическом. Для первого характерна полная управляемость, и способность противостоять внешним отклоняющим воздействиям, а также внутренним естественным неравномерностям процессов. Для второго характерно большое количество случайных нежелательных событий, неопределённостей и рисков, не поддающихся планированию и прямому управлению, а также ухудшающих технико-экономические характеристики. Система менеджмента может перейти из детерминированного состояния

в стохастическое в случае, если внешние мешающие воздействия превысят порог устойчивости. Такой переход происходит лавинообразно, после чего в системе менеджмента возникают вторичные источники дезорганизации, которые поддерживают дальнейшее самовоспроизводство потоков случайных событий и не позволяют возвратиться из стохастического состояния к детерминированному.

Детерминированное состояние системы менеджмента обеспечивает максимальную производительность труда, минимальный и стабильный уровень себестоимости, а также полное отсутствие дефектности и рисков. Для стохастического состояния системы менеджмента характерно снижение производительности труда на 40 — 60 процентов из-за простоев и брака, высокая дефектность продукции из-за вынужденных нарушений технологии и размытости ответственности, высокая и трудно прогнозируемая себестоимость. Попытки улучшения технико-экономических характеристик в таких условиях за счёт ужесточения контроля и административного давления приводят к росту сверхурочных работ персонала; скрытой дефектности продукции; количества заболеваний, связанных со стрессами на работе, и традиционными методами их снятия, а также к другим неблагоприятным последствиям, не поддающимся прямому измерению. Именно такое состояние менеджмента считается естественным для отечественной практики управления.

Незнание естественных законов функционирования организационных систем приводит к неправильному выбору стратегии управления. Вместо устранения внутренних источников дезорганизации и возвращения системы менеджмента в детерминированное состояние с высокими технико-экономическими характеристиками многие организации

Рис. 1. Схема представления системы менеджмента

Рис. 2. Блок-схема взаимосвязей в структуре системы менеджмента

действуют в противоположном направлении, культивируя ситуационные бессистемные методы (ручного) управления. Эти методы основаны на том, что проблемы не решаются, а трансформируются, переносятся в будущее или во внешнюю среду, а вся организационная система разлагается до аморфного состояния. Постепенное накопление отложенных организационно-технических проблем приводит к тяжёлым катастрофам, несчастным случаям, ущербу для экологии и другим формам, ухудшающим благополучие всего общества.

Бессистемность управления приводит к тому, что значительная часть выгод от бизнеса возникает за счёт искусства перекладывания собственных проблем на общество и своих работников. Теоретические основы менеджмента и опыт экономически развитых стран показывает, что более значительные выгоды бизнес может получать, не нанося ущерб обществу, а только за счёт совершенства менеджмента.

Менеджмент, как научная категория, развивается циклично, удовлетворяя изменяющиеся потребности в нём. Научный метод состоит из четырёх шагов: сбор эмпирических данных, систематизация знаний, открытие новых законов и синтез новых знаний, пригодных для практического применения. Новые знания эволюционируют и изменяют формацию практической деятельности, что требует очередного цикла развития, основанного на научном методе. В настоящее время во всей мировой экономике сложилась именно такая ситуация, при которой новая практика менеджмента сформировалась и заняла доминирующее положение, а известные законы уже не позволяют синтезировать недостающие знания для её правильного функционирования. В таких условиях копирование чужого опыта, относящегося к прекратившей своё существование промышленно-экономической формации, не имеет смысла. Необходимо создавать собственную школу менеджмента, проводить масштабные научные исследования в этой области, разрабатывать и распространять передовые технологии управления во всех сферах социально-экономической жизни страны. Тем более что крупные международные компании, которые в рамках ВТО могут стать серьёзными конкурентами для отечественной промышленности, такие работы уже ведутся, и вряд ли обнародуют их результаты, пока они морально не устарели.

В отечественной практике исследованиями в области менеджмента занимаются только энтузиасты частным порядком. Многочисленные консалтинговые организации интересуются только брендовыми концепциями, которые по отдельности совершенно бесперспективны, но хорошо продаются. Частные компании не могут оплачивать или вести самостоятельные исследования в области менеджмента, а гиганты-монополисты вообще не испытывают потребности в них. Многочисленные диссертации в области менеджмента по своему формату, а также сложившейся практике написания и защиты, ориентируются на частности, не затрагивая сущности данной научной области. Многочисленные журналы, публикации, научно-практические конференции создают невообразимую какофонию на тему менеджмента, в которой теряются редкие, действительно ценные идеи.

В условиях рыночной экономики никто не может себе позволить заниматься работой, результаты которой по своей сущности не могут быть товаром

и не могут быть проданы. Несмотря на острую потребность в модернизации менеджмента, её невозможно удовлетворить самостоятельно, за счёт собственных средств и сил без активной роли государства.

Таким образом, модернизация менеджмента может стать главным фактором преодоления последствий экономического кризиса и обеспечения конкурентоспособности в рамках ВТО, но для этого требуется деятельное участие государства в формировании современной национальной школы научно обоснованного менеджмента, а не копирование чужого, морально устаревшего опыта в этой области.

Тенденцией современной промышленно-эконо-мической формации является резкое повышение функциональных возможностей товаров и услуг с одновременным ростом их разнообразия, снижения стоимости и быстрого морального старения. Это сопровождается ещё более быстрым ростом количества измеримых и неизмеримых характеристик товаров и услуг, последние из которых проявляются только в процессе эксплуатации или потребления и могут быть источником рисков для жизни и здоровья. Современный потребитель имеет всё меньше времени на всестороннюю оценку качества покупки и относится к ней менее критично. При сохранении этой тенденции в ближайшем будущем основным критерием конкурентоспособности для большинства потребителей будет цена, а также небольшое количество очевидных характеристик и функциональных возможностей товаров и услуг.

Все измеримые и неизмеримые характеристики продукции однозначно определяются технологиями их создания, стабильность которых, в свою очередь, зависит от уровня менеджмента организации. Несоответствия измеримых характеристик легко выявляются и устраняются в процессе производства, что не позволяет впоследствии правильно оценивать реальную безопасность продукции ни потребителю, ни внешним надзорным органам. Концепция контроля над производителями, основанная на экспертной роли потребителей и контролирующей роли надзорных органов, возникла во времена, когда товары и услуги были простыми, а их нежелательные характеристики было проще и дешевле исправить, чем предупредить. В настоящее время ситуация принципиально изменилась, техногенный потенциал общества достиг критического уровня и нежелательные характеристики товаров и услуг могут быть причиной катастроф. В таких условиях проще и дешевле предупреждать проблемы, чем устранять их последствия.

Сочетание перечисленных факторов и тенденций приводит к тому, что в современной промыш-ленно-экономической формации роль конкуренции и внешнего надзора в обеспечении безопасности продукции будет неуклонно снижаться, уступая место контролю над системами менеджмента организации.

По такому пути пошли экономически развитые страны более 30 лет назад, когда начали создавать международные стандарты на системы менеджмента, первыми из которых были стандарты ISO серии 9000, выпущенные в 1994—1995 годах. Универсальность этих стандартов обеспечивается абстрактностью формулировок и использованием только бесспорных требований, справедливость которых основана на успешном опыте международной практики большого числа организаций, в том числе и России.

Применение практики стандартизации менеджмента в отечественных условиях себя не оправдало. Это связано с тем, что международные стандарты предназначены для применения в условиях детерминированного менеджмента, характерного для экономически развитых стран, а не стохастического, доминирующего в отечественной практике. За десятки лет поголовной сертификации отечественных предприятий качество их продукции, безопасность труда и экологии, энергоэффективность, а также уровень социальной ответственности не улучшились, что свидетельствует о повсеместном неправильном применении международных стандартов. Причиной этого является сложившаяся практика сертификации, при которой под предлогом выборочности проверки оцениваются только второстепенные характеристики менеджмента и никогда главная — политика управления и механизмы принятия управленческих решений. Фактически это прямое нарушение международных [13, 14] и национальных стандартов [15—17] в области менеджмента, которое стало возможным из-за пассивности государства в этой области. Конкуренция между органами по сертификации, которые являются частными компаниями, привела к тому, что они соревнуются между собой в либерализации условий торговли сертификатами в ущерб интересам общества, которое вводится в заблуждение относительно безопасности сертифицированной продукции.

Отправной точкой любой системы менеджмента является механизм принятия управленческих решений и политика управления. Их непрозрачность является признаком того, что они противоречат общепринятым нормам поведения или даже действующему законодательству.

Международные стандарты в области менеджмента основаны на добровольном обеспечении прозрачности мотивов и механизмов высшего руководства, что является необходимым и достаточным условием для правильного функционирования всей системы менеджмента и общественной полезности конечной продукции. Для существующей в настоящее время отечественной практики управления прозрачность управления оказывается недостижимой, а вместо неё действует правило: «Думаем одно, говорим другое, делаем третье, а в результате получаем — четвёртое».

В современной промышленно-экономической формации конкуренция и надзор за конечным результатом деятельности не позволяют защитить общество от рисков и опасностей, возникающих из-за недобросовестного менеджмента. Для реализации мирового опыта по контролю истоков управленческих решений и обеспечению прозрачности всего менеджмента необходима система государственных стандартов в области менеджмента, более конкретных и понятных, чем международные, но не противоречащие им, а также доступные технологии их внедрения.

Из приведённых выше аргументов следует, что направление вектора общественной полезности любого бизнеса и деятельности государственных органов власти зависит от состоятельности менеджмента. В настоящее время этот вектор направлен в сторону, не совпадающую с интересами общества. Но это не вина, а беда предпринимателей и руководителей, которые не могут самостоятельно и без помощи государства обеспечить оптимизацию организационных систем и модернизацию менеджмента.

Позитивными предпосылками для решения данной проблемы является то, что они осознают необходимость перемен, а также признают право общества и государства на социально-экономическое благополучие. Этих предпосылок в совокупности с активной позицией государства было бы достаточно для реализации национальной программы модернизации менеджмента, основанной на научном методе.

Библиографический список

1. Ахтулов, А. Л. Методология построения и практическое применение системы автоматизации проектирования транспортных машин / А. Л. Ахтулов // Вестник СибАДИ. — Омск : Издат. дом ЛЕО, 2005. - Вып. 3. - С. 14-29.

2. Ахтулов, А. Л. Методика оценки качества процессов проектирования сложных технических устройств / А. Л. Ахтулов, Л. Н. Ахтулова, А. В. Леонова // Омский научный вестник. Сер. Приборы, машины и технологии. — 2013. — № 3 (123). - С. 87-91.

3. Ахтулова, Л. Н. Управление несоответствиями в серийных технологических процессах промышленного предприятия / Л. Н. Ахтулова, О. В. Дежурова, Д. А. Грюнер // Омский научный вестник. Сер. Приборы, машины и технологии. - 2009. -№ 3 (83). - С. 149-153.

4. Ахтулов, А. Л. Использование карт потока создания ценности как средство постоянного улучшения деятельности организации / А. Л. Ахтулов, Л. Н. Ахтулова, Т. И. Стадоль-ская // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. - 2013. - № 5 (122). - С. 40-46.

5. Ахтулова Л. Н. Алгоритм прогнозирования несоответствий в модели улучшения качества серийных процессов производства / Л. Н. Ахтулова, О. В. Дежурова // Омский научный вестник. Сер. Приборы, машины и технологии. - 2010. -№ 1 (87). - С. 105-109.

6. Ахтулов, А. Л. Измерение результативности системы менеджмента качества как инструмент совершенствования деятельности организации / А. Л. Ахтулов, Л. Н. Ахтулова, А. Ю. Мустакова, С. Т. Ташмагамбетова // Омский научный вестник. Сер. Приборы, машины и технологии. - 2013. -№ 1 (117). - С. 132-136.

7. Ахтулова, Л. Н. Идентификация процессов системы менеджмента качества промышленного предприятия / Л. Н. Ахтулова, А. М. Суртаев // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. - 2009. - № 1 (75). -С. 84-86.

8. Ахтулов, А. Л. Система управления ресурсами предприятия с использованием информационных технологий / А. Л. Ахтулов, В. В. Слободин // Омский научный вестник. -2005. - № 2 (31). - С. 202-207.

9. Ахтулов, А. Л. Логистический аутсорсинг как основное направление обеспечения качества процесса цепей поставок в деятельности организации / А. Л. Ахтулов, Л. Н. Ахтулова, Н. А. Чанчибадзе, С. В. Лумпова // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. - 2013. -№ 2 (116). - С. 61-63.

10. Ахтулов, А. Л. Система менеджмента качества как основа конкурентоспособности коммерческого банка / А. Л. Ахту-лов, Е. Ю. Бирюкова // Вестник Ижевского гос. техн. ун-та. -2009. - № 4 (44). - С. 78-79.

11. Ахтулов, А. Л. Особенности разработки руководства по качеству для органа местного самоуправления / А. Л. Ахтулов, Л. Н. Ахтулова, А. Ю. Кривун // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. - 2013. -№ 3 (119). - С. 56-58.

12. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288-2005. Информационная технология. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем. - Введ. 2005-12-29. - М. : Стандартинформ, 2004. - 57 с.

13. BS 25999—1:2006. Управление непрерывностью бизнеса. Ч. 1. Практические правила. — М. : Стандартинформ, 2007. - 34 с.

14. BS 25999-2:2007. Управление непрерывностью бизнеса. Ч. 2. Спецификация управления непрерывностью бизнеса. — М. : Стандартинформ, 2011. — 34 с.

15. ГОСТ ISO 9000 — 2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. — Введ. 2013 — 01 — 01. — М. : Стандартинформ, 2012. — 32 с.

16. ГОСТ ISO 9001 — 2011. Системы менеджмента качества. Требования. — Введ. 2013—01—01. — М. : Стандартинформ, 2012. — 36 с.

17. ГОСТ Р ИСО 9004-2010. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качеств. — Введ. 2010 — 11—23. — М. : Стандартинформ, 2011. — 46 с.

сударственного университета путей сообщения (ОмГУПС), действительный член Международной академии авторов научных открытий и изобретений и Академии проблем качества, почетный работник высшего профессионального образования. АХТУЛОВА Людмила Николаевна, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Экономика транспорта, логистика и управление качеством» ОмГУПС.

БУЛАХОВА Наталья Витальевна, аспирантка кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство» ОмГУПС. БУЛАХОВА Юлия Витальевна, аспирантка кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство» ОмГУПС. БУЛАХОВ Виталий Анатольевич, заместитель директора ООО «Infi Net Wireless», г. Екатеринбург. Адрес для переписки: [email protected]

АХТУЛОВ Алексей Леонидович, доктор техниче- Статья поступила в редакцию 14.09.2015 г.

ских наук, профессор (Россия), профессор кафе- © а. Л. Ахтулов, Л. Н. Ахтулова, Н. В. Булахова, дры «Вагоны и вагонное хозяйство» Омского го- ю. В. Булахова, В. А. Булахов

УДК 621.752.3 Ю. А. БУРЬЯН

С. Н. ПОЛЯКОВ М. В. СИЛКОВ Д. О. БАБИЧЕВ

Омский государственный технический университет Научно-производственное предприятие «Прогресс», г. Омск

ПНЕВМОИЗОЛЯТОР С ИНЕРЦИОННЫМ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕМ ДВИЖЕНИЯ

В статье рассмотрены принцип построения и математическая модель низкочастотной виброизоляционной опоры, состоящей из инерционного преобразователя движения на базе резинокордной оболочки, заполненной жидкостью, и гидропневматического аккумулятора. В работе показано, что согласованием характеристик гидропневматического аккумулятора и гидравлического инерционного преобразователя движения можно получить высокоэффективные низкочастотные виброизоляторы для вывешивания силовых агрегатов в различных отраслях промышленности.

Ключевые слова: виброизоляция, резинокордная оболочка, амортизатор, преобразователь движения, гидропневматический аккумулятор.

В работе рассмотрены принцип построения и математическая модель низкочастотной виброизоляционной опоры, состоящей из гидропневмоаккуму-лятора и гидравлического инерционного преобразователя движения на базе резинокордной оболочки (РКО), заполненной жидкостью.

Пневматические упругие элементы на базе ре-зинокордных оболочек давно и с успехом применяются в качестве виброизоляционных опор в различных отраслях промышленности. Их широкое применение обусловлено тем, что они обладают рядом уникальных положительных качеств:

— низкие частоты собственных колебаний;

— возможность регулирования характеристик (жёсткость, нагрузочная способность);

— надёжность и длительность эксплуатации и т.д.

Характеристики пневмоамортизатора могут быть значительно улучшены при использовании вместе с пневмоэлементом гидравлического инерционного преобразователя движения на базе РКО, заполненной жидкостью. В этом случае имеется возможность варьирования в широких пределах характеристиками инерционных трубок вследствие достаточно большого объёма РКО с жидкостью, и при этом сохраняются достоинства освоенных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.