Основные задачи региональной энергетической политики и принципы ее формирования
М.А. Безуглова
Экономический факультет СЗФ МГЭИ, кафедра экономической теории
Аннотация. Статья на примере региональной энергетической программы Мурманской области раскрывает понятие энергетической политики, ее цели, приоритеты и способы реализации.
Abstract. The paper has presented the term "power policy of region" and has shown the aim of the policy, its priorities and ways of realization. The energetic programme of the Murmansk region has been taken as an example.
1. Введение
Энергетическая политика региона - это выработанный на определенный перспективный период курс действий по управлению ТЭК региона, отвечающий его интересам и выражающийся в специфических приоритетах, целях, а также способах и механизмах их достижения, и оформленный в виде региональной энергетической программы. Главная задача энергетической политики состоит в обеспечении социально-экономического развития региона на основе надежного энергоснабжения при минимальном расходе ресурсов и воздействии на окружающую среду в меняющихся внешних условиях. Последние включают разнообразные факторы экономического, политического, социального, технического, экологического, культурно-образовательного характера. Приоритеты и цели энергетической политики поэтому закономерно различаются на отдельных этапах развития региона. На ранних стадиях переходного периода особое значение приобретает поддержание социальной стабильности. Очевидно, что этой задаче должна быть подчинена энергетическая политика практически всех регионов России. Однако конкретные цели и средства их достижения будут также дифференцироваться по регионам в зависимости от их энергоэкономических характеристик.
2. Региональная энергетическая программа
Основополагающими элементами энергетической политики являются ее субъекты и объекты. На региональном уровне управления, субъектами энергетической политики будут выступать органы законодательной (представительной) и исполнительной властей. Объекты - это все производители и потребители энергоресурсов, расположенные в границах региона, включая и население (личное потребление).
Логика перехода к новой социально-экономической системе такова, что эффективная энергетическая политика должна строиться на принципе согласования интересов субъектов и объектов этой политики.
Только на основе учета и гармонизации интересов всех участников процесса энергообеспечения народного хозяйства региона можно реализовать ключевую задачу энергетической политики в переходный период - социальную защиту населения и поддержание стабильности в обществе. Следовательно, адекватный механизм согласования интересов является непременным атрибутом и инструментом региональной политики.
Конечная задача Программы состоит в формировании условий наиболее эффективного использования производственного потенциала ТЭК для подъема благосостояния граждан и социально-экономического возрождения региона. При этом, естественно, необходимо обеспечить достойную роль энергии как фактора роста производительности труда и средства повышения качества жизни населения всего Баренцрегиона, существенно повысить его энергетическую независимость путем приоритетной ориентации на использование собственных ТЭР и возможностей, заложенных в созданной производственной сфере ТЭК. Реализация Программы должна способствовать решению экологических проблем, а также обеспечивать снижение использования природных, материальных и трудовых ресурсов на удовлетворение нужд общества в конечной энергии.
Приоритетным направлением структурной и технической политики на предстоящий период является не крупномасштабное наращивание производства энергоресурсов, а повышение эффективности их использования, энергосбережение. Снижение энергоемкости продукции способствует обеспечению ее конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынке, создает благоприятные условия для снижения объемов
поставок энергоресурсов из соседних регионов и, тем самым, снижения зависимости экономики страны от внешних экономических факторов.
Новая структурная политика в энергетике БР на рассматриваемую перспективу означает:
- увеличение доли газа в балансе котельно-печного топлива (за счет вытеснения мазута) и расширение его использования в экологически неблагоприятных промышленных центрах, а также для газификации сельскохозяйственной зоны;
- дальнейшее развитие электрификации и теплофикации (во всех ее формах) за счет экономически и экологически обоснованного использования ТЭС и ГЭС, а также реализация имеющихся возможностей, заложенных предшествующим развитием ТЭК БР;
- интенсификацию освоения местных энергоресурсов (прежде всего торфа и гидроэнергии), увеличение использования нетрадиционных возобновляемых ресурсов (в первую очередь ветровой энергии).
Сущность реализации Программы состоит по преимуществу в реализации определенных инвестиционных проектов, в меньшей мере - в реализации организационно-технических мероприятий, не требующих или почти не требующих специальных инвестиций.
Динамика реализации Программы, учитывающая дефицит инвестиций, должна ранжировать мероприятия в следующем порядке: от малых пообъектных инвестиций с минимальными сроками реализации и окупаемости к увеличивающимся инвестициям, имеющим более продолжительные сроки строительства и возврата кредитов. Исходя из этих соображений, рассматриваемый период можно разбить на следующие этапы:
этап I - этап продолжающегося спада производства и энергопотребления, избыточного предложения энергоносителей, продолжающейся инфляции и дефицита инвестиционных средств;
этап II - этап стабилизации экономики и энергопотребления при минимальных уровнях собственного производства, стабилизация курса рубля и отсутствие собственных инвестиционных средств; избыточность энергоносителей;
этап III - этап восстановления экономики и энергопотребления до уровня 1990 г., появление незначительных возможностей для инвестиций, восстановление надежности и качества в энергоснабжении;
этап IV - этап роста экономической активности до уровня стран со стабильной рыночной экономикой, реализации стратегии устойчивого и безопасного развития, сопровождающегося приближением к нормальному уровню социального развития общества.
В соответствии с имеющимися экономическими прогнозами, в период действия Программы возможна реализация всех 4-х этапов, кардинально различающихся по энергетическим потребностям и возможностям. Исходя из этих различий, различными будут и приоритеты основных направлений Энергетической программы.
На первом этапе основное внимание должно уделяться наименее дорогим мерам, но в то же время требующим наибольшей обоснованности и соответствия с долгосрочными направлениями энергетической стратегии - информационному обеспечению (научным и проектным разработкам), обучению кадров, освоению новой техники. Новизна политических, экономических и технологических условий определяет сложность, разнообразие и нетрадиционность и, следовательно, длительность поиска рациональных решений. На этом этапе наиболее целесообразным и необходимым является реализация энергосбережения в части организационных и наименее капиталоемких мероприятий. При продолжении глубокого спада производства потребуется проведение консервации энергетического оборудования (особенно на обанкротившихся и остановившихся производствах), а также выполнение аварийных и чрезвычайных работ по сохранению энергосбережения социальной сферы.
На втором этапе - при приостановке спада энергопотребления - главной задачей становится подготовка к повышенной экономической активности, которая будет заключаться в первую очередь в реализации наиболее эффективных энергосберегающих технических мероприятий, направленных на реконструкцию системы энергообеспечения с целью снижения энергоемкости продукции и социальной сферы за счет заимствованных инвестиций. Для этого же периода наиболее целесообразно проведение капитальных ремонтов, замена оборудования и модернизация энергетических объектов, доведенных за кризисный период до аварийного состояния вследствие физического износа.
В третий период - начало подъема экономики - необходимо снижать энергопотребление имеющихся производственных мощностей и социальной сферы путем реализации крупных энергосберегающих проектов - полной реконструкции систем теплоснабжения населенных пунктов, модернизации ТЭЦ на основе высоких технологий с целью кардинального снижения расхода энергоносителей. Это создает резерв энергетических мощностей при достижении объемов производства уровня 1990 г. и позволит подойти к созданию новой экономики, имея современный уровень в энергетике.
Только на четвертом этапе, наиболее удаленном и неопределенном, можно будет ставить проблемы создания в необходимом объеме новых мощностей по производству топлива, тепла и электроэнергии.
В методическом плане разработка Программы развития региональной энергетики (применительно к Баренцрегиону) в условиях переходного периода связана с решением следующих основных задач:
- оценка платежеспособного спроса на отдельные виды топлива и энергии в рассматриваемом регионе и прогнозирование на перспективный период уровней и структуры энергопотребления с учетом энергосбережения;
- комплексная оптимизация территориально-производственной структуры ТЭК региона в увязке с соседними регионами, согласованная с направлением развития смежных отраслей экономики и энергетики страны в целом;
- исследование и обоснованное комплекса мер по обеспечению устойчивого топливо- и энергосбережения потребителей региона с учетом возможных чрезвычайных ситуаций в рассматриваемый период.
Для решения этих задач могут быть использованы существующие методы и модели, адаптированные к новым условиям.
Главным средством для реализации приоритетов развития энергетики БР в предстоящий период является создание энергетического рынка, контролируемого государственными органами местной и федеральной власти с помощью:
- ценовой и налоговой политики, обеспечивающей ликвидацию перекосов цен на энергоносители и другие товары при постепенном переходе к ценам на энергоресурсы, обеспечивающим, как минимум, самофинансирование энергетических предприятий, а как максимум, конкурентоспособность этих предприятий на внешнем рынке;
- уменьшения налогов на обрабатывающие предприятия ТЭК за счет рентных платежей и налогов на сверхприбыль предприятий ТЭК;
- формирования конкурентной среды в энергетике путем создания полноценных субъектов хозяйствования и рыночной инфраструктуры;
- совершенствования законодательной и нормативной базы и разработки Энергетического кодекса, регулирующего взаимоотношения субъектов энергетического рынка между собой, с органами государственного управления и общественностью.
В рамках контролируемого рынка государство должно обеспечить:
- создание системы стимулов и условий для энергосбережения и повышения эффективности производства и использования энергии;
- проведение активной инвестиционной политики путем создания условий для самофинансирования топливно-энергетических предприятий;
- расширение круга отечественных и иностранных инвесторов при минимизации бюджетных капитальных вложений.
3. Стратегия развития ТЭК Мурманской области
Институтом физико-технических проблем энергетики Севера (ИФТПЭС) КНЦ РАН разработана стратегия развития ТЭК Мурманской области. Суть этой стратегии состоит в увеличении доли высококачественных и экологически чистых топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в приходной части баланса области, в повышении надежности топливо- и энергоснабжения потребителей, в снижении удельных затрат ТЭР.
Энергосбережение является одним из возможных путей снятия напряженности в топливно-энергетическом балансе области в перспективе. Однако достижение существенной экономии ТЭР в области за счет активной энергосберегающей политики сопряжено с большими трудностями, обусловленными недостаточностью технической и нормативно-правовой баз в этой сфере деятельности, спецификой энергопотребления в области, которая характеризуется большой рассредоточенностью потребителей тепловой энергии. Тем не менее, технический потенциал энергосбережения на уровне 2000-2005 гг. оценивается в 750-900 тыс. т у.т.
В отношении базового источника предпочтение отдано варианту сооружения КАЭС-2 с новыми реакторами типа ВВЭР единичной мощности 640 МВт повышенной безопасности. Решение получено в результате большого числа специальных разработок ряда организаций, связанных с проектированием и сооружением АЭС. Из работ ИФТПЭС в данной области следует отметить НИР "Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта Кольской АЭС-2", где дана оценка финансово-экономической стороны проекта (необходимые капиталовложения и годовые эксплуатационные издержки), намечены пути финансирования строительства КАЭС-2, определены рациональные направления использования получаемой на ней электроэнергии. На выбор (варианта "КАЭС-2") повлияли и такие факторы, как наличие готового высокопрофессионального коллектива для эксплуатации именно таких объектов, а также производственной и социальной инфраструктур (г. Полярные Зори с его жилищным фондом и объектами культурно-социального и производственного назначения, ЛЭП, связывающих станцию с потребителями электроэнергии), возможности экспорта электроэнергии.
В связи с финансовыми затруднениями уверенно считать, что КАЭС-2 будет сооружена в необходимые сроки, нельзя. Поэтому необходимо вести проработки, способные снизить остроту энергетического кризиса в области, который может возникнуть по указанной выше причине. В этом плане одним из основных направлений может явиться газификация области.
Вопрос о газификации Мурманской области время от времени поднимается и обсуждается с середины 80-х годов. С 1988 г. после открытия в центральной части Баренцева моря Штокмановского газоконденсатного месторождения (ШГКМ) с запасами газа в 3 трлн м3 разговоры и разработки относительно газификации области приобрели более конструктивный характер.
Сегодня очень медленно продолжается строительство газопровода Нюксеница-Обозерская-Архангельск; выполнено технико-экономическое обоснование на строительство газопровода-отвода Обозерская-Мурманск. По объективным причинам освоение ШГКМ может быть начато за пределами 2015 г. Сегодня преобладает мнение, что основная часть газа ШГКМ пойдет на юг по специальному газотранспортному коридору. Первой ниткой этого коридора и должен быть газопровод Нюксеница-Обозерская-Мурманск.
Время окончания создания системы газоснабжения в области и перевод потребителей топлива на газ примерно совпадает с возможными сроками начала освоения ШГКМ. Предполагается, что потребители Мурманской области начнут использовать газ ШГКМ вместо газа, подаваемого с юга; газопровод Обозерская-Мурманск переводится на реверс, и газ ШКГМ идет с севера на юг. По мере роста добычи газа строится вторая нитка и - если потребуется - третья.
Реальные суммарные капиталовложения, связанные с газификацией Мурманской области (при потреблении до 5 млрд м3 в год) для варианта подачи газа по газопроводу Обозерская-Мурманск могут составить до 1,5 млрд долл. Здесь учтены дополнительные капиталовложения на добычу 5 млрд м3 год газа в северных районах Тюменской области, в транспорт этого газа до Обозерской, сооружение газопровода Обозерская-Мурманск и сети магистрального транспорта газа внутри области, создание газораспределительных сетей среднего и низкого давления и соответствующих эксплуатационных организаций в газифицируемых районах, затраты по переводу топливоиспользующих установок и приборов на газ.
Возможен совершенно другой вариант газификации области: сооружение на полуострове Ямал заводов по сжижению природного газа и создания специального танкерного флота для его транспортировки в сжиженном виде.
Проблема газификации Мурманской области может быть решена при условии преодоления трудностей, связанных с существенной неопределенностью в отношении возможных масштабов и сроков освоения ШКГМ. Каких-то комплексных научных проработок и серьезных проектных решений по рассматриваемому вопросу на сегодня пока нет.
Суть комплексных исследований можно сформулировать следующим образом: оценить возможные масштабы и сроки освоения запасов углеводородов на морских и материковых месторождениях Баренцрегиона в условиях реальных ограничений разного рода. Здесь же стоило бы и учесть интерес в таких работах у наших зарубежных партнеров по Баренцрегиону.
Разработка ШГКМ и Приразломного нефтяного месторождения, предполагаемое сооружение заводов моторных топлив и по сжижению природного газа, морского транспортного терминала и ряда других производств могли бы коренным образом отразиться на развитии производительных сил Мурманской области, обеспечить 100-процентное удовлетворение спроса на нефтепродукты, тем самым кардинальным образом решить проблему повышения ее энергетической независимости. Газификация области позволит снизить напряженность в энергетическом балансе, которую можно ожидать в результате задержки с вводом замещающих Кольскую АЭС мощностей, путем сооружения предвключенных газотурбинных установок на котельных области (по предварительным оценкам суммарной мощностью 300 МВт) или за счет строительства газомазутной Мурманской ТЭЦ-2 мощностью 360/420 МВт, проект которой требует дополнительного обоснования применительно к новым условиям.
Определенную роль в развитии ТЭК Мурманской области играют и нетрадиционные источники энергии, прежде всего, ветер. По ряду режимных и технико-экономических причин ветроэнергетические установки (ВЭУ) не могут быть полноценной альтернативой АЭС. Тем не менее, вовлечение ВЭУ для производства электроэнергии (а благоприятные условия для этого имеются) и наличие в Кольской электроэнергетической системе гидроэлектрических станций с соответствующими водохранилищами повышают энергетическую независимость региона и его экологическую чистоту. ВЭУ могут достаточно гибко войти в систему энергообеспечения и облегчить критическую ситуацию, которая может сложиться в результате задержки сооружения Кольской АЭС-2, и подстроиться к изменяющейся социально-экономической обстановке в области.
4. Заключение
Таким образом, необходимое развитие ТЭК области должно предусматривать реализацию согласованной программы по реконструкции и выводу из эксплуатации отработавших ресурс блоков Кольской АЭС, вводу новых ядерных блоков с повышенной безопасностью, развитию газификации и организации собственного производства нефтепродуктов на базе месторождений углеводородов шельфа Баренцева моря, широкому внедрению энергосберегающих технологий и использованию возобновляемых источников энергии.