2. По экскаваторам:
- совершенствование технологии технического обслуживания и качества ремонтов экс торов;
- улучшение качества подготовки забоев и оптимизация их параметров;
- комплектование ЭАК однотипными автосамосвалами.
Большая доля простоев связана с сезонными колебаниями спроса на продукцию ОАО « л асбест». Поэтому с целью снижения зависимости простоев горно-транспортного обо рудо ^ карьера от внешнего спроса необходимо рассмотреть вопрос о целесообразности организации ферного склада для полезного ископаемого.
Кроме того, проведенный анализ показывает, что для повышения уровня исполь ЭАК необходимо выполнить следующие мероприятия:
- существенно улучшить дисциплину и усовершенствовать технологию ремонта и вания оборудования;
- повысить точноегь планирования, нормирования и расхода эксплуатационных матер в том числе энергоресурсов;
• усовершенствовать технологию подготовки горной массы к выемке и технологию тельства и содержания карьерных автодорог;
- повысить контроль за соблюдением технологической дисциплины, за работой обору
ния.
Существенным фактором рационального использования рабочего времени обору ЭАК ОАО «Ураласбест» является создание системы учета работы и простоев оборуд включающей следующие элементы:
- классификацию затрат календарного времени;
- показатели использования оборудования во времени и по производительности;
- документацию, регламентирующую контроль, учет и анализ использования обору
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ ИНЖЕНЕРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАРЬЕРОВ
РУХЛОВ Е. С. Уральская государственная горно-геологическая академия ГАГИ ЦК ИЙ В Н. ОАО «Уралгипрошахт»
Современное соотношение затрат на добычу и цены на продукцию ведет к закрытию убыточных и нерентабельных шахт и карьеров. Часть предприятий черной, цветной и у" промышленности закрываются также по причине полной доработки запасов полезных иск мых. Это приводит к коренным изменениям характера техногенной нагрузки на окружающую ду в горнодобывающих регионах. Анализ эколог ической обстановки во многих шахтерских п ках показывает, что ликвидация особо убыточных шахт и разрезов способствовала улуч состояния природной среды и условий проживания населения в этих регионах. С одной с прекращение горных работ и их консервация имеют положительные стороны: прекращается ждение земель под промышленные объекты, подработка дневной поверхности, исключаются б росы в атмосферу от работающих механизмов и взрывов, снижается загрязнение водных тов от водоотливных систем шахт и разрезов, исключается развитие опасных природных п сов.
С другой стороны, на ликвидируемых предприятиях продолжаются негативные про связанные с деформацией горного массива, причем их характер существенно изменяется в с полным или частичным затоплением разрезов и шахт: продолжается оседание поверхности, визируются оползневые явления, происходит излив кислых вод, подтапливание поверхности.
Большинство отрицательных экологических явлений на ликвидируемых предприятиях являют себя не сразу, а спустя месяцы и годы после прекращения работы на них. Поэтому
спрогнозировать вероятное проявление этих факторов, чтобы в проектах ликвидации ¡ия принять инженерные меры по нормализации экологической обстановки и включить в "«бот на погашение горных выработок и отвалов соответствующие затраты. Вместе с тем предприятиях возникают негативные процессы, требующие дополнительных научно-»ьских и проектных работ. Поэтому изучение и обобщение технико-экологических связанных с прекращением горных работ (или долговременной консервацией), являют-ной задачей научного обеспечения проектирования предприятия горнодобывающей ниости.
Рассмотрим некоторые инженерные решения по предотвращению развития опасных при-
процессов на примере карьера «Ямаи-Касы». Медно-цинково-колчеданное месторождение «Яман-Касы» расположено в Кувандыкском Оренбургской области, в 12 км к востоку г. Медноюрска и в 2 км к юго-востоку от ст. Бля-км к северо-востоку от данного месторождения расположен Ьлявинский меднорудный Река Блява, протекающая в 750 м от карьера, является левым притоком реки Кур1ан и яяет собой глубокое ущелье. Месторождение «Яман-Касы» является одним из колчеданных месторождений Урала. Руды пены первичными сульфидными рудами, имеющими наиболее высокое содержание меди, ми серными рудами с высоким содержанием серы. Серные руды локализованы преимуще-в лежачем боку залежи до 12 % от всех запасов и относятся к забалансовым. Зодопритоки в карьер сформировались за счет сработки естественных запасов подземных гфивлечения речного стока. Атмосферные осадки, выпадающие на прилегающих территори-оказывают существенного влияния на зодопритоки в карьер, так как почвенный слой района я небольшой водопроницаемостью и в совокупности со значительным уклоном рельефа ивается стремительный сток осадков к стержневым долинам рехьефа в виде поверхност-аотоков.
Ливневые кратковременные притоки в карьер могут достигать 10 тыс. м\ Общий годовой посгупасмых в карьер вод достигает 171 тыс. м/год. По состоянию на конец 2002 года воды откачиваются по нагнетательному трубопроводу в пруд-испаритель, расположен-юго-восточной стороны карьера. Водь в пруду кислые (РН=3-4), агрессивные. Пруд выпол-соответствующей гидроизоляции, вследствие чего происходи! дренирование воды из пру-сторону реки Блявы. Подотвальные веды с внешнего отвала также дренируют в сторону
При отработке карьера ранее было вывезено на внешний отвал около 6,6 млн м' вскрышных В результате площадь, занятая под отвалом, составляет 39,7 га, при его высоте до 40-45 м. На месте карьера образована выемка длиной 430 м, шириной 370 м, глубиной 110 м и пло-
по поверхности 139 тыс. мг (13,9 га). Основные причины ликвидации карьера «Яман-Касы»:
- отработка основных запасов месторождения;
- образование оползней на северном и южном бортах карьера, что сделало отработку опас-
При ликвидации карьера потребность в отведенных для отработки месторождения землях г, поэтому ранее изъятые занятые земли теряют свою хозяйственную ценность и нуждают-рекультивации. Осложняющими обстоятельствами прекращения разработки является химичс-состав добываемого полезного ископаемого.
Складирование пустых пород на внешнем отвале велось валовым способом, поэтому пири-ццие (метасоматическис) породы контактировали и непроизвольно перемешивались с и скальными. В результате на контакте мстасоматических пород с кислородом воздуха и >ными осадками развиваются процессы образования солей и кислых растворов, отрица-влияющих на почвенно-плодородный слой на прилегающих площадях и инфильтрующихся мные горизонты.
Аналогичное явление происходит на спсцотвалс бедных руд, где происходит их выщелочи при этом загрязненные агрессивные воды попадают в р. Бляву. Согласно результатам хи-их анализов, проведенных Независимой химической лабораторией г. Медногорска, вола со 1а содержит в своем составе медь в количестве 51,12 мг/л и имеет РН=3-4. Данное обстоятельство относится и к потерям медьсодержащих (серосодержащих) рул в карьера, химические загрязненные (кмелые) карьерные воды которого ранее собирались в и откачивались в существующий пруд-испаритель. Из-за низкего качества отсыпанной
дамбы пруда-испарителя и ненадежной его гидроизоляции агрессивные воды дренировали с следующим попаданием также в р. Кляву.
В проекте ликвидации карьера было рассмотрено три варианта ведения работ.
Вариант I - естественное затопление карьера.
Расчеты УФ ВНИМИ показали, что самое опасное состояние бортов - это когда уровень ды в карьере достигнет абсолютной отметки +370 м. При этом в оползневые явления могут вовлечены объемы прибортового массива % 6,1 млн м\
Для исключения оползневых явлений рекомендуется завалить дно карьера до отметки + м скальной породой.
Недостатком данного варианта является химическое загрязнение подземных вод.
Вариант 2 - сухая консервация карьера.
Предусматривает сохранение существующего открытого карьерного водоотлива.
При сухой консервации прибортовая полоса не будет испытывать деформаций, связанн устойчивостью бортов карьера на всю их высоту.
Однако в этом случае будет проявляться поверхностная деформация откосов уступов в осыпей и вывалов горных пород. В настоящее время данное явление уже имеет место на севе и южном бортах карьера и угрожает автотранспортному съезду. Со временем это приведет к ственному выполаживанию откосов и перекрытию транспортной бермы (съезда).
Для предотвращения деформаций в районе транспортного съезда и обеспечения его со ности необходимо укрепление откосов съезда за счет установки штанг в скважины и металл ской сетки на откосы уступов.
Недостатком данного варианта является необходимость поддерживания постоянного ерного водоотлива, откачивающего агрессивные волы из карьера, на неопределенный срок.
С учетом указанных недостатков был рассмотрен 3-й вариант ликвидации карьера, ис чающий обрушение борта карьера и удовлетворяющий экологическим требованиям.
Вариант включает засыпку дна и бортов карьера слоем глины с последующим ее упл ем, а также засыпку глины до гор. +350 м пустыми породами, образование еще одного слоя гл выше пустых пород гор. +350 м.
По лежачему боку залежи (восточный борг карьера) также создастся глиняный экран, I чего производится затопление карьера.
Для комплексного решения вопросов, связанных с ликвидацией экологических последе проектом приняты следующие технические решения:
• создание глинистого экрана на борту карьера со стороны лежачего бока залежи и на всрхности отвала;
• завалка дна карьера пустыми породами;
• предусмотрен перехват и отвод поверхностных атмосферных осадков с площади ре тивируемого отвала через систему водоотводных канав за пределы земельного отвода, в восточную сторону от карьера (в сторону реки Блявы);
• завалка пустой породой въездной траншеи и наброска щебнистого материала на дно откосы канав;
• на спланированные горизонтальные площади наносится известь из расчета 10 т/га раскисления пород и их гипсования.
• для предотвращения загрязнения окружающей территории от вредного влияния кис; вод, стекающих со спецотвала, предусматривается устройство пруда-испарителя;
• на спецотвале руды для ограждения прилагающей территории от вредного влияния рессивиых подотвальных вод и для перепуска поверхностной агрессивной воды в новый п испаритель сооружаются нагорные еохимичсские канавы;
• по периметру выполаживания откоса внешнего отвала предусмотрено создание гсохи ческой канавы;
• для предотвращения попадания скота за пределы горизонтальных берм по верх бровке отвала создается ограждающий вал.
Рассматриваемый пример свидетельствует:
• Закрытие предприятия является специфичным разделом горно-технологической ч проекта, нуждающегося в методичном и научном обеспечении.
Закрытие предприятия связано со значительными затратами, основные из которых пред-«ы для предотвращения негативных последствий на окружающую среду от прекращения горных работ.
При проектировании закрытия предприятия следует учитывать такие факторы, как: рсль-геологические условия залегания пород, физико-механические свойства пород и их :кий состав, расположение карьера и отвала относительно друг друга, климатические усло-, гидрогеологические условия района, расположение близлежащих промышленных и жилых принятого направления рекультивации и последующего использования территории, ли-ж и захоронения отходов и др. При закрытии меднорудных карьеров необходимо производить:
• обследование земель, на которых будут располагаться отвалы с последующей подготов-шия;
• гидрогеологические исследования для выявления гидрогеологических условий района и I с близлежащими водными объектами:
• селективное складирование серосодержащих и потенциально плодородных пород на тенные экраны;
• укрупненные технические решения по видам работ при выполнении рекультивации на предварительных проработок,
а также
• ввиду недостатка на таких месторождения почвенно-плодородного слоя необходимо его с нарушенных земель с последующим хранением до конца отработки;
создавать дренажные системы, которые будут функционировать и после прекращения
предусматривать дополнительное изъятие земли иод выполаживанис бортов с целью 1щения деформации массива.
ВОПРОСЫ ВЫБОРА ОСНОВНОГО ГОРНО-ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
КУЗНЕЦОВА Е. Г. Уральская государственная горно-гсологичсская академия
На современных карьерах применяются различные типы горных и транспортных машин энного и зарубежного производства. Комплекс основного горно-транспортного оборудо-должен обеспечить своевременную подготовку пород к выемке, их выемку и погрузку, пе-:нис, складирование и иногда первичную обработку в соответствии с мощностью грузопо-в пределах каждой технологической зоны карьера, в которой формируется грузопоток. Ана-работы действующих горных предприятий, увеличение глубины горных работ, тяжелые гор-жческие условия показывают, что главной проблемой открытых горных работ в настоящее (Я является проблема выбора видов транспорта. Сейчас капитальные затраты на транспорт со-|яют 60-65 % от всех затрат на строительство и поддержание производственной мощности на 4ых карьерах. Так. при разработке месторождений полезных ископаемых традиционно ис-ьзустся железнодорожный, автомобильный и конвейерный транспорт. Технико-экономические гнности различных видов транспорта пэивсдсны в таблице. При разработке месторождений используются комбинированные схемы транспортировки горной массы. Утвержденные в 2000 г. Министерствами экономики и финансов РФ. Госстроем и Г'оспро-России Методические рекомендации по оценке »ффекжвности инвестиционных проектов и , отбору для финансирования опираются на основные принципы и сложившиеся в мировой эко-жке подходы к оценке эффективности инвесгиционных проектов, адаптированные для условий схода к рыночной экономике (3]. Сравнение различных инвестиционных проектов (вариантов