Научная статья на тему 'Основные задачи функционально-когнитивной номинации'

Основные задачи функционально-когнитивной номинации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
509
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные задачи функционально-когнитивной номинации»

УДК 811.161.1

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ФУНКЦИОНАЛЬНО-КОГНИТИВНОЙ НОМИНАЦИИ

© И. М. Миниярова

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.: +7 (347) 272 74 63.

E-mail: kafedrarf@mail. ru

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью рассмотрения проблем номинации в функционально-когнитивном освещении. Новый подход позволяет совмещать все аспекты анализа номинативных явлений и раскрывает механизм номинации разных категориальных значений и способы их представления в системе языка соответственно требованиям познавательно-когнитивной и речевой деятельности человека.

Ключевые слова: Функцинально-когнитивная лингвистика, когнитивность и ономасиология, способы номинации, лексические и синтаксические наименования, функции языка.

Функционально-когнитивный подход к исследованию номинативных процессов осуществляется в непрерывной связи с потребностями когнитивной и коммуникативной деятельности и опирается на принцип антропоцентризма и концепцию знаний. Язык является основным средством выражения результатов познания и формирования концептуальной системы знаний о мире. Теоретической основой и исходным пунктом постановки и решения новых задач номинации служат достижения современной функциональной и когнитивной лингвистики, рассматривающей язык с позиции речемыслительной деятельности человека. Поскольку в представлении человеческого опыта в языке существенную роль играет номинативная деятельность, рассмотрение проблем номинации в русле инновационных концепций является актуальным и перспективным.

Идеи функциональной номинации впервые развивались в рамках Пражской лингвистической школы известным лингвистом В. Матезиусом. Он полагал, что целью данного направления является «изучение средств и способов называния отдельных элементов действительности и изучение средств и способов объединения этих названий в предложения в рамках той или иной конкретной ситуации» [1, с. 150]. Как видно из определения, функциональная точка зрения значительно расширила понятие номинации и позволила Пражским лингвистам исследовать инвентарь языковых наименований и их употребление в конкретных высказываниях, исходя из коммуникативных потребностей говорящего.

Функционально-когнитивный аспект номинации в отечественной лингвистике впервые был выдвинут представителями ономасиологического направления, которое получило развитие в 70-80-е годы прошлого века. В рамках ономасиологии ставились многие актуальные проблемы языкознания, особенно вопрос о сущности номинативной функции, тесно связанной с коммуникативной и когнитивно-познавательной функциями языка. Рассматривались принципы описания языковой номинации, анализировались процессы создания разных видов наименований, обозначения ситуаций и событий в

тексте, разрабатывались таксономические классы слов, ономасиологические (номинативные) категории, явления экспрессивной номинации. Данными проблемами занимались известные лингвисты Б. А. Серебренников, Г. В. Колшанский, А. А. Уфим-цева, Е. С. Кубрякова, Г. В. Гак, В. Н. Телия, Д. Н. Шмелев, Е. А. Земская, Л. А. Новиков и др. [2-4]. Характеризуя общую установку ученых и взгляды на язык, Е. С. Кубрякова справедливо замечает, что ономасиология и когнитивность имеют много общего, выступая как особое звено в номинативной деятельности человека, что теория номинации в указанный период являла собой одну из ранних и весьма плодотворных версий когнитивизма и может рассматриваться как вариант когнитивной теории [5, с. 61, 71].

Когнитивные основания номинации были намечены в концепциях многих исследователей. По мнению А. А. Уфимцевой, в актах прямой номинации словесный знак выступает «основной когнитивной единицей языковой системы, которая фиксирует, храня в скрытом виде формы «перехода» действительности в мышление, т.е. в форму знания, отражая одновременно ступеньки познания» [6, с. 8-9]. В. Н. Телия указывает на необходимость выявления речемыслительных закономерностей, лежащих в основе вторичной номинации, и отмечает, что возможность «опосредованного отражения действительности заложена в способности словесных знаков хранить и передавать понятийное содержание, исторически закрепленное за данным словом в виде его лексического значения [7, с. 167]. В. Г. Гак трактует содержательный аспект номинации «как обозначение всего отражаемого и познаваемого человеческим сознанием, всего сущего и мыслимого: предметов, лиц, действий, качеств, отношений и событий» [8, с. 315]. Г. В. Колшанский утверждает, что «в языке аккумулирована вся познавательная мощь сознания человека» [9, с. 229]. По мнению Б. А. Серебренникова, в языке «фактически результатом отражения являются концепты, или понятия» [10, с. 6]. Н. Ю. Шведова характеризует слово как сложный функционально-когнитивный феномен, в котором «представлены одно-

временно реальная действительность, мысль и язык» [11, с. 375]. В работах данных исследователей прослеживается широкий подход к явлениям номинации, отражающий познавательные и когнитивные моменты номинативной деятельности. Не случайно исследователи большое внимание стали уделять анализу номинативного аспекта речевой деятельности и изучению инвентаря обозначаемых средств не только как номинативных единиц, но и как функционально-когнитивных элементов языковой системы.

Наиболее весомый вклад в развитие теории когнитивной лингвистики внесла Е. С. Кубрякова. Автор утверждает, что определение языка как когнитивного процесса, осуществляемого в процессе коммуникации, его понимание как средства доступа ко всем ментальным процессам, происходящим в голове человека и определяющим его собственное бытие и функционирование в обществе, позволяет рассматривать языковые единицы и категории в тесной связи с другими когнитивными процессами -с восприятием и памятью человека, его воображением и эмоциями, мышлением. При этом точки соприкосновения между теорией номинации и когнитивной лингвистикой вполне очевидны: если в первой ставится вопрос о том, как все сущее получает свое обозначение, то во второй идет речь о соотнесении языковых форм с их когнитивными аналогами, соответственно существенным становится вопрос о том, какие именно единицы становятся носителями тех или иных значений и как осуществляется подобная номинативная деятельность [5, с. 9, 321].

Номинация - это очень сложный речемыслительный процесс, основная цель которого - включать в процесс концептуализации и категоризации опыта все номинативные средства языка и показать, как человек создает языковую картину мира. Подобное фундаментальное свойство номинации объясняет способность языков при помощи ограниченных средств фиксировать и передавать всю безграничность человеческого опыта и описывать мир в соответствии с законами создания и функционирования собственной системы наименований. Специфика номинативной системы формируется внутренним единством когнитивной, номинативной, коммуникативной деятельности языкового коллектива, которое проявляется в соотношении формы и содержания наименований, а также речевых намерений говорящего. Это определяется как универсальным смыслом и идиоэтническими признаками значений, заложенных в основу системы наименований, так и множеством внутриструктурных особенностей, обусловливающих специфику механизма номинации.

Совокупность универсальных и идиоэтниче-ских значений отражает способы восприятия и осмысления действительности [5, 12] и образует актуальный для носителей языка содержательный «остов» речевой деятельности [13]. Номинация как система обеспечения речевой деятельности тесно связана с когнитивной функцией языка. Она выступает средством хранения и передачи знаний, по-

скольку содержание инвентаря номинативных средств и их функциональный потенциал предопределены разнообразными типами знаний, заложенных в семантике разных видов наименований. Содержательный аспект номинации тесно связан с познавательной деятельностью человека. В разных структурах опыта, которые отражаются разными типами наименований, прослеживаются когнитивные модели мотивации способов номинации.

Исследование процесса номинации как динамического и творческого процесса, фиксирующего сам «ход» познавательной и духовно-практической деятельности человека, становится важным для уяснения ее антропоцентрической сущности и принципов описания знаний, тесно связанных с процессом когнитивной обработки информации,-ее получением, хранением, формированием и фиксированием в языковых единицах разного уровня и объема. Отсюда вытекает основной принцип механизма номинации - показать развитие информации, добытых знаний и опыта, перетекание одного типа информации в другой и обозначение их разными способами. Номинативный процесс фиксирует разные направления связей и отношений между предметами и явлениями действительности и осуществляет информативные связи, проявляемые в синтагматических и парадигматических отношениях наименований, что обеспечивает непрерывность языка и системность номинации.

Сопряженность номинативной деятельности с речемыслительной обусловливает особенности функционирования системы наименований, их функциональный потенциал. Номинация выступает стержнем речевой деятельности и помогает фиксировать все этапы сложного механизма порождения высказываний. Не случайно исследователи особое внимание обращают на внутренний лексикон говорящего - обязательный компонент речевой деятельности, как систему обеспечения [15]. Кроме этого, в процессе номинации интегрируются важнейшие функции языка - номинативная, когнитивная, коммуникативная, коннотативная, интерпретирующая. Названные функции составляют «практическое проявление сущности языка» [16, с. 34], обусловливают его целевое назначение во всех видах речевой деятельности и реализуются в инвентаре используемых языковых наименований. Это позволяет выявить роль языковых функций в организации и представлении знаний и оценок в системе номинации и рассматривать разные виды наименований с точки зрения реализации их функций в языке и речи. Важность подобного подхода осознавалась многими исследователями издавна. Однако функциональный аспект номинации до сих пор остается недостаточно изученным.

В функционально-когнитивном плане процесс номинации предполагает «наречение фрагментов мира» или «описание мира», отражающее результаты мыслительной деятельности, направленной на осознание объектов и явлений действительности и на их обозначение. Как утверждает Е. С. Кубря-кова, сегодня проблема изучается в более сложной

системе координат и ставятся новые задачи в понимании номинативной деятельности. Выбор и поиск определенных номинативных единиц из существующих альтернативных рядов обозначения или их создание для выражения необходимого содержания конвенциональным способом рассматриваются в тесной связи с коммуникативным процессом. Отсюда и такая новая для когнитивной лингвистики проблема, как «конструирование мира», изучается как проблема номинативная. Соответственно, в исследовании номинативной деятельности возникает задача охарактеризовать любую единицу номинации как удовлетворяющую требованиям и когниции, и коммуникации [5, с. 327].

Функционально-когнитивный процесс отражает путь мысли к средствам ее выражения. Способ передачи смысла осуществляется в рамках арсенала имеющихся языковых средств, при этом в номинативных процессах языковой «упаковки» проявляется взаимодействие разных способов номинации, т. е. способов обозначения, техники создания и образования разноструктурных наименований. Языки обладают сложившейся техникой номинации, имеют систему средств и способов для обозначения всего познаваемого. В целях материального воплощения знаний используются производные и непроизводные слова, слова-универбы и составные наименования, заимствованные иноязычные слова, или могут быть использованы семантические переносы. В общей сложности эти способы номинации являются универсальными. Однако степень их регулярности в пополнении лексической системы проявляется по-разному.

Выбор способа номинации зависит от целого ряда факторов: арсенала языковых средств и конкретных типов знаний, условий коммуникации, коммуникативных установок, интенций и целей, степени информированности коммуникантов об обозначаемом и др. Соответственно, говорящий для выражения смысла может использовать слова-универбы, составные наименования, фразеологизмы, иноязычные слова, переносные наименования. Ср.: тащиться — идти медленно, ползти как черепаха; убийца — наемный убийца — киллер; специалист по компьютерам — компьютерщик; помощник — правая рука. Поэтому при описании способов обозначения в функциональном аспекте необходимо учитывать соотношение всех этих типов номинации [17].

Как показывает анализ материала, особое место в системе номинативных средств занимает синтаксический тип номинации. Появление синтаксических наименований в языке свидетельствует о расширении картины мира. Язык находит более адекватный способ передачи когнитивной структуры путем комбинации слов и в создании новых наименований использует собственные средства. В лингвистике понимание устойчивых словосочетаний как номинативных единиц не ново. На разные виды сложных наименований, «эквивалентных слову», обратил внимание В. В. Виноградов, на «слитные речения» указывал Ф. Ф. Фортунатов, «неразложимые словосочетания» выделял А. А. Шах-

матов. Д. Н. Шмелев называл составные наименования «парадигматически связанными» единицами. В. И. Кодухов делил номинативные единицы на простые (лексема-слово) и составные (лексема-составное наименование), Г. В. Колшанский называл слово и словосочетание «простой номинацией». Т. А. Кильди-бекова утверждает необходимость рассмотрения «синтаксических наименований» в системе номинативных средств языка и включения их в словари.

Номинативная активность и разнообразие смысловой структуры сложных наименований обусловлено разного рода когнитивными процессами, отражающими разные аспекты восприятия, бытия, деятельности, контакта человека с внешним миром. Когнитивные модели организации составных наименований отражают способы представления знаний о реалиях и фиксируют разнообразие типов связей и отношений, существующих между элементами внеязыковой действительности. Это может быть деятельность человека и ее аспекты (умственная работа, физический труд, военная служба, ремесленное дело), деятельность и объект деятельности (рыбное хозяйство, ореховый промысел, лесная промышленность, автомобильное производство), деятельность и место деятельности (космическая разведка, горная промышленность, пограничная служба), человек и сфера его деятельности (медицинский работник, военный разведчик, научный сотрудник, торговый агент), человек и место его деятельности (сотрудник института, служащий банка, церковный служитель), объект/орудие и сфера его применения (строительная техника, космическая техника, медицинский инструмент, музыкальный инструмент), объект/орудие и источник его действия (газовая плита, электронный прибор, механические часы, электрический утюг), объект/продукция и локальный объект (станкостроительный завод, машиностроительный завод, сыроварный цех), объект/средство и локальный объект (деревообрабатывающий комбинат, нефтеперерабатывающий завод), объект/средство и орудие (мукомольный жернов, зерноочистительная машина, шерстомоечный станок), событие и объект (анкетный опрос, талонное обслуживание, технический осмотр), событие и время (учебный год, пастбищный период, грибной сезон, сенокосная пора), предмет и его функциональное назначение (писчая бумага, слуховой аппарат), предмет и его внешние признаки (красная смородина, белая глина, кольцевая дорога) и т.п. Чем глубже знания об обозначаемом объекте, тем детальнее можно представить модели организации сложных наименований. Составные наименования, восполняя недостаток слов-универбов, значительно расширяют общий инвентарь номинативных средств.

Действие механизма номинации в плане соотношения разных способов обозначения смысла раскрывает ее формально-структурный аспект. Специфика создания и функционирования способов номинации непосредственно связана с осуществлением принципа экономии языка [18, с. 534]. Не случайно некоторые исследователи отмечают, что

функционирование сложных наименований может входить в противоречие с принципом универбации, ориентированной на преобразование сверхсловных структур в однословные номинации (ср.: заработная плата — зарплата, профсоюзный работник — профработник, читальный зал — читалка). Слова-универбы появляются в языке в связи с необходимостью создания компактной, информативной, удобной для употребления единицы.

В процессе образования новых номинативных единиц как закономерное явление действует принцип аналогии, сообразно которому новые значения регулярно оформляются прежде всего на основе известных и действующих в языке типов и моделей словообразовательной и семантической деривации. Словообразование как ведущий способ номинации может обладать принипом монополии, т.е. возможностями оформлять концептуальное содержание в однотипных по структуре наименованиях. Например, в русском языке когнитивная модель «человек, живущий где-либо» исключительно передается словообразовательными типами, фиксирующими переход локальной информации в категориальное значение субъекта (африканец, сибиряк, южанин, горожанин, селянин и др.). Часто в процесс обозначения вовлекаются грамматические формы, способные выполнять номинативную функцию. Подобный способ номинации характеризуется принципом дополнительного замещения. Например, для слов служащий, курящий, учащийся, трудящийся, новорожденный, погибший, умерший первичной функцией является выражение грамматических значений, тем не менее они стали вполне «жизнеспособными» наименованиями в сфере обозначения человека. В анализе способов обозначения реалий необходимо также учитывать принцип функциональной дифференциации, поскольку номинация как система формируется, привлекая средства из разных сфер функционирования языка (ср.: врач (общеупотр., нейтр.), доктор (разг.), медработник (кн., спец.), люди в белых халатах (фраз., спец.).

Способы номинации не функционируют изолированно, механизм номинации обеспечивается взаимодействием разных типов обозначения тех или иных реалий. Поэтому функциональные типы номинации необходимо рассматривать не с точки зрения их формального моделирования, а с точки зрения их содержательной регулярности, по их участию в формировании взаимосвязанных и взаимообусловленных номинативных парадигм разных категориальных значений.

Решение комплекса проблем и поставленных задач номинации требует нового подхода, который совмещает все аспекты анализа номинативных явлений: системно-структурный; функциональный, ориентированный на анализ номинативных единиц с точки зрения реализации их языковых функций; когнитивный, предполагающий интегративное исследование номинативных процессов и позволяющий

раскрыть механизм номинации через описание взаимосвязанных концептов различного типа в объемных системообразующих блоках лексем; таксономический, рассматривающий способы обозначения отдельных реалий и их тематическую классификацию.

В процессе речевой коммуникации в качестве исходных категорий выступают такие глобальные концепты, как жизнь человека, движение, восприятие объективного мира (видеть, слышать), деятельность, речь и мыслительная деятельность, характеризация человека (внешность, характер, чувства, поведение). Перечисленные макроконцепты, выявленные в результате идеографического описания лексики, наполняют конкретным содержанием понятие языковой картины мира [14] и способствуют функциональнокогнитивной систематизации типов наименований.

Комплексный подход к номинации, включающий разные аспекты ее изучения, раскрывает полный языковой потенциал номинативной системы, соответствующий содержательным и формальным требованиям речевой коммуникации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Матезиус М. Избранные труды по языкознанию. М.: Еди-ториал УРСС, 20003. 232 с.

2. Языковая номинация: Общие вопросы. М.: Наука, 1977. 259 с.

3. Языковая номинация: Виды наименований. М.: Наука, 1977. 356 с.

4. Способы номинации в современном русском языке. М.: Наука, 1982. 294 с.

5. Кубрякова Е. С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004. 560 с.

6. Уфимцева А. А. Лексическая номинация // Языковая номинация: Виды наименований. М.: Наука, 1977. С. 5-85.

7. Телия В. Н. Вторичная номинация и ее виды // Языковая номинация: Виды наименований. М.: Наука, 1977. С. 120-221.

8. Гак В. Г. Языковые преобразования. М.: Языки русской культуры, 1998. 768 с.

9. Колшанский Г. В. Соотношение субъективных и объективных факторов. М.: Наука, 1975. 230 с.

10. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Отв. ред. Серебренников Б. А. М.: Наука, 1988. 212 с.

11. Шведова Н. Ю. Русский язык: Избранные работы. М.: Языки славянской культуры, 2005. 640 с.

12. Апресян Ю. Д. Основания системной лексикографии // Языковая картина мира и системная лексикография / Отв. ред. Апресян Ю. Д. М.: Языки славянских культур, 2006. С. 33-160.

13. Гафарова Г. В., Кильдибекова Т. А. Теоретические основы и принципы составления функционально-когнитивного словаря. Уфа: РИЦ БашГУ, 2003. 300 с.

14. Функционально-когнитивный идеографический словарь русского языка. В 2-х частях / Под рук. Кильдибеко-вой Т. А. Уфа: РИЦ БашГУ, 2007.

15. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. М.: Наука, 1991. 240 с.

16. Аврорин В. А. Проблемы изучения функциональной стороны языка. Л.: Наука, 1975. 274 с.

17. Миниярова И. М. Проблемы номинации в лингвистике // Башкирская филология: История, современность, перспективы. Уфа: Гилем, 2005. С. 47-51.

18. Мартине А. Основы общей лингвистики // Новое в лингвистике. Вып. 3. М.: Прогресс, 1963. С. 366-566.

Поступила в редакцию 07.09.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.