Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦУКС МЧС РОССИИ'

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦУКС МЧС РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
100
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чрезвычайная ситуация (ЧС) / единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) / деятельности ЦУКС МЧС / сбор и обработка информации / гражданская оборона / emergency situation( ES) / the unified state system of prevention and liquidation of emergency situations (RSChS) / the activities of the EMERCOM / collection and processing of information / civil defense

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Овчинникова А.В., Костылев Д.Н., Разводов М.А.

В статье рассматриваются основные задачи деятельности ЦУКС МЧС России, особое внимание уделено сложности задач, стоящих перед ГО и РСЧС, поскольку их решение предъявляют высокие требования к процессу управления ГО и РСЧС. Также внимание уделено информации, которая играет важнейшую роль в процессе управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Овчинникова А.В., Костылев Д.Н., Разводов М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC OBJECTIVES OF THE MCC OF EMERCOM OF RUSSIA

The article deals with the main tasks of the EMERCOM of Russia, special attention is paid to the complexity of the tasks facing the GO and RSChS, as their solution imposes high requirements on the management process RSChS. Also attention is paid to the information that plays a crucial role in the management process.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦУКС МЧС РОССИИ»

УДК 614.842.8

Овчинникова А.В. магистр Ивановской пожарно-спасательной

академии МЧС России Россия, г. Иваново Костылев Д.Н. подполковник внутренней службы начальник кафедры основ гражданской обороны и управления в ЧС Ивановской пожарно-спасательной академии МЧС России

Россия, г. Иваново Разводов М.А. майор внутренней службы старший преподаватель кафедры основ гражданской обороны и

управления в ЧС Россия, г. Иваново ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦУКС МЧС РОССИИ Аннотация: В статье рассматриваются основные задачи деятельности ЦУКС МЧС России, особое внимание уделено сложности задач, стоящих перед ГО и РСЧС, поскольку их решение предъявляют высокие требования к процессу управления ГО и РСЧС. Также внимание уделено информации, которая играет важнейшую роль в процессе управления

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация (ЧС), единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), деятельности ЦУКС МЧС, сбор и обработка информации, гражданская оборона

Ovchinnikova A. V.

Master of the Ivanovo Fire and Rescue Academy EMERCOM of Russia,

Russia Ivanovo Kostylev D.N. lieutenant colonel of internal service Head of the Department of Fundamentals of Civil Defense and Emergency Management Ivanovo Fire and Rescue Academy EMERCOM of Russia, Russia

Ivanovo Razvodov M.A. major of internal service Senior Lecturer, Department of Civil Defense and Management

Russia, Ivanovo

BASIC OBJECTIVES OF THE MCC OF EMERCOM OF RUSSIA

Abstract: The article deals with the main tasks of the EMERCOM of Russia, special attention is paid to the complexity of the tasks facing the GO and RSChS, as their solution imposes high requirements on the management process RSChS. Also attention is paid to the information that plays a crucial role in the management process

Keywords: emergency situation(ES), the unifiedstate system of prevention and liquidation of emergency situations (RSChS), the activities of the EMERCOM, collection and processing of information, civil defense

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [1]. Сложность задач, стоящих перед ГО и РСЧС, и условия, в которых они будут решаться, предъявляют высокие требования к управлению ГО и РСЧС. Важнейшую роль в процессе управления играет информация. Именно на ее основе формируются и реализуются решения, оценивается ее выполнение и организуется взаимодействие. Информация, используемая в интересах управления ГО и РСЧС, должна обладать максимальной оперативностью, достоверностью и полнотой; широтой обзора явлений; возможностью оперативного отображения на картах и автоматизированных средствах отображения; совместимостью со специальными банками данных, используемых для принятия решения. Основными задачами деятельности ЦУКС МЧС России являются: обеспечение на соответствующих уровнях функционирования органов управления РСЧС и ГО, управления их силами и средствами; обеспечение управления силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС, происшествий на водных объектах, ликвидации дорожно-транспортных происшествий, а также силами и средствами, предназначенными и выделяемыми для борьбы с пожарами на соответствующей территории; оповещение, контроль наличия и готовности сил и средств оперативного реагирования МЧС России к действиям при ЧС мирного и военного времени; осуществление в пределах своей компетенции своевременного оповещения и информирования населения о ЧС в местах массового пребывания людей, а также об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; обеспечение оповещения и информирования органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС о ЧС в условиях мирного и военного времени; сбор и обработка информации в области гражданской обороны, обеспечение в установленном порядке непрерывного управления силами и средствами ГО при переходе с мирного на военное время, в том числе передачи сигналов о приведении системы ГО в соответствующие степени готовности на территориях субъектов Российской Федерации. Своевременный и точный прогноз - главное условие успешной и эффективной защиты от природных чрезвычайных ситуаций, не менее важно и

планирование действий ликвидаторов чрезвычайных ситуаций, развитие планов реагирования при возможном проявлении тех или иных стихийных процессов. Только таким образом может быть достигнут эффект минимизации ущерба от стихийных бедствий. В целях поддержания готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций сил и средств РСЧС для органов управления сил и средств РСЧС в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются следующие режимы функционирования: режим повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения ЧС; режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС; режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС. Работа ОДС ЦУКС ГУ МЧС России по субъектам РФ в повседневном режиме функционирования направлена на: обеспечение функционирования органов управления территориальных подсистем РСЧС, управление их силами и средствами при ликвидации ЧС на территории субъектов РФ; контроль наличия и готовности сил и средств оперативного реагирования МЧС России к действиям при ЧС на территории субъектов РФ; сбор, обработку, обмен и выдачу информации в области защиты населения и территории от ЧС на территории субъектов РФ; анализ информации, поступающей от органов местного самоуправления, территориальных органов исполнительной власти, расположенных на территории субъектов РФ, и органов управления территориальных подсистем РСЧС, ЕДДС муниципальных образований, дежурно-диспетчерских служб организаций и объектов, населения и других источников информации, подготовку на ее основе предложений по применению сил и средств, и прогнозирование возникновения и развития возможных ЧС на территории субъектов РФ; обеспечение информационного взаимодействия с территориальными органами исполнительной власти на территории субъектов РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Оценка эффективности деятельности должностных лиц ОДС ЦУКС определяется рядом факторов: правильностью выбранной методики действия должностных лиц ОДС в чрезвычайных ситуациях; точностью получаемых исходных данных и уровня их подготовленности; уровня технологического оснащения при практическом применении методик. Применяемые методики должны ориентироваться на мониторинг ЧС, учет и контроль деятельности должностных лиц ОДС ЦУКС, а также на проведение организационных мероприятий (привлечение компетентных и квалифицированных специалистов, оценивание требуемых ресурсов, согласование действий заинтересованных сторон и др.).

Использованные источники:

1. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 N 68-ФЗ (последняя редакция).

2. В.Н. Романов. Системный анализ и принятие решений. Учебное пособие, Санкт-Петербург, 2014 г. - С. 138.

3. Халиуллин Р.З. «Оценка эффективности деятельности должностных лиц оперативно-дежурной смены ЦУКС по Республике Татарстан // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, 2016, выпуск 1-2(5). - С. 192-193.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.