УДК 658
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ВЫВЕДЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА АУТСОРСИНГ
Е. С. Морозевич Научный руководитель - Н. Е. Гильц
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Рассмотрены основные направления развития аутсорсинга в России, типы логистических провайдеров. Отражены достоинства и недостатки выведения логистических функций на аутсорсинг, а также приведён типовой алгоритм принятия решение о передаче логистических процессов на аутсорсинг.
Ключевые слова: аутсорсинг, логистические провайдеры, логистика.
THE MAIN QUESTIONS OF REMOVAL OF LOGISTIC FUNCTIONS OF THE ORGANIZATION ON OUTSOURCING
E. S. Morozevich Scientific supervisor - N. E. Gilts
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: [email protected]
In the article reveals the peculiarities of summer school as a form supplementary education and the possibilities of application in the training of specialists in the field in logistics and the supply chain management. Considered organization the international summer school in Slovenia.
Keywords:outsourcing, logistic providers, logistics.
Аутсорсинг является весьма успешно развивающимся видом услуг в России. Совсем недавно это направление было привлекательно лишь для иностранных компаний и крупных предприятий, однако теперь ситуация изменилась. Ввиду текущей экономической ситуации, а также высокой конкуренции на рынке, компании рассматривают различные варианты по сохранению оптимальных затрат либо по их снижению до определённого уровня. Аутсорсинг помогает добиться эффективности этих действий за счёт передачи непрофильных функций сторонним компаниям, которые профессионально ориентированы в данной области. Однако на сегодняшний день данное деление является весьма условным, так как рынок услуг постоянно расширяется, «происходит конвергенции услуг и унификация способов их предоставления» [3].
Таким образом, концепция логистического аутсорсинга состоит в отсутствие потребности использовать собственные ресурсы предприятия для проведения логистических организаций, которые могут быть доверены внешнему партнеру.
В качестве таких внешних партнеров выступают логистические посредники, в числе которых весомое место занимают логистические провайдеры, предоставляющие комплекс логистических услуг на основе аутсорсинга [2]. На сегодняшний день наиболее распространёнными посредниками на российском рынке логистических услуг являются 3РЬ-провайдеры, однако также начинают появляться и провайдеры высших уровней, которые в основном являются зарубежными компаниями.
Для принятия решения о том, отдавать ли некоторые логистические функции или их комплекс на аутсорсинг или исполнять их самостоятельно, можно составить следующий алгоритм (рис. 1).
Данная модель принятия решения является типовой, однако для более точного анализа следует также учитывать специфику отрасли, в которой работает компания.
Секция «Актуальные проблемы в логистике и управления цепями поставок»
Рис. 1. Типовой алгоритм принятия решения о передаче логистических процессов на аутсорсинг
Можно сказать, что аутсорсинг логистических функций является весьма выгодным предложением, если компания не может самостоятельно и без дополнительных издержек выполнять ту или иную логистическую функцию. Аутсорсинг в области логистики имеет ряд преимуществ, а именно:
- обеспечивает гибкость компании приусловие внезапных изменений рыночной ситуации;
- помогает ускорить приобретение различного рода ресурсов компанией;
- позволяет сосредоточиться на эффективно выполняемых организацией операциях, а также тех операциях, которые целесообразно сохранить под её контролем;
- позволяет улучшить качество продукции и услуг организации, а также сдерживать приемлемые цены на них;
- помогает повысить инновационные возможности организации;
- позволяет снизить риски за счет надежность предоставляемых услуг.
Однако ни одно явление не несёт в себе лишь только положительные моменты, аутсорсинг логистических функций также имеет и свои недостатки:
- потеря организации успеха на потребительском рынке из-за утраты некоторых видов деятельности;
- появление рисков, связанных с качеством продукта или услуги;
- возможность потери конфиденциальности информации;
- снижение количества рычагов управляющего воздействия.
Сегодня аутсорсинг логистических функций на рынке набирает обороты, многие компании передают некоторые логистические процессы в «опытные руки», пытаясь хоть как-то выжить в сложившейся ситуации. Как бы то ни было большую долю в структуре российского транспортного-логистического рынка занимают грузоперевозки (рис. 2) [1]. Это прежде всего объясняется большими объёмами товарооборота на территории России.
Большой популярностью услуги логистического аутсорсинга пользуются в торговли. Многие сетевые ритейлыприбегают к сотрудничеству с 3РЬ-провайдерами, которые предоставляют им комплекс услуг, связанных с хранением, упаковкой, распределением, транспортировкой и экспедированием товаров. На сегодняшний день рынок 3РЬ-услуг занимает около 25 %. Однако большая часть компаний, пользующимися данными услугами, являются зарубежными.
4,5 0,9
■ Грузоперевозки ■ Экспедиторскме услуги
■ Складирование и дистрибуции Управленческая логистике
Рис. 2. Структура российского транспортно-логистического рынка по видам услуг, %
Таким образом, можно сказать, что рынок логистического аутсорсинга постоянно увеличивается. Многие компании, опираясь на опыт зарубежных стран, пытаются рационально использовать свои ресурсы, выводя непрофильные логистические функции на аутсорсинг. Об эффективности данных процессов можно судить лишь после проведения комплексного анализа деятельности организации. Не стоит также и забывать, что аутсорсинг может дать не только положительные импульсы для развития организации в будущем, но также и имеет ряд недостатков. Поэтому при принятии решения о выведение непрофильных функций на аутсорсинг, стоит прежде всего провести комплексное исследование положения на определённом сегменте рынка аутсорсинга, взвесить все «за» и «против», и только после этого принять рациональное решение.
Библиографические ссылки
1. Неосвоенная территория [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/expert/2012/49/ neosvoennaya-territoriya (дата обращения: 30.03.2015).
2. Логистика в вопросах и ответах [Электронный ресурс]. URL:http://log-lessons.ru/chto-takoe-3pl-provajder/ (дата обращения: 30.03.2015).
3. Рынок аутсорсинга в России: кристаллизация началась [Электронный ресурс]. URL: http:// ibusiness.ru/blog/autsorsing_v_rossii_vryemya_schitat_dyengi/35959 (дата обращения: 30.03.2015).
© Морозевич Е. С., 2015