Социодинамика
Правильная ссылка на статью:
Караваева Ю.В., Литвинова С.В. — Основные вопросы исследования интересов // Социодинамика. - 2022. -№ 3. DOI: 10.25136/2409-7144.2022.3.36661 URL: https;//nbpublish.com/Hbrary_read_article.ptp?id=36661
Основные вопросы исследования интересов
Караваева Юлия Викторовна
ORCID: https ://orcid .org/0000-0002-1792-3712 кандидат педагогических наук
доцент кафедры социологии и управления ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический
университет имени ПЛ. Семенова-Тян-Шанского»
398020, Россия, Липецкая область, г. Липецк, ул. Ленина, 42, ауд. 424
И jvkaravaeva@yandex.ru
Литвинова Светлана Викторовна
ORCI D: https ://orcid .org/0000-0003^957-2344 заместитель руководителя службы сопровождения систем документооборота ООО "ИС-Сервис" 398050, Россия, Липецкая область, г. Липецк, ул. Желябова, 2, оф. 307
И sv.litvinova@inbox.ru
Статья из рубрики "Группы интересов"
DOI:
10.25136/2409-7144.2022.3.36661
Дата направления статьи в редакцию:
18-10-2021
Аннотация: В статье рассматривается интерес как социальное явление, характеризующееся своей внутренней противоречивостью и проявляющееся как в объективной социальной реальности, так и в субъективном восприятии социального субъекта. Анализируется трансформация интереса из объективного в субъективное и обратно. На основе данной трансформации описываются основные научные вопросы исследования интересов, связанные с взаимодействием групповых, общественных и личных интересов, их осознанием, превращением в основную движущую силу социальной активности субъектов, а также с возможностями ее регулирования посредством учета интересов. Особый акцент делается на изучении процессов формирования социальной субъективности, задействующей сферы общения, деятельности и самосознания социального субъекта. Рассмотрение интересов, как основных элементов процесса социализации, позволяет исследовать их преобразование в ходе усвоения и воспроизведения социального опыта, затрагивая такие важные процессы, как интериоризацию, идентификацию и самореализацию. Анализ интересов с
учетом особенностей общественной и индивидуальной сторон социализации показывает их роль для обеспечения успешного функционирования социального субъекта в обществе. В статье подробно описываются сложности учета интересов в ходе регулирования социальных отношений и обосновываются причины существующих проблем исследования интересов, связанные как с внешними факторами развития общества, так и с внутренними факторами формирования личностного интереса. Определяются значимые направления исследования интересов в современных условиях развития общества, способствующие осознанию проблемных сфер их изучения, пониманию социальных основ общественных процессов и развитию социологических представлений о структуре и содержании социальных действий.
Ключевые слова: социализация, самореализация, идентификация, интериоризация, осознанность интереса, сознание, социальный субъект, интерес, положение социального субъекта, социальный опыт
Социальные науки изучают бытие человека в аспекте его общественной деятельности, отличающейся сложностью и многообразием действующих «побудительных сил», выражающихся в том числе в потребностях, интересах и целях структурных элементов общества (общностей индивидов).При этом, понятие «интерес» выступает значимой категорией социальных наук, так как способствует пониманию их объекта и предмета изучения. Для социологии, которая «исследует как объективное социальное положение
социальных групп, так и их сознание, мотивы действия, побуждения» [23, с 336"", интерес выступает одной из движущих сил поведения личности, группы, класса, нации и
общества в целом [24, с- 47], выполняя свои мотивационную и социальную функции. В современных условиях усиления индивидуализации, консьюмеизма, глобализации происходит трансформация всего социального. В таких реалиях очевидна актуальность анализа сферы регулирования социальной активности субъектов деятельности и определения роли и места интересов как фактора детерминации их поведения.
Исходя из вышеописанной актуальности предметом данного исследования выступает анализ категории «интерес» как значимой в процессе познания социальной действительности. Целью исследования является определение основных актуальных направлений анализа «интереса» как социологической категории, отражающей объективность социального бытия и проявляющейся в характере взаимодействия социальных субъектов. В связи с тем, что назрела необходимость переосмысления, поиска путей новой интерпретации значения интересов социального субъекта в формировании его социальной активности в условиях современности, то методическую основу работы составил метод системной проблематизации исследования интересов. Научная новизна работы связана с рассмотрением содержания социологической категории «интерес» через единство объективного и субъективного, с учетом противоречивого характера интересов и их структурной сложности. Это позволило сформулировать основные научные вопросы, позволяющие раскрыть сущность интереса и способствовать нивелированию подобных противоречий.
Так как «субъективные и объективные факторы не могут рассматриваться отдельно один от другого» [21, с'—то и обращение к «интересу» требует рассмотрения в нем единства объективного и субъективного. В соответствии с мнением А.Г. Здравомыслова, интерес - это специфическая категория, выражающая переход объективного в субъективное и обратно, «это не просто положение социального субъекта, это и
положение, выражающееся в сознании, и вместе с тем сознание, переходящее в
действие» [10, с- 87]. Данные трансформации представлены на рисунке 1, где социальный субъект выступает одновременно и с объективной, и с субъективной стороны проявления инте ре с а .
Рисунок 1 - Противоречивость интереса
Социальное положение субъекта, его условия жизни определяются многообразными противоречивыми и конфликтными отношениями, в которые вовлекается субъект и которые закрепляются в социальной структуре общества (объективная сторона интереса). Занимаемое социальное положение, воспринимаемое самим субъектом, проявляется в осознанных и неосознанных побуждениях, мотивах его поступков (субъективная сторона интереса), которые в свою очередь (замыкая цикличность объектно-субъектных преобразований) отражаются в объективном результате деятельности. Из-за таких глубинных преобразований, интерес «оказывается весьма сложным, внутренне противоречивым явлением, причем противоречия имеются как в его объективной стороне (противоречия положения), так и в субъективной (противоречия
мотивов)» [10, с- 89]. Однако главным является противоречие между объективной и субъективной сторонами интереса, вызванное одновременным вовлечением субъекта в многообразные объективные и субъективные отношения.
На примере анализа взаимоотношений личностных и общественных интересов, можно увидеть их включение в процессы формирования социальной субъективности (рисунок 2) и осознать всю сложность задействованных интересами трансформаций.
сфера общения ^Х сфера деятельности
Общество \ Активность
/ёфера самосэзканняч сагрлаяънбго субъекта _________________Л 'оуральп ьф субъекпЬу_______________________
ИКГЕРИОРИЗЛЦИЯ усвоение субъектом {посредством общения) системы общественных интересов, ценностей и перевод их в по требности субъекта ИДЕНТИФИКАЦИЯ формирование идентичности, включающей потребности, интересы, ценностные ориентации субъекта САМОРЕАЛИЗАЦИЯ успешное освоение социальных ролей, соответствую шее глубинным ин-тере г им, ценностным ориентация м су6 ъекта
\о-V-Ю--КЗ / усвоение Х^ воспроизведен® / социального опыта _ социального опыта с б щест ве н н " ^---^нди еидуальнаи сторона социализации- "Тчмдил ЩЗАЦИЯ сторона социализации процесс усвоения образцов повеления, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе
Рисунок 2 - Место интересов в социализации
Интересы можно рассматривать как направленность чувств и мыслей субъекта на определенные способы достижения ценностей, являющихся средством удовлетворения осознанных потребностей. Ценности представляют собой: субъективный фильтр для преобразования потребностей в интересы I28!; оценочное отношение субъекта, предопределяемое его интересами [30, с—1°21; объекты, соответствующие интересам субъекта [26, с 266"". Таким образом, интересы, потребности и ценности тесно связаны между собой, являясь источниками активности субъектов, т.е. выступая элементами их мотивации: «принято различать уровни мотивации, их три: первый, исходный уровень мотивации отражает базовая категория - «потребности»; второй уровень мотивации поведения человека связан с его интересами; третьим уровнем мотивации выступают ценности или ценностные ориентации» [31, ст- «Мотивация»"". Потребности, интересы и ценности, выполняя роль побудителей активности субъекта (которую можно рассматривать как «способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-
исторического опыта человечества» [31, ст- «Активность личности»""), становятся основными элементами процесса его социализации, представляющего собой процесс адаптации к обществу в соответствии с присущей ему культурой, выраженной в общественных ценностях.
Как интересы представляют собой «переход объективного в субъективное и обратно», так и процесс социализации, вбирающий интересы как системообразующий элемент, характеризуется таким же переходом. В социализации выделяют «перетекающие друг в друга» две стороны: общественную , представляющую собой адаптацию субъекта к обществу посредствам усвоения социального опыта и индивидуальную , выражающуюся в становлении человеческой индивидуальности в ходе воспроизведения социального опыта. Объективная сторона социализации проявляется в большей степени в сфере общения (общественных взаимоотношений), субъективная - в сфере деятельности и проявления активности субъекта, а на «пересечении» этих сторон формируется еще одна сфера проявления социализации - сфера самосознания , присущая самому субъекту деятельности и направленная на развитие собственного «Я», уникальной личностной идентичности. Акцентируя внимание на преобразованиях «объективного в субъективное» в процессе социализации, можно рассматривать не только связь различных ее сфер (сфера общения ® сфера сознания ® сфера деятельности), но и отношения социальных
механизмов (часто рассматриваемых как стадии) социализации: интериоризация ® идентификация ® самореализация.
Интериоризация как механизм процесса социализации направлен на формирование индивидуального сознания, выражающееся в постепенном преобразовании (посредством адаптивных действий и общения) объективного (общественных продуктов, ценностей) в субъективное (потребности, интересы). Исследователи признают, что «любой социальный процесс в конечном счете является результатом поведенческих актов, основанных на тех понятиях и ценностях, которые были интериоризованы индивидами в процессе их социализации» [4, с 26]. «Ценность приобретает побудительную силу мотива деятельности тогда, когда она интериоризирована личностью» и становится элементом
идентичности (осознания индивидуального Я), формируемой в ходе идентификации . В свою очередь идентичность выступает внутренним соответствием субъекту деятельности
и выполняет «роль регуляции поведения» ———24]. Именно сфера деятельности является главным условием механизма самореализации человека [12, с 15], который переводит внутренний мир субъекта во внешнее его проявление.
В процессе познания сущности интереса и определения возможностей нивелирования вышеописанных противоречий объективного и субъективного важно разрешение следующих научных вопросов (их место приложения соответственно отражено на рисунке 1): 1? Как групповые и общественные интересы влияют на интересы социального субъекта. 2? Как интересы осознаются социальным субъектом. 3? Как интересы становятся движущими силами социальной активности. 4? Каким образом регулировать социальную активность с учетом интересов различных социальных субъектов. Для понимания сложности и значимости проблем исследования интересов как социального явления, следует подробнее остановиться на рассмотрении каждого из данных вопросов.
Вопрос «Как групповые и обществ енные интересы влияют на интересы социального субъекта?» связан с объективной стороной интереса, но требует учета того, что сама объективированная социальная реальность непрерывно созидается социальными
субъектами [2, с-—1111. «Взаимопорождение» личностных, групповых и общественных интересов способствует постоянному усложнению их взаимосвязей и затрудняет определение исходных элементов в процессах формирования интересов.
На данный момент признается значимость исследования интересов как системообразующих элементов в процессе объединения различных социальных субъектов в едином социальном пространстве: только общность интересов «придает
самый смысл существованию коллектива» ———81 Исследователями социальных проблем, с одной стороны, выявляются особенности проявления интересов в зависимости от размера социальной общности (чем более крупной является социальная общность, «тем меньшим кругом общих интересов она обладает и тем более стабильны и
долговременны эти интересы» [7, с 271]), а с другой стороны констатируется схожесть интересов на различных уровнях социальной организации («личные, групповые, классовые интересы, несмотря на их особенности, все же не являются различными по
своей природе» [30, с 24]). Приходится признавать, что несмотря на то, что «способы воплощения собственного интереса и согласованность их с нормативной системой общества определяют проблемное поле социологии в целом» [13, с—1211, интересы полностью еще не изучены, и «в своей борьбе за свободу человечество еще не научилось сочетать интересы личности с интересами общества» [15, с- 46].
По мнению исследователей социальной сферы сложность взаимоотношений личностных и общественных интересов обосновывается:
- непредсказуемостью общественных интересов, т.к. «реальные социальные общности людей складываются стихийно, интересы, свойственные социальным общности, также
возникают стихийно» [29, с- 66];
- постоянным изменением социальных взаимодействий в современном обществе, связанного с «усложнением социальных отношений, их дифференциацией, уплотнением
и интенсификацией» [13, с 178-1791;
- развитием социальной мобильности в современном обществе, одновременным включением личности во многие социальные группы, снижением жесткости закрепления за субъектом социальных статусов, что способствует развитию динамичности групповых интересов и трудности их осознания членами групп.
Важно осознание необходимости исследования трансформации и взаимосвязи общественных, групповых и личностных интересов и понимание возможностей социального управления, способного создавать условия для формирования интересов: «придавать деятельности людей необходимую направленность для снятия возникающих в обществе противоречий, социальных напряжений» [24, с 47-481.
Проблематика взаимосвязи групповых, общественных и личностных интересов порождает следующие актуальные научные вопросы-проблемы, требующие решения:
- Какова специфика взаимосвязи интересов личности с интересами различных референтных групп?
- Каковы формы влияния интересов личности на развитие общественных интересов?
- Специфика механизмов формирования норм интереса в постиндустриальном обществе?
- При каких условиях интерес выступает фактором согласования поведения, а при каких приводит к групповой поляризации?
- Какова специфика отражения процессов глобализации в интересах различных культурных общностей?
Значимость вопроса «Как интересы ос ознаются социальным субъектом?» вытекает из понимания человека, как способного «являться целеустремленным деятелем, который одновременно осознает причины собственной деятельности и способен в случае необходимости детально развить и конкретизировать их» [8, с 41]. Исходя из того, что «осознанный интерес является непосредственной причиной действия человека» [17, с
процесс осознания интересов представляет серьезную научную значимость. Однако механизмы осознания интереса недостаточно изучены и считается, что «...агенты никогда до конца не знают, что они делают, - то, что они делают, обладает большим смыслом,
чем они знают» [5, с 1341. Важно понимание, что интерес не порождается сознанием и не зависит от его осознания, т.к. существует объективно и определяется жизненными условиями субъекта. Неосознанность истинных интересов (заблуждения относительно их содержания) приводит «к расхождению между результатом деятельности и исходными побуждениями (интересами)» [10, с- 861, это приводит к тому, что «люди могут действовать
вопреки своим интересам» [6, с 51], то есть не учитывать реальные условия своей жизнедеятельности.
Проблемы осознания социальным субъектом своих интересов связаны с:
- особенностью мотивационного механизма действия интереса, проявляющегося не только на уровне осознанной значимости, но и на уровне эмоциональной прив ле ка те льно с ти;
- сложностью структуры самих интересов (личностных, групповых, общественных; коренных, сиюминутных; экономических, социальных, политических, духовных) и проблемами идентификации значимых интересов, которые часто «не видны за сиюминутными, так называемыми текущими интересами данных субъектов, направленными на удовлетворение их текущих потребностей, жестко напоминающих о
себе каждый день и час и порой весьма остро переживаемых людьми» I161;
- сложностью осознания интересов в различных формах: социально-психологической (чувства, настроения, взгляды) и идеологической («на уровне правовой идеологии
осознание интереса выражается в намерениях, мотивах») [30, с 26-271.
- непрерывной динамикой личностных, групповых и общественных интересов в условиях развития современных социальных процессов;
- неосознанностью самого функционального механизма принятия решения об осознании и многообразием и противоречивостью, подготовленных данным механизмом, осознанных переживаний, сопутствующих чувству субъективной очевидности
происходящего [1, с' 101.
Осознание интереса предполагает «не только уяснение направленности действий на овладение конкретным предметом, удовлетворяющим потребность, но также определение последовательности и интенсивности соответствующих действий, положительных или
отрицательных последствий реализации интересов» [30, с- 261. Таким образом, осознание интереса представляет собой продукт познавательной деятельности, связанный с эмоционально-волевой сферой и выступающий как «стремление, решимость, волевая
направленность субъекта на то или иное действие» 1161 На различных этапах осознания интересы проявляются по-разному, как инстинктивные побуждения к действию, мотивы деятельности, ценностные ориентации; но на каждом этапе осознания интересов следует учитывать значимую роль «теоретической и пропагандистской деятельности, средств массовой информации» [25, с 112-1131.
Значимость исследования осознания интересов социального субъекта проявляется в других актуальных проблемных областях, связанных со следующими вопросами:
- Какие факторы содействуют интериоризации социальных интересов?
- Каким образом на самооценку личности воздействует реальное расхождение между личностными, групповыми и общественными интересами?
- Какова мера ответственности (юридическая, моральная) за реализацию неосознанных инте ре с ов ?
Важность вопроса «Как интересы стан овятся движущими силами социальной активности?» обосновывается тем, что «ни одно социальное действие - крупное событие
общественной жизни, преобразование, реформа, революционный взрыв - не может быть
понято, если не выяснены интересы, порождающие это действие» [10, с 741. Однако механизм воздействия интересов на социальную активность субъектов «несравненно
более сложен, чем, скажем, механизм выработки условного рефлекса» [9, с 571 и эта сложность определяется:
- постоянным «противоборством интересов» всех участников деятельности, влияющего на выработку условий объективизации их интересов (т.е. на саму деятельность);
- неоднозначностью связи интересов и действий, т.к. «одни и те же действия могут быть связаны с разными целевыми установками» [22, с- 2631, при этом «принцип действия людей не тождественен их намерениям» [11, с- 5591;
- сложностью определения основополагающих интересов: «зачастую лежащие в основе
решения ценности и цели устанавливаются уже после того, как решение принято» [11, с' 2251.
- необходимостью учета множества факторов: субъективных (связанных с сознанием субъекта) и объективных (связанных с внешним окружением субъекта);
- уникальной значимостью последствий реализации интересов субъекта как для общества («именно личные интересы являются наиболее массовым и мощным
источником инициативы и средством мобилизации человеческого фактора» [25, Сш 1151), так и для самого субъекта («наиболее существенный признак интереса состоит в том, что он есть избранная субъектом линия поведения, имеющая своим содержанием определенную объективную возможность, реализация которой связана с
самоутверждением субъекта» [27, с- 1031).
Часто интерес рассматривается как «цель, ориентирующая поведение и потребности
индивидов и групп в их окружении» 130———111, которая, будучи осознана, структурируется, преобразовывается в программу действий с выбором необходимых средств ее достижения, способствует организации «социальных сил, способных бороться
за удовлетворение интересов» [9, с- 571 и реализации данных интересов в условиях противоречивости совместной деятельности.
Рассмотрение интереса как движущей силы социальной активности тесно связано со следующими вопросами-проблемами, требующими дополнительного исследования:
- К а ков а с пе цифика про я в ле ния о б щ их ме ха низ мо в фо рмир о в а ния инте ре с ов в различных жизненных ситуациях?
- Какова взаимосвязь между интересами и реализуемыми социальными ролями?
- Каковы особенности формирования интереса в условиях повышенного риска?
Вопрос «Каким образом регулирова ть социальную активность с учетом интересов различных социальных субъектов?» находится в границах такой научной специальности как «социология управления», в содержании которой представлены направления научных исследований «социальных механизмов и способов управленческого воздействия на . социальные группы и организации, на сознание и поведение людей»
11811 их ценности, мотивы и ориентации. Так как «социальное управление, воздействуя на положение и меняя роль субъектов, способно формировать их интересы социальные,
придавать деятельности людей необходимую направленность для снятия возникающих в
обществе противоречий, социальных напряжений» 124———481, то в современном менеджменте к проблемам согласования интересов обращаются уже на этапе разработки организационных структур, отмечая, что в них «должен присутствовать механизм, позволяющий примерить противоречия, установить разумные компромиссы» [14, с- 11711811. Регуляция взаимоотношений (разрешение конфликтов, достижение сотрудничества и др.) возможна только в результате согласования интересов различных социальных субъектов; это осознается научной общественностью, однако даже в учебниках отмечается, что «в действительности достижение консенсуса интересов, тем более их гармонии весьма проблематично. Особенно в современном российском обществе, которое уже много лет находится в депрессивном состоянии, что обусловливает не интеграцию, а обособление интересов, разрыв связей между людьми» [25, с 1161.
Таким образом, проблема регулирования социальной активности субъектов с учетом их интересов в настоящее время остается актуальной проблемой, требующей тщательного исследования и связанной со многими другими вопросами-проблемами:
- Каковы особенности реализации социального контроля (в том числе санкций) за формированием и реализацией групповых интересов?
многообразие общественных и личностных трудовой деятельности?
- Каким образом необходимо учитывать интересов для осуществления эффективной
- Каким образом трудовые условия влияют значимых и полезных интересов?
- Каким образом возможно эффективное языковых образований?
на формирование и поддержание социально
определение интересов на основе анализа
- Каковы механизмы подавления интереса и насколько они гуманны?
- Возможно ли (и каким образом) целостное эмпирическое исследование такого многогранного противоречивого явления как интерес?
Таким образом, в результате проведенного теоретического исследования сущности интереса были сформированы основные научные вопросы, связанные с проблемными областями, требующими переосмысления в новых условиях современной реальности. На их основе сформулировано обоснование сложности изучения интересов в следующих сферах: взаимосвязь личностных, групповых и общественных интересов; осознание интересов самими социальными субъектами; связь интересов с социальной активностью; регулирование социальной активности с учетом интересов различных социальных субъектов. Рассмотрение противоречивости интересов социального субъекта, проявляющейся во всех формах его социальной активности позволило выявить место интересов в процессе социализации и учитывать его при осознании основных проблемных областей изучения интересов. Получение ответов на сформированные вопросы будет способствовать пониманию социальной характеристики общественных процессов и развитию социологических представлений о структуре и содержании социальных действий, побудительную основу которых составляют интересы.
Библиография
1. Агафонов А.Ю. Когнитивная психомеханика сознания, или как сознание
неосознанно принимает решение об осознании. Самара: Изд-во «Универс групп»,
2006. 348 с.
2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: «Academia-Центр», «МЕДИУМ», 2020. 323 с.
3. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994. 400 с.
4. Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения / пер. с фр. М.М. Кириченко;науч.ред. М.Ф. Черныш. М.: АспектПресс, 1998. 284 с.
5. Бурдье П. Практический смысл / пер. с фр. А. Т. Бикбови др.; отв. ред. пер. и послесл. Н.А. Шматко. СПб.: Алетейя, 2001 г. 562 с.
6. Бурмистрова С.А. История развития учения об интересе в России: XX век.// Вестник ЮУрГУ. Серия «Право», 2017. Т. 17, № 4. С. 49-55.
7. Гендин А.М. Ценности и ценностные ориентации в системе факторов детерминации деятельности // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева, 2012. №2. URL:
https ://cyberleninka.ru/artide/n/tsennosti-i-tsennostnye-orientatsii-v-sisteme-faktorov-determinatsii-deyatelnosti (дата обращения: 06.09.2021).
8. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М.: Академический проект, 2018. 528 с.
9. Глезерман Г.Е. Законы общественного развития: их характер и использование. М.: Политиздат, 1979. 303 с.
10. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. 223 с.
11. Йоас Х., Кнебль В. Социальная теория. 20 вводных лекций / пер. с нем. К.Г. Тимофеевой. СПб.: Алетейя, 2011. 840 с.
12. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд / под редакцией Г.В. Залевского. Томск: Издательство Томского университета, 1999. 154 с
13. Круглый стол «Социальные интересы в дискурсе общественных наук» // Социология: теория, методы, маркетинг, 2008. № 2. С. 165-195. URL: https ://i -soc.com.ua/assets/files/book/zlobina/2008_2_ks.pdf (дата обращения: 02.09.2021)
14. Кузнецов Ю.В., Подлесных В.И. Основы менеджмента 2-е изд. СПб.: Издательство ОЛБИС, 1998. 192 с.
15. Курт Ф. Флекснер Просвещенное общество. Экономика с человеческим лицом. М.: «Международные отношения», 1994. 301 с.
16. Лавриненко В.Н. Методологическое значение теории социальных интересов в исследовании современных общественных явлений // Знание. Понимание. Умение. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskoe-znachenie-teorii-sotsialnyh-interesov-v-issledovanii-sovremennyh-obschestvennyh-yavleniy (дата обращения: 08.09.2021).
17. Лобанова Т.Н. Трудовые интересы. Психологические аспекты. М.: Юстиция, 2020. 194 с.
18. Паспорта научных специальностей. 22.00.08 Социология управления [Электронный ресурс]: URL: http://arhvak.minobrnauki.gov.ru/316 (дата обращения: 22.08.2021)
19. Идентичность: социально-психологические и социально-философские аспекты / К.В. Патырбаева [и др.]; науч. ред. К.В. Патырбаева. Пермь, 2012. 250 с.
20. Пушкарева Т.В. Проблема интериоризации знаний в психолого-педагогической науке // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id = 17247 (дата обращения: 26.08.2021).
21. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб.: Питер, 2002. 688
с.
22. Розов М.А. Гносеология культуры. М.: Новый хронограф, 2015. 576 с.
23. Российская социологическая энциклопедия / РАН. Ин-т социал.-полит. исслед.; под общ. ред. акад. РАН Г. В. Осипова. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. 664 с.
24. Социальные технологии: Толковый словарь/ отв. ред. В.Н. Иванов. Москва -Белгород: Луч - Центр социальных технологий, 1995. 309 с.
25. Социология управления: Учебник / под общ. ред. В.Э. Бойкова. М.: Изд-во РАГС, 2006. 336 с
26. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988. 344 с.
27. Ханипов А.Т. Категория интереса в историческом материализме // Природа сознания и закономерности его развития: материалы симпозиума / под ред. В.Н. Борисова. Новосибирск, 1966. С. 100-105.
28. Шапошников А.Н. Категория «интерес» как инструмент экономико-социологического исследования // Экономическая социология и перестройка / под общ. ред. Т.И. Заславской, Р.В. Рывкиной. М.: Прогресс, 1989. С. 141-164.
29. Шкаратан О.И. Социология неравенства. Теория и реальность/ Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. 526 с.
30. Экимов А.И. Интересы и право в социалистическом обществе. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1984. 134 с.
31. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х томах / под ред. С.Я. Батышева. М.: АПО, 1998. URL: http://anovikov.ru/dict/epo.pdf(дата обращения: 16.09.2021)
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
В рецензируемой статье «Основные вопросы исследования интересов» предмет исследования - это анализ «интерес» как значимой категории социальных наук, «отражающей объективную социальную действительность, опирается на значимость объективных условий общественного бытия в определении характера взаимодействия социальных субъектов». Цель исследования в явном виде не определена. Методология исследования построена на анализе литературы по вопросам исследования интересов. В её основе лежит метод проблематизации исследования интересов. Актуальность исследования определяется тем, что категория интересов, являясь одной из центральных в системе социально-гуманитарного знания, относится к числу тех, исследование которых сохраняет актуальность в различные периоды развития общества. Значение интересов определяется выполняемой или социальной функцией, заключающейся в детерминации поведения и деятельности людей.
Научная новизна работы связана с раскрытием содержания понятия «интерес». В работе интерес рассматривается как социологическая категория через единство объективного и субъективного. Это позволило показать противоречивость интереса. В публикации также рассмотрено место интересов в социализации. Определённый научный интерес представляет формулировка пяти научных вопросов, которые позволяют понять сущность интереса и способствуют нивелированию противоречий объективного и субъективного, и авторские формулировки ответов на них. Но вряд к разряду научной
новизны, а тем более вынесенной в заключении работы, следует отнести формулировку ещё десятка вопрос, которые данные без должного на то обоснование. Данная статья характеризуется слабой структурированность: практические нет обоснование актуальности, нет постановки цели работы, методов и выводов. Хотя в рецензируемой статье содержательная часть соответствует требованиям научного текста. Однако, в работе выбран необычный формат записи вопросительного предложения «1? Каким образом групповые и общественные интересы проявляются в интересах социального субъекта», явно противоречащего нормам русского языка. Библиография работы включает 31 публикацию по тематике интереса человека. В итоге апелляция к основным оппонентам присутствует в должной мере. Однако, сами биография не оформлена должным образом - в работе используются два совершенно разных формата её представления (см. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: «Academia-Центр», «МЕДИУМ», 2020. - 323 с. и Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации / Э. Гидденс. - М.: Академический проект, 2018. - 528 с.)
В рецензируемой публикации выводы в явном виде отсутствуют. Работа будет представлять интерес для гуманитариев, интересующихся проблематикой интересов и потребностей человека. Статья «Основные вопросы исследования интересов» имеет теоретическую значимость. Работа может быть опубликована по исправления следующих замечаний.
Во-первых, необходимо структурировать работу, но главное сформулировать вывод по данной работе, вытекающий из представленного материала.
Во-вторых, имеет место неверно оформление библиографического списка, который следует привести к единому виду.
Замечания главного редактора от 27.10.2021: "Автор в полной мере учел замечания рецензентов и исправил статью. Доработанная статья рекомендуется к публикации"