Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ'

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»

щий чувствительность 0,05 мг/л, рекомендуется для анализа промышленных сточных вод производств синтетических каучуков и анализа воды водоемов.

Литература. Коренман И. М. Фотометрический анализ. Методы определения органических соединений. М., 1970, с. 189. Краюшкина Г. А., Смирнова 3. С. — В кн.: Методы оп-

ределения загрязняющих веществ в поверхностных водах. Л.. 1976, с. ¡70.

Поликарпова В. Ф. — Бюлл. по обмену опытом в пром-сти синтетич. каучука и синтетич. спирта, 1956, № 3, с. 65.

Полянский Н. Г. — Труды комиссии по аналитической химии, 1963, т. 13, с. 93.

Терентьев В. А., Штивень Н. X. —Ж. прикладн. спектроскопии, 1969, Л"9 2, с. 176.

Поступила 17.00.31

УДК 613.692:656.2

А. А. Минаев, Р. В. Таливанова

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

ВНИИ железнодорожной гигиены, Москва

На санитарно-эпидемиологическую службу железнодорожного транспорта возложен санитарный надзор за нормативно-технической документацией, разрабатываемой для железнодорожного транспорта. В связи с этим сектором научной экспертизы проектов и консультаций института наряду с типовыми проектами рассматриваются отраслевые стандарты, нормы технологического проектирования, технические условия на новые технологические процессы, оборудование, рабочий инструмент, применяемые в системе Министерства путей сообщения СССР и Министерства транспортного строительства СССР.

По данным за 1978—1980 гг. в срёднем за год даются заключения по 140 проектам (в том числе по .34 норма-тивно^техническим документам). При этом отклоняется от согласования из-за несоответствия санитарно-гигиеническим требованиям 20 проектов, а в остальные вносится 520 исправлений в среднем за год.

Анализ заключений по проектам, рассмотренным за последние 3 года, позволил выявить ряд наиболее часто встречающихся в них недостатков. Так, в раделе «Охрана труда и окружающей среды» излагаются лишь общие положения, .взятые из нормативной документации, без увязки их с материалом проекта и конкретными рекомендациями: Не всегда приводятся качественная и количественная характеристики вредных веществ, выделяющихся в рабочую зону и выбрасываемых в атмосферу, а также характеристика производственных сточных вод. Это не позволяет сделать обоснованные расчеты и предусмотреть необходимые мероприятия по предупреждению загрязнения воздушной среды цеха, атмосферы, почвы и водоемов. Отсутствуют расчеты естественной освещенности на рабочих местах или не принимается во внимание пониженная светопроницаемость стеклопрофилита по сравнению с обычным стеклом. Не приводятся разряды выполняемой зрительной работы, а принимаемая освещенность не соответствует требованиям СНиПов П-4—79. Не даются проектные решения по очистке светильников и стекол световых проемов.

Поступают проекты, в которых не предусматривается естественное освещение отдельных цехов с постоянным пребыванием людей, когда это не обусловлено требованиями технологии.

Для теплозвукоизоляцин, покрытия стен, потолка, пола используются материалы, не разрешенные Минздравом СССР к применению в строительстве.

В технологической части проекта не приводятся данные о производительности прачечной и химчистки, обеспечивающей очистку специальной одежды всех рабочих данного предприятия, или же расчеты ведутся на стирку спецодежды, которая загрязняется нефтепродуктами и может быть очищена только с помощью химчистки. Неправильно принимаются сроки смены спецодежды. Так, у рабочих тепловозных депо, по результатам исследований, спецодежду следует менять не реже 1—2 раз в неде-

лю (А. А. Прохоров и со^вт.), а в проекте расчет производительности химчистки ведется с учетом смены ее 1 раз в месяц.

В проектах, предназначенных для строительства на БАМе, не всегда учитываются требования строительных норм и правил для северной строительно-климатической зоны, к которой относятся некоторые районы БАМа: вход в здание предусматривается без двойного тамбура, не во всех случаях устраиваются воздушные завесы в воротах, а в районах с вечномерзлыми грунтами в жилых и рабочих помещениях, расположенных на 1-м этаже над проветриваемым подпольем, не проектируется равномерный прогрев поверхности пола (СНиП П-92—76; СНиП 11-32—75; СНиП 11-М.2—72).

Отсутствует шумовибрационная характеристика технологического и вентиляционного оборудования, не разрабатываются обоснованные технологические и ар-хитектурно-строптельные решения по уменьшению этих вредных факторов. Решение этого вопроса затрудняется отсутствием в паспортах отдельного вида оборудования шумов и вибрационный характеристики, которая должна приводиться в соответствии с ГОСТом 12.1.003 — 76 системы стандартов безопасности труда (ССБТ) и ГОСТом 12.1.12—78 ССБТ. В проектах строительства метрополитенов принимаемое расстояние жилой застрбйки от линии мелкого заложения метрополитена не обосновывается виброакустическими расчетами в объеме, требуемом указанными ГОСТами.

В разделе «Организация строительства» не дается рас" чет обеспеченности строительных рабочих саннтарно-бытовыми помещениями.

В производственных и вспомогательных зданиях с высотой этажа 3,3 м закладываются оконные блоки без форточек. Проверка объектов, построенных по таким проектам, показала, что даже в зданиях, расположенных в районе Крыма, не пользуются предусмотренными проектами открывающимися створками окон и предприятие собственными силами оборудует оконные переплеты форточками. •

Число несогласованных проектов и вносимых исправлений из года в год уменьшается. Улучшению качества проектной документации способствует следующее. В соответствии с решением ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта (1977) в проектных институтах системы Министерства путей сообщения СССР и Министерства транспортного строительства СССР вводится должность главного специалиста по охране труда; главными проектными институтами разработаны эталоны по составлению раздела проекта «Охрана труда и окружающей среды», которые разосланы для руководства во все проектные институты железнодорожного транспорта. Большую помощь проектным организациям в последние годы ока-вывают введенные в действие ГОСТы (ССБТ), ГОСТ 1.26—

77 «Порядок разработки и согласования требований безопасности в стандартах и технических условиях», межотраслевые требования и нормативные материалы по научной организации труда, ОСТы по проектированию новой техники.

Несмотря на улучшение качества проектной документации, поступающей па согласование, необходимо отметить! что очень медленно выполняется решение ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта о введении в проектных институтах отрасли должности главного специалиста по шуму. Это приводит к тому, что разделы проектов по борьбе с шумом и вибрацией выполняются еще не на должном уровне.

Проектов, не требующих исправлений, в среднем всего 20 %, в связи с чем внимание к санитарно-гигиенической экспертизе проектов не должно ослабевать. Среди задач, поставленных на XXVI съезде КПСС перед народным хозяйством на ближайшее десятилетие, важное место занимает решение вопросов по улучшению проектно-смет-ного дела, повышению качества и эффективности проект-но-конструкторских разработок, усилению ответственности органов экспертизы за обеспечение высокого техниче-

ского и экономического уровня проектов. Именно на стадии разработки проектной и конструкторской документации можно с наименьшими дополнительными затратами предусмотреть мероприятия по охране труда и окружающей среды, на что обращается особое внимание в «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981 —1985 годы и на период до 1990 года».

Литература. Гигиена труда при деповском ремонте подвижного состава./ Прохоров А. А., Суворов С. В., Штеренгарц Р. Я. и др. М., 1977. СНиП II—92—76. Нормы проектирования. Вспомогательные здания и помещения промышленных предприятий, п. 2.22.

СНиП II—33—75. Нормы проектирования. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, п. л. 3.26; 3.84.

СНиП II —М. 2—72. Производственные здания промышленных предприятий. Нормы проектирования, п, п. 5.6; 5.8.

Поступила 20.03.81

УДК «13.2-003 + 616.34-036.11}-084

В. В. Троицкий, И. И. Вулло

СОДРУЖЕСТВЕННАЯ РАБОТА САНЭПИДСТАНЦИИ И ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКИХ ПУНКТОВ В ДЕЛЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПИЩЕВЫХ ОТРАВЛЕНИЙ И ОСТРЫХ КИШЕЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Пензенская областная санэпидстанция

Ведя поиск резервов лучшей организации труда санитарных врачей по гигиене питания, мы исходили из следующих предпосылок.

Санитарные врачи должны быть максимально разгружены от работы, не требующей высшего специального образования, так как неправильное использование специалистов невыгодно для государства и, кроме того, отрицательно отражается на эффективности их труда и психологическом состоянии.

Наиболее трудным разделом работы врача по гигиене питания мы считаем организацию теущего санитарного надзора за молочнотоварными фермами и общественным питанием на селе (столовыми колхозов, совхозов и особенно полевыми станами). Число предприятий общественного питания и молочнотоварных ферм в колхозах и совхозах ежегодно растет. Только в Пензенской области 344 столовые, 923 полевых стан? и 938 молочнотоварных ферм. В летнее время они обслуживают за сутки (с учетом лиц, прибывающих из городов для помощи в уборке урожая) более 100 000 человек, что придает текущему надзору за этой сетью особое санитарно-эпидемиологическое значение. В управлении сельского хозяйства в штат группы общественного питания, бытового обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства, призванный осуществлять руководство обширной сетью столовых и полевых станов колхозов и совхозов, введены только две единицы, из которых укомплектована лишь одна. В штате группы не предусмотрены такие специалисты общественного питания. как инженер-технолог, инженер-кулинар, отсутствует должность работника санитарной службы. В подчинении группы нет облаотной производственной лаборатории. а также санитарно-технологических лабораторий и технологов при районных управлениях. Большое число предприятий, недостаточное оснащение технологическим и холодильным оборудованием, слабая материальная база, разбросанность сети, отсутствие специалистов в штатах районных управлений сельского хозяйства крайне затрудняют создание устойчивого санитарного режима на

предприятиях общественного питания в колхозах и совхозах.

Если к числу предприятий общественного питания и молочнотоварных ферм добавить обширную сеть предприятий торговли на селе, пионерские лагеря и строительные отряды, контроль за состоянием которых необходимо осуществлять одновременно, то в целом это составит около 4500 подконтрольных объектов текущего санитарного надзора. Может ли отделение гигиены питания областной санэпидстанции (в составе 2 врачей), опираясь только на врачей по гигиене питания, работающих в районных санэпидстанциях I и II категорий (в штатном расписании санэпидстанций III категории они не предусмотрены), обеспечить квалифицированный, а не формальный контроль их текущего санитарного состояния, учитывая огромный объем работы, слабую техническую оснащенность этих объектов и радиус их обслуживания? Как подтверждает практика,— не может.

Чтобы эта работа носила неформальный характер и в то же время проводилась достаточно квалифицированно, предлагаем активно привлечь к текущему санитарному надзору работников сельских врачебных участков (СВУ) и фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), на территории обслуживания которых расположены эти объекты.

Фельдшер ФАП на обслуживаемом участке является представителем профилактической медицины. Персонал ФАП имеет законченное среднее медицинское образование, поэтому забытые знания по текущему санитарному надзору очень быстро могут быть восстановлены с помощью санэпидстанций. \

В положении о ФАП указывается, что на них возлагается участие в текущем санитарном надозре за учреждениями для детей и подростков, коммунальными, пищевыми, промышленными и другими ■ объектами, водоснабжением и очисткой населенных мест, проведение мероприятий, направленных на профилактику и снижение заболеваемости, в том числе инфекционной, профилактику и уменьшение частоты паразитарных и профессиональных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.