Научная статья на тему 'Основные условия рационального использования земель лесного фонда'

Основные условия рационального использования земель лесного фонда Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
1160
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / ЛЕСНЫЕ (ЗЕМЕЛЬНЫЕ) УЧАСТКИ

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Бочарова Анастасия Александровна, Жарников Валерий Борисович

Рассмотрена задача рационального использования земель (РИЗ), обсуждены вопросы ее решения и сформулированы условия РИЗ лесного фонда, являющиеся основой разработки соответствующих критериев оценки РИЗ конкретных лесных (земельных) участков и лесничеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Бочарова Анастасия Александровна, Жарников Валерий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные условия рационального использования земель лесного фонда»

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

УДК 63

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА

Анастасия Александровна Бочарова

Филиал ФГУП «Рослесинфорг» «Запсиблеспроект», 630048, Россия, г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 137/1, инженер, тел.: (905)953-43-88, e-mail: [email protected]

Валерий Борисович Жарников

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, профессор кафедры кадастра СГГА, тел. (383)361-05-66, e-mail: [email protected]

Рассмотрена задача рационального использования земель (РИЗ), обсуждены вопросы ее решения и сформулированы условия РИЗ лесного фонда, являющиеся основой разработки соответствующих критериев оценки РИЗ конкретных лесных (земельных) участков и лесничеств.

Ключевые слова: рациональное использование земель, критерии оценки, лесные (земельные) участки.

MAIN CONDITIONS OF RATIONAL USE OF LANDS OF WOOD FUND

Anastasia A. Bocharova

Branch «Roslesinforg» «Zapsiblesproekt», 630048, Russia, Novosibirsk, ul. Nemirovicha-Dan-chenko, 137/1, the engineer, tel. (905)953-43-88, e-mail: [email protected]

Valeriy B. Zharnikov

Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph.D., Prof., department of cadastre SSGA, tel. (383)361-05-66, e-mail: [email protected]

The task of rational use of lands (COPES) is considered, questions of its decision are discussed and conditions of COPES of the wood fund, the developments which were a basis of the corresponding criteria of an assessment of COPES of specific wood (land) lots and forest areas are formulated.

Key words: rational use of lands, criteria of an assessment, wood (land) lots.

Реальное богатство страны в современных условиях оценивается не столько потенциальными запасами ее ресурсов, сколько уровнем их хозяйственного освоения.

Важнейшим регулятором этого является государственная социальноэкономическая политика с ее приоритетами стабильного развития регионов, повышения благосостояния проживающего в них населения, всестороннего развития человека как личности.

Возможности решения указанных задач, как отмечает профессор Г.Г. Шалмина в своей известной работе [1, с. 4], неоднократно подтверждает

69

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

практика ряда государств, обусловленная ориентацией на «объективные факторы выбора стратегии дальнейшего развития: дефицитность территории, природный ресурсно-сырьевой потенциал, культурные традиции народов, научно-технический прогресс и т. д.».

Анализ институционального потенциала управления в исторической ретроспективе отчетливо показывает [1], что его эффективность определяется, прежде всего, созданием условий, необходимых и достаточных для формирования и развития процесса достижения поставленной цели. Одной из таких целей, на наш взгляд, является завершение земельной реформы, начатой более 20 лет назад. Не обсуждая ее траекторию развития, отметим важность и нужность решенных на ее пути задач. Остались и нерешенные, среди которых особое место занимает комплексная проблема рационального использования и охраны земель, в современной трактовке [2] рационального освоения лесов. Остановимся на обсуждении данного вопроса.

Проблема и задачи рационального использования земель (РИЗ), в том числе земель лесного фонда, специалистам хорошо известны [2-12]. Основные направления лесной политики приведены на рис. 1. Существует разное понимание сути РИЗ и целый ряд разработок по данной теме. Четко, с большим вниманием проблема РИЗ рассмотрена в первом издании учебника «Земельное право» его автором профессором Б.В. Ерофеевым [3], посвятившим этой теме отдельный раздел. В учебнике [3, с. 292] отмечается, что «рациональное использование земель является главной задачей российского земельного законодательства, а нерациональное использование пресекается законом... Однако, рациональное использование земель как главная задача земельного законодательства не раскрыто в соответствующих нормах Г ражданского кодекса, не дано основных его критериев, не говоря уже о легальном понятии. Определение... содержится в государственном стандарте (ГОСТ 26640-85 Земли. Термины и определения), который не является законом, да и само определение чрезвычайно абстрактно, чтобы его использовать в правоприменительной практике. Это определение позволяет лишь уловить дух рациональности.».

В последующем учебник Б.В. Ерофеева неоднократно переиздавался, но в его последнем, десятом издании [4], уже нет рассмотренного раздела и тех замечаний автора, которые бы позволили получить новые представления о состоянии проблематики РИЗ. Остались в литературе [5, 8, 10] и прежние определения данного понятия. Тем не менее, важность решения в области рационализации и оптимизации использования земель сомнению не подвергается. Об этом, в частности, говорят работы видных представителей землеустроительной науки [6-9], защищаемые юридические диссертации [2, 13], отдельные статьи Земельного и Лесного кодексов РФ [14, 15], находится данная тема и в поле зрения авторов [19, 20, 21, 22] настоящей статьи.

70

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

Рис. 1. Основные направления лесной политики

В своем докладе на юбилейной конференции ГУЗа [9, с. 86] академик РАСХН, министр сельского хозяйства и продовольствия РФ в 1991-1997 гг. В.Н. Хлыстун подчеркнул, что «государство должно не только отслеживать состояние земельных ресурсов, но и активно влиять на процесс рационального их использования и охраны. При этом последовательное и целенаправленное влияние может быть только на основе прогнозирования событий и планирования мер, обеспечивающих решение поставленной задачи».

Рациональное использование особенно актуально для земель наиболее ценных категорий, к каковым относятся земли лесного фонда и наиболее важная их часть - лесные земли. Ценность таких земель, а это более 700 млн. га и произрастающих на них лесов, расчетная лесосека в которых превышает

71

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

3

630 млн. м , очевидна. На рис. 2 представлена структура земельного фонда РФ по категориям земель, на рис. 3 - структура земель лесного фонда.

Земли лесного фонда - 65,3 % (1115,8 млн. га)

Земли особо охраняемых территорий и объектов - 2,0 % (34,9 млн. га)

Земли

промышленности и иного специального назначения - 1,0 % (16,8 млн. га)

Земли сельскохозяйственного назначения - 23,0 % (393,4 млн. га )

Земли водного фонда - 1,6 % (28,0 млн. га)

Земли населенных пунктов -1,2 % (19,6 млн. га)

Земли запаса -5,9 % (101,3 млн. га)

Рис. 2. Структура земельного фонда РФ по категориям земель

(на 01.01.2011 г.)

Для многих лесных стран мира лесное хозяйство и лесная промышленность являются или в скором времени будут являться факторами экономической стабильности, а градообразующая роль лесных производств во многом компенсирует в общественном сознании негативные последствия вырубки лесов и загрязнения окружающей среды продуктами переработки древесины. К сожалению, и здесь следует отметить сегодняшнюю слабость отечественных позиций, особенно в части создания лесной инфраструктуры и глубокой переработки продуктов леса. Все вышесказанное определяет актуальность задач РИЗ как в общей постановке, так и для земель лесного фонда.

Перейдем к содержательной части статьи относительно условий и обусловленных ими критериев рационального использования. По поводу последних профессор Б.В. Ерофеев [3] отмечал необходимость использования количественного и качественного критериев, первый из которых отражал бы экономное использование земли, выражающееся также в рациональном совмещении размещаемых на ней объектов, а второй «обеспечивал» бы производительную способность почв как главного средства производства сельскохозяйственной (добавим - и лесной) продукции. Реализация второй задачи, по мысли Б.В. Ерофеева, обеспечивается правовым установлением обязанностей землепользователю поддерживать плодородную силу земли и ограничивать нецелевое использование сельскохозяйственных (и лесных) угодий. Стержнем подобной земельной политики является приоритет земель сельскохозяйственного и

72

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

«лесного» назначения. В этой связи следует еще раз отметить особую роль юридической науки и практики в вопросе о РИЗ, а также авторов упомянутых ранее работ [2, 3, 6-9, 12], по существу определивших необходимость формирования системы условий и соответствующей таким условиям системы показателей (критериев) РИЗ. Б.В. Ерофеев [3, с. 296] по данному вопросу так подводит итог: «таким образом, понятие РИЗ заключает в себе как общее для использования всех земель понятие, так и специфическое для определенных категорий земель. Правила рациональности, в силу этого, включают в себя общие и особенные правила...».

Рис. 3. Структура земель лесного фонда, млн. га (на 01.01.2011 г.)

Завершая наше введение в проблему, укажем, что наш объект исследования -лесные земли и произрастающие на них леса - мы рассматриваем с трех позиций: как объект правового регулирования, как важнейший природный ресурс и как элемент экономической сферы. На рис. 4 показана структура учета земельных и лесных ресурсов на землях лесного фонда.

73

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

-► ГКН ◄-

-> ЕГРП ◄-

к

к

ю

н

о

«

к

«

о

%

X

ей

со

Ю

К

О

X

X

о

к

иг

ей

S

л

о

-е-

х

К

J

Оценка состояния и использования земель лесного фонда

Г осударственная инвентаризация лесов

Лесоустройство

Различные обследования и мониторинг лесов

Учет текущих изменений

1

К

х

о

43

2

РЭ

С

К

О

X

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

(3

м

СО

РЭ

К

2

о

о

О

н

м

К

(3

-► ГЛР <■

Рис. 4. Структура учета земельных и лесных ресурсов на землях лесного фонда

С учетом проведенного анализа состояния обсуждаемой проблемы в качестве основных, наиболее общих правовых условий РИЗ - условий первой группы, примем следующие положения:

- свобода хозяйствования на земле;

- целевое использование земель с приоритетом сохранения земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда;

- использование льгот и преимуществ для поощрения землепользователей, реализующих современные программы РИЗ;

- устранение нарушений правил РИЗ, причин и условий их невыполнения;

- обязательность проведения государственного кадастрового учета, регистрации прав и мониторинга земель;

- своевременная корректировка системы регулирования земельных и имущественных отношений.

На основании анализа экономических источников [1, 6-8, 11, 12, 16-18] и избранной нами концепции в качестве условий второй группы -экономических, примем следующие положения:

- лесные земли и произрастающие на них леса есть важный элемент экономической сферы, оцениваемый как системой относительных (баллы, классы и др.), так и абсолютных показателей в натуральном и денежном выражении;

- как элемент экономической системы лес представляет собой совокупность природных благ (ресурсов и функций), широко востребованных

74

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

обществом и его гражданами с целью удовлетворения материальных и духовных потребностей, поэтому все лесные блага обладают потребительной стоимостью, могут получать сопоставимые между собой экономические оценки и быть сертифицированы.

Основные принципы рационального использования земель лесного фонда изображены на рис. 5.

Устойчивое управление землями лесного фонда, сохранение биологического разнообразия лесов и повышение их потенциала

Сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов

#*оеиВДое^

/ $ % % $ 3 / Рациональное' 1 использование % \ \ \ ^ \ о

Обеспечение охраны земель лесного И » 1 А

и защиты земель и У фонда / О

лесных ресурсов

Актуализация сведений о землях и лесах

Платность лесопользования

Обеспечение многоцелевого, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах

Взаимодействие различных форм прав на земельные и лесные ресурсы

Рис. 5. Основные принципы рационального использования

земель лесного фонда

С точки зрения природопользования лесные земли и произрастающий на них лес есть саморегулирующая экологическая система, состоящая из элементов почвенного, растительного и животного мира, взаимодействующих с гидро- и атмосферой, объединенных обменом веществ, потоками энергии и информации и требующих для своего существования особых условий. К наиболее принципиальным из них, экологическим условиям рационального использования лесных земель и лесов, отнесены следующие положения:

- лесные экологические системы подлежат обязательной охране, лесопатологическому и другим видам экологического мониторинга, результаты

75

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

оценки которых должны быть основой проведения необходимых и достаточных по содержанию и объемам лесохозяйственных мероприятий;

- любое экологическое правонарушение, приводящее к ухудшению состояния лесных экосистем, выражающегося в заметном сокращении объема лесных благ, должно получать адекватную правовую оценку, а его негативные последствия должны быть устранены с возмещением нанесенного ущерба, потерь и убытков.

Сформулированные основные условия рационального использования лесных земель и произрастающих на них лесов откровением для специалистов не являются, но определяют новый подход не столько в оценке РИЗ абстрактных территорий, сколько конкретных лесных (земельных) участков. Поэтому следующий шаг в реализации подхода - формирование адекватной системы критериев. Пример этому дан в программе [17] устойчивого управления отечественными лесами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Шалмина Г.Г. Предпроектное обоснование прогнозирования экономики: монография. - Новосибирск: Изд-во НГОНБ, 2010. - 480 с.

2. Конокотин Д.Н. Юридические основы рационального использования и охраны земель: автореферат дис. канд. юридич. наук. - М., 2006. - 21 с.

3. Ерофеев Б.В. Земельное право: учеб. для вузов / под ред. академика Г.В. Чубукова. -М.: Новый Юрист, 1998. - 544 с.

4. Ерофеев Б.В. Земельное право России: учеб. для вузов. - 10-е изд., перераб. и доп. -М.: Эксмо, 2008. - 528 с.

5. Крассов О.И., Петрова Т.В., Тарло Е.Г. Толковый словарь земельного права. - СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2004. - 308 с.

6. Земельный вопрос / Е.С. Строев, С.А. Никольский, В.И. Кирюшин и др.; под ред. Е.С. Строева. - М.: Колос, 1999. - 536 с.

7. Теоретические и методические положения управления земельными ресурсами и формирования системы государственного земельного кадастра: монография / под ред. А.А. Варламова // Итоги научно-исследовательской работы ГУЗа в 1996-2000 гг. - М.: ГУЗ, 2001. - 300 с.

8. Волков С.Н. Землеустройство. В 7 т. Т. 1. Теоретические основы землеустройства: учеб. пособие. - М.: Колос, 2001. - 496 с.

9. Хлыстун В.Н. Дискуссионные проблемы развития земельных отношений в России // Землеустроительная наука и образование России в начале третьего тысячелетия; сост. С.Н. Волков, А.А. Варламов. - М.: ГУЗ, 2004. - С. 82-91.

10. Нагаев Р.Т. Недвижимость: энциклопедический словарь. - Казань: Изд-во «Идел-Пресс», 2005. - 1 136 с.

11. Чилимов А.И., Кожухов Н.И., Рукосуев Г.Н. Рациональное использование лесных земель. - М.: Лесн. пром-сть, 1981. - 192 с.

12. Чилимов А.И. Рациональное использование лесных земель: автореферат дис. докт. сельск.-хоз. наук. - М., 1991. - 56 с.

13. Быковский В.К. Правовое регулирование использования лесов на землях лесного фонда: автореферат дис. канд. юридич. наук. - М., 2008. - 31 с.

14. Земельный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 25.10.2001 г. № 136 (ред. от 28.07.2012 г.) / информационно-правовое обеспечение «Гарант» [Электронный ресурс].

76

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

15. Лесной кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 04.12.2006 г. № 200 (ред. от 28.07.2012 г.) / информационно-правовое обеспечение «Гарант» [Электронный ре-сурс|.

16. Лебедев Ю.В. Оценка лесных экосистем в экономике природопользования. - Екатеринбург: Уральское отделение РАН, 2011. - 574 с.

17. Курбанов Э.А., Яковлев И.А. Лесоустройство. Международные аспекты устойчивого управления лесами: учеб. пособие. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2001. - 180 с.

18. Лямеборшай С.Х. Методические основы составления лесных планов в субъектах Российской Федерации // Лесное хозяйство. - 2009. - № 6. - С. 12-16.

19. Жарников В.Б., Щукина В.Н. Технологические решения проведения рекультивационных работ на нефтезагрязненных территориях традиционного природопользования (по материалам ХМАО-Югра) // Геодезия и картография. - 2011. - № 10. - С. 34-38

20. Бочарова А.А. Проблема рационального использования земель лесного фонда // Сборник научных трудов аспирантов и молодых ученных Сибирской государственной геодезической академии / под общ. ред. Т.А. Широковой. - Новосибирск, 2008. - Вып. 5. - С. 58-62.

21. Бочарова А.А. Постановка на государственный кадастровый учет земель лесного фонда: проблемы и решения // Вестник СГГА. - 2012. -№ 1 (17). - С. 88-93.

22. Жарников В.Б., Щукина В.Н. Обеспечение условий устойчивого землепользования в проектах разработки месторождений на территориях традиционного природопользования // Вестник СГГА. - 2012. -№ 1 (17). - С. 72-78.

Получено 14.09.2012

© А.А. Бочарова, В.Б. Жарников, 2012

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.