УДК 323.371.392 ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ИНТЕГРАЦИИ ГОРСКОГО ОБЩЕСТВА В КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Психомахова Аминат Рашидовна - канд.ист.наук, преподаватель ГБОУ СПО «Медицинский колледж №4» Департамента здравоохранения г. Москвы
Е- mail: [email protected]
Статья посвящена рассмотрению проблемы интеграции горского общества в культурное пространство российского государства. Проведение реформы образования на Кавказе с учетом сложившихся этнопедагогических структур, способствовала подготовки национальных кадров. Северный Кавказ в результате вхождения в состав Российского государства и участия в культурном диалоге приобрел черты общности. Интеграция горцев в общероссийскую культуру способствовала углубленному осмыслению своей самобытности.
Ключевые слова: образование, правительство, горцы, школа, гимназии, культура народа, просвещение.
THE MAIN CONDITIONS AND FACTORS OF INTEGRATION OF THE COMMUNITY INTO THE CULTURAL AREA OF THE RUSSIAN EMPIRE.
Psуkhomokhova A.R.
The article is devoted to the consideration of the problem of integration of the mountain community into the cultural state. Reforming of the Russian educational system in the Caucasus considering ethnopedogogical structure having been formed promoted training the local staff. The Northern Caucasus obtained the features of the community. The integration of mountaineers into all-Russian culture promoted in-depth understanding of their identity.
Key Words: formation, government, mountaineers, school, gymnasium, people’s culture, education.
XVIII - XIX вв. - период начала тесных политических, экономических и культурных связей Северного Кавказа с Россией. Вовлечение Северного Кавказа в сферу политико-административного влияния империи ставило горские общества перед необходимостью радикального преобразования традиционного жизнеустройства.
Возраставшая активность российского правительства на Кавказе вызывала неоднозначную реакцию у многих передовых людей России. Осуществляя свою стратегию, правительство заигрывало то с социальными верхами, то с общинным крестьянством, что вызвало беспокойство даже у активных её проводников на Кавказе [2].
Мнение о неизбежности насильственных мер было господствующим, среди окружения царя находились люди, понимавшие непригодность насильственных мер. Видный экономист того времени адмирал Н.С.Мордвинов предлагал отказаться от политики покорения силой оружия и приступить к экономическому освоению Кавказа путём усиления торгово-экономических связей [11].
Сомнения в верности политического курса высказывали полковник П.А.Чайковский, генерал Н.Н.Раевский, генерал-фельдмаршал Д.А.Милютин, публицист
стр. 106 из 250
С.О.Иванов. Одна миролюбивая политика с горцами, писал начальник Черноморской береговой линии генерал Н.Н.Раевский, «может вести к прочному их покорению, всякая другая, основанная на разорениях и кровопролитии, вредна ...торговля, сближая горцев с нами, доставляя огромные выгоды ... не может иметь вредных последствий» Система же карательных экспедиций «отдалит покорение черкесского народа» [8]. В записке «Мысли о средствах утверждения русского владычества на Кавказе» Д.А.Милютин предлагал «совершенно изменить образ действий», не применять насилие, не посягать на обычаи, образ жизни, но убедить горцев, что «Россия тем могущественна и велика, что спокойствие и благо края - суть единственная цель её стремлений» [10]. В статье «О сближении горцев с русскими на Кавказе» С. Иванов, выступая против применения оружия, предлагал строить взаимоотношения с горцами на базе экономического и культурного общения[4]. Развитие торгово-экономических и культурных связей, писал он, даст толчок росту производительных сил горцев, улучшит их благосостояние и будет «содействовать смягчению характера горцев» и «высказывая им выгоды цивилизованной жизни, выставит русских не как грозных победителей... но как нацию, заботящуюся об улучшении их состояния. Эти сближения могут послужить началом образования края и значительно облегчить военные операции и даже иногда устранить их печальную необходимость» [3].
Торговлю, как важный фактор в деле экономического освоения Кавказа, выделяет и известный художник России Г.Г. Гагарин. «Необходимо, чтобы выгода, если мы допускаем ее, была бы взаимная, - пишет он, - надо чтобы кавказец находил для себя столько же пользы принадлежать нам, сколько мы в его удержании. Достигнуть этого можно одною торговлею» [9]. Так, начальник Черноморской береговой линии генерал И. Р. Анреп, обосновывая необходимость столь «неполноправной» для России торговли с горцами, писал в проекте развития торговых отношений с адыгскими народами, что в качестве «единственной» цели видит то, что «... торговля должна служить единственно способом к укрощению нрава горцев; она должна возбудить в них новые нужды и заставить их заниматься мирными промыслами для произведения предметов, служащих к вымену нужных им товаров» [1, с.508]. Вовлечение горцев в производительный, созидательный труд, придание ему черт престижности в сравнении с воинской добычей, получаемой в набегах, должно было
сформировать новый «мирный» характер северокавказских народов, новые этические ориентации. Генерал И. Р. Анреп писал, что «. труд и честно добываемый хлеб будут иметь хорошее влияние на нравственность этого народа и из полукочевых разбойников
сделают оседлых хлебопашцев, ослабя настоящий воинственный дух и обратя деятельность их на предметы житейского состояния» [1, с.662].
Перед Российским государством стояла задача ускоренной адаптации вновь присоединённых народов, а решить её можно было, в том числе, создавая широкую сеть просветительских учреждений. Многие из присоединённых или вошедших в состав Российской империи народов не успели адаптироваться в новой политической и экономической среде, а многие находились под влиянием мусульманской традиции и культуры. Этому способствовали их религиозная принадлежность, распространение арабского языка, как языка официальных документов, а так же разветвленная сеть мусульманских учебных заведений. Отмечая специфическую роль арабского языка на Северном Кавказе и подчёркивая необходимость распространения вместо него русского языка, академик П.К.Услар писал: «Кроме морального влияния и монополии воспитания в руках у знатоков арабского языка были и другие весьма могучие средства. Уже много веков тому назад горцы осознали необходимость письменности для скрепления разного рода гражданских договоров. Но письменность в горах одна лишь арабская,- нотариусами были одни знатоки арабского языка. Без таковых учёных горцы обойтись не могли. Для наших административных распоряжений в горах необходима письменность; русская чужда горцам, туземной не существует; существует лишь одна арабская»[13, с.56]. К этому можно добавить, что на Северном Кавказе арабской письменностью владели немногие, они и исполняли административные функции.
Реформы на Северном Кавказе происходило по инициативе государства. Однако, этот процесс шел при активном диалоге с горскими обществами, вносившими существенные коррективы в ход и форму проведения тех или иных реформ. Во многом итоги преобразований на Северном Кавказе во второй половине XIX века можно расценивать как результат, созданный двухсторонними усилиями - общества и государства.
Северокавказский регион - зона культурного обмена и контактов между коренными жителями и мигрировавшими представителями восточнославянских и других этносов. Новая локальная история позволяет исследовать место не как типичную периферию, а как социокультурный объект, в котором присутствует многоликая общность со своей спецификой.
Разумеется, не культурное развитие народов Кавказского края как таковое было первостепенной задачей российского правительства, но посредством русской культуры создать благоприятные условия для России на Кавказе. О Кавказе русская художественная литература начала писать еще в XVIII в. Это были редкие упоминания, ограничивающиеся
стр. 108 из 250
обобщенными образами его природы и его народа. С начала XVIII в. интерес русского общества к Кавказу сильно возрос. Наряду с публикациями краеведческого характера стали появляться и художественные произведения о народах Северного Кавказа. Прогрессивные деятели России, посетившие Кавказ, не только гуманно и с глубоким сочувствием относились к горцам, но и пристально изучали их историю, быт, нравы и культуру. На новом материале, почерпнутом из кавказской действительности, русские писатели создавали в своих произведениях исполненные реалистической силы образы простых горцев и тем самым способствовали росту интереса и симпатий общественности России к горским народам.
Передовые деятели России относились с огромной симпатией к народам Северного Кавказа, понимая, что русский народ должен сыграть решающую роль в экономическом и культурном возрождении народов края. Реалистически описывая горцев, они способствовали распространению в России правды о народах Северного Кавказа, будили в русском читатели чувство уважения к горцам.
Рост культурных, как и хозяйственных связей усилил взаимное языковое влияние, появляются заимствованные слова и термины. Говорить по-русски первыми начали мужчины, что было связано с военной службой в добровольческих частях, торговыми связями, куначеством. Дети представителей горских народов, учившихся в станицах, как правило, жили в русских семьях кунаков родителей. Русские учителя и передовые деятели национальной культуры уделяли большое внимание собиранию фольклорного материала. Вовлечение народов Северного Кавказа в общее русло экономического развития России, тесные знакомства и связи с русским населением привели к значительным их изменениям в материальной и духовной культуре местных жителей. Она обогащалась взаимными заимствованиями, подвергалась влиянию передовой общественной мысли, впитывая все лучшее, что было создано народами.
Прогрессивные деятели России относились с большим уважением и вниманием к национальной культуре горцев. Интерес представляют факты, связанные с обретением народами Северного Кавказа письменности. У каждого народа это событие отличалось своеобразием, но было и общее - значительная помощь русских ученых и заинтересованное стремление национальных просветителей поднять культурный уровень своего народа за счет создания письменности. Делались неоднократные попытки создания письменности и грамматики черкесского языка. Одна из таких попыток была проделана преподавателем черкесского языка Ставропольской гимназии Умаром Берсеевым. Он составил азбуку черкесского языка на основе русской графики из 46 букв. Помощь оказал русский ученый П.К.Услар. Член Кавказского отдела Императорского Русского
стр. 109 из 250
Географического общества, талантливый кавказовед создал ценные монографии на разных языках. Считая, что первый шаг к просвещению народа составляет грамотность на родных языках, он придавал первостепенное значении замене аджамской системы письма, основанной на арабской графике, новым алфавитом на русской графике. Он советовал: «Выучите сначала ученика-горца грамоте на родном языке, и от него перейдете к русской» [7]. Придавая большое значение сближению горцев с русским народом Услар писал: «Русский язык - сближение с русской жизнью, хотя бы даже только умственно, бесконечно важны для будущности Кавказа» [13,с.35]. В 30-е годы XIX в. академик А.Шегрен составил первый словарь черкесского языка, насчитывавший 600 слов. Известный ориенталист Л.Люлье в 1840г. создает адыгский алфавит, с помощью которого составил и издал в 1846г. «Русско-адыгский словарь»[5]. Многие ученый занимались этой проблемой. Однако, несмотря на их усилия и старания прогрессивных деятелей черкесского народа по созданию черкесской письменности не увенчалась успехом, так как она встречала яростное сопротивление со стороны мусульманского духовенства, которое стремилось сохранить монополию на образование в своих руках.
Большой вклад в изучение кабардино-черкесского языка и подготовку местных научных кадров внес Л.Г. Лопатинский. Прогрессивное влияние оказывали ученые. Неоценима роль в развитии горской культуры выдающегося русского юриста, социолога, историка М.М.Ковалевского, филолога В.Ф. Миллера, историков А.Берже, Е.Вейденбаума.
В русских периодических изданиях печатали произведения крупного этнографа и историка черкесского народа Хан Гирея. В первом томе журнала «Современник», издаваемом Пушкиным, была опубликована повесть черкесского писателя Султан Казы Гирея «Долина Ажитугай», написанная автором на русском языке. Многие славные сыны кавказских народов получили своё образование в Ставропольской гимназии, в частности Адиль-Гирей Кешев - прогрессивный общественный деятель, литератор, редактор газеты «Терские ведомости».
Изобразительное искусство развивалось менее интенсивно, это объясняется религиозной принадлежностью горцев исследуемого региона. Коран запрещал изображение человека и живых существ. Однако под влиянием русской живописи и благодаря обучению художественному мастерству у художника-передвижника
Н.А.Ярошенко Ислам Крымшамхалов создавал прекрасные пейзажи Карачая.
Примером большого влияния на формирование одного из замечательных просветителей адыгов - Хан-Гирея - как ученого, литератора и общественного деятеля оказывали деятели русской науки и культуры с которыми он встречался в Петербурге в
30-х гг.Х1Х в. Литератор Бурнашев В.П. помогал Хан-Гирею в подготовке рукописи «Записки о Черкесии». Известный учёный-кавказовед П.К. Услар оказывал содействие другому адыгскому просветителю - Кази Атажукину в написании его работ.
Под влиянием М.А.Балакиреева, С.И. Танеева, М.М.Ковалевского, В.Ф.Миллера стали интересоваться этнографией, фольклором и языком своего народа балкарец Исмаил и его сыновья Навруз и Сафар - Али Урусбиев [7]. Выпускник Владикавказского реального училища Навруз Урусбиев по совету композитора С.И.Танеева собирал и записывал народные песни сказания. Позже эти материалы были опубликованы известным кавказоведом Н.И.Тульчинским [7].
Мировоззрение и культурный облик первых представителей северокавказской интеллигенции формировались под огромным воздействием русской культуры, в личных и творческих контактах с выдающимися представителями русской литературы, науки, общественной мысли. Исторические и филологические взгляды Ногмова сложились под влиянием Н.И.Карамзина, Ф.Шармуа, А.М.Шегрена [6].
После расширения территории Российской империи и вхождения в неё большого количества народов, находящихся на разном уровне социокультурного развития, перед российскими властями встала проблема взаимодействия с их традиционно сложившимися этнопедагогическими структурами. Реформы, проводимые в сфере образования в европейской части России, параллельно проводилась и на её окраинах. С этой целью было создано централизованное управление, где большинство учебных заведений в стране находилось в ведомстве Министерства народного просвещения образованного манифестом императора Александра I от 8 (20) сентября 1802 года «Об учреждении министерств» в целях «воспитания юношества и распространения наук». Деятельность министерства в регионах проводилась через округа. Учебные заведения находящиеся в пределах Кавказского края, образовали Кавказский учебный округ. 17 марта 1803 г. был издан высочайший указ об открытии в губернских городах гимназий, а в уездных -училищ. Уже в 1803 г. правительством было принято решение об отправлении детей «туземцев» в Московский университет для обучения за казенный счет.
Только в 1829 г. изданное «Положение о Закавказских училищах» можно считать началом деятельности по созданию законодательной базы в области просвещения и воспитания на Северном Кавказе. 20 октября 1859 г. был утвержден «Устав о горских школах», которые должны были распространять «гражданственность и образование между горцами», а также давать образование детям «служащих на Кавказе семейных офицеров и чиновников». 12 ноября 1868г. было издано «Положение о Кавказских воспитанниках в высших и специальных учебных заведениях Империи», Ставропольская
стр. 111 из 250
и Кубанская гимназии получили статус классических. Положение также регламентировало число воспитанников: из 126 молодых людей 65 предполагалось обучать в Петербургском, Московском, Харьковском и Новороссийском университетах, а 61- в разных специальных учебных заведениях.
Таким образом, процесс интеграции народов Северного Кавказа в культурное пространство России имел свои позитивные и негативные результаты. К позитивным можно отметить создание единого языкового и образовательного пространства. Негативные проявлялись в ускоренном административно - силовом давлении центральной власти на народы региона. В правительственных верхах России имелись сторонники двух различных методов ведения политики царизма на Кавказе. Одни считали, что покорить горцев можно лишь военными средствами, другие полагали, что этого можно скорее достигнуть мирным путём. Присоединение Северного Кавказа и освоение этого региона означало изменение форм управления на местах, выработку особой культурной и образовательной политики.
Правительство, проводя политику умиротворения народов Северного Кавказа, делало это методами идеологизации населения. В этом процессе школа играла важнейшую роль. Школьная реформа привела к заметному сдвигу в развитии народного просвещения. Характерным явлением стало массовое участие населения Кавказа в организации учебных заведений. Неуклонно возрастал процент грамотности среди местных жителей, и уже появилась целая прослойка людей, получивших образование в правительственных учебных заведениях.
Вхождение народов Северного Кавказа в состав России привело к более тесному взаимодействию культуры России и кавказских этносов, наложило неповторимый отпечаток на русскую культуру, литературу, искусство, общественную мысль, расширило горизонты познания, внесло мощную струю в жизнь народов Кавказа, их материальную и духовную культуру. Русские учителя выступали инициаторами в деле создания алфавитов, букварей и грамматик для национальных языков. Они вместе с местными передовыми учителями боролись за демократическую и светскую школу. Русский язык дал возможность народам Кавказа познакомиться с богатством и разнообразием мировой культурой. Благодаря знанию русского языка появились свои национальные просветители, писавшие на русском языке. Их творческое наследие, являясь громадным вкладом в общественно-политическую мысль кавказских народов, и по сей день не потеряло своего значения.
Литература:
1. Акты, собранные Кавказской археографической комиссией. Т. IX.
2. Гордин Я. А. Кавказ: Земля и кровь: Россия в Кавказской войне Х1Хвека. М.,2000. С. 132.
3. Дякин В. С.Национальный вопрос во внутренней политике царизма (Х1Хвек) // Вопросы истории.1996.№9.С.40; Дякин В. С.Национальный вопрос во внутренней политике царизма (нач.ХХвека) // Вопросы истории.1996. №11-12.С.39
4. Иванов С.О сближении горцев с русскими на Кавказе //Военный сборник. 1859.№7.С.541-549.
5. Люлье Л.Я. Словарь русско - черкесский или адыгский с краткой грамматикой сего последнего. Одесса, 1846; Люлье Л.Я. Черкесия: Историко-этнографические статьи. Краснодар,1927.
6.Карачаево-Балкарские деятели культуры конца Х1Х - нач. ХХ века. В2-х.т.Т.1.Нальчик, 1993.С.255.
7. Ковалевский М.М., Миллер В.Ф. В горских обществах Кабарды // Вестник Европы.1884. Апрель; Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе.Т.1.М.,1890.
8. Покровский М.В.Из истории адыгов в конце ХУШ — первой половине Х1Х века: Социально-экономические очерки. Краснодар, 1989. С.212.
9. РГВИА. Ф. 38. Оп. 7. Ед. хр. 113. Л. 6-6 об.
10. Сивков К.В. О проекте окончания Кавказской войны в середине Х1Х века // История СССР. 1958.№ 3. С.192-195.
11. Тройно Ф.П. Экономическое и культурное развитие горских народов Северного Кавказа в составе России. Дис.. .канд. ист. наук. - Ставрополь,1966.С.78.
12. Тульчинский Н.И. Пять горских обществ Кабарды // Терский сборник. Вып.У.-Владикавказ,1903.
13.Услар П.К. О распространении грамотности между горцами //Сборник сведений о кавказских горцах. Вып.Ш.Тифлис,1870.