Научная статья на тему 'Основные условия формирования гражданской идентичности в Китайской народной республике'

Основные условия формирования гражданской идентичности в Китайской народной республике Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданская идентичность / национальная идентичность / политический концепт / условия формирования / Китайская народная республика / личность / civic identity / national identity / political concept / conditions of formation / the People's Republic of China / personality

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Татьяна Владимировна Бугайчукн, Ольга Алексеевна Коряковцева

Авторами статьи представлен теоретический анализ проблемы формирования национальной китайской идентичности на современном этапе мирового развития в условиях глобальных ценностных трансформаций и перемен. В статье отмечено, что в Китайской народной республике научный и практический интерес к обозначенной авторами проблеме сосредоточен на формировании именно национальной идентичности, что гораздо шире гражданской идентичности. Авторы осмысливают и анализируют семь основных условий формирования национальной идентичности китайцев. Выделены такие условия, как историческая память и безусловное принятие прошлого, уникальное культурное наследие страны и ориентация на национальный менталитет, образовательная и молодежная политика государства, направленная на социальную консалидацию общества, также определена роль религии в Китае, а именно, конфуцианства, представлено влияние символической политики государства на развитие идентичности китайцев; подчеркивается системность и планомерность процесса внедрения идеи национальной идентичности в течение последних сорока лет, отмечена важная роль централизованного государственного управления процессами формирования и развития идентичности граждан Китайской народной республики. В итоге размышлений сделан вывод о том, что закономерности формирования гражданской идентичности граждан не определяются нацией или страной, а связаны с особенностями развития гражданского самосознания и формированием личности в целом. Следовательно, значимость изучения опыта той или иной страны в вопросах развития и формирования гражданского самосознания в целом, и гражданской идентичности в частности высока, но при этом, безусловно, необходимо учитывать национальную, религиозную, культурную, историческую, языковую и государственную специфику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Татьяна Владимировна Бугайчукн, Ольга Алексеевна Коряковцева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic conditions for the formation of civic identity in the people’s republic of China

The authors of the article present a theoretical analysis of the way to form Chinese national identity at the present stage of world development in the context of global value transformations and changes. The article notes that the People's Republic of China shows scientific and practical interest in the problem indicated by the authors and focuses on the formation of national identity, which is much broader than the civic identity. The authors consider and analyze seven basic conditions for the formation of Chinese national identity. Certain factors are highlighted, such as historical memory and unconditional acceptance of the past, the country's unique cultural heritage and the national mentality, educational and youth policy of the state aimed at civil consolidation of the society. Moreover, the authors define the role of religion in China, namely Confucianism, and present the influence of the symbolic state policy on the development of the Chinese identity; emphasize the systemic and methodical process of introducing the national identity idea over the past forty years and note the important role of centralized state management in forming and developing the identity of the citizens in the People's Republic of China. As a result, the conclusion is made that the regularities of forming the citizens' civic identity are not determined by the nation or the country, but are related to the specifics of the development of civic consciousness and the formation of a personality in general. Consequently, the importance of studying the experience of a particular country in developing and forming civic consciousness in general, and civic identity in particular, is high, but it is certainly necessary to take into account national, religious, cultural, historical, linguistic and state specifics.

Текст научной работы на тему «Основные условия формирования гражданской идентичности в Китайской народной республике»

ПОЛИТОЛОГИЯ

Научная статья УДК 323.21

DOI: 10.20323/2658_2023_2_16_5 EDN MCJNLA

Основные условия формирования гражданской идентичности в Китайской народной республике

Татьяна Владимировна Бугайчук1Н, Ольга Алексеевна Коряковцева2

1 Доктор политических наук, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии, теории и методики профессионального образования, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, г. Ярославль.

2Доктор политических наук, кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и методики профессионального образования, директор Института развития кадрового потенциала, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, г. Ярославль 1mischenko@inbox.mн, https://orcid.org/0000-0001-6936-613X 2youth1@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0376-827X

Аннотация. Авторами статьи представлен теоретический анализ проблемы формирования национальной китайской идентичности на современном этапе мирового развития в условиях глобальных ценностных трансформаций и перемен. В статье отмечено, что в Китайской народной республике научный и практический интерес к обозначенной авторами проблеме сосредоточен на формировании именно национальной идентичности, что гораздо шире гражданской идентичности. Авторы осмысливают и анализируют семь основных условий формирования национальной идентичности китайцев. Выделены такие условия, как историческая память и безусловное принятие прошлого, уникальное культурное наследие страны и ориентация на национальный менталитет, образовательная и молодежная политика государства, направленная на социальную консалидацию общества, также определена роль религии в Китае, а именно, конфуцианства, представлено влияние символической политики государства на развитие идентичности китайцев; подчеркивается системность и планомерность процесса внедрения идеи национальной идентичности в течение последних сорока лет, отмечена важная роль централизованного государственного управления процессами формирования и развития идентичности граждан Китайской народной республики. В итоге размышлений сделан вывод о том, что закономерности формирования гражданской идентичности граждан не определяются нацией или страной, а связаны с особен-

© Бугайчук Т. В., Коряковцева О. А., 2023

Основные условия формирования гражданской идентичности в Китайской народной республике

5

ностями развития гражданского самосознания и формированием личности в целом. Следовательно, значимость изучения опыта той или иной страны в вопросах развития и формирования гражданского самосознания в целом, и гражданской идентичности в частности высока, но при этом, безусловно, необходимо учитывать национальную, религиозную, культурную, историческую, языковую и государственную специфику.

Ключевые слова: гражданская идентичность; национальная идентичность; политический концепт; условия формирования; Китайская народная республика; личность

Для цитирования: Бугайчук Т. В., Коряковцева О. А. Основные условия формирования гражданской идентичности в Китайской народной республике // Мир русскоговорящих стран. 2023. № 2 (16). С. 5-15. http://dx.doi.org/10.20323/2658_2023_2_16_5. https://elibrary.ru/MCJNLA.

_POLITICAL SCIENCE_

Original article

The basic conditions for the formation of civic identity in the people's republic of China

Tatyana V. Bugaichuk1H, Olga A. Koryakovtseva2

1Doctor of political sciences, candidate of psychological sciences, associate professor at the Department of general and social psychology, theory and methods of professional education, Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky, Yaroslavl. 2Doctor of political sciences, candidate of pedagogical sciences, professor, Department of theory and methods of professional education, director of the Institute for human resource development, Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushin-sky, Yaroslavl

1mischenko@inbox.ruEI, https://orcid.org/0000-0001-6936-613X 2youth 1 @mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0376-827X

Abstract. The authors of the article present a theoretical analysis of the way to form Chinese national identity at the present stage of world development in the context of global value transformations and changes. The article notes that the People's Republic of China shows scientific and practical interest in the problem indicated by the authors and focuses on the formation of national identity, which is much broader than the civic identity. The authors consider and analyze seven basic conditions for the formation of Chinese national identity. Certain factors are highlighted, such as historical memory and unconditional acceptance of the past, the country's unique cultural heritage and the national mentality, educational and youth policy of the state aimed at civil consolidation of the society. Moreover, the authors define the role of religion in China, namely Confucianism, and present the influence of the symbolic state policy on the development of the Chinese identity; emphasize the systemic and methodical process of introducing the national identity idea over the past forty years and note the important role of centralized

6

Т. В. Бугайчук, О. А. Коряковцева

state management in forming and developing the identity of the citizens in the People's Republic of China. As a result, the conclusion is made that the regularities of forming the citizens' civic identity are not determined by the nation or the country, but are related to the specifics of the development of civic consciousness and the formation of a personality in general. Consequently, the importance of studying the experience of a particular country in developing and forming civic consciousness in general, and civic identity in particular, is high, but it is certainly necessary to take into account national, religious, cultural, historical, linguistic and state specifics.

Keywords: civic identity; national identity; political concept; conditions of formation; the People's Republic of China; personality

For citation: Bugaichuk T. V., Koryakovtseva O. A. The basic conditions for the formation of civic identity in the people's republic of China. World of Russian-speaking countries. 2023; 2(16):5-15. (In Russ). http://dx.doi.org/10.20323/2658_2023_2_16_5. https ://elibrary.ru/MCJNLA.

Введение

Прежде, чем мы приступим к аналитическому рассмотрению основных направлений формирования и развития гражданской идентичности в Китае, считаем важным уточнить наше понимание политического концепта гражданской идентичности личности. Реализуя интегративный подход к осмыслению гражданской идентичности личности, мы понимаем политический концепт как часть гражданского самосознания личности, которое является результатом осознанного процесса отождествления человека с определенным гражданским обществом в конкретном социально-культурном контексте. Кроме того, гражданское самосознание включает принятие ценностей этого общества, что оказывает активное позитивное влияние на становление личности, и характеризуется как индикатор политической стабильности гражданского общества [Гражданская

идентичность ... , 2022]. Гражданская идентичность в данном контексте содержит культурные, религиозные, лингвистические, территориальные и исторические представления об обществе. На наш взгляд, это структурное явление, включающее в себя такие компоненты, как когнитивный, ценност-но-мотивационный и деятельност-ный. Данные компоненты, безусловно, взаимосвязаны, поэтому о сформированной гражданской идентичности мы можем говорить только тогда, когда все они достаточно развиты у личности и образуют устойчивую, «крепкую» структуру. Крайне важно понимать, что структурные компоненты гражданской идентичности развиваются неравномерно и гетеро-хронно, поэтому следует учитывать возрастные особенности становления и развития самосознания личности. С учётом современных социокультурных условий формирования гражданского общества мы

Основные условия формирования гражданской идентичности в Китайской народной республике

7

должны понимать: чем больше в общности личностей, разделяющих единую идентичность, тем выше вероятность совместных действий граждан в интересах страны и государства. Именно в эпоху глобальных перемен необходимо искать пути, ведущие к единству граждан, к сохранению государственности [Коряковцева, 2022].

Вот почему нам стал интересен опыт формирования и развития гражданской идентичности в динамично развивающейся стране, которая, как и Россия, является многокультурным, многонациональным и многоконфессиональным государством, в Китайской народной республике (далее КНР).

Теоретические основания исследования

Вывяленная нами особенность неслучайна. В 2006 году во время XVI съезда Коммунистической партии Китая была выдвинута программа «неуклонно возвышать и внедрять национальный дух», официальный статус при этом получила концепция единой китайской нации [Full text of Jiang Zemin's report at 16th Party congress, 2006], которая стала основой формирования у граждан КНР государственной китайской идентичности. И в современной политике Китая продолжает развиваться идея о китайской национальной идентичности [Кочетков, 2014]. Например, представленная Си Цзиньпином на XVIII съезде Коммунистической партии Китая концепция «китайской мечты» получила свое про-

должение. Она озвучивалась на XIX съезде Коммунистической партии Китая в 2017 году и в последующих выступлениях председателя КНР, в которых он призывал к возрождению китайской нации через «идеологическую, политическую и практическую подготовку» [Ли Янь, 2019].

Говоря о национальной идентичности в КНР, нельзя не отметить еще одну особенность. Важная роль в формировании идентичности граждан Китая отводится китайской политической культуре. Как отмечают А. Н. Музыкантов и Е. А. Ковалева, именно в китайской политической культуре патерна-листско-государственнического типа (государство-семья) заложено восприятие государства как высшей ценности и создается фундамент государственной политики социальной консолидации, что заставляет сомневаться в необходимости формирования гражданского общества [Музыкантов, 2022].

Без важнейшей роли государства в создании единых образовательных, юридических, политических и экономических основ национальная идентичность не способна обрести государственную форму. Политика формирования национальной идентичности КНР используется государством в качестве инструмента установления социальной коммуникации между представителями разных идеологий и убеждений. В статье 46 Конституции КНР записано: «Государство обеспечивает всестороннее нрав-

8

Т. В. Бугайчук, О. А. Коряковцева

ственное, умственное и физическое развитие молодежи, подростков и детей» [Конституция Китайской Народной Республики от 4 декабря 1982 г. ... ]. Для формирования национальной идентичности планируются действия правительства, продолжительные во времени, которые требуют неординарных усилий в области образования, языковой, информационной и религиозной политики [Помелова, 2016].

Результаты исследования

Рассмотрим основные условия формирования китайской идентичности.

Первое важное условие формирования идентичности граждан заложено в исторической памяти и в менталитете граждан Китая. Что мы понимаем под исторической памятью? Это прошлое, настоящее и будущее любого поколения, это причина и следствие формирования гражданской идентичности. Без этого условия формирование идентичности невозможно, так как самосознание любого общества начинается с истории [Лубков, 2021]. Ее символически значимые события формируют смысловую основу гражданской идентичности народа в целом и каждого отдельного человека в частности. Востоковед В. А. Корсун пишет: «Само богатство истории, а, вернее, «историческая память» о великих достижениях прошлого на уровне общественного и индивидуального сознания выступает мощным консолидирующим фактором, а также формой

психологической защиты и идентификации социума», служит «источником впечатляющего патриотизма» в современном Китае» [Корсун, 2008, с. 78].

Как мы видим, идентичность китайской нации создается на основе уважения к истории как к неотъемлемой части национального опыта. Восприятие своей истории как необходимости на пути к строительству социализма с китайской спецификой остается положительным. У молодых китайцев, как и у пожилого поколения, не принято критиковать ни предыдущих, ни действующих правителей, что способствует сохранению цельности общественного сознания. «Все три временных пространства - прошлое, настоящее и будущее, - должны работать на построение национальной идентичности» [Men, 2003, p. 32].

Вторым важным условием формирования идентичности в Китае является наличие политических символов. Символическая политика государства, по нашему мнению, обязательно должна воздействовать на гражданское самосознание личности, начиная с самого раннего периода. В Китае в этом вопросе существует стабильность, так как политические символы Китая в переходный период не претерпевали столь значительных изменений. К сожалению, в нашей стране такой однозначности символов нет. Управление процессами формирования идентичности в Китае базировалось на том, чтобы сохранить лидирующие позиции Коммунистиче-

Основные условия формирования гражданской идентичности в Китайской народной республике

9

ской партии, официально следовать прежней социалистической идеологии, воздержаться от изменений политической символики. В результате таких действий сегодня можно наблюдать феномен сочетания социалистического и капиталистического начал в общественном сознании современного Китая [Помозова, 2012]. На современном этапе развития признанным символом Китая стала панда, этот национальный бренд олицетворяет китайскую уникальность вкупе с миролюбием и заметно потеснил традиционного дракона.

Третьим условием эффективного формирования идентичности у граждан КНР мы считаем плавную, равномерную динамику организации этого процесса в сложный период трансформаций мирового сообщества посредством четко спланированной государственной стратегии, учитывающей культурные и ментальные особенности народа и не «ломающей» сознание китайцев.

После смерти Мао Цзэдуна, краха социализма в СССР и Восточной Европе в Китае стала очевидной необходимость коренных преобразований внутри страны. В результате перед руководством правящей партии возникла дилемма: идти ли по пути других социалистических стран и утратить автономность или же пойти по собственному, никем не опробованному пути. Не отказываясь от открытости западному миру, Коммунистическая партия Китая осознанно не стала перенимать западный опыт трансформаций. Кризис внешних моделей и

экономические успехи внутри страны, а также осознание коренного отличия восточного менталитета от западного подтолкнули руководство компартии к выбору собственного пути. В процессе решения глобальных проблем, оставшихся от предыдущих поколений,

Дэн Сяопин, оказавшийся у власти, решил не отступать от марксистского лозунга «практика - единственный критерий истинности». Именно этот лозунг и лег в основу преобразования идеологии и социальной системы в КНР [Помозова, 2012].

Четвертое условие успешного формирования национальной идентичности в Китае связано с культурным наследием и традициями китайского народа. Несмотря на то, что Китай открыл свои границы для внешнего мира и подвергся влиянию глобальных культурных потоков, что у граждан КНР появилось больше возможностей для вхождения в состав нескольких культур, необязательно возникших на их территории, идея «особой китайской специфики» и противопоставление уникальной культуры КНР западным ценностям прослеживается в позициях культурных деятелей и СМИ [Mauri, 2008]

Еще одним (пятым) условием формирования национальной идентичности в Китае является религиозный фактор, а именно конфуцианство. Конфуцианская добродетель и нормы взаимоотношений «воплощены в обществе в виде писаных и неписаных законов» [Мас-лов, 2010] и передаются из поколе-

10

Т. В. Бугайчук, О. А. Коряковцева

ния в поколение посредством образования и личного примера.

Роль конфуцианства в развитии национальной идентичности рассмотрена в работе А. М. Нуржаевой, Н. А. Алдабека, Г. Е. Надировой. Они отмечают следующее: «учитывая, что высказывания Конфуция, без преувеличения, знакомы каждому жителю Китая.. мудрость древнего философа способна спасти современное общество от дисгармо-нии..Все исследователи единодушны в своем мнении по поводу основной цели привлечения идей Учителя, которая состоит, как они утверждают, в переориентировании идеологических установок молодежи» [Влияние реформы учебных пособий . , 2021, с. 25].

Шестое условие - особая значимость государственной молодежной политики в развитии личности подрастающего поколения. КНР ведет самую всеобъемлющую молодежную политику среди стран Азии, которая включает шесть основных направлений: образование, трудоустройство, защита прав и интересов молодежи, движение добровольцев, охрана окружающий среды, культура и спорт. [Молодежная политика ... , 2018]. Молодежная политика в Китае основана на активной работе государства с молодежью. Там, например, трудоустройство выпускников берет на себя государство. Особое внимание правительство КНР уделяет развитию образования детей и молодежи в отдаленных и бедных районах.

Ключевую роль в молодежной политике КНР играет Всекитайская федерация молодежи - молодежное объединение, включающее в себя все влиятельные молодежные организации страны. Она занимается координацией работы с молодежью в Китае, разрабатывает и претворяет программы и планы деятельности молодежи в различных областях общественной жизни страны, организовывает и проводит культурные, спортивные и научно-технические конкурсы и состязания, награждает особо отличившихся молодых людей, внесших весомый вклад в развитие экономики и народного хозяйства КНР [Молодежная политика ... , 2018].

Нельзя не сказать и про образовательную политику КНР в области формирования гражданской идентичности. Это седьмое условие её эффективного становления и формирования, выделенное нами на основе теоретического анализа.

На протяжении всей истории в Китае всегда особое внимание уделялось образованию, которое рассматривалось как фундаментальная сила с точки зрения выживания нации и стабильности страны [Chen, 2020].

А. М. Нуржаева, Н. А. Алдабек, Г. Е. Надирова в своей статье «Влияние реформы учебных пособий на формирование китайской национальной идентичности» отмечают, что в КНР «этап школьного образования является фундаментальным в формировании у подрастающего поколения ценностей и взглядов на

Основные условия формирования гражданской идентичности в Китайской народной республике

11

жизнь, лучшим временем для закладывания системных основ национальной идентичности, патриотизма, национального единства, гражданской ответственности» [Влияние реформы ... , 2021, с. 24]. Авторы подчёркивают, что в соответствии с требованиями центрального правительства в 2012 г. Министерство образования КНР запустило процесс переработки учебников обязательного образования по вопросам морали и верховенства закона, китайскому языку и истории Китая [Система образования. Китай]. Уже через пять лет в 2017 г. новые учебники были введены в образовательный процесс по всей стране. Согласно результатам анализа, материалы учебника, включающие в содержание обучения дискурс национальной идентичности, охватывают 5 категорий национальной идентичности (личную, политическую, культурную, историческую и территориальную) и составляют около 52,39 % от общего контента. Исследования китайских образовательных реформ подтверждают факт влияния на идеологические установки учащихся китайских школ. Этот проект, реализующий политику партии в области образования и национальной культуры, несомненно, сыграл важную роль в гражданском воспитании молодого поколения китайцев.

Заключение

Таким образом, выделенные нами условия эффективного формирования китайской идентичности, а именно: историческая память, культурное наследие, образовательная и молодежная политика государства, системные лонгитюд-ные процессы внедрения идеи национальной идентичности, конфуцианство и символическая политика, - стали основой нациестрои-тельства в КНР, что позволило Коммунистической партии Китая и её председателю продвигать разрабатываемые ими концепции развития государственности и «единой китайской нации» - «китайской мечты». Хотелось бы отметить, что и в нашей концепции становления гражданской идентичности молодого поколения России практически все условия китайской модели были представлены, мы добавили только идею значимости русского языка как языка единения россиян и идею общего оздоровления нации, но данные условия лишь дополняют основные, выделенные в статье. Представленные в статье размышления привели нас к мысли о том, что закономерности формирования гражданской идентичности не определяются нацией или страной, а связаны с особенностями развития гражданского самосознания и формированием личности в целом.

Библиографический список

1. Влияние реформы учебных пособий на формирование китайской национальной идентичности / А. М. Нуржаева, Н. А. Алдабек, Г. Е. Надирова [и др.] // Интеграция образования. 2021. Т. 25, № 1. С. 22-42.

12

Т. В. Бугайчук, О. А. Коряковцева

2. Гражданская идентичность россиян: современный политический концепт : коллективная монография / Н. А. Баранов, Т. В. Бугайчук, О. А. Коряковцева [и др.]. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2022. 179 с.

3. Идентичность: личность, общество, политика. Энциклопедическое издание / отв. ред. И. С. Семененко. Москва : Весь мир, 2017. 992 с.

4. Конституция Китайской Народной Республики от 4 декабря 1982 г. (с изм., внесенными в 1988, 1993, 1999 и 2004 гг.). URL:

://chinalawinfo. ru/constitutional_law/constitution_ch2. (Дата обращения: 01.02.2023).

5. Корсун В. А. Идентичность «с китайской спецификой» // Полис. Политические исследования. 2008. № 3. С. 68-79.

6. Коряковцева О. А. Глобализация мирового сообщества и проблема гражданского становления личности / О. А. Коряковцева, Т. В. Бугайчук // Политическое пространство и социальное время: власть символов и память поколений : сборник научных трудов XXXVIII Международного Харакского форума. Симферополь : Типография «Ариал», 2022. С. 187-193.

7. Кочетков В. В. Идентичность как источник «мягкой силы» Китая / В. В. Кочетков, Е. Н. Грачиков // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2014. Т. 6, № 3. С. 40-62.

8. Ли Янь Си Цзиньпин призвал кадровых работников приложить усилия в деле национального возрождения // Агентство Синьхуа. 2019. URL: http://russian.people.com.cn/n3/2019/0904/c31521-9611887-2.html. (Дата обращения: 27.02.2023).

9. Лубков А. В. Вопросы истории второй мировой войны в интерпретации современных китайских историков / А. В. Лубков, М. В. Новиков // Вопросы истории. 2021. № 1. С. 260-270.

10. Маслов А. А. Наблюдая за китайцами: скрытые правила поведения. Москва : Рипол Классик, 2010. 109 с.

11. Молодежная политика в системе формирования гражданской идентичности современной молодежи : коллективная монография / под ред. А. В. Бугаева, Т. К. Ростовской. Москва : Изд-во РГСУ, 2018. 198 с.

12. Музыкантов А. Н. Зарубежный опыт формирования гражданской идентичности студентов / А. Н. Музыкантов, Е. А. Ковалева // Сборник материалов VII Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов» (22 февраля 2022 г.). Москва : ООО «ИРОК», 2022. С. 52-56.

13. Система образования. Китай. URL: Шр://развитие-китая.рф/Система-образования-Китай778.Ыш1. (Дата обращения: 29.03.2023).

14. Помелова Ю. П. Интеграция национальных меньшинств в национальную идентичность КНР // История и современность. 2016. № 1 (23). С. 171-180.

15. Помозова Н. Б. Сравнительный анализ стратегий формирования гражданской идентичности в России и Китае // Вестник МГИМО-Университета. 2012. №4 (25). С. 210-214.

16. Семененко И. С. Национальные практики формирования гражданской идентичности: опыт сравнительного анализа // Идентичность как предмет

Основные условия формирования гражданской идентичности в Китайской народной республике

13

политического анализа : сборник статей по итогам Всероссийской научно-теоретической конференции. Москва : ИМЭМО РАН, 2010. С. 86-101.

17. Chen L. A. Historical Review of Professional Learning Communities in China (1949-2019): Some Implications for Collaborative Teacher Professional Development // Asia Pacific Journal of Education. 2020. Vol. 40, issue 3. Pp. 373-385.

18. Full text of Jiang Zemin's report at 16th Party congress, 2006. URL: http://www.china.org.cn/english/2002/Nov/49107.htm. (Дата обращения: 11.02.2023).

19. Mauri F. The reconstruction of national identity in post-mao China. London: University of London, 2008. 32 p.

20. Men J. The search of An Official Ideology and Its Impact on Chinese Foreign Policy. Brussels: University of Brussels, 2003. 36 p.

Reference list

1. Vlijanie reformy uchebnyh posobij na formirovanie kitajskoj nacional'noj iden-tichnosti = The influence of textbook reform on the formation of Chinese national identity / A. M. Nurzhaeva, N. A. Aldabek, G. E. Nadirova [i dr.] // Integracija obrazovani-ja. 2021. T. 25, № 1. S. 22-42.

2. Grazhdanskaja identichnost' rossijan: sovremennyj politicheskij koncept = The civic identity of the Russians: a modern political concept : kollektivnaja monografija / N. A. Baranov, T. V. Bugajchuk, O. A. Korjakovceva, [i dr.]. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2022. 179 s.

3. Identichnost': lichnost', obshhestvo, politika. Jenciklopedicheskoe izdanie = Identity: personality, society, politics. Encyclopedic edition / otv. red. I. S. Semenenko. Moskva : Ves' mir, 2017. 992 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Konstitucija Kitajskoj Narodnoj Respubliki ot 4 dekabrja 1982 g. (s izm., vnesennymi v 1988, 1993, 1999 i 2004 gg.) = Constitution of the People's Republic of China dated December 4, 1982 (with amendments of 1988, 1993, 1999, and 2004). URL: http://chinalawinfo.ru/constitutional_law/constitution_ch2. (Data obrashhenija: 01.02.2023).

5. Korsun V. A. Identichnost' «s kitajskoj specifikoj» = The identity "with Chinese specificity" // Polis. Politicheskie issledovanija. 2008. № 3. S. 68-79.

6. Korjakovceva O.A. Globalizacija mirovogo soobshhestva i problema gra-zhdanskogo stanovlenija lichnosti = Globalization of the world community and the issue of a person's civic identity / O. A. Korjakovceva, T. V. Bugajchuk // Politicheskoe pros-transtvo i social'noe vremja: vlast' simvolov i pamjat' pokolenij : sbornik nauchnyh tru-dov XXXVIII Mezhdunarodnogo Harakskogo foruma. Simferopol' : Izd-vo Tipografija «Arial», 2022. S. 187-193.

7. Kochetkov V. V. Identichnost' kak istochnik «mjagkoj sily» Kitaja = The identity as a source of China's "soft power" / V. V. Kochetkov, E. N. Grachikov // Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 25: Mezhdunarodnye otnoshenija i mirovaja politika. 2014. T. 6, № 3. S. 40-62.

8. Li Jan' Si Czin'pin prizval kadrovyh rabotnikov prilozhit' usilija v dele nacion-al'nogo vozrozhdenija = Li Yan Xi Jinping called upon staff members to make an effort for national revival // Agentstvo Sin'hua. 2019. URL: http://russian.people.com.cn/n3/2019/0904/c31521 -9611887-2.html. (Data obrashheni-ja: 27.02.2023).

14

Т. В. Бугайчук, О. А. Коряковцева

9. Lubkov A.V. Voprosy istorii vtoroj mirovoj vojny v interpretacii sovremennyh kitajskih istorikov = World War II historical issues interpreted by contemporary Chinese historians / A. V. Lubkov, M. V. Novikov // Voprosy istorii. 2021. № 1. S. 260270.

10. Maslov A. A. Nabljudaja za kitajcami: skrytye pravila povedenija = Observing the Chinese: hidden rules of behavior. Moskva : Ripol Klassik, 2010. 109 s.

11. Molodezhnaja politika v sisteme formirovanija grazhdanskoj identichnosti sov-remennoj molodezhi = Youth policy in the system of forming the civic identity of modern youth: kollektivnaja monografija / pod red. A. V. Bugaeva, T. K. Rostovskoj. Moskva : Izd-vo RGSU, 2018. 198 s.

12. Muzykantov A. N. Zarubezhnyj opyt formirovanija grazhdanskoj identichnosti studentov = Foreign experience in forming students' civic identity / A. N. Muzykantov, E. A. Kovaleva // Sbornik materialov VII Mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konferencija «Aktual'nye problemy nauki i obrazovanija v uslovijah sovremennyh vyzovov» (22 fevralja 2022 g.). Moskva : OOO «IROK», 2022. S. 52-56.

13. Sistema obrazovanija. Kitaj = Education system. China. URL: http://razvitie-kitaja.rf/Sistema-obrazovanija-Kitaj778.html. (Data obrashhenija: 29.03.2023).

14. Pomelova Ju. P. Integracija nacional'nyh men'shinstv v nacional'nuju iden-tichnost' KNR = The integration of national minorities into the PRC's national identity // Istorija i sovremennost'. 2016. № 1 (23). S. 171-180.

15. Pomozova N. B. Sravnitel'nyj analiz strategij formirovanija grazhdanskoj identichnosti v Rossii i Kitae = Comparative analysis of civic identity formation strategies in Russia and China // Vestnik MGIMO-Universiteta. 2012. №4 (25). S. 210-214.

16. Semenenko I. S. Nacional'nye praktiki formirovanija grazhdanskoj identichnosti: opyt sravnitel'nogo analiza = National practices of civic identity formation: a comparative analysis experience // Identichnost' kak predmet politicheskogo analiza : sbornik statej po itogam Vserossijskoj nauchno-teoreticheskoj konferencii. Moskva : IMJeMO RAN, 2010. S. 86-101.

17. Chen L. A. Historical Review of Professional Learning Communities in China (1949-2019): Some Implications for Collaborative Teacher Professional Development // Asia Pacific Journal of Education. 2020. Vol. 40, issue 3. Pp. 373-385.

18. Full text of Jiang Zemin's report at 16th Party congress, 2006. URL: http://www.china.org.cn/english/2002/Nov/49107.htm. (Data obrashhenija: 11.02.2023).

19. Mauri F. The reconstruction of national identity in post-mao China. London: University of London, 2008. 32 p.

20. Men J. The search of An Official Ideology and Its Impact on Chinese Foreign Policy. Brussels: University of Brussels, 2003. 36 p.

Статья поступила в редакцию 24.03.2023; одобрена после рецензирования 08.05.2023; принята к публикации 26.05.2023.

The article was submitted on 24.03.2023; approved after reviewing 08.05.2023; accepted for publication on 26.05.2023

Основные условия формирования гражданской идентичности в Китайской народной республике

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.