ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Е.Э. Толикова, д-р экон. наук, профессор А.Г. Горьков, студент Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)
Аннотация. Статья посвящена анализу содержания угроз экономической безопасности России в таможенной сфере, а также обоснованию основных направлений развития таможенных органов на завершающем этапе реализации Стратегии развития таможенной службы.
Ключевые слова: Федеральная таможенная служба Российской Федерации, таможенные органы, обеспечение национальной безопасности, угрозы национальной безопасности, стратегия развития таможенных органов.
Одной из основных задач развития государства является формирование устойчивого экономического роста на базе повышения эффективности работы государственных институтов Российской Федерации, развития отечественного производства и эффективного противодействия угрозам экономической безопасности. Одним из институтов исполнительной власти, обеспечивающих безопасность страны, является система таможенных органов. Содействуя развитию международного торгового обмена, экспортного и транзитного потенциала России, защищая интересы российских товаропроизводителей и исполняя контрольную функцию, таможенные органы в системе органов исполнительной власти выступают в качестве узлового субъекта обеспечения экономической безопасности.
Отражение угроз экономической безопасности требует не только высокопрофессиональных и эффективных политических действий, но и изменения социально-психологических установок, господствующих в обществе [1].
Ряд угроз прослеживается при взаимодействии таможенных и иных органов исполнительной власти, организаций и ведомств, при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, из-за недостаточной обеспеченности современными информационными технологиями, в частности наблюдаются:
- сложности процедуры идентификации документов, выданных участникам внеш-
неэкономической деятельности ввиду отсутствия образцов бланков, оттисков печатей, подписей лиц, уполномоченных выдавать данные документы;
- проблемы межведомственного взаимодействия с государственными структурами, а также государственными органами иностранных государств;
- сложности запроса оригиналов документов у участников внешнеэкономической деятельности при сборе доказательств по фактам выявленных правонарушений, в связи с вводом электронного декларирования.
Внутренней угрозой для развития таможенных органов становится несовершенство таможенно-тарифной политики, приоритет фискальной функции в ущерб административной и правоохранительной, слабость материально-технической базы и связанные с ними коррупция и коррупционное поведение отдельных государственных служащих.
Среди преступлений коррупционной направленности выделяются преступления против интересов государственной службы, совершенные должностными лицами при исполнении должностных обязанностей, а также преступления, направленные на вовлечение должностных лиц в преступную деятельность.
В качестве инициаторов коррупционных процессов часто выступают субъекты внешнеэкономической деятельности, которые заинтересованы в теневом обороте финансовых ресурсов, «серых» схемах
импортно-экспортного товарооборота, уходе от налогов, отмывании доходов, полученных преступным путем.
Борьба с коррупцией в таможенной сфере сопряжена с определенными трудностями при выявлении такого плана нарушений, так как одна и другая стороны имеют заинтересованность в сохранении преступных связей. Кроме традиционных проявлений коррупции в таможенной сфере выявляются факты непосредственного участия должностных лиц таможенных органов в коммерческой деятельности для извлечения личной выгоды, предоставления льгот и преференций аффилированным лицам [3].
Отмеченные обстоятельства в перспективе могут стать факторами ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, недопоступления в бюджет денежных средств от внешнеторговой деятельности, а также расширения масштабной товарной интервенции, с дальнейшим замедлением темпов роста экономики, спадом промышленного производства.
Поэтому научное осмысление вопросов модернизации механизма таможенного регулирования, включающего всю совокупность управленческих приемов, методов, инструментов и процедур, становится главным фактором реализации завершающего этапа Стратегии развития таможенной службы [6], рассчитанного до 2020 г.
Перечень направлений данного этапа развития весьма широк и является производным от ее задач и приоритетов, включающих таможенное администрирование как организационно-управленческую деятельность Федеральной таможенной службы, а также деятельность таможенных органов, осуществляемую в рамках норма-
тивных и правовых актов, в процессе реализации возложенных на них задач.
Центральным звеном оптимизации таможенной политики должна стать активизация работы по укреплению кадрового потенциала таможенных органов, а также воспитательно-профилактической и антикоррупционной деятельности таможенных органов. В этом плане существенный эффект окажут меры комплексного характера, включающие:
Во-первых, меры, направленные на совершенствование работы по подбору и расстановке кадров таможенной службы, обеспечению необходимого профессионального уровня должностных лиц, а также обеспечению собственной безопасности таможенных органов.
Во-вторых, обеспечение социальной защищенности должностных лиц таможенных органов и членов их семей, предоставление им социальных гарантий путем повышения эффективности системы оплаты труда, расширения сети ведомственных медицинских и санаторно-курортных учреждений, решения вопросов формирования ведомственного фонда служебного жилья и улучшения жилищных условий нуждающихся в этом должностных лиц.
В-третьих, совершенствование организационно-управленческой деятельности таможенных органов путем обеспечения оптимальной нагрузки на должностных лиц по основным видам деятельности, качественного улучшения правового обеспечения управленческой деятельности, усиления аналитической составляющей на всех уровнях управления и развития методологической составляющей анализа деятельности таможенных органов.
Библиографический список
1. Губин Б.В., Павлов В.И., Сенчагов В.К., Сорокин Д.Е. Стратегические угрозы и риски в экономической сфере // Управление риском. Ежеквартальный аналитический журнал. -2015. - Спец. выпуск. - С. 14.
2. Богоявленский С.Б. Управление риском в социально-экономических системах: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2016.
3. Кириленко В.П., Дронов Р.В. Коррупция и ее связь с теневой экономикой // Управленческое консультирование. - 2015. - №3. - С. 28-36.
4. Бухвальд Е.М. Экономическая безопасность и финансово-бюджетные аспекты стратегического планирования развития российских регионов // Экономическая безопасность
России и стратегии развития ее регионов в современных условиях: Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. 2015. - С. 9-11.
5. Угрозы информационной безопасности в кризисах и конфликтах 21 века / под ред. А.В. Загорского, Н.П. Ромашкиной. - М.: ИМЭМО РАН, 2015.
6. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2575-р (ред. от 07.08.2017) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года»// Собрание законодательства РФ, 14.01.2013, N 2, ст. 109.
MAJOR THREATS TO ECONOMIC SECURITY IN RUSSIA
E.E. Tolikova, doctor of economic sciences, professor A.G. Gorkov, student Russian customs academy (Russia, Lyubertsy)
Abstract. The article is devoted to the analysis of the content of threats to Russia's economic security in the customs sphere, as well as the substantiation of the main directions of development of customs authorities at the final stage of the Customs Development Strategy implementation.
Keywords: Federal Customs Service of the Russian Federation, customs authorities, ensuring national security, threats to national security, development strategy of customs authorities.