Научная статья на тему 'Основные цели и задачи, обеспечивающие функционирование комплексной системы Разработчика и Изготовителя самолета по поддержанию летной годности для самолетов типа Ту-214 на этапе эксплуатации'

Основные цели и задачи, обеспечивающие функционирование комплексной системы Разработчика и Изготовителя самолета по поддержанию летной годности для самолетов типа Ту-214 на этапе эксплуатации Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
684
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОЛЕТ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / ЭКСПЛУАТАЦИЯ / ПОДДЕРЖАНИЕ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ / НАДЕЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Давлетов Рафис Мубаракьянович, Ефимов Алексей Александрович

Излагаются основные принципы системы, обеспечивающей поддержание летной годности самолета Ту-214 на этапе эксплуатации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Давлетов Рафис Мубаракьянович, Ефимов Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC PURPOSES AND TASKS, ENSURING FUNCTIONING COMPLEX SYSTEMS OF THE DEVELOPER AND MANUFACTURER OF THE PLANE ON MAINTENANCE OF THE VALIDITY FOR PLANES OF A TYPE TU-214 ON AN OPERATION PHASE

The basic principles of system ensuring maintenance of the validity of the plane Tu-214 on an operation phase are stated.

Текст научной работы на тему «Основные цели и задачи, обеспечивающие функционирование комплексной системы Разработчика и Изготовителя самолета по поддержанию летной годности для самолетов типа Ту-214 на этапе эксплуатации»

2009

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Аэромеханика, прочность, поддержание летной годности ВС

№141

УДК 629.017

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ РАЗРАБОТЧИКА И ИЗГОТОВИТЕЛЯ САМОЛЕТА ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ ДЛЯ САМОЛЕТОВ ТИПА ТУ-214 НА ЭТАПЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Р.М. ДАВЛЕТОВ, А.А. ЕФИМОВ Статья представлена доктором технических наук, профессором Шапкиным В.С.

Излагаются основные принципы системы, обеспечивающей поддержание летной годности самолета Ту-214 на этапе эксплуатации.

Ключевые слова: самолет, жизненный цикл, эксплуатация, поддержание летной годности, надежность.

Каждая стадия жизненного цикла самолета формирует соответствующую область, в которой эта стадия реализуется. Область - со своими характерными принципами, законами, структурной организацией - другими словами, специфическими условиями, которые определяют процесс реализации целей и задач данной области, и, в конечном итоге, полноценность реализации соответствующей стадии жизненного цикла. Как будет проходить процесс реализации -определяет то, как сформирована (насколько полноценно) и как функционирует соответствующая организационная структура каждой области. Этап эксплуатации самолета является определяющим этапом для всего жизненного цикла самолета. На этом этапе происходит наиболее полная, разносторонняя и объективная оценка не только технического уровня самого самолета: и по уровню его конструктивного исполнения, и по уровню его изготовления, но и оценка всей системы Разработчика и Изготовителя самолета, обеспечивающей полноценность реализации жизненного цикла самолета в целом. Этап эксплуатации "замыкает" процесс реализации жизненного цикла в единое целое, "замыкает" всю систему, и, тем самым, обеспечивает не только ее «устойчивость» (полноценность), но и развитие самой системы. Для этапа эксплуатации ОАО «Туполев» традиционно рассматриваются следующие основные цели:

- первая, как определяющая возможность реализации остальных, - обеспечить поддержание летной годности на необходимом уровне в течение всего периода эксплуатации всего парка самолетов каждого типа;

- обеспечить возможность для реализации в условиях эксплуатации тех качеств самолета, которые были заложены при его проектировании и изготовлении, реализовать для каждого экземпляра самолета его потенциальные возможности, заложенные на предыдущих этапах жизненного цикла, другими словами - обеспечить возможность для максимальной эффективности эксплуатации самолета;

- по мере накопления опыта эксплуатации обеспечить для самолета каждого типа непрерывность в его дальнейшем развитии (совершенствовании), не только для самолетов новых серий, но и для экземпляров самолетов уже находящихся в эксплуатации.

Для реализации основной цели - обеспечить сохранение уровня летной годности парка самолетов на должном уровне, на ОАО "Туполев" разработана концепция по комплексному формированию организационных структур, формированию долгосрочных и текущих задач, формированию условий для реализации этих задач.

При формировании концепции определяющей задачей ставилась задача создания необходимых условий для формирования и реализации эффективных управляющих решений, обеспечивающих сохранение уровня летной годности парка самолетов типа Ту-214 на основе:

- данных о результатах эксплуатации парка в целом,

- данных о вновь вводимых требованиях авиационных властей к функциональным характеристикам самолета, обязательных для внедрения на самолетах, находящихся в эксплуатации,

- данных, связанных с заявками эксплуатирующих организаций по переоборудованию (модернизации) конкретных экземпляров самолета.

Концепция предусматривает в качестве основы, обеспечивающей решение основных задач для парка самолетов типа Ту-214 - создание объединенной централизованной системы Разработчика (ОАО "Туполев") и Изготовителя (ОАО "КАПО им. С.П. Горбунова") на базе авторизованного сервисного технического центра и ремонта (АСЦ ТОиР) (рис. 1). Предусматривается, что АСЦ опирается на непосредственную поддержку Разработчика и Изготовителя, работает при непосредственном участии Разработчика (ОАО "Туполев") и Изготовителя (ОАО "КАПО им. С.П. Горбунова") и обеспечивает решение задач, поставленных Разработчиком и Изготовителем. В качестве основной цели для авторизованного Разработчиком и Изготовителем Центра ТОиР предусмотрено - обеспечить условия для сохранения и поддержания в эксплуатации необходимого уровня летной годности самолетов. При этом на АСЦ ТОиР должно быть возложено:

1. Формирование, ведение и обработка данных по результатам эксплуатации.

2. Всесторонний анализ данных, характеризующих уровень летной годности, и формирование очередных задач, планирование и проведение необходимых работ, обеспечивающих поддержание летной годности в течение всего периода эксплуатации.

3. Проведение работ по анализу результатов эксплуатации и подготовке необходимых мероприятий, в целях:

а) обеспечения оценки и контроля уровня надежности парка самолетов в целом и составных частей самолета;

б) выработки необходимых решений для экономии различных видов ресурсов за счет определения статистически обоснованных объемов требуемых запасных частей, материалов, инструментов.

4. Оптимизация существующих форм и технологии ТО. Разработка и оформление соответствующей документации по результатам работ.

5. Проведение доработок элементов конструкции планера самолета и самолетных систем, необходимых по условиям прочности для отработки располагаемых ресурсов.

6. Проведение периодического контроля (инспекции) текущего фактического состояния конструкции самолетов, находящихся в эксплуатации - прежде всего планера (по прочности и коррозии) и самолетных систем. Для этого надо назначить и проводить такой контроль состояния конструкции самолета в соответствующих производственных условиях при выполнении «тяжелых» форм ТО (КВР).

7. Разработка, апробация и подготовка для оформления организационной и технической документации (условия проведения работ, состав и технология работ) для вновь вводимых форм ТО (КВР).

8. Разработка и отработка технологии новых работ по ТО, необходимость в которых выявлена в ходе эксплуатации (дополнительные техкарты в действующее РЭ самолета).

9. Подготовка технологических процессов по ТО для передачи их в АТБ Эксплуатантов.

Внедрение и сопровождение новых процессов ТО после их внедрения в АТБ Эксплуатантов.

10. Стажировка, обучение персонала, сопровождение работ по ТО, выполняемых в АТБ Эксплуатантов.

11. Проверка технического уровня выполняемого в условиях эксплуатации ТО (Технический и авторский надзор за АТБ).

12. Сертификация Центров ТО для обслуживания ВС, разработки "Туполев" и выпускаемых КАПО.

13. Внедрение принятых решений в эксплуатации.

14. Разработка Отчетов по анализу результатов, подготовка материалов по запросам " Туполев" или КАПО.

15. Разработка и оформление документации по бюллетеням.

16. Анализ результатов эксплуатации и подготовка материалов для решений Разработчика в части проведения необходимых работ предприятиями промышленности по комплектующим изделиям систем самолета.

17. Подготовка исходных данных по результатам анализа опыта эксплуатации для формирования Разработчиком и Изготовителем самолета целей и задач по развитию (совершенствованию) первоначального образца самолета.

Кроме этого, предусматривается, что на АСЦ будут возложены задачи, обеспечивающие реализацию второй основной цели - обеспечить в условиях эксплуатации максимальное раскрытие и применение располагаемых самолетом возможностей путем создания действенной и эффективной системы технической и организационной поддержки самолета (системы, решающей задачи, понимаемые под термином "послепродажное обслуживание"). Основные задачи:

- по обеспечению бесперебойности эксплуатации;

- по минимизации времени простоев, связанных с исправностью техники;

- по подготовке решений Разработчика, направленных на проведение работ для снижения эксплуатационных расходов и повышения эффективности эксплуатации.

Рис. 1. Самолет Ту-214. Структурная схема взаимодействия участников системы

Для решения оперативных задач обеспечения эксплуатации, связанных с выработкой оперативных технических решений и консультирования персонала эксплуатантов - в рамках АСЦ формируется постоянно действующий (формат работы "24 / 365" - "24 часа / 365 дней в году") инженерно-диспетчерский центр (ИДЦ).

Основные задачи ИДЦ:

1. Обеспечение оперативной круглосуточной поддержки эксплуатанта по текущим вопросам технической эксплуатации АТ.

2. Формирование и ведение базы данных по текущему состоянию авиатехники в эксплуатации.

3. Обеспечение текущего непрерывного взаимодействия между АСЦ и эксплуатирующими организациями, АСЦ и предприятиями промышленности, АСЦ (как организации, представляющей Разработчика и Изготовителя) и федеральными авиационными властями.

4. Обобщение данных, определение типовых задач и разработка типовых решений для таких задач.

5. Предварительная обработка и обобщение данных для последующего анализа и принятия решений о проведении необходимых мероприятий.

Концепция предусматривает, что функционирование объединенной централизованной системы для решения основных задач для парка самолетов типа Ту-214, требует наличия соответствующего информационного обеспечения всех рабочих процессов.

Для этого ОАО "Туполев" проводятся работы по созданию комплекса интегрированной логистической поддержки эксплуатации (ИЛП) самолетов ТУ-214 (система "Атлас"), включающую в себя комплексную информационно-управляющую систему (ИУС) "Эксплуатация-Туполев" (рис. 2).

ИУС " Эксплуатация-Туполев" предназначена для:

- ведения и автоматизированной обработки данных для «электронных формуляров», включая данные о наработке и состоянии ВС, ведения данных по составу комплектующих изделий, установленных на каждом конкретном экземпляре самолета и изменениям в составе комплектующих изделий (КИ) в ходе эксплуатации, учета отказов и неисправностей;

- обеспечения инженерно-технических служб Разработчиков, Изготовителей ВС и КИ, а также эксплуатирующих организаций оперативной и достоверной информацией о состоянии эксплуатируемых ВС;

- оперативного решения вопросов эксплуатации с целью сокращения простоя ВС в неисправном состоянии;

- экономии различных видов ресурсов за счет определения статистически обоснованных объемов требуемых запасных частей, материалов, инструментов.

Комплекс ИЛП самолетов Ту-214 (система "Атлас") имеет модульную структуру. Основные модули системы «Атлас» показаны в табл. 1.

Таблица1

Раздел Основное назначение

Комплектность Предназначен для занесения в БД данных о первоначальной комплектации ВС и данных о заменах, произведенных на этапах конечной сборки, испытаний и эксплуатации ВС

Эксплуатация Предназначен для ввода и хранения данных о наработке ВС

Учет неисправностей Предназначен для ввода и хранения в БД данных об отказах и неисправностях, выявленных на этапах сборки, испытаний и эксплуатации

Учет работ Предназначен для ввода и хранения данных о выполненных работах на ВС

Учет ПКИ Предназначен для ввода и хранения информации о ПКИ, устанавливаемых на ВС

Анализ надежности Предназначен для анализа надежности ВС, систем, подсистем, агрегатов и ПКИ по эксплуатационным данным

Настройка типов воздушных судов Предназначен для ввода и хранения информации о типах ВС

Настройка предприятий Предназначен для ввода и хранения информации о предприятиях, организационной структуры предприятий

Настройка пользователей Предназначен для ввода пользователей, описания ролей и разграничения прав доступа пользователей к разделам

База данных имеет структуру, позволяющую быстро получить доступ к нужной информации.

Электронный формуляр содержит данные о комплектации и комплектности экземпляра самолета, изменении в комплектации, о выполненных полетах, данные по ресурсам самолета и ПКИ, отказах, выполненных работах по обслуживанию и др., и представляет собой структурированный программно-аппаратный комплекс, содержащий взаимосвязанные технические данные, требующиеся при эксплуатации и обслуживании изделия. Общие принципы - в соответст-

вии с КО 10303 (РЬСБ). Электронный формуляр может быть представлен в форме базы данных (для хранения и обработки) или электронного технического документа по ГОСТ 2.051-2006 (для передачи между организациями), а так же может поддерживаться на мобильном компьютере, входящим в состав изделия (или СНО).

Условиями функционирования комплекса интегрированной логистической поддержки эксплуатации (ИЛП) самолетов Ту-214 (система "Атлас") предусматривается организация системы доступа к банку данных, содержащихся в системе, и обмена информацией с предприятием -изготовителем самолета, предприятиями - разработчиками (изготовителями) систем и комплектующих изделий для разработки и внедрения мероприятий по повышению эксплуатационных характеристик систем и КИ.

Формирование электронного формуляра самолета (для вновь изготавливаем ых самолетов):

• сведения о типовой конструкции самолета;

• сведения о системах и агрегатах;

• состав и сведения о КИ;

• регла мент технического обслуживания и руководство по эксплуатации самолета;

• руководство по эксплуатации КИ

Учет и обработка информации о техническом состоянии действующего парка основных изделий

Учет и обработка, информации о техническом обслужи - Г

вании,

изделий

основных

Учет и обработка информации о наработке, об измене- \ нии ресурсов основных изделий |

Центр эксплуатации

Центральная информационная база ИУС «Эксплуатация-Туполев»

_ _і_

т

Учет и обработка информации о наработке, замене, движении, об изменении ресурсов агрегатов и КИ

Учет и обработка информации об отказах и неисправностях основного изделия, его систем,

агрегатов и КИ

Разработчик самолета ОАО «Туполев»

Расчет и анализ показателей надежности

Оценка фактического уровня надежности и безопасности

Выпуск отчетов, справок по условиям эксплуатации

Формирование статистически обоснованного состава техаптечки и обменного фонда

Формирование отчетов

Регистрация и контроль выполнения мероприя -тий и решений по вопросам эксплуатации

Изготовитель самолета КАПО им. С.П.Г орбунова

Коммуникационные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сети

(ЛВС, Интернет)

Органы государственного регулирования:

УНПЛГ ГВС ФСНСТ

ГЦ БП на ВТ

АР МАК

Центры

сертификации

Эксплуатирующие организации

Д

Организации по ТОиР АТ

Разработчики и изготовители СУ

Поставщики

КИ

Рис. 2. Схема информационно-управляющей системы "Эксплуатация-Туполев"»

THE BASIC PURPOSES AND TASKS, ENSURING FUNCTIONING COMPLEX SYSTEMS OF THE DEVELOPER AND MANUFACTURER OF THE PLANE ON MAINTENANCE OF THE VALIDITY FOR PLANES OF A TYPE TU-214 ON AN OPERATION PHASE

Davletov R.M., Efimov A.A.

The basic principles of system ensuring maintenance of the validity of the plane Tu-214 on an operation phase are

stated.

Сведения об авторах

Давлетов Рафис Мубаракьянович, 1965г.р., окончил КАИ (1992), заместитель директора КФКБ ОАО "Туполев" по эксплуатации, область научных интересов - обеспечение технической эксплуатации авиационной техники.

Ефимов Алексей Александрович, 1956 г.р., окончил МАИ (1980), заместитель Главного конструктора самолета Ту-214 КФКБ ОАО "Туполев", область научных интересов - обеспечение технической эксплуатации авиационной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.